Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Хохлова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.В. Хохлов оспаривает конституционность пункта 3 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которому до 1 января 2026 года лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста.
Как следует из материалов жалобы, в 2019 году заявитель был уволен по сокращению штата с должности начальника отдела кадров государственного бюджетного учреждения здравоохранения Оренбургской области "Саракташская районная больница", на которую в 2013 году был переведен с должности заведующего приемным отделением. Считая расторжение трудового договора незаконным, в том числе в связи с тем, что ему - несмотря на наличие высшего медицинского образования по специальности "Лечебное дело" и удостоверения о прохождении интернатуры по специальности "Хирургия" - не был предложен перевод на вакантные должности врачей (в частности, врача-хирурга), В.В. Хохлов обжаловал свое увольнение в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении его исковых требований со ссылкой в том числе на пункт 3 части 1 статьи 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", суды общей юрисдикции указали на то, что заявитель не работал по своей врачебной специальности более пяти лет, сертификат специалиста по специальности "Хирургия" не подтвержден им с 6 марта 2015 года, а прохождение обучения по дополнительным профессиональным программам потребовало бы времени, тогда как работодателю необходимо было незамедлительно заместить вакантные должности врачей.
По мнению заявителя, оспариваемое положение вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 7, 17, 34, 37 и 55, поскольку в силу неопределенности нормативного содержания исключает возможность допуска гражданина к медицинской деятельности в соответствии с полученной специальностью, если такая деятельность не осуществлялась им более пяти лет.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое положение, устанавливающее порядок допуска к медицинской деятельности лиц, получивших медицинское образование, но в течение длительного времени (более пяти лет) не работавших по своей специальности, выступает элементом правового механизма обеспечения качества медицинской помощи, которое достигается прежде всего за счет необходимого уровня квалификации медицинских работников, подлежащего оценке в процессе аккредитации специалиста и поддерживаемого посредством профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4; пункт 2 статьи 10; части 1, 3 и 4 статьи 69; пункт 2 части 1 статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Такое правовое регулирование установлено законодателем с учетом особенностей правового статуса медицинских работников, обусловленных характером осуществляемой ими профессиональной деятельности. Реализуя право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирая медицинскую деятельность и профессию врача (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), гражданин тем самым выражает и свое согласие с законодательно установленными условиями и требованиями, обеспечивающими достижение социально значимых целей такой деятельности.
При таких обстоятельствах пункт 3 части 1 статьи 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" как сам по себе, так и во взаимосвязи с другими законоположениями не может рассматриваться в качестве нарушающего конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хохлова Василия Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2021 г. N 1953-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хохлова Василия Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)