Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.И. Ачкасова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.И. Ачкасов оспаривает конституционность следующих положений Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения":
статьи 1, закрепляющей, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают;
статьи 7, согласно которой при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера; размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением установленных условий.
По мнению заявителя, применение в его деле оспариваемых положений, как исключающих возможность продолжения пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации после прекращения выплаты ранее назначенной в Российской Федерации пенсии в связи с переездом на постоянное место жительства в Республику Казахстан, привело к нарушению его прав, гарантированных статьями 19 (часть 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. В связи с этим А.И. Ачкасов просит Конституционный Суд Российской Федерации дать истолкование оспариваемых положений и оценить правильность их применения в его деле.
Кроме того, заявитель просит признать решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о прекращении выплаты пенсии с 1 июня 2012 года не соответствующим указанным статьям Конституции Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 1998 года N 18-П, и восстановить его конституционные права.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 125 (пункт "г" части 2) Конституции Российской Федерации и подпунктом "г" пункта 1 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации правомочен проверять конституционность лишь не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; разрешение дел о проверке соответствия Конституции Российской Федерации вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, к числу которых относится Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
Что касается проверки соответствия решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации Конституции Российской Федерации, то заявитель в своих предыдущих обращениях уже ставил этот вопрос. Определениями от 29 сентября 2016 года N ПР-3 и от 25 марта 2021 года N 594-О Конституционный Суд Российской Федерации отказал гражданину А.И. Ачкасову в принятии к рассмотрению жалоб на нарушение его конституционных прав, поскольку жалобы не отвечали требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в связи с тем, что разрешение поставленных в них вопросов Конституционному Суду Российской Федерации явно не подведомственно.
Оспаривая во вновь поступившем обращении решение правоприменительного органа в том же аспекте и в связи с теми же фактическими обстоятельствами, заявитель, по сути, ставит вопрос о пересмотре решений Конституционного Суда Российской Федерации, что в силу статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" недопустимо.
Разрешение иных вопросов, поставленных заявителем, также не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ачкасова Анатолия Ильича, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2021 г. N 1970-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ачкасова Анатолия Ильича на нарушение его конституционных прав Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)