Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 29 апреля 2019 г. N 55од
"Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан"
23 декабря 2019 г., 31 августа 2021 г.
Преамбула изменена. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 31 августа 2021 г. N 105од
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов", приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 27 "Об организации работы по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов", законами Республики Татарстан от 9 февраля 2009 года N 14-ЗРТ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан", от 3 ноября 2015 года N 92-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан государственными полномочиями Республики Татарстан по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан", Указом Президента Республики Татарстан от 27 февраля 2009 года N УП-107 "О мерах по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Разъяснения о порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных актов Республики Татарстан;
Методические рекомендации по отбору правовых актов, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан;
Методические рекомендации по оформлению муниципальных нормативных правовых актов и сведений о них, направляемых для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан;
Положение о проведении юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Татарстан:
работу по представлению в Министерство юстиции Республики Татарстан муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан вести в соответствии с Разъяснениями и Методическими рекомендациями, утвержденными настоящим приказом;
определить структурное подразделение (лицо), ответственное за подготовку и направление в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Татарстан копий муниципальных нормативных правовых актов, а также сведений о них.
Министр |
Р.И. Загидуллин |
Разъяснения
о порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан
(утв. приказом Министерства юстиции РТ от 29 апреля 2019 г. N 55од)
23 декабря 2019 г., 31 августа 2021 г.
I. Введение
Пункт 1.1 изменен. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 31 августа 2021 г. N 105од
1.1. Настоящие Разъяснения о порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан (далее - Разъяснения, регистр, акты) разработаны во исполнение Указа Президента Республики Татарстан от 27 февраля 2009 года N УП-107 "О мерах по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан" на основании положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов", приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 27 "Об организации работы по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" (далее - приказ N 27), законов Республики Татарстан от 9 февраля 2009 года N 14-ЗРТ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан" (далее - Закон N 14-ЗРТ), от 3 ноября 2015 года N 92-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан государственными полномочиями Республики Татарстан по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан" (далее - Закон N 92-ЗРТ).
1.2. Разъяснения предназначены для руководства в работе сотрудникам Министерства юстиции Республики Татарстан (далее - Министерство), осуществляющим ведение регистра, руководителям органов местного самоуправления и ответственным лицам за ведение работы по направлению актов для включения в регистр, а также за исполнение переданных государственных полномочий по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра.
II. Муниципальные нормативные правовые акты и сведения о них, подлежащие включению в регистр
2.1. Включению в регистр подлежат акты, принятые (изданные) должностными лицами и органами местного самоуправления, а также оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан).
К актам, указанным в абзаце первом настоящего пункта и подлежащим включению в регистр, относятся также:
акты, изменяющие (дополняющие) акт, в том числе создающие новую редакцию акта;
акты, продлевающие, приостанавливающие действие акта, отменяющие и признающие утратившими силу ранее принятые (изданные) акты;
акты, устанавливающие порядок, сроки вступления в силу основного (первоначального) акта в целом или его частей;
акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо не признаны утратившими силу (поскольку не исключается возможность обжалования решения суда);
акты, вносящие в акт изменения ненормативного характера (например, изменяющие поименный состав комиссии или иного коллегиального органа).
Пункт 2.2 изменен. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 31 августа 2021 г. N 105од
2.2. В соответствии с Методикой ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом N 27 (далее - Методика ведения федерального регистра, федеральный регистр) в регистр включаются действующие муниципальные нормативные акты вне зависимости от срока их действия и проведения юридической экспертизы.
2.3. Не включаются в регистр:
акты ограниченного пользования, указанные в части 6 статьи 3 Закона N 14-ЗРТ;
муниципальные правовые акты, не подлежащие включению в регистр в соответствии с перечнем, содержащимся в Методических рекомендациях Министерства юстиции Российской Федерации от 15.12.2011 N 17/91789-ВЕ "Примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов".
2.4. Под сведениями, указанными в части 1 статьи 5 Закона N 14-ЗРТ и подлежащими включению в регистр, согласно Методике ведения федерального регистра, понимаются:
2.4.1. Номера и даты регистрации актов - номера и даты регистрации, присвоенные актам при их включении в регистр.
2.4.2. Реквизиты актов (вид акта и наименование принявшего (издавшего) его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и наименование) - реквизиты, присвоенные акту в установленном порядке в органе местного самоуправления (при этом под номером акта понимается присвоенный в порядке, определенном в органе местного самоуправления, номер регистрации, зафиксированный в реестре (книге, журнале учета); при отсутствии наименования акта этот реквизит не указывается.
2.4.3. Сведения об источнике официального опубликования (обнародования) - информация о:
наименовании периодического печатного или сетевого издания, являющегося средством массовой информации и определенного уставом муниципального образования в качестве источника официального опубликования муниципальных актов (при наличии нескольких источников официального опубликования указываются все, в которых был опубликован муниципальный акт); дате издания, номере выпуска и статьи (при отсутствии статьи - номере страницы выпуска, с которой начинается текст муниципального акта);
предусмотренном уставом муниципального образования источнике (способе), с использованием которого был обнародован муниципальный акт (информационный стенд, сайт муниципального образования или др.); дате размещения муниципального акта на информационном стенде (информационных стендах), сайте муниципального образования.
2.4.4. Тексты как опубликованных (обнародованных), так и не опубликованных (не обнародованных) актов - тексты актов, включая все предусмотренные ими приложения.
2.4.5. Дополнительные сведения - сведения о документах, указанных в части 2 статьи 5 Закона N 14-ЗРТ, в том числе их реквизиты (вид, дата, номер, наименование (если имеется), наименование соответствующего органа) и тексты.
2.5. Регистр ведется в электронном виде с использованием программных средств федерального регистра. Основой регистра в электронном виде является распределенная база данных актов.
III. Направление муниципальных нормативных правовых актов для формирования регистра
3.1. Органы местного самоуправления самостоятельно проводят правовой анализ принятых (изданных) ими правовых актов на предмет определения нормативности с целью их отбора для направления в Министерство, руководствуясь пунктами 2.1-2.3, 3.2 Разъяснений.
3.2. В соответствии с Законом N 92-ЗРТ на основании соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и входящих в их состав поселений о взаимодействии по вопросам направления актов и сведений о них в регистр главой муниципального района в Министерство представляются также акты поселений, входящих в состав муниципального района.
Пункт 3.3 изменен. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 23 декабря 2019 г. N 169од
3.3. Акты в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 14-ЗРТ направляются главой муниципального образования в Министерство в течение 10 рабочих дней со дня их принятия (издания).
В случае официального опубликования (обнародования) актов в течение 10 рабочих дней со дня принятия (издания) на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU) их направление в Министерство не требуется.
3.4. В целях соблюдения срока, указанного в пункте 3.3 Разъяснений, и своевременного исполнения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, указанных в пункте 3.2 Разъяснений, главами поселений, входящих в состав муниципальных районов, обеспечивается заблаговременное (согласно срокам, определенным соглашениями) направление актов поселений органам местного самоуправления муниципальных районов.
Главами поселений, входящих в состав муниципальных районов, также обеспечивается направление сведений об официальном опубликовании (обнародовании) актов поселений органам местного самоуправления районного уровня с учетом сроков, определенных регламентами взаимодействия либо межмуниципальными соглашениями, в целях соблюдения порядка и сроков, указанных в пунктах 3.5, 3.5.1, 3.5.2 Разъяснений.
Пункт 3.5 изменен. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 23 декабря 2019 г. N 169од
3.5. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 14-ЗРТ одновременно с актами главой муниципального образования направляются сведения обо всех источниках и датах их официального опубликования (обнародования).
В случае если акты не направлялись в Министерство в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 4 Закона 14-ЗРТ, главой муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня официального опубликования (обнародования) актов на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU) направляются сведения обо всех иных источниках и датах официального опубликования (обнародования) актов, если такие сведения в указанный срок не размещены на Портале.
3.5.1. В случае официального опубликования (обнародования) актов после истечения 10 рабочих дней со дня принятия (издания) сведения об источниках и датах их официального опубликования (обнародования), за исключением сведений об опубликовании (обнародовании) на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU), направляются главой муниципального образования в Министерство не позднее 10 рабочих дней со дня официального опубликования (обнародования).
3.5.2. По запросу Министерства глава муниципального образования в 15-дневный срок направляет в Министерство заверенные копии публикаций актов в печатных изданиях, являющихся источниками официального опубликования.
3.6. Дополнительные сведения, указанные в пункте 2.4.5 Разъяснений (за исключением сведений о результатах юридической экспертизы, проводимой Министерством), в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 14-ЗРТ направляются в Министерство главами муниципальных образований либо иными должностными лицами или органами местного самоуправления не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления в орган местного самоуправления.
3.6.1. В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 5 Закона N 14-ЗРТ в Министерство направляются акты прокурорского реагирования (протесты, представления, заявления в суд), оформленные в отношении актов, содержащихся в регистре.
Акты прокурорского реагирования в отношении муниципальных актов правоприменительного характера, пробелов в правовом регулировании, действий (бездействия) органов (должностных лиц) местного самоуправления, а также информационные письма органов прокуратуры о недостатках в нормативном регулировании без указания на конкретные акты включению в регистр не подлежат.
3.6.2. Заключения правовой (в том числе антикоррупционной) экспертизы, составленные органами прокуратуры в отношении актов (их проектов), включаются в регистр в качестве иной информации, поступившей из органов прокуратуры, предусмотренной абзацем восьмым части 2 статьи 5 Закона N 14-ЗРТ.
3.6.3. В случае обжалования судебных актов по делам об оспаривании актов, сведения о которых включены в регистр, в Министерство наряду с судебными актами суда первой инстанции направляются судебные акты судов вышестоящих инстанций, вынесенные по итогам обжалования судебных актов судов нижестоящих инстанций.
Судебные акты судов всех инстанций, носящие организационный, промежуточный либо обеспечительный характер, направлению в Министерство не подлежат.
Пункт 3.7 изменен. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 23 декабря 2019 г. N 169од
3.7. Акты, а также сведения о них, предусмотренные пунктами 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 Разъяснений (за исключением случаев официального опубликования (обнародования) актов в течение 10 рабочих дней со дня принятия (издания) на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU)), а также пунктом 3.6 Разъяснений, направляются по каналам связи системы межведомственного электронного документооборота Республики Татарстан. Информация, имеющая значительный объем, может прилагаться к сопроводительному письму в виде сжатых (при помощи программ-архиваторов "RAR", "ZIP") файлов.
3.8. В случае технической невозможности использования каналов связи, указанных в пункте 3.7 Разъяснений, акты и сведения о них могут быть направлены на официальный адрес электронной почты Министерства (minjust@tatar.ru, minjust@tatarstan.ru) с сопроводительным письмом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, или представлены на машиночитаемом носителе. Информация, направленная нарочно, представляется с подписанным должностным лицом сопроводительным письмом, зарегистрированным в установленном порядке в органе местного самоуправления в качестве исходящей корреспонденции (с номером и датой).
3.9. В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 14-ЗРТ органы местного самоуправления обеспечивают полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в регистр, за исключением сведений о результатах юридической экспертизы, указанной в пункте 5.1 Разъяснений.
3.10. В целях систематизации поступающей для включения в регистр информации акты и сведения об источниках и датах их официального опубликования (обнародования), а также дополнительные сведения о них рекомендуется представлять в Министерство с приложением таблиц согласно формам, определенным приложением 1 и приложением 2 к Разъяснениям.
IV. Формирование и ведение регистра
Пункт 4.1 изменен. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 23 декабря 2019 г. N 169од
4.1. В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 14-ЗРТ в течение 10 рабочих дней со дня поступления в Министерство либо со дня официального опубликования (обнародования) на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU) акты проверяются на предмет нормативности и необходимости включения в регистр.
Пункт 4.2 изменен. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 23 декабря 2019 г. N 169од
4.2. В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона N 14-ЗРТ акты и сведения о них, подлежащие включению в регистр, включаются в регистр не позднее пяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в части 3 статьи 3 Закона N 14-ЗРТ и пункте 4.1 Разъяснений.
4.3. Информация о муниципальных правовых актах, поступивших в Министерство, но не подлежащих включению в регистр, обобщается и доводится (не реже чем один раз в год) до сведения органов местного самоуправления.
Пункт 4.4 изменен. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 23 декабря 2019 г. N 169од
4.4. Сведения об официальном опубликовании (обнародовании) актов, представленные в Министерство после поступления актов, либо сведения об иных источниках опубликования (обнародования) актов, представленные в Министерство после опубликования (обнародования) актов на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU)", а также дополнительные сведения включаются в регистр в течение пяти рабочих дней со дня поступления в Министерство.
4.5. Включение в регистр актов (текстов, реквизитов), сведений об их официальном опубликовании (обнародовании), дополнительных сведений осуществляется с использованием программных средств федерального регистра согласно порядку, определенному Методикой ведения федерального регистра.
4.6. Отметка о действии актов делается при их включении в регистр, если не поступила информация об их отмене либо признании утратившими силу (недействующими). При этом в качестве оснований для утраты силы (отмены) актов в соответствии с положениями, установленными статьей 48 Федерального закона N 131-ФЗ, признаются:
истечение срока действия акта, предусмотренное отдельным положением (нормой), содержащимся в указанном акте;
вновь принятые акты, содержащие положения об отмене либо о признании утратившими силу ранее принятых (изданных) актов;
вступившие в законную силу судебные акты о признании актов недействующими;
акты уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан - в отношении актов, регулирующих отношения в сфере осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, законами Республики Татарстан.
4.6.1. Если поступил муниципальный акт либо дополнительные сведения о приостановлении действия акта, в регистре ставится отметка о приостановлении его действия.
4.6.2. Если акт принят, но в тексте имеется указание на конкретную дату его вступления в силу или на вступление в силу по истечении определенного срока после официального опубликования (обнародования), в регистре ставится отметка, что акт не вступил в силу.
4.7. Сведения о соответствии либо несоответствии (противоречии) актов законодательству, уставу муниципального образования, вносятся в регистр согласно:
результатам юридической экспертизы, указанной в пункте 5.1 Разъяснений;
представленным органами (должностными лицами) местного самоуправления;
дополнительным сведениям о вступивших в законную силу судебных актах о признании актов не соответствующими законодательству и недействующими (ставятся отметки, предусмотренные программным обеспечением регистра: "не соответствует федеральному законодательству", "не соответствует законодательству субъекта Российской Федерации", "не соответствует уставу муниципального образования");
иным дополнительным сведениям (за исключением результатов юридической экспертизы, указанной в пункте 5.1 Разъяснений), содержащим информацию о несоответствии (противоречии) актов законодательству (ставятся отметки, предусмотренные программным обеспечением регистра: "выявлено несоответствие федеральному законодательству", "выявлено несоответствие законодательству субъекта Российской Федерации", "выявлено несоответствие уставу муниципального образования").
4.8. Поступившие в Министерство дополнительные сведения обрабатываются, анализируются на предмет определения необходимости (обоснованности) включения в регистр, после обработки хранятся в Министерстве в установленном уполномоченным в сфере архивного дела и делопроизводства федеральным органом исполнительной власти порядке. Также в указанном порядке хранятся экспертные заключения, составленные по результатам юридической экспертизы, указанной в пункте 5.1 Разъяснений.
V. Проведение юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
5.1. Министерство при организации и ведении регистра проводит юридическую экспертизу акта на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Татарстан, законодательству Республики Татарстан, уставу муниципального образования в соответствии с определенным статьей 4.1 Закона N 14-ЗРТ порядком и утвержденным приказом Министерства Положением о проведении юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан.
5.2. По результатам юридической экспертизы актов в регистр вносятся соответствующие записи (отметки), предусмотренные Методикой ведения федерального регистра и (или) программным обеспечением федерального регистра.
VI. Предоставление сведений из регистра
Пункт 6.1 изменен. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 31 августа 2021 г. N 105од
6.1. В соответствии со статьей 6 Закона N 14-ЗРТ из регистра предоставляются следующие сведения:
о включении нормативного правового акта в регистр;
номер и дата регистрации муниципального нормативного правового акта;
реквизиты муниципального нормативного правового акта (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и наименование);
сведения об изменении (дополнении), отмене или признании утратившим силу муниципального нормативного правового акта;
копия текста (фрагмента текста) муниципального нормативного правового акта;
информация об источнике официального опубликования нормативного правового акта;
информация о дополнительных сведениях о муниципальном нормативном правовом акте.
Раздел VI дополнен пунктом 6.2. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 31 августа 2021 г. N 105од
6.2. Рассмотрение обращения заявителя о получении сведений, содержащихся в регистре, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Раздел VI дополнен пунктом 6.3. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 31 августа 2021 г. N 105од
6.3. Предоставление сведений из регистра осуществляется в соответствии с Порядком предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных приказом N 27.
Приложение 1
к Разъяснениям о порядке организации
и ведения регистра муниципальных
нормативных правовых актов
Республики Татарстан
Сведения
необходимые для систематизации муниципальных нормативных правовых актов _________ муниципального района и входящих в его состав поселений
N п/п |
Орган (должностное лицо), принявший (издавшее) акт*(1) |
Вид акта*(2) |
Дата принятия (издания) акта |
N акта*(3) |
Наименование акта (при наличии) |
Сведения об официальном опубликовании (обнародовании) акта*(4) |
|
Источник |
дата |
||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
*(1) При представлении лицом, ответственным за исполнение переданных государственных полномочий по сбору информации от поселений, необходимой для ведения регистра, муниципальных нормативных правовых актов поселений, входящих в состав муниципального района, необходимо указывать также муниципальное образование, акты органов (должностных лиц) местного самоуправления которого представляются для включения в регистр.
*(2) Под видом акта в таблице понимаются виды муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами (должностными лицами) местного самоуправления, предусмотренные частями 3-7 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ. Допускается использование сокращений ("реш.", "пост.", "расп.").
*(3) Под номером муниципального нормативного правового акта понимается номер, присвоенный в порядке, определенном в соответствующем органе местного самоуправления (номер регистрации, зафиксированный в реестре, книге или журнале учета).
*(4) Наименование источника официального опубликования муниципального акта указывается без сокращений в именительном падеже. Также указываются дата публикации, номера выпуска и статьи, а при отсутствии статей - номер страницы выпуска, с которой начинается текст муниципального акта. При наличии нескольких источников официального опубликования указываются все имеющиеся источники официального опубликования.
Приложение 2
к Разъяснениям о порядке организации
и ведения регистра муниципальных
нормативных правовых актов
Республики Татарстан
Информация
о дополнительных сведениях о муниципальных нормативных правовых актах
N п/п |
Реквизиты документа |
Орган (должностное лицо), принявший (вынесший) решение (акт) |
Наименование акта (при наличии) |
Дата поступления документа в орган местного самоуправления* |
Реквизиты муниципального акта, в отношении которого оформлен документ (вид, издавший орган, дата и N акта**) |
||
Дата |
N*** |
Вид |
|||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
* Указывается в соответствии с датой регистрации в книге (журнале, реестре) учета входящей корреспонденции органа местного самоуправления.
** Наименование муниципального нормативного правового акта не приводится.
*** Под указанным номером, как правило, понимается исходящий номер документа - акта прокурорского реагирования, иного надзорного или контрольного органа. В отношении судебных актов может быть указан номер судебного дела.
Методические рекомендации
по отбору правовых актов, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан
(утв. приказом Министерства юстиции РТ от 29 апреля 2019 г. N 55од)
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов", Законом Республики Татарстан от 9 февраля 2009 года N 14-ЗРТ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан", Указом Президента Республики Татарстан от 27 февраля 2009 года N УП-107 "О мерах по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан" в целях упорядочения работы органов местного самоуправления по направлению муниципальных актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан (далее - регистр).
2. Органы местного самоуправления при отборе актов, подлежащих включению в регистр и направлению в Министерство юстиции Республики Татарстан, самостоятельно проводят правовой анализ муниципальных актов на предмет определения их нормативности и необходимости направления для включения в регистр с учетом Методических рекомендаций Министерства юстиции Российской Федерации от 15.12.2011 N 17/91789-ВЕ "Примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов".
3. Основными признаками, характеризующими муниципальный правовой акт (официальный письменный документ) нормативного характера, являются:
3.1. Принятие (издание) в установленном порядке и определенной форме управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом.
3.2. Наличие (установление, изменение, отмена, признание утратившими силу) правовых норм (правил поведения):
обязательных для неопределенного круга лиц;
рассчитанных на неоднократное применение;
направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
4. Включению в регистр подлежат муниципальные нормативные правовые акты, принятые (изданные) должностными лицами и органами местного самоуправления, а также оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), отвечающие признакам, указанным в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций.
5. Не включаются в регистр:
5.1. Муниципальные правовые акты:
для ограниченного пользования с грифами "для служебного пользования", "не подлежит опубликованию", "не для печати";
содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
действие которых исчерпывается однократным применением;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе муниципальные акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
рекомендательного характера;
о выделении материалов, машин оборудования, товаров, изделий;
иные акты ненормативного характера.
5.2. Уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты о внесении в них изменений.
6. Отдельные муниципальные правовые акты по форме могут являться актами распорядительного характера, но при этом содержать положения (нормы, пункты, разделы, приложения) нормативного характера. Такие муниципальные правовые акты признаются нормативными и подлежат включению в регистр.
Методические рекомендации
по оформлению муниципальных нормативных правовых актов и сведений о них, направляемых для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан
(утв. приказом Министерства юстиции РТ от 29 апреля 2019 г. N 55од)
1. В целях обеспечения единообразия формата представляемых документов и соответствия вводимой в регистр информации требованиям, определенным уполномоченным по ведению и методическому обеспечению федерального регистра федеральным органом исполнительной власти - Министерством юстиции Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется представлять акты в электронном виде с параметрами текста:
формат - "Word";
тип шрифта - "Arial";
размер шрифта - N 12;
цвет шрифта - черный;
использование полужирного шрифта - допускается для реквизитов "заголовок к тексту" (самого акта или его разделов), "подпись", а также отдельных фрагментов (слов, словосочетаний) текста;
использование курсивного шрифта - допускается для отдельных фрагментов (слов, словосочетаний) текста (если курсив был использован при издании муниципального нормативного правового акта для фрагментов текста большего объема или для всего текста документа, шрифт перед направлением в Министерство подлежит трансформации);
межстрочный интервал - одинарный или полуторный; поля:
20 мм - левое;
10 мм - правое;
20 мм - верхнее;
20 мм - нижнее.
1.1. Графические изображения, а также документы в форматах "PDF", "Exel" и других, представляемые с муниципальными нормативными правовыми актами в качестве приложений, направляются в формате "Word".
1.2. Допускается использование в направляемых в Министерство юстиции Республики Татарстан (далее - Министерство) актах рисунков с изображением официального бланка (включая официальные символы муниципального образования и текстовую часть бланка, соответствующую параметрам, указанным в пункте 3.5.3 Разъяснений), математических и иных формул, сохраненных в качестве отдельных фрагментов текста формата "Word".
1.3. В официальных бланках допускается использование других размеров шрифта, но не больших, чем размер N 14, использование полужирного и курсивного шрифта. При отклонении от указанных параметров акты представляются без использования официальных бланков.
1.4. Не допускается использование в тексте акта (в том числе для выделения абзацев) символов ("квадратов", "кружков" и тому подобных изображений), за исключением обозначения сносок, предусмотренных программным обеспечением текстового редактора, используемого при оформлении актов.
2. Дополнительные сведения представляются в виде сканированных документов (в формате "PDF" или других, в том числе размещенных в виде рисунков в документе формата "Word"). Допускается представление таких документов в виде фотоснимков. В информационную базу регистра вводятся реквизиты документов.
Положение
о проведении юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан
(утв. приказом Министерства юстиции РТ от 29 апреля 2019 г. N 55од)
31 августа 2021 г.
I. Введение
Пункт 1.1 изменен. - Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 31 августа 2021 г. N 105од
1.1. Настоящее Положение о проведении юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, включенных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан (далее - Положение, экспертиза, МНПА, регистр), разработано в соответствии со статьей 4.1 Закона Республики Татарстан от 9 февраля 2009 года N 14-ЗРТ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан" (далее - Закон N 14-ЗРТ), с учетом положений Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 27 "Об организации работы по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов".
1.2. Положение предназначено для руководства при проведении экспертизы сотрудниками подразделения Министерства юстиции Республики Татарстан, на которое возложены функции по организации и ведению регистра (далее - сотрудники, отдел, Министерство).
II. Общие положения и порядок проведения экспертизы
2.1. Экспертиза проводится на предмет определения соответствия МНПА актам большей юридической силы:
Конституции Российской Федерации;
законодательным и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам федерального уровня;
Конституции Республики Татарстан;
законодательным и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам Республики Татарстан;
уставу соответствующего муниципального образования.
2.2. Экспертиза проводится в отношении МНПА, поступивших в Министерство и включенных в регистр в установленном порядке, за исключением случаев, указанных в пункте 2.3 Положения.
2.3. Не проводится экспертиза МНПА:
2.3.1. Включенных в регистр ранее 28 декабря 2011 года и не прошедших экспертизу в связи с отсутствием до указанной даты соответствующих положений в Законе N 14-ЗРТ (в этом случае в регистре ставится отметка "экспертиза не проведена"), за исключением случаев, указанных в пункте 2.4 Положения.
2.3.2. В отношении которых в течение указанных в пунктах 3.1, 3.2 Положения сроков поступили следующие дополнительные сведения:
о вступивших в законную силу судебных актах по делам об оспаривании МНПА, которыми такие МНПА признаны не соответствующими актам большей юридической силы и недействующими (в регистре ставится одна или несколько из следующих отметок: "не соответствует федеральному законодательству", "не соответствует законодательству субъекта Российской Федерации", "не соответствует уставу муниципального образования"; также в регистре ставится отметка, что МНПА "недействующий");
об актах Конституционного суда Республики Татарстан по делам о проверке соответствия МНПА Конституции Республики Татарстан, которыми указанные МНПА признаны неконституционными и в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 22 декабря 1992 года N 1708-XII "О Конституционном суде Республики Татарстан" утрачивают силу (в регистре ставится отметка "не соответствует законодательству субъекта Российской Федерации"; также в регистре ставится отметка, что МНПА "недействующий").
2.3.3. Вносящих в ранее принятые (изданные) МНПА (далее - первоначальный МНПА) изменения ненормативного характера и не устанавливающих новых правовых норм (в регистре в отношении изменяющих актов ставится отметка "не требует юридической экспертизы", в отношении первоначальных актов сохраняется ранее поставленная отметка).
2.3.4. Утративших силу (отмененных) в результате принятия (издания) новых МНПА в течение сроков, указанных в пунктах 3.1, 3.2 Положения (в регистре ставится отметка "не требует юридической экспертизы").
2.3.5. У которых отсутствуют предусмотренные ими приложения (в регистре ставится отметка "самостоятельной юридической экспертизе не подлежит"; отсутствующие приложения запрашиваются Министерством, и после их поступления экспертиза проводится в установленном порядке с проставлением отметки о ее результатах).
2.4. По МНПА, в отношении которых в течение сроков, указанных в пунктах 3.1, 3.2 Положения, поступили МНПА о внесении изменений, экспертиза проводится в отношении первоначального и изменяющего МНПА.
2.5. При проведении экспертизы МНПА о внесении изменений в МНПА, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта, в отношении первоначального МНПА, имеющего отметку о проведении экспертизы, сохраняется ранее поставленная отметка.
При проведении экспертизы МНПА о внесении изменений в МНПА, при отсутствии в регистре первоначального МНПА либо одного или нескольких МНПА, которыми в него ранее были внесены изменения, в регистре ставится отметка "самостоятельной юридической экспертизе не подлежит". После поступления отсутствующих в регистре актов, в том числе по запросу Министерства, экспертиза проводится в установленном порядке с проставлением отметок о ее результатах.
2.6. При проведении экспертизы сотрудниками используются:
2.6.1. Сведения (данные) о нормативном регулировании в соответствующих сферах (областях), содержащиеся в:
правовых информационных системах;
общедоступных информационных ресурсах официальных порталов (сайтов) органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2.6.2. Поступившие в установленном порядке:
заключения правовой экспертизы иных экспертных организаций, независимых экспертов, составленные в отношении исследуемых МНПА (или их проектов);
результаты анализа исследуемых МНПА, полученные с использованием автоматизированных информационных систем;
акты прокурорского реагирования на исследуемые МНПА и заключения органов прокуратуры на проекты МНПА;
иные дополнительные сведения о МНПА.
2.6.3. Судебные акты, вынесенные в отношении актов других муниципальных образований, регулирующих аналогичные правовые отношения.
2.7. Контроль экспертной работы осуществляется заместителем министра, курирующим деятельность отдела, начальником отдела, заместителем начальника отдела в соответствии с компетенцией, определенной должностными регламентами государственных гражданских служащих, замещающих указанные должности.
2.7.1. Ответственность за соблюдение сроков проведения экспертизы, обоснованность выводов экспертизы, проведенной согласно порядку, указанному в пункте 6.1 Положения, несут сотрудники в соответствии с компетенцией, определенной должностными регламентами государственных гражданских служащих, замещающих соответствующие должности.
2.7.2. Ответственность за обоснованность выводов экспертизы, проведенной согласно порядку, указанному в пункте 6.2 Положения, несут заместитель министра, курирующий деятельность отдела, начальник отдела, заместитель начальника отдела и сотрудники в соответствии с компетенцией, определенной должностными регламентами государственных гражданских служащих, замещающих соответствующие должности.
III. Срок проведения экспертизы
3.1. В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона N 14-ЗРТ проведение экспертизы и включение в регистр сведений о ее результатах осуществляется в срок не более 45 дней с даты включения МНПА в регистр.
3.2. При необходимости срок, указанный в пункте 3.1 Положения, может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
IV. Вопросы, подлежащие рассмотрению в ходе проведения экспертизы
4.1. Экспертиза включает:
4.1.1. Юридическую оценку:
правовых оснований принятия (издания) МНПА;
компетенции органа (должностного лица), принявшего (издавшего) МНПА;
вида (формы) МНПА;
предмета правового регулирования.
4.1.2. Анализ содержащихся в МНПА норм на предмет соответствия актам большей юридической силы, указанным в пункте 2.1 Положения.
4.1.3. Оценку соответствия МНПА правилам юридической техники.
4.2. При проведении экспертизы:
оцениваются вопросы соблюдения порядка принятия (издания) МНПА;
проверяются вопросы соблюдения порядка введения в действие (вступления в силу) исследуемого МНПА;
подвергаются анализу иные МНПА, содержащиеся в регистре и принятые (изданные) в соответствующем муниципальном образовании, действующие и регулирующие аналогичные отношения, на предмет выявления возможного регулирования одних и тех же правовых отношений другими МНПА;
оцениваются вопросы достаточности регулирования соответствующих правовых отношений, а также возможного возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены (признания утратившим силу) МНПА, его части либо внесения в него изменений;
исследуются и учитываются вопросы соответствия МНПА правовой позиции судов, выраженной в судебных актах, вынесенных в отношении иных регулирующих аналогичные правовые отношения МНПА;
проверяются вопросы законности воспроизведения в МНПА норм законодательства, в том числе:
имеются ли ссылки в МНПА на акты законодательства, нормы (положения) которых воспроизводятся в МНПА;
не искажаются ли в МНПА нормы (положения) воспроизведенных в нем норм (положений) актов законодательства.
V. Основания признания МНПА не соответствующими (противоречащими) актам большей юридической силы
5.1. МНПА признаются не соответствующими (противоречащими) актам большей юридической силы по следующим основаниям:
наличие в МНПА норм (положений), не соответствующих (противоречащих) нормам (положениям) актов большей юридической силы;
отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с актами большей юридической силы необходимы для принятия (издания) МНПА;
принятие (издание) МНПА во исполнение отмененного (утратившего силу, признанного недействующим) законодательного или иного нормативного правового акта;
неправильный выбор законодательного либо иного нормативного правового акта, примененного при принятии (издании) МНПА;
принятие (издание) МНПА органом или должностным лицом местного самоуправления за пределами их компетенции;
неправильный выбор вида (формы) акта, примененного при принятии (издании) МНПА;
нарушение порядка принятия (издания) МНПА;
нарушение порядка введения в действие (вступления в силу) МНПА.
VI. Оформление результатов экспертизы
6.1. При установлении по результатам экспертизы соответствия МНПА актам большей юридической силы заключение экспертизы (далее - экспертное заключение) в письменном виде не оформляется, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Закона N 14-ЗРТ в раздел "Общие сведения" карточки МНПА регистра вносится предусмотренная его программным обеспечением отметка о соответствии МНПА федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации и уставу муниципального образования с учетом порядка, указанного в пунктах 2.3.6, 2.4, 2.5 Положения.
6.2. При признании МНПА несоответствующим (противоречащим) актам большей юридической силы оформляется экспертное заключение, визируемое начальником отдела либо его заместителем согласно их должностным регламентам и подписываемое заместителем министра, курирующим деятельность отдела. Экспертное заключение составляется по форме согласно приложению к Положению.
В экспертном заключении приводится анализ МНПА с указанием выявленных оснований несоответствия (противоречия) актам большей юридической силы, указанных в пункте 5.1 Положения, а также внутренних противоречий, содержащихся в МНПА, и недочетов юридико-технического характера.
При этом указываются:
соответствующая структурная единица (абзац, подпункт, пункт) МНПА и ее содержание, не соответствующее (противоречащее) акту большей юридической силы;
акты большей юридической силы с указанием их конкретных структурных единиц, несоответствия (противоречия) которым выявлены в МНПА.
При наличии аналогичных норм (положений) в федеральном законодательстве, законодательстве Республики Татарстан и уставе муниципального образования, несоответствия которым выявлены в МНПА, в экспертном заключении делаются ссылки на акты большей юридической силы только одного (высшего) уровня.
Тексты экспертных заключений хранятся в отделе в электронном виде и на бумажном носителе.
6.3. В дополнение к сведениям о результатах экспертизы в регистр вносятся реквизиты (дата и номер) экспертных заключений, и сведения о сотрудниках, их составивших.
6.4. Отметки, соответствующие результатам экспертизы, вносятся в графу "Описание" раздела "Дополнительные сведения", а также в строку "Статус соответствия" раздела "Общие сведения" карточки МНПА регистра. При наличии в разделе "Дополнительные сведения" информации о нескольких экспертных заключениях в разделе "Общие сведения" ставится статус последнего из них согласно дате документа.
6.5. В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона N 14-ЗРТ в случае выявления по результатам экспертизы в МНПА несоответствия (противоречия) актам большей юридической силы в целях организации работы по устранению выявленных нарушений экспертное заключение в течение семи рабочих дней со дня составления направляется письмом, подписанным:
министром - в Кабинет Министров Республики Татарстан и органы прокуратуры;
заместителем министра, курирующим деятельность отдела, - в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший (издавшему) МНПА.
Приложение
к Положению о проведении юридической
экспертизы муниципальных нормативных
правовых актов, включенных в регистр
муниципальных нормативных правовых
актов Республики Татарстан
Заключение
правовой экспертизы
N _________ от ___________ 20___ г.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 9 февраля 2009
года N 14-ЗРТ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов
Республики Татарстан", Указом Президента Республики Татарстан от 27
февраля 2009 года N УП-107 "О мерах по организации и ведению регистра
муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан",
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2006
N 68 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан" отделом
нормативной правовой работы в сфере местного самоуправления и ведения
муниципального регистра Министерства юстиции Республики Татарстан
проведена правовая экспертиза __________________________________________
________________________________________________________________________
(указываются реквизиты*(1) исследуемого муниципального нормативного
правового акта)
(далее - исследуемый акт*(2)).
Анализ норм исследуемого акта: ____________________________________
(указываются нормы исследуемого
________________________________________________________________________
акта, в которых выявлены несоответствия нормам актов большей юридической
силы, со ссылками на нормы актов большей юридической силы)
Вывод правовой экспертизы*(3): ____________________________________
Заместитель министра _____________ _____________*(4)
(подпись)
_______________*(5) _____________*(6)
*(1) Вид акта, наименование органа местного самоуправления с
указанием муниципального образования (в родительном падеже), дата,
номер, наименование акта (наименование акта заключается в кавычки).
*(2) Также в качестве сокращений могут быть использованы
наименования видов правовых актов, указываемые, как правило, с прописной
буквы. При составлении экспертных заключений, подготовленных по итогам
экспертизы актов о внесении изменений, могут быть использованы слова
"изменяющий акт", "изменяемый акт" ("первоначальный акт", "основной
акт").
*(3) Указывается краткий вывод о несоответствии законодательству
или иным актам большей юридической силы, о превышении изданием
исследуемого акта полномочий органа (должностного лица) местного
самоуправления и т.п.. Может быть также указано на несоответствие
исследуемого акта требованиям юридической техники.
*(4) Указываются инициалы и фамилия заместителя министра юстиции
Республики Татарстан, курирующего деятельность отдела нормативной
правовой работы в сфере местного самоуправления и ведения муниципального
регистра.
*(5) Указываются инициалы, фамилия и номер рабочего телефона
сотрудника отдела нормативной правовой работы в сфере местного
самоуправления и ведения муниципального регистра (эксперта) -
исполнителя правовой экспертизы.
*(6) Место для визы непосредственного руководителя эксперта,
проверившего обоснованность выводов и доводов экспертного заключения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 29 апреля 2019 г. N 55од "Об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 31 августа 2021 г. N 105од
Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 23 декабря 2019 г. N 169од