Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2023 г. N Ф10-5911/23 по делу N А84-1694/2023

 

г. Калуга

 

18 декабря 2023 г.

Дело N А84-1694/2023

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2023 года.

 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,

судей Бессоновой Е.В., Стрегелевой Г.А.,

при участии представителей:

от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Титан" (г. Севастополь, ул. Льва Толстого, д. 23, помещение 41-1 - 41-9, ОГРН 1169204061927, ИНН 9201518529): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 31 мая 2023 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2023 года по делу N А84-1694/2023,

УСТАНОВИЛ:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Титан" (далее - ООО ЧОО "Титан", общество) о взыскании с финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 203 000 руб.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 31 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично в сумме 40 000 руб.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Отзыв на кассационную жалобу ООО ЧОО "Титан" не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, фонд просил рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом проведены проверки в отношении общества по вопросам достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, результаты которых зафиксированы в актах от 10.08.2022 N 092S18220004149, от 10.08.2022 N 092S18220001150, от 10.08.2022 N 092S18220004151, от 26.09.2022 N 092S18220004857, от 07.10.2022 N 092S18220005086.

Проверкой установлено, что обществом нарушены сроки представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 133 застрахованных лиц, по форме СЗВ-М за август 2021 года в отношении 93 застрахованных лиц, по форме СЗВ-М (исходная) за март 2022 года в отношении 82 застрахованных лиц, за декабрь 2021 года в отношении 6 застрахованных лиц, за ноябрь 2021 года в отношении 92 застрахованных лиц.

По результатам проверки фондом приняты решения от 09.09.2022 N 092S19220004721, от 09.09.2022 N 092S19220004722, от 09.09.2022 N 092S19220004723, от 26.10.2022 N 092S19220005436, от 09.11.2022 N 092S19220005653 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общем размере 203 000 руб.

Впоследствии фондом в адрес общества направлены требования об уплате финансовых санкций от 07.10.2022 N 092S01220003622, от 07.10.2022 N 092S01220003623, от 07.10.2022 N 092S01220003624, от 25.11.2022 N 092S01220004144, от 07.12.2022 N 092S01220004308 в срок до 01.11.2022, 20.12.2022, 30.12.2022 соответственно.

В связи с неоплатой финансовых санкций в добровольном порядке фонд обратился в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении фондом пресекательного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 46 500 руб., кроме того, в части требования о взыскании финансовых санкций в общей сумме 156 500 руб. по решениям от 09.09.2022 N 092S19220004721, N 092S19220004723, от 26.10.2022 N 092S19220005436, от 09.11.2022 N 092S19220005653, посчитал возможным уменьшить размер назначенного штрафа до 40 000 руб.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Порядок предоставления таких документов регулируется положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.

Сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предоставляются ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ).

Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.

Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. При этом срок для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке Федеральным законом N 27-ФЗ не определен.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

К отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренным Федеральным законом N 27-ФЗ, после 01.01.2017 в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 301-КГ18-62, 301-КГ18-64, 301-КГ18-430).

Сроки проверки представленных страхователем сведений Федеральным законом N 27-ФЗ не урегулированы в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены сроки проведения проверки при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, - 10 дней со дня выявления указанного нарушения (статья 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что общество обязано было представить в пенсионный орган отчетность в срок до 27.10.2021, включительно, следовательно, начало течения срока для взыскания в судебном порядке со страхователя спорных финансовых санкций - соответственно с 28.10.2021.

Руководствуясь положениями статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, статьями 46, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, правовой позицией изложенной в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды, учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, пришли к обоснованному выводу о пропуске фондом срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в размере 46 500 руб.

Кроме того, приняв во внимание характер совершенного правонарушения, а также то, что нарушение выявлено обществом самостоятельно и устранено путем предоставления сведений, признание вины в совершении правонарушения, суды, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, уменьшили сумму подлежащего взысканию штрафа до 40 000 руб.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

В кассационной жалобе фонд повторяет свою позицию по делу и не приводит доводов, опровергающих выводы судов или свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 31 мая 2023 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2023 года по делу N А84-1694/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Т.В. Лукашенкова

 

Судьи

Е.В. Бессонова
Г.А. Стрегелева

 

СФР посчитал, что страхователь неправомерно в добровольном порядке не исполнил требования об уплате финансовых санкций, к которым он привлечен по итогам проверки, в связи с чем они подлежат взысканию в судебном порядке.

Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами СФР не согласился.

Сроки проверки представленных страхователем сведений законом не урегулированы, однако НК РФ установлены сроки проведения проверки - 10 дней со дня выявления нарушения. В связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов суд отметил, что пропуск срока проведения проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, суд пришел к выводу о пропуске СФР срока на обращение с заявлением о взыскании финансовой санкции.