Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ф.Ф. Якимова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Ф.Ф. Якимов - собственник переданного в аренду коммерческой организации нежилого помещения в многоквартирном доме, с которого судами взыскана задолженность за потребленную в данном помещении тепловую энергию, оспаривает конституционность следующих нормативных положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (в жалобе ошибочно указаны как положения данного Постановления):
пункта 1, определяющего, что названные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг;
абзаца двенадцатого (в жалобе ошибочно поименован абзацем одиннадцатым) пункта 2, закрепляющего, что "нежилое помещение в многоквартирном доме" - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения; к нежилым помещениям в указанных Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией);
абзаца третьего пункта 7, согласно которому поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении; определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с данными Правилами; в случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и названными Правилами.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения противоречат статьям 2, 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают возможность взимания платы за потребленную тепловую энергию в находящемся в многоквартирном доме нежилом помещении, которое используется не для личных и бытовых нужд, а для ведения хозяйственной деятельности, в соответствии с содержащимся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулированием - по нормативам потребления исходя из общей площади нежилого помещения (магазина), включая неотапливаемые помещения, тем самым ставя собственников таких нежилых помещений при определении порядка и объема потребленной в помещении тепловой энергии в неравное положение с собственниками расположенных вне многоквартирных домов аналогичных помещений.
Кроме того, заявитель просит Конституционный Суд Российской Федерации принять постановление о неконституционности Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, примененных в конкретном деле, и о пересмотре правоприменительных решений в установленном порядке.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые нормативные положения, характеризующие предмет регулирования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, формулирующие понятие нежилого помещения в многоквартирном доме, а также указывающие на единство правил определения объема потребленной в находящихся в многоквартирном доме нежилых и жилых помещениях тепловой энергии, не возлагают обязанность ее оплачивать на собственников неотапливаемых помещений, не препятствуют собственнику (арендатору) расположенного в многоквартирном доме нежилого помещения в заключении договора с теплоснабжающей организацией и в установке (введении в эксплуатацию) прибора учета тепловой энергии. Соответственно, они не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, в деле с участием которого судами было отмечено, что он не лишен возможности обратиться в суд с требованием о принудительном вводе узла учета в эксплуатацию.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, оценка того, является ли спорное помещение отапливаемым, а также выбор норм, подлежащих применению судом в деле с участием Ф.Ф. Якимова, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Якимова Федора Федоровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2021 г. N 1747-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Якимова Федора Федоровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1, абзацем двенадцатым пункта 2, абзацем третьим пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)