Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства области
от 26.10.2021 N 994-пп
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента от 7 мая 2018 года), от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента от 21 июля 2020 года), стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, бюджетном прогнозе Оренбургской области на долгосрочный период до 2036 года, утвержденном постановлением Правительства Оренбургской области от 5 марта 2020 года N 142-пп, государственных программах Оренбургской области (далее - государственные программы). Кроме того, при определении бюджетной и налоговой политики на ближайшую перспективу использованы сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
I. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2020 году и первой половине 2021 года
Доходы областного бюджета
В 2020 году областной бюджет по доходам исполнялся под воздействием трех негативных факторов: пандемии новой коронавирусной инфекции, снижения нефтяных цен, введения ограничений, а в отдельных случаях полного приостановления деятельности отдельных сфер экономики.
Основную часть доходов областного бюджета обеспечили поступления от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций и акцизов по подакцизным товарам. На их долю приходится 94,1 процента всех налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
На объем поступлений налога на прибыль организаций в отчетном году повлияло уменьшение платежей от предприятий нефтегазового сектора, обусловленное изменением макроэкономических параметров (снижением цены на нефть и уменьшением реализации газа на экспорт).
Отмечается рост поступлений налога на доходы физических лиц, который обеспечен за счет увеличения фонда оплаты труда.
Акцизы по подакцизным товарам исполнены с превышением показателей, сложившихся по итогам исполнения за 2019 год. Положительная динамика объясняется зачислением с 2020 года в областной бюджет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", а также увеличением норматива зачисления акцизов на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию в региональные бюджеты с 50 до 100 процентов при одновременном повышении ставок.
Исполнение по налогу на имущество организаций характеризуется ростом объема поступлений, который превысил бюджетные назначения по налогу.
Существенное влияние на уровень поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет области оказал комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости экономики, который реализовывался на всех уровнях власти и был направлен, в первую очередь, на государственную поддержку организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
В результате реализации мер поддержки, предоставленных в соответствии с положениями Федеральных законов от 8 июня 2020 года N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", сумма выпадающих доходов консолидированного бюджета Оренбургской области за 2020 год составила 284,3 млн. рублей.
В связи с предоставлением отсрочек по уплате налогов и страховых взносов на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" сумма недополученных доходов консолидированного бюджета Оренбургской области за 2020 год составила 64,6 млн. рублей.
Меры государственной поддержки, предоставленные в соответствии с региональным налоговым законодательством и направленные на обеспечение устойчивого развития экономики региона, повлекли выпадающие доходы консолидированного бюджета Оренбургской области, сумма которых за 2020 год составила 176,1 млн. рублей.
На основании Закона Оренбургской области от 20 апреля 2020 года N 2187/584-VI-ОЗ с 1 июля 2020 года на территории Оренбургской области действует новый специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Исполнение консолидированного бюджета Оренбургской области за I полугодие 2021 года характеризуется следующими особенностями:
увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций, основной причиной которого является рост платежей от предприятий нефтяной отрасли в результате увеличения цены реализации нефти и курса доллара к рублю;
ростом поступлений налога на доходы физических лиц, который обеспечен за счет увеличения фонда оплаты труда;
приростом поступлений акцизов по подакцизным товарам, который, главным образом, связан с увеличением норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации;
увеличением поступлений по налогу на имущество организаций, обусловленным ростом налогооблагаемой базы и несвоевременной уплатой авансовых платежей в 2020 году отдельными налогоплательщиками.
На исполнение консолидированного бюджета Оренбургской области в текущем году оказывают влияние изменения законодательства Российской Федерации и Оренбургской области.
С 1 января 2021 года в отношении доходов (включая дивиденды и проценты) физических лиц, превышающих 5 млн. рублей за налоговый период, налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в размере 15 процентов.
С 1 января 2021 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, увеличен лимит, позволяющий оставаться на упрощенной системе налогообложения, по доходам - до 200 млн. рублей и по средней численности персонала - до 130 человек.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 26 ноября 2020 года N 2497/693-VI-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О патентной системе налогообложения" с 2021 года значительно расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории Оренбургской области может применяться патентная система налогообложения.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 373-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" внесены изменения в статью 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым начиная с 2021 года при применении патентной системы налогообложения размер налога уменьшается на сумму страховых взносов: до 100 процентов от стоимости патента - для индивидуальных предпринимателей без работников и до 50 процентов - для индивидуальных предпринимателей с наемными работниками.
До 1 января 2024 года продлено действие нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной сферах, сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания. Указанная мера действует в течение двух налоговых периодов с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В целях сокращения издержек и создания комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей:
с 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам;
введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам;
отменена налоговая декларация для налогоплательщиков режима УСН-доходы, использующих контрольно-кассовую технику (ККТ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" с 1 января 2021 года на территории Российской Федерации прекращено действие специального налогового режима - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Федеральным законом от 15 октября 2020 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2021 года введен рентный коэффициент в размере 3,5 к действующей ставке налога на добычу полезных ископаемых в отношении отдельных видов твердых полезных ископаемых.
Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" продлено по 31 декабря 2021 года включительно действие нормы, предусматривающей зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов сумм административных штрафов за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, в случае вынесения постановлений по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы областного бюджета
В 2020 году была продолжена реализация мероприятий согласно Указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 - 606 (далее - Указы Президента), а также новых векторов, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и исполнение в полном объеме принятых социальных обязательств.
В целях обеспечения полного выполнения обязательств областного бюджета в условиях ухудшения социально-экономической ситуации, в связи с необходимостью реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, а также профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году, принято постановление Правительства Оренбургской области от 2 июня 2020 года N 485-пп "Об особенностях исполнения областного бюджета в 2020 году", которым утвержден перечень расходов областного бюджета, подлежащих первоочередному финансированию в 2020 году.
Проведение данных мероприятий позволило в 2020 году своевременно выплачивать заработную плату, в соответствии с графиками предоставлять межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Оренбургской области, производить социальные выплаты. Указы Президента были выполнены в полном объеме. По итогам 2020 года показатели средней заработной платы работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента, достигнуты по всем категориям.
Основу расходной части областного бюджета в 2020 году составили бюджетные ассигнования, направляемые в социальную сферу: на образование, здравоохранение, спорт, культуру и социальную политику. В 2020 году объем бюджетных ассигнований, направленных в социальную сферу, составил 74,7 млрд. рублей, или 65,5 процента от общего объема расходов.
В связи с выполнением Указов Президента в 2020 году были увеличены расходы на заработную плату педагогических работников, что привело к увеличению расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования детей на 415,3 млн. рублей по сравнению с 2019 годом.
Размер финансовой помощи, оказанной местным бюджетам для обеспечения повышения оплаты труда работников культуры и педагогических работников дополнительного образования детей, прочих категорий работников, в 2020 году составил 2 495,3 млн. рублей.
Оренбургская область в 2020 году активно участвовала в реализации 11 национальных проектов.
Из областного бюджета на реализацию региональных проектов было направлено 16,3 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 10,2 млрд. рублей.
Исполнение областного бюджета по мероприятиям национальных проектов составило 99,1 процента.
Продолжено наращивание объемов работ, выполняемых на дорогах области. Расходы регионального дорожного фонда в 2020 году составили 14 583,2 млн. рублей, из них 4 552,7 млн. рублей поступили из федерального бюджета.
При активном участии граждан в отборе объектов благоустройства продолжается реализация проекта формирования комфортной городской среды. В 2020 году в реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды с привлечением средств федерального бюджета участвовали 25 муниципальных образований Оренбуржья. Благоустроено 37 объектов, в том числе 9 дворовых территорий и 28 общественных пространств. Все работы завершены в установленные сроки. Направлено около 800,0 млн. рублей, из них 670,0 млн. рублей - средства федерального бюджета.
Областная адресная инвестиционная программа в 2020 году была исполнена на 96,4 процента. На создание и реконструкцию объектов областной и муниципальной собственности направлено 6 108,9 млн. рублей. Введены в эксплуатацию 3 детских сада и 1 школа на 150 мест в пос. Река Дема Пономаревского района. Начато строительство школы на 500 мест в с. Подгородняя Покровка и пос. Пригородный Оренбургского района, а также школа на 1136 мест в городе Оренбурге. В рамках реализации регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи Оренбургской области" в 2020 году построено 10 ФАПов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах, начато строительство Областной детской больницы в Оренбурге.
В условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции приняты меры по поддержке отраслей экономики. Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 12 мая 2020 года N 390-пп "О выделении средств" выделены средства на:
поддержку муниципальных образований Оренбургской области;
финансовое обеспечение развития системы микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, системы гарантийного обеспечения их обязательств;
поддержку занятости населения;
поддержку промышленных и транспортных предприятий.
В связи с необходимостью реализации мероприятий, связанных с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции, согласно решениям Правительства Оренбургской области выделены средства из резервного фонда Правительства Оренбургской области на средства индивидуальной защиты и материально-технического оснащения государственных учреждений здравоохранения Оренбургской области.
В 2020 году с целью снижения напряженности на рынке труда Оренбургской области оказана поддержка в сфере занятости населения за счет средств федерального и областного бюджетов. Выделены бюджетные ассигнования:
из резервного фонда Правительства Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности труда;
из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
из областного бюджета на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области.
Проведена работа, направленная на повышение эффективности межбюджетного субсидирования. Приведены в соответствие показатели государственных программ Оренбургской области и показатели, установленные соглашениями о представлении субсидий из федерального бюджета.
Продолжена работа по заключению с городскими округами и муниципальными районами Оренбургской области соглашений о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. Такие соглашения предусматривают обязательства по достижению показателей социально-экономического развития (рост налоговых и неналоговых доходов, сокращение муниципального долга и другое), осуществлению мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов (проведение оценки эффективности налоговых льгот, утверждение плана по отмене налоговых льгот, признанных неэффективными, неустановление обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Оренбургской области к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, и другое).
Соглашения о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов на 2021 год дополнены новыми мероприятиями, в том числе:
разработка и утверждение не позднее 1 апреля 2021 года плана мероприятий ("дорожной карты") на 2021 - 2023 годы по вовлечению в оборот неиспользуемых земель, включая мероприятия по оформлению в муниципальную собственность земель, собственность на которые не разграничена, обеспечение выполнения мероприятий данного плана, предусмотренных к реализации в 2021 году, до 31 декабря 2021 года;
обеспечение осуществления закупок малого объема, проводимых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом требований, установленных приказом министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области, утвержденным во исполнение пункта 5 постановления Правительства Оренбургской области от 6 июня 2019 года N 356-пп "Об осуществлении закупок малого объема для обеспечения нужд Оренбургской области".
За недостижение установленных показателей социально-экономического развития предусмотрена финансовая ответственность муниципального образования Оренбургской области.
В 2020 - 2021 годах министерство финансов Оренбургской области продолжило практику осуществления мероприятий, направленных на повышение открытости бюджетных данных. Был обеспечен свободный доступ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к бюджетным данным, продолжена практика публикации интернет-брошюр "Бюджет для граждан", в актуальном состоянии поддерживается портал "Бюджет для граждан". Также на сайтах органов исполнительной и законодательной власти Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация об областном бюджете.
С целью обеспечения вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений в Оренбургской области обеспечено развитие механизма инициативного бюджетирования. На каждую инициативу сельского населения, отобранную на конкурсной основе, направлено до 1 млн рублей средств из областного бюджета.
По итогам 2020 года в Оренбургской области реализовано 135 проектов инициатив сельских жителей общей стоимостью 127,1 млн. рублей. Вклад областного бюджета составил 75,9 млн. рублей.
На 2021 год победителями признаны 172 проекта, общая стоимость которых составила 173,6 млн. рублей. Вклад областного бюджета составляет 99,1 млн. рублей.
Отмечен рост интереса граждан к механизму инициативного бюджетирования: в 2020 году в процесс выбора инициативных проектов было вовлечено 52 тыс. человек, в 2021 - 78 тыс. человек (рост в 1,5 раза).
Кроме того, в Оренбургской области на муниципальном уровне развиваются различные формы собственных практик инициативного бюджетирования. С 2020 года в трех городах реализуется "Школьный бюджет" (г. Медногорск, г. Бузулук, Сорочинский городской округ Оренбургской области). Муниципальное образование Оренбургский район Оренбургской области в текущем году активно внедряет на своей территории "Инклюзивное инициативное бюджетирование", а также разработало необходимую нормативную правовую базу для внедрения "Молодежного бюджета". В Гайском городском округе Оренбургской области проект "Молодежный бюджет" заработал в полную силу: проведен конкурсный отбор, приступили к реализации.
Дефицит областного бюджета
В 2020 году бюджетная политика была направлена на минимизацию бюджетного дефицита. По итогам исполнения областного бюджета сложился дефицит в размере 2,6 млрд. рублей, который был профинансирован без привлечения заемных средств за счет остатков на счете областного бюджета. Дефицит областного бюджета на 2021 год составляет 6,9 млрд. рублей и покрывается остатками средств на счете областного бюджета, выпуском государственных ценных бумаг и иными источниками финансирования дефицита.
II. Внешние условия реализации бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
На налоговую политику Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов будут оказывать влияние внешние факторы, прежде всего - изменения в законодательстве Российской Федерации:
1) по налогу на прибыль организаций.
До 2024 года включительно сохраняется механизм централизации 1-процентного пункта налога на прибыль организаций с направлением полученных средств на увеличение объемов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
До конца 2024 года продлевается 50-процентный перенос убытков прошлых лет.
Расширяется перечень расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, к которым можно будет также отнести затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках;
2) по налогу на доходы физических лиц.
Увеличивается возраст детей, оплата или компенсация стоимости путевки на которых не облагается налогом на доходы физических лиц, с 16 до 18 лет, а также до 24 лет - на студентов, которые проходят обучение по очной форме в образовательных организациях.
Дополняется перечень социальных вычетов по налогу на доходы физических лиц вычетом, который предоставляется в сумме расходов, уплаченных налогоплательщиком за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные спортивными организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, и включенные в перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
3) по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации.
До 2030 года включительно продлевается поэтапная передача в региональные бюджеты 100 процентов доходов с акцизов на нефтепродукты.
Начиная с 2022 года доходы от акцизов на средние дистилляты зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов (в 2021 году: 50 процентов доходов от акцизов на средние дистилляты поступает в федеральный бюджет, 50 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации).
В бюджеты субъектов Российской Федерации передаются дополнительные 4 процента доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, производимую на территории Российской Федерации, в целях компенсации уменьшения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в результате передачи 50 процентов доходов от акцизов на средние дистилляты в федеральный бюджет;
4) по налогу на имущество организаций.
На 2022 - 2023 годы продлевается применение пониженной ставки налога на имущество организаций в размере 1,6 процента в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
С 1 января 2022 года сроки уплаты налога на имущество организаций синхронизируются со сроками уплаты налогоплательщиками-организациями транспортного и земельного налогов: не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, - оплата налога; не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, - оплата авансовых платежей.
С 1 января 2023 года не включаются в налоговую декларацию налогоплательщиков - российских организаций сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
5) по государственной пошлине.
С 1 января 2022 года в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов зачисляется государственная пошлина за выдачу аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристических маршрутах;
6) по штрафам и взысканиям.
С 1 января 2022 года в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов зачисляются суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, выявленные должностными лицами контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации;
7) по администрированию доходов бюджетов.
Начиная с формирования бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов перечень главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, перечень главных администраторов доходов местного бюджета - актом местной администрации.
Общие требования к перечню главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года N 1557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" внесены изменения в общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в части:
уточнения перечня документов и материалов, предоставляемых главными администраторами доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований;
конкретизации ролей участников разработки и согласования методик прогнозирования поступлений доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
уточнения подходов к разработке методики прогнозирования поступлений доходов, в том числе утверждения формы методики прогнозирования поступлений доходов;
конкретизации видов имущества, при прогнозировании доходов от продажи которого должен использоваться метод прямого счета.
Главные администраторы доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований разрабатывают методики прогнозирования доходов в разрезе кодов классификации доходов, в отношении которых они осуществляют полномочия главных администраторов доходов, и утверждают их по согласованию с финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Приоритетным остается сохранение в 2022 - 2024 годах достигнутого соотношения между уровнем оплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Оренбургской области.
III. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Доходы областного бюджета
В целях стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов планируется расширить список видов экономической деятельности, осуществление которых предоставляет налогоплательщику право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.
В Оренбургской области будет продолжена реализация положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", предусматривающего особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
В рамках реализации мероприятий, принятых на федеральном уровне и направленных на развитие регионов путем создания дополнительных рабочих мест, увеличения налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации и предоставления возможности финансирования приоритетных расходов регионов, на территории Оренбургской области планируется реализация инфраструктурного проекта за счет привлечения инфраструктурного бюджетного кредита.
Предусматривается ежегодное утверждение перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база по налогу на имущество организаций по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с отменой с 2023 года обязанности налогоплательщиков - российских организаций включать в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, для налогового периода 2022 года и последующих налоговых периодов введен заявительный порядок предоставления налоговых льгот.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне предусматривается обеспечение бездекларационной уплаты налога и страховых взносов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с численностью работников не более 5 человек и имеющими предельную сумму годового дохода не более 60 млн. рублей.
Сохраняется механизм регулярной оценки эффективности налоговых льгот с точки зрения поставленных целей и механизмов корректировки или отмены, в случае если поставленные цели не достигаются.
Формируются справедливые конкурентные условия посредством повышения качества налогового администрирования за счет развития налогового мониторинга, в том числе путем уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг (лимиты по доходам и активам снижаются с 3,0 до 1,0 млрд. рублей, по уплаченным налогам - с 300,0 до 100,0 млн. рублей).
В целях создания для налогоплательщиков более комфортных условий, сокращения времени оформления расчетных документов, а также своевременного исполнения их обязанностей перед бюджетом до конца 2022 года планируется реализовать механизм "единого налогового платежа", позволяющий уплачивать обязательные платежи одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы Российской Федерации, а также направлять перечисленные средства на погашение имеющейся у плательщика недоимки, возникшей ранее.
В целях повышения качества налогового администрирования с 1 марта 2022 года федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, включается в систему налогового контроля. При этом запрещается проведение плановых проверок соблюдения законодательства о применении ККТ, а внеплановые проверки будут проходить без предварительного уведомления проверяемого лица.
Расходы областного бюджета
Формирование бюджетных ассигнований областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов будет осуществляться с учетом необходимости решения задач, поставленных в Указах Президента от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", приоритетного направления бюджетных средств на реализацию национальных проектов.
В соответствии с соглашением, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Оренбургской области, для Оренбургской области установлены мероприятия и значения показателей, обязательные к реализации и достижению.
Формирование расходов областного бюджета на 2022 - 2024 годы будет осуществляться исходя из следующих приоритетов.
Планирование расходов на оплату труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, поименованным в Указах Президента Российской Федерации, осуществляется с сохранением уровня соотношений заработной платы к прогнозируемому среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Оренбургской области на 2022 год (в размере 35 тыс. рублей в месяц).
Планирование расходов областного бюджета на оплату труда специалистов государственных учреждений, не поименованных в Указах Президента Российской Федерации, осуществляется в соответствии с необходимостью доведения их средней заработной платы до размера не менее 27 тыс. рублей в месяц.
Объем расходов на оплату труда должен учитывать обеспечение минимального размера оплаты труда в соответствии с решениями, принятыми на федеральном уровне.
Средства на выполнение публичных нормативных обязательств должны быть запланированы в полном объеме с учетом изменения численности получателей социальных выплат и пособий.
Обеспечение лекарственными препаратами граждан для лечения редких (орфанных) заболеваний будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Расходы на реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учтены в полном объеме исходя из величины подушевого норматива финансирования и прогнозной численности населения Оренбургской области на 1 января 2022 года (1929754 человека).
Расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2022 - 2024 годы определены в полном объеме исходя из численности категорий неработающего населения и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов участие в государственных программах Российской Федерации будет осуществляться исходя из единого предельного уровня софинансирования расходных обязательств Оренбургской области за счет средств федерального бюджета, установленного на 2022 - 2024 годы в размере 82,0 процента, уровня софинансирования расходных обязательств Оренбургской области, возникающих при реализации национальных проектов, в размере 96,0 процента и уровней софинансирования, установленных соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Средства областного бюджета, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, реструктуризированным в 2012 и 2017 годах, подлежат направлению в 2022 - 2024 годах на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В областном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".
В предстоящем периоде продолжится работа по повышению качества и эффективности реализации областных государственных программ как основного инструмента стратегического бюджетного планирования, а также эффективности и результативности предоставления межбюджетных субсидий в рамках программ.
Предстоит продолжить работу по развитию в составе областных государственных программ механизма управления налоговыми и неналоговыми расходами, их учета и оценки эффективности. Эти средства влияют на развитие экономики и социальной сферы региона в той же степени, что и бюджетные расходы, поэтому подлежат стратегическому планированию в рамках областных государственных программ ровно в той же степени, что и бюджетные средства.
В целях обеспечения прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете будут продолжены регулярная практика публикации интернет-брошюры "Бюджет для граждан" к закону Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также наполнение актуальным контентом интернет-портала "Бюджет для граждан".
Межбюджетные отношения
В 2022 - 2024 годах будет продолжена практика обязательного обеспечения в местных бюджетах первоочередных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, обязательных платежей, оплату коммунальных услуг, содержание учреждений.
В части развития и совершенствования межбюджетного субсидирования планируется установление единого уровня софинансирования расходных обязательств местных бюджетов.
На региональном уровне сохранится финансовая поддержка инициативных проектов за счет средств межбюджетных трансфертов на конкурсной основе. Работа по вовлечению жителей в процесс выбора и реализации таких проектов будет продолжена и в 2022 - 2024 годах в рамках приоритетного проекта "Местные инициативы". К 2022 году не менее 30 процентов населения сельских населенных пунктов, принимающих участие в конкурсном отборе, будут вовлечены в бюджетный процесс путем реализации ежегодно не менее 50 инициативных проектов.
В 2022 году будет продолжена работа по вовлечению в бюджетный процесс старшеклассников и представителей молодежи путем реализации такого направления инициативного бюджетирования, как "Школьный бюджет", основной целью которого является воспитание активного и ответственного поколения.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области на региональном уровне оказывается вся необходимая консультационная помощь по вопросам, связанным с внедрением и реализацией практик вовлечения населения в решение вопросов местного значения.
Дефицит областного бюджета
В условиях экономии бюджетных средств одним из важных направлений бюджетной политики в текущем финансовом году и на предстоящие 3 года будет являться минимизация дефицита областного бюджета как по плановым значениям, так и по фактическим.
В целях минимизации имеющихся рисков несбалансированности областного и местных бюджетов органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.
Источниками финансирования погашения долговых обязательств Оренбургской области будут являться государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов и прочие источники финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.