В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в целях реализации ответственной долговой политики и повышения ее эффективности, в соответствии с Уставом городского округа город Дзержинск, администрация города Дзержинска
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики городского округа город Дзержинск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Департаменту информационной политики и взаимодействия со СМИ опубликовать и разместить настоящее постановление в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте администрации города.
3. Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации городского округа.
Глава города |
И.Н. Носков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
города Дзержинска
Нижегородской области
.от 22.10.2021 N 3192
Основные направления
долговой политики городского округа город Дзержинск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления долговой политики городского округа город Дзержинск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - долговая политика города Дзержинска) разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, с целью определения основных подходов к формированию проекта городского бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Долговая политика города Дзержинска является составной частью бюджетной политики, которая определяется основными направлениями бюджетной и налоговой политики городского округа город Дзержинск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Долговая политика города Дзержинска направлена на создание целостной эффективной системы управления муниципальным долгом для обеспечения финансирования расходов городского бюджета за счет заемных средств при сохранении объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, с учетом минимизации всех возможных рисков, а также обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств в полном объеме и поддержание минимально возможной стоимости обслуживания рыночных заимствований.
I. Итоги реализации долговой политики города Дзержинска в 2020 году
В 2020 году долговая политика была ориентирована на решение таких задач, как сдерживание роста муниципального долга и расходов на его обслуживание, поддержание равномерного распределения долговой нагрузки на городской бюджет, мобилизация финансовых ресурсов с целью своевременного исполнения принятых долговых обязательств, соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Нижегородской области и Соглашением с министерством финансов Нижегородской области о социально-экономическом развитии и оздоровлении муниципальных финансов бюджета городского округа город Дзержинск Нижегородской области.
Муниципальный долг по состоянию на 1 января 2020 года составил 1 403,5 млн.рублей, на 1 января 2021 года 1 403,5 млн.рублей. Так, по итогу исполнения 2020 года, муниципальный долг был сохранен на уровне фактического значения за 2019 год.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июля 2020 года N 560 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований Нижегородской области" министерством финансов Нижегородской области ежегодно проводится оценка долговой устойчивости муниципальных образований Нижегородской области.
С целью управления и осуществления контроля над уровнем долговой устойчивости города Дзержинска была разработана Методика, утвержденная приказом департамента финансов администрации г. Дзержинска от 9 июля 2020 года N 37о/д "Об утверждении методики расчета модельного муниципального долга городского округа город Дзержинск на очередной финансовый год и плановый период" (далее - методика расчета модельного долга). На основании проведенного расчета 4 сценариев в соответствии с методикой расчета модельного долга - базового, позитивного, негативного и оптимального, а также дальнейшему их анализу в 2020 году было принято решение не наращивать муниципальный долг с 1 января 2020 года до утвержденного верхнего предела муниципального долга на 1 января 2021 года исходя из риска попадания города Дзержинска в группу заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости по итогам исполнения городского бюджета за 2020 год.
Динамика муниципального долга города Дзержинска в 2020 - 2021 годы
Наименование показателя |
2020 год, млн. руб. |
2021 год, млн. руб. |
Муниципальный долг на начало года |
1 403,5 |
1 403,5 |
Муниципальный долг на конец года, в т.ч.: |
1 403,5 |
1 309,8 |
Кредиты, привлеченные от кредитных организаций в валюте Российской Федерации |
1 373,5 |
802,9 |
Бюджетные кредиты, привлеченные в валюте Российской Федерации в городской бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
30,0 |
506,9 |
Муниципальные гарантии |
0,0 |
0,0 |
На основе фактических данных по итогам 2020 года и плановых бюджетных показателей 2021 года, в соответствии с приказом министерства финансов Нижегородской области от 29 сентября 2021 года N 189 "О классификации муниципальных образований Нижегородской области по группам долговой устойчивости" город Дзержинск отнесен к группе муниципальных образований со средним уровнем долговой устойчивости.
Верхний предел муниципального долга на 1 января 2022 года запланирован в объеме 1 309,8 млн.рублей или 80,9 процентов от доходов без учета безвозмездных поступлений и поступлений дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц.
По состоянию на 1 октября 2021 года отношение объема муниципального долга к утвержденной сумме налоговых и неналоговых доходов без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц составило 49,8 процентов.
Условие соглашения с министерством финансов Нижегородской области о социально-экономическом развитии и оздоровлении муниципальных финансов бюджета г.о.г. Дзержинск от 21 января 2021 года N СЭР-42-47/2021 об установлении на 2021 год доли объема муниципального долга не более 82,4 процента общего годового объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц выполняется.
Объем муниципального долга на 1 октября 2021 года составил 806,9 млн.рублей, в том числе 506,9 млн.рублей - бюджетный кредит, предоставленный министерством финансов Нижегородской области на погашение долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций бюджету городского округа город Дзержинск и 300,0 млн.рублей - кредиты от кредитных организаций.
По состоянию на 1 октября 2021 года бюджетные ассигнования на финансирование расходов на обслуживание муниципального долга на текущий финансовый год предусмотрены в общей сумме 75,0 млн. рублей, исполнение составило 32,0 млн.рублей (42,7 процентов от утвержденных ассигнований на текущий год) или 0,8 процента от планового объема расходов городского бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Условие, установленное статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по ограничению доли расходов на обслуживание муниципального долга от планового объема расходов городского бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в размере 1 5 процентов выполняется.
По состоянию на 1 октября 2021 года сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января 2021 года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января 2022 года составила 445,4 млн.рублей или 14,6 процентов к общему объему налоговых и неналоговых доходов городского бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
II. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики города Дзержинска
В 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов долговая политика города Дзержинска будет направлена на недопущение увеличения объема муниципального долга к доходам без учета безвозмездных поступлений и поступлений дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, а также на равномерное распределение долговой нагрузки по годам.
Основными факторами, положительно влияющими на характер и направления долговой политики города Дзержинска, являются:
1) возможное поступление налоговых и неналоговых доходов в городской бюджет сверх утвержденного плана, что позволит снизить объем муниципального долга на конец финансового года и долговую нагрузку на городской бюджет;
2) возможный кассовый разрыв, при котором в течение финансового года возникают остатки средств на едином счете городского бюджета, что позволить снижать объем муниципального долга в течение финансового года с целью возникновения экономии по расходам на обслуживание муниципального долга;
3) заключенное с министерством финансов Нижегородской области Соглашение от 3 сентября 2021 года N 47/РД/2021 "О предоставлении бюджету городского округа город Дзержинск из областного бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций", которое позволяет снизить расходы на обслуживание муниципального долга, а также обязует город Дзержинск обеспечить неувеличение доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям муниципального образования более 34,2 процентов объема доходов городского бюджета без учета безвозмездных поступлений;
4) возможная денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, направленная на снижение размера ключевой ставки Банка России, которое положительно сказывается на процентные ставки по кредитам от кредитных организаций.
Основными факторами, негативно влияющими на характер и направления долговой политики города Дзержинска, являются:
1) возможное снижение поступлений по налоговым доходам в городской бюджет из-за влияния макроэкономических показателей, что может стать причиной роста объема муниципального долга на конец финансового года и долговой нагрузки на городской бюджет;
2) возможный кассовый разрыв при исполнении городского бюджета, который может повлиять на рост объема муниципального долга в течение финансового года выше верхнего предела муниципального долга, установленного решением городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год и плановый период, но не выше предельного объема муниципального долга, установленного в соответствии с пунктом 5 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) возможная денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, направленная на повышение размера ключевой ставки Банка России, которое негативно сказывается на процентные ставки по кредитам от кредитных организаций.
III. Цели и задачи долговой политики города Дзержинска на 2022 - 2024 годы
Целями долговой политики города Дзержинска являются обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета, проведение взвешенной политики в области муниципальных заимствований и формирование оптимальной структуры муниципального долга.
Основными задачами реализации долговой политики являются:
1. Поддержание объема муниципального долга на уровне долговой устойчивости не ниже среднего, с учетом всех возможных рисков.
2. Повышение эффективности муниципальных заимствований городского округа город Дзержинск, сокращение рисков, связанных с их осуществлением.
3. Оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания, в том числе за счет управления ликвидностью остатка средств на едином счете городского бюджета.
4. Обеспечение взаимосвязи принятия решения о муниципальных заимствованиях с реальными потребностями городского бюджета в привлечении заемных средств.
5. Обеспечение открытости и прозрачности информации о муниципальном долге.
IV. Инструменты реализации долговой политики на 2022 - 2024 годы
Долговая политика города Дзержинска будет реализовываться с учетом норм, изложенных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, постановлении Правительства Нижегородской области от 7 июля 2020 года N 560 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований Нижегородской области", постановлении городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 1 октября 2008 года N 374 "Об утверждении Положения о порядке управления муниципальным долгом", постановлении городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 24 мая 2006 года N 79 "Об утверждении Положения о порядке привлечения муниципальных заимствований" и приказе департамента финансов администрации г. Дзержинска от 9 июля 2020 года N 37о/д "Об утверждении методики расчета модельного муниципального долга городского округа город Дзержинск на очередной финансовый год и плановый период".
Так, в целях обеспечения принципа сбалансированности и устойчивости бюджета области в 2022 - 2024 годах будет продолжена реализация Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики городского округа город Дзержинск на 2020 - 2024 годы, утвержденного постановлением администрации города от 23 мая 2017 года N 1618.
Объемы и параметры муниципальных заимствований будут определяться в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для отнесения города Дзержинска к группе заемщиков с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего, а именно:
1) обеспечение не более 85 процентов объема муниципального долга к общему объему доходов городского бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц;
2) обеспечение не более 18 процентов годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов городского бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) обеспечение не более 8 процентов доли расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов городского бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В целях реализации указанных мероприятий департаментом финансов администрации города при формировании бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов применяется методика расчета модельного муниципального долга, которая позволяет рассчитать 4 сценария, а именно:
1) базовый сценарий - формирование прогнозных показателей по муниципальному долгу, расходам на погашение и обслуживание муниципального долга, исходя из условия бездефицитного городского бюджета;
2) негативный сценарий - формирование прогнозных показателей по муниципальному долгу, дефициту бюджета, расходам на погашение и обслуживание муниципального долга, учитывающих максимальные риски по ухудшению долговой нагрузки на городской бюджет в допустимых пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
3) позитивный сценарий - формирование прогнозных показателей по муниципальному долгу, расходам на погашение и обслуживание муниципального долга, исходя из условия профицитного бюджета, способствующих максимально возможному снижению долговой нагрузки на городской бюджет и переходу города Дзержинска в группу заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
4) оптимальный сценарий - формирование прогнозных показателей по муниципальному долгу, дефициту (профициту) бюджета, расходам на погашение и обслуживание муниципального долга, учитывающих допустимый диапазон их значений, при которых обеспечивается потребность в финансировании приоритетных расходных обязательств и предотвращается ухудшение долговой нагрузки на городской бюджет.
Анализ полученных данных после расчета сценариев по методике расчета модельного муниципального долга позволяет:
- оптимизировать расходы на обслуживание долговых обязательств;
- равномерно распределить долговую нагрузку на городской бюджет на очередной финансовый год и плановый период;
- спрогнозировать и в проактивном формате повлиять на отнесение города Дзержинска к группе заемщиков с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего.
Исходя из обязательства города Дзержинска обеспечить неувеличение доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям муниципального образования более 34,2 процентов объема доходов городского бюджета без учета безвозмездных поступлений по заключенному с министерством финансов Нижегородской области Соглашению от 3 сентября 2021 года N 47/РД/2021, планирование дефицита городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период не представляется возможным, поэтому базовый сценарий модельного долга является оптимальным сценарием в соответствии с методикой расчета.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации будет использоваться механизм привлечения кредитов кредитных организаций на конкурентной основе по итогам проведенных электронных аукционов, в целях погашения ранее привлеченных долговых обязательств в соответствии со сроками погашения, а также для рефинансирования задолженности на более выгодных условиях для городского бюджета.
V. Анализ рисков для городского бюджета, возникающих в процессе управления муниципальным долгом города Дзержинска
Основными рисками, связанными с управлением муниципальным долгом, являются:
1) Риск невозможности рефинансирования действующих долговых обязательств с истекающими сроками погашения на приемлемых условиях.
Для управления рисками, связанными со способностью города своевременно исполнять свои долговые обязательства, будет осуществляться мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств. Для равномерного распределения объемов погашения по годам будут привлекаться среднесрочные муниципальные заимствования.
2) Риск увеличения суммы расходов на обслуживание долга вследствие повышения процентных ставок по кредитам от кредитных организаций.
В процессе управления рисками, влияющими на стоимость заимствований, будет проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогноза изменений процентных ставок на финансовом рынке (в том числе ключевой ставки Банка России) при планировании расходов на обслуживание муниципального долга. При мониторинге будут использоваться в том числе данные сайта Единой информационной системы в сфере закупок.
3) Риски нарушения установленных порядков и процедур при планировании и исполнении бюджета в части долговых обязательств.
Риски, связанные с управлением муниципального долга, будут исключаться путем обеспечения системы постоянного контроля за соблюдением процедур, обеспечения информационной безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 22 октября 2021 г. N 3192 "Об утверждении Основных направлений долговой политики городского округа город Дзержинск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 26 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Дзержинские ведомости" от 26 октября 2021 г. N 92