Постановление Правительства Нижегородской области от 28 октября 2021 г. N 968
"Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Нижегородской области"
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Нижегородской области.
2. Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 г. N 920, с соблюдением сроков, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", осуществить подготовку проектов постановлений Правительства Нижегородской области об утверждении перечня ключевых показателей регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области и их целевых значений, индикативных показателей для регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области, перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора |
А.Н. Гнеушев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28 октября 2021 г. N 968
Положение
о региональном государственном строительном надзоре на территории Нижегородской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в частях 1, 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - государственный надзор, ГрК РФ).
1.2. При организации и осуществлении государственного надзора применяются нормы Федерального закона от 1 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), с учетом особенностей, установленных ГрК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
1.3. Предметом государственного надзора в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ является:
1) соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 ГрК РФ.
2) исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий по государственному надзору.
Предметом государственного надзора в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных в части 4 статьи 54 ГрК РФ.
1.4. Объектом регионального государственного строительного надзора является деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ (далее соответственно - поднадзорный объект, контролируемое лицо).
1.5. Органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный надзор, является инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области (далее - Инспекция).
1.6. Уполномоченными должностными лицами на принятие решения о проведении надзорных мероприятий в рамках осуществления государственного надзора, а также профилактических мероприятий, указанных в подпунктах 3, 5 пункта 2.2 настоящего Положения, являются начальник (заместитель начальника) Инспекции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Подпункты 3, 5 пункта 2.2 настоящего Положения отсутствуют
1.7. Должностными лицами Инспекции, уполномоченными на осуществление государственного надзора, включая проведение профилактических мероприятий (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора) являются:
1) начальник Инспекции;
2) заместитель начальника инспекции - начальник управления надзорной деятельности Инспекции;
3) руководители структурных подразделений, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит реализация полномочий по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение профилактических и надзорных мероприятий;
4) иные государственные гражданские служащие Инспекции, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит реализация полномочий по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение профилактических и надзорных мероприятий.
1.8. Должностное лицо, уполномоченное на проведение надзорного мероприятия, профилактического мероприятия, определяется приказом Инспекции.
При необходимости надзорные мероприятия могут проводиться в составе нескольких должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора.
1.9. В случае необходимости проведения инструментального обследования, испытания, исследования (экспертизы) по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний, применения специальной аппаратуры, техники, оборудования, Инспекцией к проведению мероприятия по государственному надзору могут привлекаться специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками, эксперты и (или) экспертные организации.
1.10. Должностные лица Инспекции, уполномоченные на осуществление государственного надзора, выполняют обязанности, установленные частью 1 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ, пользуясь правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного надзора, при проведении надзорного мероприятия помимо обязанностей, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ, обязано доводить до сведения вышестоящего руководства информацию о выявленных в ходе проведения надзорных мероприятий нарушениях обязательных требований, не относящихся к компетенции Инспекции, в целях принятия решения о направлении такой информации в уполномоченные органы для принятия мер в пределах своей компетенции.
1.11. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.12. Учет объектов надзора осуществляется в соответствии с частью 19 статьи 54 ГрК РФ путем ведения реестра поднадзорных объектов капитального строительства на территории Нижегородской области (далее - реестр поднадзорных объектов).
1.13. Мероприятие по государственному надзору, за исключением мероприятия, проводимого в форме выездного обследования в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения.
1.14. Плановые мероприятия по государственному надзору при осуществлении государственного надзора не проводятся.
1.15. Документы, составляемые в рамках осуществления государственного надзора, в том числе при осуществлении надзорных действий, документы, их копии, полученные от контролируемых лиц и иных источников, в том числе полученные в порядке межведомственного взаимодействия, материалы по итогам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, подлежат учету и хранятся Инспекцией в соответствии с требованиями законодательства об архивном деле в Российской Федерации.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора
2.1. При осуществлении государственного надзора не устанавливаются в отношении поднадзорных объектов категории риска причинения вреда (ущерба) и критерии отнесения поднадзорных объектов к категориям риска.
2.2. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового надзорного мероприятия в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, Инспекцией разрабатываются индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров поднадзорного объекта, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям применяется при осуществлении государственного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ.
3.2. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.3. Профилактические мероприятия при осуществлении государственного надзора направлены на следующие основные цели:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3.4. Профилактические мероприятия проводятся на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, которая утверждается ежегодно приказом Инспекции, и размещается на официальном сайте Инспекции в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
3.5. Информирование контролируемых лиц осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
3.6. Инспекция обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора.
По итогам обобщения правоприменительной практики Инспекция в срок до 1 марта следующего за отчетным годом готовит проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики, который подлежит публичному обсуждению, путем размещения на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет". Срок публичного обсуждения составляет один месяц.
Доклад о правоприменительной практике в течение одного месяца со дня окончания публичного обсуждения утверждается приказом Инспекции и размещается на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет".
3.7. В случае наличия у Инспекции сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Инспекция объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.7.1. Решение об объявлении контролируемому лицу предостережения принимается на основании мотивированного представления должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного надзора, по итогам рассмотрения сведений, указанных в пункте 3.7 настоящего Положения.
3.7.2. Форма предостережения утверждается приказом Инспекции.
3.7.3. Предостережение должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению этих требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование о представлении контролируемым лицом сведений и документов.
3.7.4. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в Инспекцию возражения в отношении данного предостережения.
В возражениях на предостережение указываются:
1) полное наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, индивидуального предпринимателя - контролируемого лица;
2) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
3) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
3.7.5. Инспекция рассматривает возражения и по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение двадцати рабочих дней со дня получения возражений мотивированный ответ.
3.7.6. При отсутствии возражений контролируемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в Инспекцию уведомление о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах.
В уведомлении указываются:
1) полное наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, индивидуального предпринимателя - контролируемого лица;
2) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
3) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.7.7. Документы, указанные в пунктах 3.7, 3.7.4 - 3.7.6 настоящего Положения оформляются в виде электронного документа. Их направление может осуществляться на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности направления в электронной форме, либо иным доступным способом.
3.8. Консультирование осуществляется должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора, по обращениям контролируемых лиц по следующим вопросам:
1) обязательные требования при строительстве, реконструкции объектов надзора и порядок их соблюдения (выполнения);
2) основания и порядок проведения мероприятий по государственному надзору;
3) порядок обжалования решений Инспекции, действий (бездействия) ее должностных лиц;
4) административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере строительства.
3.8.1. Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, надзорного мероприятия.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам не предоставляется.
3.8.2. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа по результатам консультирования в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.8.3. При осуществлении консультирования должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного надзора, обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с действующим законодательством.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного надзорного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Инспекции, иных участников надзорного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках надзорного мероприятия экспертизы, испытаний.
3.9. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи.
Профилактический визит проводится должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, согласно утвержденной программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае, если профилактический визит проводится по месту осуществления деятельности контролируемого лица, которое уведомляется за три рабочих дня до его проведения.
Форма уведомления о проведении профилактического визита утверждается приказом Инспекции.
3.9.1. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц не позднее трех месяцев со дня поступления в Инспекцию от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (далее - извещение о начале строительства), направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, предварительно уведомив об этом Инспекцию.
3.9.2. Срок проведения профилактического визита не должен превышать один рабочий день.
3.10. Учет проведенных профилактических мероприятий, указанных в пунктах 3.7 - 3.9 настоящего Положения, осуществляется путем ведения реестра проведенных профилактических мероприятий, формируемого в электронном виде.
3.11. Сведения о проведении профилактических мероприятий, указанных в пунктах 3.7, 3.9 настоящего Положения, подлежат внесению в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Сведения об объявленном предостережении вносится в реестр в день его объявления, сведения о проведении профилактического визита вносятся в реестр не менее чем за пять рабочих дней до начала его проведения.
IV. Осуществление государственного надзора
Осуществление государственного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ
4.1. Государственный надзор в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, осуществляется в отношении объектов, соответствующих требованиям, указанным в части 11 статьи 54 ГрК РФ, включенных в реестр поднадзорных объектов.
4.2. Реестр поднадзорных объектов ведется в электронном виде и подлежит размещению на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет".
Ведение и размещение реестра поднадзорных объектов обеспечивается ответственными должностными лицами, назначенными приказом Инспекции.
4.3. Основанием для включения объекта, указанного в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в реестр поднадзорных объектов является принятие поданного контролируемым лицом (застройщиком, техническим заказчиком) в Инспекцию извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 52 ГрК РФ.
4.4. В целях включения объекта, указанного в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в реестр поднадзорных объектов Инспекцией осуществляется проверка поданного извещения о начале строительства и приложенных к нему документов на соответствие требованиям, установленным частью 5 статьи 52 ГрК РФ, а также оценка проектной документации объекта капитального строительства на соответствие требованиям, установленным частями 1, 11 статьи 54 ГрК РФ.
Проверка поданного извещения о начале строительства и оценка проектной документации осуществляется ответственными должностными лицами, назначенными приказом Инспекции, в течение одного рабочего дня с момента поступления такого извещения.
4.5. Основанием для отказа в принятии поданного извещения о начале строительства является:
1) строительство, реконструкция объекта капитального строительства не подлежит государственному надзору, осуществляемому Инспекцией;
2) извещение о начале строительства подано ненадлежащим субъектом;
3) к извещению о начале строительства приложен неполный комплект документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 ГрК РФ;
4) приложенные к извещению о начале строительства документы оформлены с нарушением требований, предъявляемых к оформлению данных документов.
Об отказе во включении объекта, указанного в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в реестр поднадзорных объектов Инспекция уведомляет лицо, которым подано извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в течение пяти рабочих дней, письменно - в форме электронного документа, либо на бумажном носителе посредством почтового отправления, с указанием причины такого отказа.
4.6. Объекты, указанные в части 1 статьи 54 ГрК РФ, при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 4.3 - 4.5 настоящего Положения, включается в реестр поднадзорных объектов на основании приказа Инспекции в течение пяти рабочих дней со дня принятия поданного в Инспекцию извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
4.7. В реестр поднадзорных объектов вносятся следующие сведения:
1) наименование (в соответствии с разрешением на строительство), адрес и стадия строительства, реконструкции поднадзорного объекта;
2) реквизиты (дата, номер, выдавший орган), срок действия разрешения на строительство;
3) полное наименование застройщика;
4) полное наименование технического заказчика (при наличии);
5) полное наименование лица, привеченного застройщиком, техническим заказчиком на основании договора, для выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства;
6) фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного надзора, ответственного за осуществление государственного надзора в отношении поднадзорного объекта.
4.8. Государственный надзор осуществляется с даты включения объекта, указанного в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в реестр поднадзорных объектов.
4.9. Осуществление государственного надзора прекращается с даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию, и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ) (далее - заключение о соответствии).
4.10. Осуществление государственного надзора в отношении поднадзорного объекта, помимо основания, указанного в пункте 4.9 настоящего Положения, прекращается в случае:
1) вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, Нижегородской области, исключающих основание для дальнейшего осуществления государственного надзора;
2) внесения изменений в проектную документацию, исключающих основание для дальнейшего осуществления государственного надзора;
3) вступления в законную силу судебного акта, исключающего основания для дальнейшего осуществления государственного надзора;
4) регистрации права собственности на поднадзорный объект в установленном законом порядке;
5) прекращения строительства, реконструкции поднадзорного объекта (при отсутствии оснований для его консервации в соответствии с требованиями, установленными частью 6 статьи 52 ГрК РФ) или осуществления сноса поднадзорного объекта.
4.11. В случае консервации строительства, реконструкции поднадзорного объекта, осуществленной контролируемым лицом (застройщиком, техническим заказчиком) по основанию, указанному в части 4 статьи 52 ГрК РФ, в соответствии с требованиями, установленными Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802 (далее - Правила проведения консервации), осуществление государственного надзора в отношении такого объекта временно приостанавливается.
4.11.1. Решение о приостановлении осуществления государственного надзора на время консервации поднадзорного объекта принимается Инспекцией на основании уведомления контролируемого лица (застройщика, технического заказчика), по результатам мероприятия по государственному надзору, организованному по основанию, предусмотренному пунктом 1 части статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, при условии, что консервация объекта осуществлена в соответствии с требованиями Правил проведения консервации.
Решение о приостановлении государственного надзора на время консервации поднадзорного объекта оформляется приказом Инспекции о приостановлении государственного надзора.
4.11.2. При возобновлении работ по строительству, реконструкции поднадзорного объекта после консервации, на основании поступившего в Инспекцию от контролируемого лица (застройщика, технического заказчика) извещения о возобновлении строительства, реконструкции, осуществление государственного надзора возобновляется.
Возобновление государственного надзора в отношении поднадзорного объекта после консервации оформляется приказом Инспекции о возобновлении государственного надзора.
4.12. Выявление в ходе мероприятия по государственному надзору, проводимого по основаниям, указанным в пунктах 1, 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, строительства, реконструкции объекта капитального строительства, отвечающего требованиям частей 1, 11 статьи 54 ГрК РФ, не является основанием для включения такого объекта в реестр поднадзорных объектов.
4.12.1. В случае выявления в ходе мероприятия по государственному надзору, указанного в пункте 4.12 настоящего Положения, нарушения обязательных требований, предъявляемых при осуществлении деятельности, действий (бездействия), указанных в абзаце четвертом пункта 1.3 настоящего Положения, Инспекцией предпринимаются меры по привлечению к административной ответственности лица (лиц) их допустившего, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
При этом, в случае установления факта строительства, реконструкции объекта капитального строительства без соответствующего разрешения на строительство, реконструкцию, если получение такого разрешения является обязательным в соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ, Инспекцией предпринимаются действия, указанные в части 17 статьи 54 ГрК РФ.
4.13. Мероприятия по государственному надзору проводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.14. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ мероприятия по государственному надзору проводятся на основании программы проверок, сформированной в отношении объектов капитального строительства, включенных в реестр поднадзорных объектов.
4.14.1. Программа проверок в отношении объекта, включенного в реестр поднадзорных объектов, формируется должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, ответственного за организацию государственного надзора в отношении такого объекта, не позднее чем через десять рабочих дней с даты принятия Инспекцией поданного контролируемым лицом (застройщиком, техническим заказчиком) извещения о начале строительства.
4.14.2. Программа проверок формируется на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства, включенного в реестр поднадзорных объектов, на основании раздела проектной документации "Проект организации строительства", с учетом конструктивных и иных особенностей строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства, выполнения строительно-монтажных работ, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями проектной документации.
4.14.3. Программа проверок должна содержать перечень мероприятий по государственному надзору, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид мероприятия по государственному надзору, его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения мероприятия по государственному надзору, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого должно быть начато мероприятие по государственному надзору, срок проведения мероприятия по государственному надзору;
3) перечень сведений, документов, представление которых контролируемым лицом необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении мероприятия по государственному надзору.
4.14.4. Программа проверок формируется в электронном виде и утверждается заместителем начальника - начальником управления надзорной деятельности Инспекции, а в его отсутствие, - должностным лицом, временно исполняющим обязанности заместителя начальника - начальника управления надзорной деятельности Инспекции.
4.14.5. Программа проверок в течение не позднее трех рабочих дней с даты ее утверждения направляется контролируемому лицу (застройщику, техническому заказчику) в форме электронного документа по адресу, указанному в извещении о начале строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.14.6. При получении Инспекцией от контролируемого лица (застройщика, технического заказчика) оформленных в соответствии с требованиями статьи 49 ГрК РФ изменений в проектную документацию объекта, включенного в реестр поднадзорных объектов (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации), направленных в соответствии с требованиями части 5.2 статьи 52 ГрК РФ, требующих корректировки программы проверок, извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения мероприятия по государственному надзору, должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного надзора, ответственное за организацию государственного надзора в отношении этого объекта, в течение семи рабочих дней со дня получения изменений в проектную документацию подготавливает изменения в программу проверок.
Утверждение и направление контролируемому лицу (застройщику, техническому заказчику) программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4.14.4, 4.14.5 настоящего Положения.
4.15. Мероприятие по государственному надзору по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может быть организовано только при наличии у Инспекции достоверных сведений о причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, которые могут быть получены при поступлении в Инспекцию обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
4.15.1. При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, проводится оценка их достоверности.
В целях оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного надзора, при необходимости:
1) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
2) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, при этом представление таких пояснений для контролируемого лица не является обязательным.
4.15.2. Обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, принимаются Инспекцией к рассмотрению:
1) при подаче таких обращений (заявлений) гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в Инспекцию либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документа, подтверждающего его полномочия;
2) при подаче таких обращений (заявлений) гражданами и организациями после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональном портале государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет";
3) при иных способах подачи таких обращений (заявлений) гражданами и организациями при условии установления личности гражданина и подтверждения полномочий представителя гражданина, организации.
4.15.3. При невозможности установления личности гражданина, подтверждения полномочий представителя гражданина, организации поступившие обращения (заявления) рассматриваются Инспекцией в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4.15.4. По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного надзора, направляет должностному лицу, уполномоченному на принятие решений о проведении мероприятий по государственному надзору:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении действиями (бездействием) контролируемого лица вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо при установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения мероприятия по государственному надзору, - мотивированное представление о проведении мероприятия по государственному надзору;
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения мероприятия по государственному надзору, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) при невозможности установить личность гражданина, подтвердить полномочия представителя гражданина, организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения мероприятия по государственному надзору.
4.15.5. В случае, если при проведении профилактических мероприятий, указанных в пунктах 3.8, 3.9 настоящего Положения, установлено, что действия (бездействие) контролируемого лица представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного надзора, незамедлительно направляет информацию (в виде служебной записки) об этом должностному лицу, уполномоченному на принятие решений о проведении мероприятий по государственному надзору, для принятия решения о проведении мероприятия по государственному надзору.
4.16. В рамках осуществления государственного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, проводятся мероприятия по государственному надзору следующих видов:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка.
4.17. В ходе проведения документарной проверки могут совершаться надзорные действия следующих видов:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
4.17.1. Получение письменных объяснений осуществляется посредством запроса должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, у контролируемого лица письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Объяснения направляются в Инспекцию в форме электронного документа, либо документа на бумажном носителе в свободной форме.
4.17.2. Истребование документов осуществляется посредством направления должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, контролируемому лицу требования о представлении необходимых документов, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Форма требования о предоставлении необходимых документов утверждается приказом Инспекции.
Требуемые документы направляются в Инспекцию в форме электронного документа, либо документа на бумажном носителе. Документы на бумажном носителе направляются в подлинниках или в виде заверенных копий. В случае предоставления заверенных копий требуемых документов должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного надзора, вправе ознакомиться с их подлинниками.
Требуемые документы должны быть предоставлены контролируемым лицом в срок, указанный в требовании о предоставлении документов. В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности предоставить требуемые документы в течение установленного в требовании срока, оно обязано незамедлительно в письменной форме уведомить должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного надзора, о невозможности предоставления документов в установленный срок с указанием причин, по которым требуемые документы не могут быть представлены, и срока, в течение которого контролируемое лицо может предоставить требуемые документы.
4.17.3. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Инспекции, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Инспекция направляет в адрес контролируемого лица требование предоставить иные, необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Инспекцию указанные в требовании документы.
4.17.4. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в предоставленных контролируемым лицом документах, либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Инспекции документах, полученных при осуществлении государственного надзора, информация об ошибках, противоречиях, несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменном виде.
Контролируемое лицо, представившее в Инспекцию пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в предоставленных документах, вправе предоставить дополнительные сведения (документы), подтверждающие достоверность ранее предоставленных документов.
4.17.5. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В указанный срок не включается период с момента направления Инспекцией контролируемому лицу требования предоставить необходимые для рассмотрения документы до момента предоставления указанных в требовании документов в Инспекцию, а также период с момента направления Инспекцией контролируемому лицу информации о выявленных ошибках и (или) противоречиях в предоставленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Инспекции документах, полученных при осуществлении государственного надзора, с требованием представить необходимые пояснения до момента представления указанных пояснений.
Приостановление срока проведения проверки по указанным основаниям, а также возобновление проведения проверки оформляется соответствующими приказами Инспекции.
4.18. В ходе проведения выездной проверки могут совершаться надзорные действия следующих видов, в том числе с привлечением специалистов или экспертов:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) испытание;
8) экспертиза.
4.18.1. Выездная проверка в обязательном порядке проводятся по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Проведение такой выездной проверки должно быть назначено не позднее, чем на десятый рабочий день от даты завершения работ, которые подлежат проверке, указанной в программе проверок.
4.18.2. Выездная проверка по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, которое осуществляется в порядке, установленном частями 4 - 11 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ, за исключением случая, указанного в части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.18.3. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления ему копии приказа Инспекции о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.18.4. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
4.18.5. Проведение мероприятия по государственному надзору в форме выездной проверки делится на несколько этапов:
1) выезд должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного надзора, на место осуществления строительства, реконструкции проверяемого объекта в целях проведения визуального осмотра выполняемых работ, результатов выполненных работ для проверки их соответствия требованиям проектной документации, при этом, в случае необходимости, у контролируемого лица запрашивается необходимая проектная, рабочая, исполнительная и иная документация, связанная со строительством, реконструкцией объекта;
2) анализ полученной при проведении мероприятия по государственному надзору информации, сведений (документов);
3) оформление результатов мероприятия по государственному надзору, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
Действия, указанные в подпунктах 2, 3 настоящего пункта могут производиться на месте осуществления строительства, реконструкции проверяемого объекта и (или) по месту нахождения Инспекции.
4.18.6. В ходе выездной проверки, должностным лицом, уполномоченным на ее проведение, а также лицами, привлекаемыми к совершению надзорных действия, для фиксации доказательств соблюдения, нарушения обязательных требований может производиться фотосъемка, аудио- и видеозапись, применяться иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио - и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать дату и время фиксации, объект фиксации и отражать факт соблюдения, нарушения обязательных требований.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств соблюдения, нарушения обязательных требований, прикладываются к акту мероприятия по государственному надзору.
Осуществление государственного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ
4.19. Государственный надзор в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3, 4 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.20. Формирование программы проверок при осуществлении государственного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, в соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ не осуществляется.
4.21. При поступлении информации о нарушении требований, установленных частью 4 статьи 54 ГрК РФ, должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного надзора последовательно предпринимает действия, предусмотренные, частью 3 статьи 58, статьями 59, 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.22. В рамках осуществления государственного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, проводятся мероприятия по государственному надзору следующих видов:
1) инспекционный визит;
2) выездная проверка.
Также при осуществлении государственного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ могут проводиться мероприятия по государственному надзору без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования.
4.23. В ходе проведения инспекционного визита могут совершаться надзорные действия следующих видов:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов.
Инспекционный визит проводится в порядке и сроки, предусмотренные статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.24. В ходе проведения выездной проверки могут совершаться надзорные действия следующих видов:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование.
4.25. Выездное обследование осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, без информирования контролируемого лица в порядке и сроки, определенные статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездного обследования могут совершаться надзорные действия следующих видов:
1) осмотр;
2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
4.26. Для фиксации должностным лицом, уполномоченным на проведение мероприятия по государственному надзору, лицами, привлекаемыми к совершению надзорных действий, доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований может производиться фотосъемка, аудио- и видеозапись, применяться иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий соблюдение, нарушение обязательных требований.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту проверки.
V. Результаты надзорного мероприятия
5.1. Результаты надзорного мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16, частями 9, 9.1 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Обжалование решений инспекции, действий (бездействия) ее должностных лиц
6.1. Действия (бездействия) должностных лиц Инспекции, решения принятые в ходе осуществления государственного надзора, могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
6.3. Жалоба на решение Инспекции, действия (бездействие) должностных лиц Инспекции рассматривается коллегиальным органом Инспекции, состав и порядок деятельности которого утверждается приказом Инспекции.
6.4. Жалоба на решение Инспекции, действия (бездействие) ее должностных лиц подается контролируемыми лицами в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание Инспекции может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен коллегиальным органом Инспекции.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Инспекции.
6.5. Жалоба подлежит рассмотрению коллегиальным органом Инспекции в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, указанный срок может быть продлен коллегиальным органом Инспекции, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определено, что Положением урегулирован порядок организации и осуществления надзора при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства.
Надзор осуществляется в отношении застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.
Органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление надзора, определена инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области (далее - инспекция).
Также определены: предмет и объекты надзора; должностные лица инспекции, уполномоченные в сфере осуществления надзора; перечень профилактических мероприятий, проводимых инспекцией в рамках осуществления надзора, и особенности их проведения; порядок осуществления надзорных мероприятий; порядок обжалования решений и действий (бездействия), принятых инспекцией и осуществленных ее должностными лицами в ходе реализации надзорных мероприятий.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 28 октября 2021 г. N 968 "Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Нижегородской области"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 октября 2021 г. N 5200202110290009
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2023 г. N 1114
Изменения вступают в силу с 25 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 7 февраля 2023 г. N 114
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2023 г.
Подпункт 1.4.6 пункта 1.4 изменений вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 29 сентября 2022 г. N 794
Изменения вступают в силу с 29 сентября 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 3 июня 2022 г. N 405
Изменения вступают в силу с 3 июня 2022 г., и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.