В целях обеспечения положительной динамики темпов экономического роста и достижения прогнозируемых показателей социально-экономического развития городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и принятия мер, направленных на дальнейшее развитие всех отраслей экономики, модернизацию, привлечение инвестиций и перевод экономики города в режим инновационного развития администрация города Махачкалы постановляет:
1. Одобрить Прогноз социально-экономического развития ГО с ВД "город Махачкала" на 2021 год и плановый период 2022 - 2024 гг. (основные показатели прогноза в базовом варианте прилагаются).
2. Структурным подразделениям администрации города Махачкалы обеспечить достижение выполнения показателей социально-экономического развития г. Махачкалы на 2021 год плановый период до 2024 по курируемым направлениям.
3. Управлению экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей:
3.1. организовать ежеквартальный мониторинг достижения установленных значений показателей социально-экономического развития г. Махачкалы на 2020 год и плановый период до 2024 года;
3.2. осуществлять координацию деятельности структурных подразделений администрации по реализации муниципальной составляющей национальных проектов, планируемых к реализации на территории г. Махачкалы в 20212024 гг.;
3.3. осуществлять мониторинг мер, принятых отраслевыми структурными подразделениями, по обеспечению представленности города Махачкалы в государственных программах Республики Дагестан, государственных программах РФ и федеральных целевых программах в 2021 - 2024 гг.;
3.4. ежедекадно представлять результаты мониторинга снижения неформальной занятости в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан;
3.5. осуществлять мониторинг достижения целевых значений показателей по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности;
3.6. осуществлять мониторинг исполнения запланированных заданий по налоговым и неналоговым доходам на 2021 год и плановый период 2022-2024 гг.;
3.7. обеспечивать подготовку и представление в Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным, доклада Главы города Махачкалы о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности ГО с ВД "город Махачкала" за 2021 год;
3.8. совместно с Минэкономразвития РД, а также ответственными структурными подразделениями обеспечить реализацию Плана мероприятий (Дорожной карты) по улучшению позиции Республики Дагестан в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, а также Плана мероприятий (Дорожной карты) по внедрению стандарта развития конкуренции;
3.9. осуществлять координацию и мониторинг реализации Дорожной карты по мобилизации доходов в консолидированный бюджет города Махачкалы и выявлению скрытых источников налогообложения и расширения налоговой базы за счет иных мер.
4. МКУ "Финансовое управление" администрации г. Махачкалы:
4.1. учесть показатели прогноза социально-экономического развития ГО с ВД "город Махачкала" на 2021 год и плановый период 2022 - 2024 годов при подготовке проекта бюджета ГО с ВД "город Махачкала" на 2021 год и плановый период 2022 - 2024 годов. При этом для разработки основных параметров проекта муниципального бюджета города Махачкалы на 2022 - 2024 годы предполагается использовать базовый вариант (вариант 1);
4.2. принять меры по обеспечению максимально возможного финансирования мероприятий, реализуемых в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596-602 и N 606;
4.3. предусмотреть средства на финансирование мероприятий, планируемых к реализации в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ Республики Дагестан, муниципальных программ;
4.4. обеспечить проведение мер по повышению администрирования доходов, оптимизации расходов и сбалансированности бюджета города Махачкалы.
5. МКУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства" администрации г. Махачкалы:
5.1. организовать работу по подготовке паспортов муниципальных составляющих национальных проектов, планируемых к реализации на территории г. Махачкалы в 2021 - 2024 гг. по курируемому направлению совместно с руководителями региональных проектов, по направления "Безопасные качественные автомобильные дороги" в части "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" Обеспечить реализацию утверждённых проектов с достижением целевых показателей в 2021 году;
5.2. организовать обустройство платного парковочного пространства в г. Махачкале с учетом интересов инвалидов;
5.3. организовать работу по обновлению автопарка транспортных средств, обслуживающих муниципальные маршруты;
5.4. продолжить организацию работы по эвакуации задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату;
5.5. продолжить работу по внедрению системы АСУУД с интеграцией систем видеофиксации нарушений ПДД, доступу к системам электронного межведомственного взаимодействия МВД РФ, определить перечни перекрестков для внедрения системы;
5.6. продолжить работу по организации плоскостных парковок на участках улично-дорожной сети общего пользования.
6. МКУ "Управление ЖКХ г. Махачкалы":
6.1. организовать работу по подготовке паспортов муниципальных составляющих национальных проектов, планируемых к реализации на территории г. Махачкалы в 2021 - 2024 гг. по курируемой отрасли совместно с руководителями региональных проектов, по направлению:
- "Экология" в части "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами" и в части "Чистая вода";
- "Жилье и городская среда" в части "Комфортная городская среда в Республике Дагестан".
Обеспечить реализацию утверждённых проектов с достижением целевых показателей в 2021 году;
6.2. обеспечить завершение мероприятий в 2021 году, проводимых в рамках реализации программы "Формирование современной городской среды городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2021 год";
6.3. подготовить предложения по капитальному ремонту автомобильных дорог г. Махачкалы и включить в проект на 2021 год в рамках реализации Федеральной программы приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" по Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Махачкалинской городской агломерации.
7. Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы:
7.1. принять меры по обеспечению поступлений неналоговых доходов в бюджет ГО с ВД "город Махачкала" в соответствии с установленным планом;
7.2. обеспечить эффективное использование муниципального имущества в целях получения дополнительных неналоговых доходов в бюджет г. Махачкалы;
7.3. обеспечить взыскание задолженности, сложившейся от заключенных договоров аренды муниципального имущества города Махачкалы, и расторжение договоров с неплательщиками.
8. Управлению культуры администрации г. Махачкалы:
8.1. организовать работу по подготовке паспортов муниципальных составляющих национальных проектов, планируемых к реализации на территории г. Махачкалы в 2020 - 2024 гг. по курируемой отрасли совместно с руководителями региональных проектов, по направлению "Культура" в части "Культура". Обеспечить реализацию утверждённых проектов с достижением целевых показателей в 2021 году.
9. Комитету по спорту, туризму и делам молодежи г. Махачкалы:
9.1. организовать работу по подготовке паспортов муниципальных составляющих национальных проектов, планируемых к реализации на территории г. Махачкалы в 2021 - 2024 гг. по курируемой отрасли совместно с руководителями региональных проектов, по направлению "Демография" в части "Спорт - норма жизни". Обеспечить реализацию утверждённых проектов с достижением целевых показателей в 2021 году.
10. Управлению информационных технологий и муниципальной географической информационной системы г. Махачкалы:
10.1. организовать работу по подготовке паспортов муниципальных составляющих национальных проектов, планируемых к реализации на территории г. Махачкалы в 2021 - 2024 гг. по курируемой отрасли совместно с руководителями региональных проектов, по направлению "Цифровая экономика" в части "Цифровые технологии". Обеспечить реализацию утверждённых проектов с достижением целевых показателей в 2021 году.
11. Рекомендовать:
11.1. Администрациям внутригородских районов г. Махачкалы:
продолжить работу по постановке на налоговый учет физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации в налоговых органах;
продолжить ежедекадное представление достоверных результатов мониторинга по снижению неформальной занятости в Управление экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей;
11.2. Государственному учреждению "Центр занятости" г. Махачкалы:
обеспечить во взаимодействии с заинтересованными работодателями эффективную реализацию утвержденных Правительством Республики Дагестан Программы по обеспечению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2021 год, Плана мероприятий по развитию занятости населения в РД на 2022 - 2024 гг. Информацию о проводимой работе ежеквартально представлять в администрацию города Махачкалы;
11.3. Районным инспекциям ФНС г. Махачкалы:
принять необходимые меры по обеспечению сбора администрируемых налоговых доходов в консолидированный бюджет города Махачкалы на 2019 год, вовлечению резервов путем повышения эффективности налогового администрирования, ужесточения налоговой дисциплины, активизации мер по легализации "теневой" экономики, борьбе с выплатой неофициальной заработной платы;
повысить эффективность налогового администрирования путем усиления налоговой дисциплины и использования имеющихся резервов;
11.4. Управлению внутренних дел города Махачкалы:
совместно с Инспекциями ФНС по городу Махачкале активизировать работу по легализации доходов, полученных от "теневого" оборота в сферах производства и реализации алкогольной продукции, нефтепродуктов, торговли и строительства.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Главы администрации города Махачкалы в соответствии с координируемыми направлениями деятельности.
Врио Главы |
М.М. Маликов |
Раздел I. Предварительные итоги социально-экономического развития за январь-июнь 2021 года
Экономическое развитие ГО с ВД "город Махачкала" (далее - ГО с ВД "город Махачкала") второй год сталкивается с рядом проблем, возникших в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Несмотря на указанные обстоятельства, следует отметить, что значительная часть макроэкономических показателей за первое полугодие 2021 года демонстрирует положительную динамику развития города по отношению к аналогичному периоду 2020 года.
В январе-июне 2021 года в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала" отмечалась в целом положительная динамика по основным экономическим и социальным показателям. Обеспечению тенденции устойчивого экономического развития в городе Махачкале в 1 полугодии 2020 году способствовала реализация мероприятий Национальных проектов, Государственных программ Российской Федерации и Республики Дагестан, а также муниципальных программ и иных мероприятий, направленных на развитие экономики и социальной сферы.
Так, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по г. Махачкала за анализируемый период составил 6 170,6 млн. руб. (в 2,3 раза больше аналогичного периода 2020 г.), объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 1870,6 млн руб.), доходы консолидированного бюджета г. Махачкалы составили 4 903,5 млн. рублей, что на 628,3 млн. рублей больше, чем за аналогичный период 2020 года (4 275,1 млн. рублей).
Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда (численность незанятых граждан в расчете на одно вакантное место) на первое полугодие составил 3,6 чел. против 13,2 чел. (за аналогичный период 2020 года).
Значительное увеличение объема инвестиций связано с изменением в методике расчета показателей П-2 регион, в части включения в расчеты индивидуальное жилищное строительство.
В сельскохозяйственных организациях на конец июня 2021 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года поголовье крупного рогатого скота сократилось на 61 голову (на 5%) и составило 736 голов. Поголовье мелкого рогатого скота уменьшилось на 1 417 головы (на 12,5%) и составило 9 949 голов.
Увеличение поголовья коров в 1 полугодии 2021 года повлияло на рост производства молока по сельскохозяйственным организациям по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и составило 913,3 тонн (18%).
Увеличение производства молока привело к увеличению объема его реализации (на 22,4%) который составил 813 тонн.
Производство мяса по сельскохозяйственным организациям в 1 полугодии 2021 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года увеличилось на 2,8% и составило 135,9 тонн.
Среднемесячная номинальная заработная плата на одного работника по крупным и средним предприятиям г. Махачкалы в 1-полугодии 2021 года составила 39 574,4 рубля и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2020 года на 7,1%.
За январь-июнь 2021 года достигнуты следующие показатели исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики":
|
Индикатор, тыс. руб. |
Средняя зарплата, тыс. руб. |
Исполнение (%) |
Начисленный Фонд оплаты труда за отчетный период (тыс. руб.) |
Количество работников (педаг. работников) |
Педагоги дошкольного образования |
22 713,8 |
20 537 |
90 |
203 066,6 |
1 648 |
Педагоги общеобразовательных учреждений |
25 682,2 |
42 848 |
167 |
1 413 454,6 |
5 568 |
Педагоги дополнительного образования |
26 246,3 |
25 546 |
97 |
30 808,9 |
201 |
Работники учреждений культуры |
25 682,2 |
25 728,27 |
100,2 |
20 716,4 |
134,2 |
Работники культуры, без учета тех. персонала |
* |
29 691,17 |
115,6 |
17 814,7 |
100 |
Рынок труда
Ситуация на рынке труда г. Махачкалы показывает, что численность безработных граждан, зарегистрированных в Государственном казенном учреждении Республики Дагестан "Центр занятости населения в муниципальном образовании "город Махачкала" (далее - Центр), уменьшилась на 4 120 человек и на 1-полугодие составила 2 074 человек (на 01.09.2020 г. численность безработных составила 6 194 человек).
Численность постоянного населения городского округа г. Махачкалы 735 588 человек, из них экономически активное население 420 000 человек.
Уровень регистрируемой безработицы уменьшился на 1% и составил 0,4% по сравнению с периодом прошлого года (1,4%).
Потребность в работниках, заявленная работодателями в Центр на 01.09.2021 г. увеличилась 117 единиц и составила 600 вакансий (на 01.09.2020 г. составляла 483 единиц вакансий).
Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда (численность незанятых граждан в расчете на одно вакантное место) на 01.09.2021 г. составил 3,6 чел. против 13,2 чел. (на 01.09.2020 год).
Финансы
Доходы консолидированного бюджета городского округа "город Махачкала" по итогам 6 месяцев составили 4 903,5 млн. рублей, что на 628,3 млн. рублей больше, чем за аналогичный период 2020 года (4 275,1 млн. рублей).
План по налоговым доходам в бюджет г. Махачкалы на 2021 год определен в размере 3 917 963,0 тыс. руб.
Анализ исполнения бюджетных назначений за 1 полугодие 2021 г. показывает, что при плане 1 570 957,0 тыс. руб., исходя из ежемесячного процента исполнения годового плана, фактически поступило 1 591 549,0 тыс. руб. сумма перевыполнения составила 20 591,0 тыс. рублей или 101,3%
По исполнению плана по доходам в разрезе налоговых платежей сложились следующие результаты: НДФЛ - 106,9%, УСН - 173%, налог на имущество физических лиц - 43,7%, налог на землю - 69,5%.
За аналогичный период прошлого года поступление налоговых платежей составляет 1 225 854,0 тыс. рублей. Таким образом, налоговые доходы увеличились на 203,0 млн. руб., неналоговые доходы увеличились на 63,0 млн. руб. к аналогичному периоду 2020 года.
В бюджете города Махачкалы на 2021 год расходы запланированы в сумме 10 880 581,6 тыс. рублей. На доведение МРОТ с 1 января 2021 года до 12 792 руб. предусмотрены расходы в сумме 14 426,4 тыс. руб. и на реализацию указов Президента Российской Федерации предусмотрены 21 407,3 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета г. Махачкалы по расходам в разрезе разделов бюджетной классификации показывает, что при уточненном плане 12 321 480,7 тыс. рублей за первое полугодие 2021 года исполнено 5 062 027,0 тыс. рублей, что составляет 41% от годовых плановых назначений.
На 01.07.2021 г. муниципальный долг составил 909,8 млн. рублей.
До завершения текущего финансового года муниципальный долг подлежит к погашению на 23,3 млн. рублей.
К 2024 году ожидается уменьшение муниципального долга города Махачкалы по отношению к 2021 году на 12,7%.
На реализацию 19 муниципальных программ в бюджете г. Махачкалы предусмотрены 1 691 668,9 тыс. рублей. Исполнение по программным мероприятиям на 1.07.2021 г. составляет 791 755,2 тыс. рублей.
В соответствии с бюджетным прогнозом ожидается положительная динамика по муниципальному долгу города Махачкалы.
В рамках реализации Плана мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан и выявлению скрытых источников налогообложения и расширения налоговой базы за счет иных мер.
За 1-е полугодие 7 заседаний межведомственных комиссий при районных администрациях города Махачкалы с 45 проблемными должниками - физическими лицами.
В рамках работы межведомственных комиссий и проведенной информационно-разъяснительной работа, были заключены соглашения с отдельными налогоплательщиками имеющим задолженность свыше 500 тыс. рублей по имущественным налогам о погашении задолженности до 1 декабря 2021 года на общую сумму 15 097 137 рублей.
По результатам проведенной работы поступило в консолидированный бюджет г. Махачкалы 9 897,0 тыс. рублей.
С учетом проведенной информационно-разъяснительной работы, принудительных взысканий со стороны подразделений службы судебных приставов и уточнений расчетов с бюджетом, задолженность по уплате имущественных налогов снизилось на 95,5 млн. рублей.
За первое полугодие текущего года проведено 126 рейдовых мероприятий и охвачено проверками 7277 субъектов предпринимательства. Выявлены 2346 субъекта предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. По итогам проведенной работы в налоговых органах зарегистрировались 1030 предпринимателя без образования юридического лица.
В ходе проводимых мероприятий по снижению неформальной занятости и заключению трудовых отношений с работниками выявлено занятых, с которыми не заключены трудовые договора - 3019 граждан, из них в рамках мероприятий с 716 работниками оформлены трудовые отношения.
В сфере организации транспортного обслуживания населения
На территории муниципального образования "город Махачкала" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным и электрическим транспортом осуществляют 12 транспортных предприятий, из них 8 частных предприятий, два "МУПа" и два "ГУПа".
За неполный период 2021 г. в сфере пассажирских перевозок достигнуты следующие результаты:
В целях улучшения качества транспортного обслуживания мкр. "ДОСААФ" внесены изменения в схему движения регулярного маршрута N 16.
Также, в целях обеспечения качественного транспортного обслуживания п. Ленинкент установлен новый автобусный маршрут N 65, с конечной (начальной) остановкой в п. Ленинкент.
Общее количество перевезенных пассажиров за первое полугодие 2021 г. составило 10 246 тыс. чел., пассажирооборот - 57 377,6 тыс. пас/км.
За первое полугодие 2021 г. предприятиями-перевозчиками г. Махачкалы уплачено налогов на общую сумму 17 316,7 тыс. руб., что на 42% больше чем в АППГ.
С учетом перспектив и анализа развития спроса, на предмет возможности организации движения регулярных маршрутов обследованы 18 участков УДС. В целях организации движения регулярных маршрутов подготовлены схемы ОДД по 6 улицам.
До конца текущего года планируется внесение изменений в схему движения регулярного маршрута N 45 с организацией конечной (начальной) остановки на ул. Ансалтинской.
В целях развития системы безналичных платежей в общественном транспорте, достигнута предварительная договорённость о реализации пилотного проекта по оснащению транспортных средств двух регулярных маршрутов оборудованием Автоматизированной системы оплаты проезда пассажиров. Планируемый срок внедрения системы - до 10 октября 2021 г.
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных "Комплексной схемой организации транспортного обслуживания населения" (КСОТ), в период с 2022 по 2024 гг. планируется развивать магистральные виды перевозок и оптимизировать городскую маршрутную сеть.
В сфере организации дорожного движения
Проведено обследование аварийно-опасных участков улично-дорожной сети (далее - УДС) города, по результатам обследований разработан "План мероприятий по ликвидации аварийно-опасных участков г. Махачкалы на 2021 год". Во исполнение данного Плана проделана работа по установке (необходимых) технических средств организации дорожного движения (светофоров, искусственных неровностей, дорожных знаков на консолях, пешеходных ограждений, модулей освещения и т.д.), на всех аварийно-опасных участках г. Махачкалы.
Проведено обследование УДС города, в целях актуализации данных по адресам и о количестве незаконно установленных дорожных знаках, несоответствующих нормативным требованиям искусственных неровностей и самовольно перекрытых проездов и т.д. Информация направлена в МКУ "УЖКХ г. Махачкалы" для устранения выявленных недостатков.
Завершено комплексное комиссионное обследование (в составе комиссии структурные подразделения администрации г. Махачкалы и представители ОГИБДД УМВД РФ по г. Махачкала) улично-дорожной сети города (светофорные объекты, дорожное полотно, дорожная разметка, дорожные знаки, пешеходные ограждения, места парковок, автобусные остановки, пешеходные переходы в районе образовательных учреждений и т.д.), по результатам которого будут подготовлены (до 30 сентября 2021 г.) соответствующие нормативно-правовые акты с инициативными предложениями и соответствующими решениями, а также соответствующие схемы организации дорожного движения.
Выполняется мониторинг выполнения работ, реализуемых в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в части установки технических средств организации дорожного движения.
Регулярно проводится согласование маршрутов движения транспортных средств с опасными грузами, крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств. Расчёт стоимости ущерба, наносимого дорогам общего пользования при осуществлении перевозки.
В постоянном режиме происходит рассмотрение заявлений на предоставление муниципальные услуги "Выдача пропусков на движение грузового ТС факт массой более 10 тонн по дорогам г. Махачкала и рассмотрение заявлений на предоставление муниципальной услуги "Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъема привязных аэростатов над территорией городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", посадку (взлет) на площадки, расположенные в границах городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации".
Проведены два заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала" при участии полка ДПС ГИБДД МВД по РД, ОГИБДД УМВД по г. Махачкала, УГИБДД МВД по РД, УМВД РФ по г. Махачкала, Территориального отдела Госавтонадзора по РД (МТУ Ространснадзора по СКФО, Северокавказской железной дороги по Махачкалинскому территориальному управлению, ГБУ РД "Центр организации дорожного движения" внутригородских районов - "Ленинский", "Кировский", "Советский", структурных подразделений администрации г. Махачкалы, ОАО "Махачкалаводоканал", ОАО "Махачкалинские горэлектросети", по результатам которых даны более 20 поручений.
В целях развития транспортной инфраструктуры г. Махачкалы направлены предложения в Управление архитектуры по строительству новых объездных автомобильных дорог и реконструкции существующих:
1. Реконструкция магистральных проспектов и улиц (просп. И. Шамиля, просп. А. Султана, ул. Дахадаева и т.д.).
2. Расширение просп. Петра-I, ул. Багандова.
3. Строительство северной объездной автодороги "Северный обход".
4. Объездная автодорога в районе п. Н. Хушет. Обустройство дополнительных съездов с путепровода и автодороги Махачкала-Аэропорт в районе строительства онкоцентра.
5. "Хушетский обход". Строительство автодороги протяженностью около 2,2 км от существующей развязки и путепровода через железнодорожный переезд в п. Н. Хушет.
6. Дорога от ФАД Р-215 до Махачкалинского морского торгового порта.
7. Соединение ул. Лаптиева и ул. Пушкина.
8. Строительство двухуровневых развязок на пересечении пр-тов А. Акушинского и Казбекова (ФАД Р-215), ул. Булача и автомобильной дороги "Махачкала - Каспийск - Аэропорт".
Организованы информационно-пропагандистских мероприятий направленные на профилактику ДТП и снижение тяжести их последствий в средствах массовой информации.
В части достижения прогнозируемых показателей социально экономического развития ГО с ВД "Город Махачкала", представляем следующую информацию по постановлению от 16 ноября 2020 г. N 813:
- п. 5.1 об организации парковочного пространства в г. Махачкала с учетом интересов инвалидов сообщаем, что издано соответствующее Постановление Администрации г. Махачкалы от 19 января 2017 г. N 64 "Об утверждении Положения о реестре парковочных разрешений инвалидов в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала". Парковка для владельцев таких разрешений на участках с платным парковочным пространством будет бесплатной;
- п. 5.2 За счет средств инвесторов (перевозчиков) полностью обновлен парк пассажирского транспорта по 8 регулярным маршрутам. С учетом прошлых периодов, обновлено порядка 32% парка т/с малого класса. Полностью обновлен парк пассажирского городского транспорта по 23 регулярным маршрутам. Работа по обновлению парка пассажирского транспорта продолжается;
- п. 5.3 В связи с неисполнением обязательств по осуществлению деятельности по перемещению транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату на территории городского округа "город Махачкала" договор с ООО "Горспецэвакуатор" расторгнут в одностороннем порядке. В настоящее время на сайте администрации г. Махачкалы размещено извещение о проведении новых торгов на осуществление деятельности по перемещению транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату на территории городского округа "город Махачкала";
- п. 5.4 В рамках внедрения интеллектуальной транспортной системы в 2021 г. планируется внедрение компонентов автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) - программно-технических средств и мероприятий, позволяющих повысить уровень организации и управления дорожным движением, снизить транспортные задержки. Работы в данном направлении будут проводиться с 2021 по 2024 г;
- п. 5.5 Работа по организации плоскостных парковок на улично-дорожной сети города на контроле Управления. В текущем году их обустройство планируется в рамках развития транспортной инфраструктуры том числе по ул. Коркмасова.
В отрасли промышленного производства
В I полугодии 2021 г. крупными и средними предприятиями г. Махачкалы отгружено промышленной продукции в действующих ценах на 3395,2 млн. рублей, что выше уровня соответствующего периода предыдущего года на 54,2%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям по промышленным видам экономической деятельности за I полугодие 2021 г. составляет: "добыча полезных ископаемых" - 350,8 млн. рублей, "обрабатывающие производства" - 1663,5 млн. рублей, "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 975,5 млн. рублей и "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 405,4 млн. рублей.
В структуре отгруженных товаров собственного производства по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства", наибольший удельный вес объемов приходится на "производство компьютеров, электронных и оптических изделий" - 56,9%, "производство напитков - 32,1%, "производство прочей неметаллической минеральной продукции" - 2,5%, "ремонт и монтаж машин и оборудования" - 2,2%, "производство пищевых продуктов" - 2,1%.
Образование
Образовательная система города Махачкалы представлена 149 муниципальными образовательными организациями, из них:
- 68 дошкольных образовательных организаций;
- 71 общеобразовательная организация;
- 10 учреждений дополнительного образования.
В настоящее время в городе Махачкале функционируют 74 дошкольные образовательные организации (6 ОО "Начальная школа - детский сад"). Численность детей, стоящих на учете для определения в ДОУ, составляет 17 256 от 0 до 7. До трех лет - 12 142 ребёнка, от 3 до 7 лет - 5 113 детей, от 6 до 7 лет - 674 ребенка.
В городе Махачкале осуществляется строительство 9 дошкольных организаций на сумму 1,5 млрд руб. на 1540 мест. Из них введён в эксплуатацию детский сад в МКР Ак-Гель на 250 мест. Завершено строительство 4 дошкольных организаций, по которым ведется работа по передаче в муниципальную собственность, а именно в МКР ДОСААФ, п. Сулак, п. Богатыревка и по ул. А. Алиева и 1 республиканского значения по ул. Фонвизина, 6. Завершается строительство 3 дошкольных организаций в п. Шамхал-термен, п. Новый Хушет и МКР Ипподром. Общая мощность 6 дошкольных образовательных учреждений, строительство которых завершено, - 970 мест. На 2020-2021 учебный год в Махачкале функционирует 71 организация (с охватом 92083 ребенка), из них 3 коррекционных образовательных учреждения, 1 интернат для детей-сирот, 1 кадетский корпус. Из общего количества школ 14 (19,7%) работают в одну смену, 48 школ
(67,6%) работают в две смены, а 9 школ (12,7%) работают в трехсменном режиме. Численность учащихся, занимающихся в первую смену, составляет 51825 учеников (56,3%), во вторую смену составляет 37 722 учеников (41%), в третью смену обучается - 2 534 учеников (2,7%). Прирост учащихся в образовательных учреждениях города за последние 3 учебных года составляет 13 458 человек, из них в 2020-2021 учебном году прирост составил 4439 чел. Из общего числа общеобразовательных организаций 54 (76,1%) расположены в типовых и 17 школ (23,9%) в приспособленных зданиях.
Администрацией г. Махачкалы для приведения в соответствие нормативным требованиям принимаются меры исходя из уровня бюджетной обеспеченности. Так, в рамках реализации проекта "100 школ" в 2018 году был проведен ремонт в 41 общеобразовательной организации. В 2019 году в рамках реализации проекта "150 школ" проведен ремонт в 37 общеобразовательных организациях. В 2020 году проведен ремонт в 8 общеобразовательных учреждениях. В 2021 году в проекте "100 школ" участвуют три общеобразовательные организации.
В настоящее время в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" ведется строительство четырех общеобразовательных организаций на 3554 мест (школа на 1224 места в пос. Семендер, школа на 502 места в пос. Шамхал-Термен и блок-пристройка к МБОУ "СОШ N 27" на 604 места и школа на 1224 в МКР "Ипподром").
В г. Махачкале на 2021 год запланировано начало строительство 3 общеобразовательных организаций на 1354 ученических мест.
- блок пристройка к школе N 22 на 250 мест;
- блок пристройка к школе N 39 на 500 мест;
- п. Шамхал на 604 места.
В два интерната города Махачкалы (Интернат II вида и Интернат IV вида) в рамках нацпроекта "Современная школа" поставлено оборудование на сумму 14,7 млн. руб. В МБОУ "СОШ N 61" в сентябре планируется открытие Кванториума. Ремонт помещений завершён, оборудование и техника закуплены и поставлены в школу на сумму 21 млн. руб. Создано 13 рабочих мест. Прогноз на 2022 - 2024 гг.:
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Министерством просвещения России одобрено включение строительство в 2022 - 2023 годах школы на 604 ученических места на территории МБОУ "Школа-интернат для детей-сирот", школы на 604 ученических места в МКР "Ветеран", блока-пристройки к МБОУ "СОШ N 6" на 604 ученических места и к МБОУ "Гимназия N 35" на 604 ученических места.
Инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по г. Махачкала за анализируемый период составил 6 170,6 млн. руб. (в 2,3 раза больше аналогичного периода 2020 г.).
Кроме того, на рост объема инвестиций в основной капитал повлияло активное строительство социальных и линейных объектов.
На сегодняшний день строительство социальных и линейных объектов в г. Махачкала осуществляется в рамках реализации Национальных проектов и Республиканской инвестиционной программы. В рамках Республиканской инвестиционной программы РД в 2021 г. осуществляется финансирование 42 объектов на общую сумму 4 136 321,014 тыс. руб. (2 853 729,995 тыс. руб. - федеральный бюджет; 1 282 591,019 тыс. руб. - республиканский бюджет), в том числе:
9 объектов общего образования на общую сумму 2 634 771,354 тыс. руб. (2 220 155,315 тыс. руб. - федеральный бюджет; 414 616,039 тыс. руб. - республиканский бюджет);
9 объектов дошкольного образования на общую сумму 350 128,641 тыс. руб. (268 534,580 тыс. руб. - федеральный бюджет; 81 594,061 тыс. руб. - республиканский бюджет);
3 объекта здравоохранения на общую сумму 442 756,670 тыс. руб. (251 506,900 тыс. руб. - федеральный бюджет; 191 249,770 тыс. руб. - республиканский бюджет);
1 объект культуры на общую сумму 126 936,400 тыс. руб. (63 468,200 тыс. руб. - федеральный бюджет; 63 468,200 тыс. руб. - республиканский бюджет);
5 объектов по физической культуре и спорту на общую сумму 136 988,235 тыс. руб. (0,000 тыс. руб. - федеральный бюджет; 136 988,235 тыс. руб. - республиканский бюджет);
14 объектов жилищно-коммунального хозяйства на общую сумму 444 739,714 тыс. руб. (50 065,000 тыс. руб. - федеральный бюджет; 394 674,714 тыс. руб. - республиканский бюджет); из них:
1 объект газификации на общую сумму 41 185,810 тыс. руб. (0,000 тыс. руб. - федеральный бюджет; 41 185,810 тыс. руб. - республиканский бюджет);
10 объектов водоснабжения на общую сумму 94 023,830 тыс. руб. (50 065,000 тыс. руб. - федеральный бюджет; 43 958,830 тыс. руб. - республиканский бюджет);
4 объекта водоотведения на общую сумму 309 530,074 тыс. руб. (0,000 тыс. руб. - федеральный бюджет; 309 530,074 тыс. руб. - республиканский бюджет).
В 2021 году планируется ввести в эксплуатацию 4 объекта в том числе: 2 объекта общего образования на 350 мест и 2200 кв. м, 1 объекта водоснабжения (15 км) и 1 объекта спорта на 270 кв. м.
В текущем году введён в эксплуатацию детский сад в МКР Ак-Гель на 250 мест.
Завершено строительство 5 дошкольных организаций:
1. МКР ДОСААФ;
2. п. Сулак;
3. п. Богатыревка;
4. по ул. А. Алиева;
5. республиканского значения по ул. Фонвизина, 6. Завершается строительство 3 дошкольных организаций:
1. п. Шамхал-Термен;
2. п. Новый Хушет;
3. МКР Ипподром.
Общая мощность 6 дошкольных образовательных учреждений, строительство которых завершено-970 мест.
Администрация города Махачкалы участвует в реализации 10 национальных проектов:
Приоритетное внимание уделяется таким вопросам как, эффективное расходование бюджетных средств и достижение установленных целевых индикаторов.
Из 12 Национальных проектов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", на территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" реализуются 10 национальных проектов:
- "Жильё и городская среда" (3 региональных проекта);
- "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (2 регион. проекта);
- "Образование" (6 региональных проектов);
- "Демография" (4 региональных проекта);
- "Культура" (2 региональных проекта);
- "Экология" (3 региональных проекта);
- "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (3 региональных проекта);
- "Здравоохранение" (7 региональных проектов);
- "Цифровая экономика Российской Федерации" (3 регион. проектов);
- "Производительность труда и поддержка занятости" (2 регион. проекта).
В рамках указанных Национальных проектов реализуется 35 региональных проекта по ключевым отраслям экономики и социальной сферы.
Общий объем финансовых средств, предусмотренных на реализацию указанных проектов на территории города Махачкалы в текущем году составляет 1 млрд 368 млн. рублей. Из них:
1 млрд. 304 млн. рублей - федеральный бюджет; 10,14 млн. рублей - республиканский бюджет; 53,13 млн. рублей - местный бюджет. Из 10 национальных проектов, реализуемых на территории города Махачкалы, в 2021 году межбюджетные трансферты поступили на реализацию 3 национальных проектов "Жилье и городская среда", "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и "Культура".
На 1-полугодие 2021 г. освоение средств составило 560,7 млн. рублей (41%), из которых 533,1 млн. руб. средства федерального и республиканского бюджетов, 27,6 млн. рублей муниципальные средства.
Незавершенное строительство
В соответствии с Приказом Министерства имущества Республики Дагестан от 17 апреля 2019 г. N 331 "Об утверждении методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов незавершенного строительства и по представлению информации о результатах инвентаризации", ежегодно проводится инвентаризация объектов незавершенного строительства для выявления фактического наличия, определения состояния, организации учета объектов инвентаризации и приведения учетных данных в соответствие с их фактическими параметрами, а также для принятия решений о возможных вариантах использования объектов инвентаризации (завершении строительства, реализации, консервации и т.д.).
Согласно годовому отчету г. Махачкалы по форме ОКУД N 0503190 (сведения об объектах незавершенного строительства), представляемого в Министерство финансов РД, по состоянию на 1 января 2021 г количество объектов незавершённого строительства составляло 204 объекта.
С учетом исключения дублирования объектов из вышеуказанного отчета количество объектов сократилось до 177 ед.
В отношении указанных 177 объектов незавершенного строительства проведена следующая работа:
- 74 объекта приняты в реестр муниципального имущества г. Махачкалы, которые закреплены на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями г. Махачкалы;
- 89 объектов представляют собой завершенные и практически эксплуатируемые объекты (уличная сеть), которые были построены в 2010 - 2012 годах, но ввиду отсутствия первично-учетной документации, не были в установленном порядке приняты на баланс учреждений города Махачкалы;
- 6 объектов, являются проектно-сметными документациями на строительство объектов, которые после выполнения строительных работ и актов ввода в эксплуатацию будут в установленном порядке включены в реестр муниципального имущества;
- по 1 объекту возбуждено уголовное дело ввиду отсутствия объекта (3-я нитка).
Планируемый срок завершения инвентаризации и оформления объектов незавершенного строительства - до конца текущего года, с включением их в отчетность за 2021 год.
Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство оказывает существенное влияние на экономическое развитие города - это насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения путем создания новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет города.
По данным территориальных органов статистики на первое полугодие 2021 года зарегистрировано 11 280 субъектов МСП, а на 1 января 2020 года в городе Махачкала 8 240 субъектов МСП, что свидетельствует о повышении деловой (предпринимательской) активности.
Кроме того, количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе, за год также значительно увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 16 288 до 18 045 чел.
Рост показателей МСП, в том числе, обусловлен, принимаемым Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Дагестан и Администрацией г. Махачкалы мерам поддержки экономики, деловой активности и сохранения занятости в связи с усилением экономического кризиса, вызванного влиянием вируса COVID-19, принятию нормативных правовых актов, предусматривающих снижение налоговой нагрузки субъектов МСП, оказавшихся в зоне риска.
Администраций г. Махачкалы в целях повышения инвестиционной привлекательности города Махачкалы проводится комплекс мероприятий, направленных на организационную, информационную, имущественную поддержку бизнеса, а также приняты меры, направленные на снижение административных барьеров, в том числе в рамках реализации мероприятий "дорожной карты" по улучшению позиции Республики Дагестан в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, а также мероприятий Стандарта развития конкуренции, по итогам внедрения которого администрации г. Махачкалы присвоено почетное первое место в рейтинге муниципальных образований Республики Дагестан.
Утвержден и размещен на официальном сайте администрации г. Махачкалы перечень муниципального имущества городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данный перечень включает 11 объектов недвижимости.
В целях снижения административных, финансовых издержек субъектов МСП администрацией г. Махачкалы проводится оценка регулирующего воздействия, в рамках которой представители предпринимательского сообщества принимают участие в публичных консультациях при разработке новых нормативно-правовых актов (НПА).
В I полугодии 2021 г. проведена оценка регулирующего воздействия 3 НПА, утвержден план экспертизы действующих НПА на 2021 год. Экспертиза действующих НПА проводится не реже двух раз в год, что соответствует установленным значениям целевых показателей по РД.
Администрацией города Махачкалы актуализирован реестр инвестиционных проектов, в который вошли 10 масштабных инвестиционных проектов, реализуемых на территории г. Махачкалы: Строительство торгово-развлекательного комплекса "Флагман";
- Проектом предусмотрено строительство торгово-развлекательного комплекса площадью 8 тыс. кв. м. с созданием 300 парковочных мест и размещением якорных арендаторов, кинотеатров, детских площадок.
Объем инвестиций составляет 1000 млн. рублей. Планируется создание 500 рабочих мест.
- Реконструкции и модернизации завода ОАО ЗЖБИ "Стройдеталь";
Проектом предусмотрена модернизация завода по строительству железобетонных изделий, планируется закупка оборудования для изготовления сборных элементов.
Объем инвестиций составляет 700 млн. рублей
Планируется создание 150 рабочих мест, в том числе, 84 создано с начала реализации проекта.
- Торгово-гостиничный комплекс;
Проектом предусмотрено строительство 3-этажного комплекса общей пл. 600 кв. м., с помещениями для оптово-розничных складов, офисных помещений и гостиничных номеров.
Общий объем инвестиций составляет 500 млн. рублей Планируется создание 50 рабочих мест, в том числе 9 создано с начала реализации проекта.
- Аттракцион "Колесо обозрения"; Проектом предусмотрено строительство развлекательного
"Колесо обозрения" пропускной способностью 140 чел/час, метров.
Общий объем инвестиций составляет 100 млн. рублей. Планируется создание 20 рабочих мест.
- Строительство гостинично-курортный комплекса Марино";
Проектом предусмотрено строительство жилого комплекса на берегу Каспийского моря общей площадью более 32,5 тыс. кв.м.
Общий объем инвестиций составляет 1500 млн. рублей Планируется создание около 180 рабочих мест, в том числе 50 создано с начала реализации проекта.
- Строительство крупнейшего на Северном Кавказе оптово-розничного рынка;
Проектом предусмотрено строительство оптово-розничного рынка, крупнейшего на Северном Кавказе.
Общий объем инвестиций составляет 1500 млн. рублей Планируется создание 1000 рабочих мест, в том числе, 150 создано с начала реализации проекта.
- ММЗС г. Махачкала Филиал ОАО "НПЦ-конверсии";
Проектом предусмотрено создание инновационной системы обеспечения на базе совершенных технологий, осуществление непрерывного мониторинга основных входных и выходных параметров при сепарировании жидких сред.
Общий объем инвестиций составляет 24 млн. рублей Планируется создание 12 рабочих мест.
- Строительство ОАО "Завод сепараторов". Филиал ОАО "НПЦ-конверсии";
Проектом предусмотрено проектирование и производство высокотехнологичного маслоочистительного оборудования для очистки и трансформаторных масел на АЭС, ТЭЦ и ГРЭС.
Общий объем инвестиций составляет 35 млн. рублей
Планируется создание 15 рабочих мест.
- Создание инновационной козьей молочной фермы;
Проектом предусмотрена реконструкция, модернизация и закупка племенного поголовья для козьей фермы на 2000 голов дойных коз с законченным циклом производства продукции "КФХ "Азамат".
Общий объем инвестиций составляет 454 млн. рублей;
- Строительство экспозиционного центра.
Проектом предусмотрено строительство экспозиционного центра - многофункционального комплекса, состоящего из научно-образовательного учреждения, инновационно-технологического центра с подземным паркингом на 600 автомашин, музея, оранжереи и ботанического сада.
Общий объем инвестиций составляет 2 800 млн. рублей;
Количество планируемых рабочих мест составляет 2 065, в том числе с начала реализации проектов создано 513 рабочих мест.
В 2021 году и последующие годы ожидается увеличение объемов финансирования мероприятий из федерального бюджета за счет реализации региональных проектов в составе национальных проектов, предполагаемых к реализации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 204.
С 2022 года предусматривается увеличение объемов финансирования, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".
Продолжение динамики роста экономических показателей, увеличение спроса и потребительского кредитования станут стимулом для роста заработной платы, создадут условия для позитивных изменений в социальной сфере города, в связи с чем, до конца 2021 года предполагается положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения.
Предполагается улучшение показателей социального развития и повышение эффективности социальной политики. Предусматривается, что рост реальных денежных доходов населения будет обеспечиваться за счет снижения уровня инфляции, индексации оплаты труда в бюджетной сфере, увеличения среднего размера трудовой пенсии и ее индексации.
Развитие рынка труда в значительной степени определяется ситуацией в экономике. Благодаря проводимой работе по реализации мероприятий инвестиционных проектов, государственной программы РД "Содействие занятости населения" ситуация на рынке труда до конца, текущего год, останется относительно стабильной.
Раздел II. Прогноз социально-экономического развития городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2021 год и плановый период до 2024 года
Основные показатели прогноза согласно перечню, доведенному Минэкономразвития Республики Дагестан для разработки прогноза муниципальных образований Республики Дагестан на среднесрочную перспективу, представлены в таблице (форма 2П).
Макроэкономические параметры прогноза разработаны исходя из анализа социально-экономического развития ГО с ВД "город Махачкала" за предшествующие годы, оценки ситуации в текущем году, тенденций изменения внешних и внутренних условий развития города Махачкалы на среднесрочный период, приоритетных направлений социально-экономического развития на перспективу и влияний последствий кризиса, вызванного новой коронавирусной инфекцией.
Разработка прогноза осуществлялась в двух вариантах - консервативном и базовом:
Консервативный вариант прогноза разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
Базовый вариант предусматривает сохранение развития, консервативную инвестиционную политику, ограниченные расходы на развитие инфраструктурного сектора, сокращение расходов бюджета. Согласно сценарию Минэкономразвития России, базовый вариант предполагает действие санкций на протяжении всего прогнозного периода, в то же время в среднесрочной перспективе курс национальной валюты будет укрепляться.
В обоих вариантах прогноза предполагается рост показателей социально-экономического развития.
Социально-экономическое развитие на прогнозируемый период 2022-2024 гг. планируется за счет реализации комплекса мер, направленных на сохранение динамики роста объемов производства товаров и услуг по всем видам экономической деятельности и секторам экономики, усиление инвестиционной составляющей экономического роста. В среднесрочной перспективе наращивание экономического роста и увеличение реальных располагаемых доходов домашних хозяйств станут определяющими внутренними факторами для активизации инвестирования и восстановления потребительского спроса.
В структуре экономики ожидается сдвиг в сторону производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства и строительство). Темпы роста инвестиций в основной капитал будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в производство строительных материалов, агропромышленный комплекс, добывающий сектор, обрабатывающие производства, транспорт, жилищное строительство, образование и здравоохранение. В указанных секторах экономики начнется реализация ряда новых инвестиционных проектов и программ, финансирование которых будет осуществляться как из государственных источников, так и за счет частных средств.
Продолжится осуществление мониторинга достижения целевых значений показателей социально-экономического развития ГО с ВД "город Махачкала", установленных Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года N 596-602 и N 606.
Продолжится работа по решению задач социально-экономического развития ГО с ВД "город Махачкала" за счет:
- увеличения представленности ГО с ВД "город Махачкала" в мероприятиях государственных программ Республики Дагестан и Российской Федерации;
- достижению основных и индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов ГО с ВД "город Махачкала";
- реализации мероприятий в рамках Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года".
По прогнозу на 2021 год предусматривается рост к оценочным показателям за 2020 год: промышленного производства - 106,1%; сельскохозяйственной продукции - 107,9%; инвестиций в основной капитал - 100,8%; оборота розничной торговли - 100,2%; платных услуг населению - 101,5%; среднемесячной заработной платы - 106,8%; реальных располагаемых денежных доходов населения - 100,6%.
В 2022 году прогнозируются темпы по основным социально-экономическим показателям по отношению к показателям последнего отчетного года (2020 год): промышленного производства - 101,9% (1 вариант), 106,2% (2 вариант); сельскохозяйственной продукции - 108,0% (1 вариант), 110,5% (2 вариант); инвестиций в основной капитал - 101,5% (1 вариант), 103,0% (2 вариант); оборота розничной торговли - 100,7% (1 вариант), 101,6% (2 вариант); объема платных услуг населению - 102,0% (1 вариант), 103,8% (2 вариант); среднемесячной заработной платы - 103,0% (1 вариант), 1 05,5% (2 вариант); реальных располагаемых денежных доходов населения - 100,31% (1 вариант), 103,3% (2 вариант).
В 2022 - 2024 годах прогнозируется значительный рост промышленного производства: в среднем на 5,0% в год (в прогнозе РД - на 7,0%). Объем отгруженной продукции крупных промышленных предприятий в рамках базового варианта прогнозируется к 2024 году в объеме 9 135,2 млн. руб. или 10671% к уровню 2020 года. В консервативном варианте прогноз к 2024 году 8 198,6 млн. рублей или 104,0% к уровню 2020 года.
При увеличении объёмов кредитования, привлечении частных инвестиций, успешной реализации инвестиционных проектов, технико-технологической модернизации агропроизводства, создании полноценной системы страхования рисков, прогнозируется довести производство основных видов продукции сельского хозяйства в натуральном выражении в 2024 году до следующих показателей:
Рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2022 году в базовом варианте прогнозируется 103%.
Темпы роста инвестиций в основной капитал будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в производство строительных материалов, агропромышленный комплекс, добывающий сектор, обрабатывающие производства, транспорт, жилищное строительство, образование и здравоохранение. Предполагается, что в указанных секторах экономики начнется реализация ряда новых инвестиционных проектов и программ, финансирование которых будет осуществляться как из государственных источников, так и за счет частных средств.
В результате проводимой работы в 2021 году и последующие годы ожидается увеличение объемов финансирования из федерального бюджета мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации. В частности, ожидается увеличение объемов финансирования из федерального бюджета на ликвидацию трехсменного режима обучения в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Преимущественно, темп роста будет обеспечен за счет реализации инвестиционных проектов, реализуемых в ближайшие три года в городе Махачкале, на общую сумму 8 млрд. 613 млн. рублей: Строительство крупнейшего на Северном Кавказе оптово-розничного рынка; Строительство гостинично-курортный комплекса "Атлантис Марино"; Строительство экспозиционного центра; Строительство торгово-развлекательного комплекса "Флагман"; ОАО ЗЖБИ "Стройдеталь".
Среднегодовой прирост темпов оборота розничной торговли по г. Махачкала в 2022 - 2024 годах составит 2,5% (в прогнозе в целом по РД прирост составит 2,0%). По прогнозу на 2024 год в базовом варианте величина розничного товарооборота оценивается в 377 769,0 млн. руб., при этом темп по отношению к 2020 году составит 103,6%.
В сфере платных услуг значительный объем приходится на негосударственный сектор экономики. Ведущую роль по отдельным видам услуг также играет малое предпринимательство, которое гибко и быстро реагирует на изменение конъюнктуры рынка, способствует оживлению конкуренции и содействует снижению безработицы.
По оценке за 2021 год объем платных услуг оценивается в сумме 21 504,2 млн. руб. с ростом к 2020 году на 4,3%. Среднегодовой прирост в 2022 - 2024 годах на уровне 6,1%. Предполагается, что объем платных услуг в базовом варианте в 2024 году составит 30 579,7 млн. руб. В консервативном варианте прогноз к 2024 году составит 28 302,2 млн. рублей.
В прогнозируемом периоде продолжится работа по развитию сети предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, внедрению в торговую сеть города новых форм и прогрессивных технологий, проведению выставок и ярмарок, организации новых видов услуг.
В долгосрочной перспективе на динамику объема платных услуг населению так же, как и на оборот розничной торговли, наибольшее влияние будет оказывать не только рост денежных доходов населения, но и ослабление инфляционного давления.
Увеличение заработной платы, выплат социального характера, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, снижение напряженности на рынке труда будут способствовать положительной динамике доходов населения. Среднегодовой прирост реальных располагаемых денежных доходов в городе Махачкале в прогнозируемом периоде предусматривается на республиканском уровне на 1,6% так как треть населения республики и практически 70% занятого населения территориально находится в городе Махачкале.
Ожидается, что в 2024 году среднемесячная номинальная заработная плата работников в базовом варианте составит 41 499,6 рублей и увеличится на 12,7% к уровню 2020 года. В консервативном варианте прогноз к 2024 году составит 38 192,6 рублей, что составит рост на 5 719,0 рублей к 2020 году.
Реальная заработная плата в прогнозе на 2024 год увеличится на 12,7% к уровню 2020 года.
В 2022 - 2024 годах сохранится тенденция роста величины прожиточного минимума. В 2024 году величина прожиточного минимума в среднем на душу населения по Республике Дагестан прогнозируется на уровне 1 2 324,7 руб. Предполагается постепенное снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения республики: с 14,6% по итогам 2020 года до 10% в 2024 году.
В 2022 - 2024 годах ситуация на рынке труда республики будет стабилизироваться. Положение на рынке труда будет изменяться под влиянием динамики основных макроэкономических показателей, предусматривающих улучшение ситуации в экономике, в том числе и в области занятости населения. В целях улучшения ситуации, объективной оценки положения дел на рынке труда, принятия мер по предупреждению роста безработицы продолжится работа по реализации мероприятий муниципальных составляющих национальных проектов, крупных инвестиционных проектов, государственных программ Республики Дагестан, а также муниципальных программ.
Прирост численности занятых в экономике будет обеспечиваться за счет увеличения количества работающих граждан в частном секторе, в том числе занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашних хозяйствах производством товаров и услуг для реализации (личные подсобные хозяйства), в фермерских хозяйствах, численности работников предприятий и организаций всех форм собственности, реализующих программы и инвестиционные проекты, расширяющих производство за счет внедрения новых видов продукции.
Число безработных в Махачкале в 2021 году ожидается 1,9 тыс. человек, что в 65,5 раз ниже уровня 2020 года. В прогнозируемом периоде 2022 - 2024 гг. численности незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, планируется снизить до 482 человек.
В 2022 - 2024 годы предусматривается динамика снижения численности безработных. В 2024 году уровень общей безработицы в Махачкале снизится по отношению к уровню 2020 года и составит 0,12%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 27 октября 2021 г. N 794 "О предварительных итогах социально-экономического развития городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" за январь - июнь 2021 года и прогнозе социально-экономического развития на 2021 год и плановый период 2022 - 2024 годов"
Текст постановления опубликован не был