В целях выполнения пункта 2.4 Целевой модели по направлению "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по соблюдению обязательных требований при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области.
2. Отделу информационных технологий управления жилищно-коммунальных льгот и социальных выплат Департамента Смоленской области по социальному развитию (Е.Э. Гонтовой) разместить настоящий приказ на официальном сайте Департамента Смоленской области по социальному развитию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 2 рабочих дней со дня его подписания.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию Д.Г. Глазкова.
Начальник Департамента |
Е.А. Романова |
Утверждено
приказом начальника
Департамента Смоленской
области по социальному развитию
от 30 декабря 2020 г. N 998
Руководство
по соблюдению обязательных требований при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области
I. Введение
В соответствии с пунктом 3 Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 09.09.2014 N 621 (далее - Порядок), региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания (далее - региональный госконтроль) осуществляется Департаментом Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент).
В рамках регионального госконтроля Департамент осуществляет государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Особенность социального обслуживания заключается в том, что социальные услуги оказываются лицам, которые, как правило, не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности в силу различных обстоятельств (состояние здоровья, отсутствие работы и средств к существованию, многодетность, пожилой возраст), социальные услуги направлены не просто на улучшение уровня жизнедеятельности, а на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.
Социальное обслуживание должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека. Гуманный характер социального обслуживания выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как старческая немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.
Поставщики социальных услуг обязаны исполнять порядок предоставления социальных услуг, условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.
Настоящее Руководство разработано в целях предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг, размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, в том числе на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.
II. Основные понятия, используемые в настоящем Руководстве
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
1) социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
2) социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
3) получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
4) поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
5) стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг.
III. Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания, содержащие обязательные требования
Деятельность организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать обязательные требования, установленные Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. При осуществлении поставщиком социальных услуг видов деятельности, указанных в пунктах 40 и 46 данной статьи федерального закона, необходимо наличие лицензии.
Поставщики социальных услуг обязаны соблюдать обязательные требования, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", а также приказом Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)" и другими нормативными правовыми актами, предусмотренными Перечнем правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области, утвержденным приказом начальника Департамента от 18.09.2018 N 739 (далее - Перечень правовых актов).
Следует отметить, что 1 января 2021 года вступают в силу изменения, внесенные приказом Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 30.03.2020 N 157н в приказ Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений".
Поставщики социальных услуг также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания, на территории которого они осуществляют свою деятельность. Так, областными законами и постановлениями Администрации Смоленской области, разработанными в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ, утверждены:
- размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Смоленской области;
- перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Смоленской области;
- размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания;
- порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Смоленской области.
Приложением N 5 к Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Смоленской области, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 12.09.2014 N 645 (далее - Порядок предоставления социальных услуг), определено, что нормативы питания, обеспечения мягким инвентарем утверждаются органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным на осуществление предусмотренных Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" полномочий в сфере социального обслуживания граждан, которым является Департамент.
Приказом начальника Департамента от 27.02.2019 N 109 утверждены Нормативы обеспечения получателей социальных услуг мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг. Приказом начальника Департамента от 11.05.2017 N 238 утверждены нормы питания в организациях социального обслуживания.
Приказами начальника Департамента утверждены также:
- нормативы штатной численности организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Смоленской области;
- тарифы на социальные услуги, предоставляемые организациями социального обслуживания граждан, находящимися в ведении Смоленской области, получателям социальных услуг;
- нормы обеспечения получателей социальных услуг питанием, одеждой, обувью, и другими предметами первой необходимости при предоставлении срочных социальных услуг;
- форма акта о предоставлении срочных социальных услуг.
Перечень правовых актов размещен на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
IV. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг
Основная документация поставщиков социальных услуг может включать в себя:
1) устав, лицензии, паспорт доступности;
2) положения об отделениях;
3) штатное расписание с указанием наименования должностей персонала и его численности;
4) правила, инструкции, методики, в том числе:
- правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг;
- правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения;
- должностные инструкции специалистов, устанавливающие их обязанности, права, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, выдержку, предусмотрительность, учитывать их физическое и психическое состояние, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением;
5) документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы).
Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры и др.) на имеющееся специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы) предназначена для обеспечения грамотной и эффективной эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены;
6) документы, связанные с социальным обслуживанием в учреждении, к которым относятся личные дела получателей социальных услуг.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные сведения об оказанных социальных услугах фиксируются в акте сдачи-приемки оказанных услуг, составляемом в двух экземплярах, один из которых, подписанный получателем социальных услуг, хранится у поставщика социальных услуг.
Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
Предоставление срочных социальных услуг осуществляется без составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Решение о предоставлении срочных социальных услуг принимается поставщиком социальных услуг на основании документов, предусмотренных пунктом 5.2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.
Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг составляется по форме, утвержденной приказом начальника Департамента от 01.10.2015 N 802, и подтверждается подписью их получателя.
V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания
Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:
а) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;
б) о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:
- наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);
- фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии);
- места нахождения обособленных структурных подразделений;
- адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети "Интернет" (при наличии);
- адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);
в) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);
г) о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
д) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети "Интернет");
е) о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
ж) о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;
з) о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
и) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
к) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;
л) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
м) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);
н) о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);
о) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);
п) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;
р) о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
с) иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.
Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальные сайты Департамента и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме электронного образа копий документов. При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Размещенные на официальном сайте сведения должны быть доступны пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.
VI. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг
Поставщики социальных услуг обязаны:
1) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями;
2) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
3) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
4) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
5) предоставлять Департаменту информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
6) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
7) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
8) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
9) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
10) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
11) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.
Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
При предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются:
1) надлежащий уход;
2) безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг;
3) соблюдение требований и правил пожарной безопасности;
4) соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Государственные организации социального обслуживания создают попечительские советы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При оценке качества социальных услуг, предоставляемых получателям социальных услуг, используются следующие критерии:
1) полнота предоставления социальной услуги, в том числе с учетом объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг;
2) своевременность предоставления социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг;
3) результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг).
VII. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полу стационарной форме, или в стационарной форме.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.
В соответствии с приказом Минтруда России от 30.03.2020 N 157н "О внесении изменений в Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н" скорректирован порядок предоставления социальных услуг в стационарной и полустационарной формах.
Так для обеспечения приближенности организаций социального обслуживания к месту жительства получателей социальных услуг социальные услуги могут предоставляться получателю социальных услуг одной либо несколькими организациями социального обслуживания (во взаимодействии друг с другом) во всех формах социального обслуживания, в том числе в их сочетании.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому и (или) в полустационарной форме социального обслуживания, а также при их сочетании с социальными услугами, предоставляемыми в стационарной форме социального обслуживания в целях краткосрочного освобождения семьи от постоянного ухода за получателями социальных услуг.
В случае если при предоставлении социальных услуг в указанных формах или в сочетании указанных форм не достигаются цели социального обслуживания и получатель социальных услуг отказывается от социальных услуг в указанных формах, социальные услуги предоставляются получателю социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Социальные услуги предоставляются их получателям до устранения обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому в полустационарной форме социального обслуживания и в стационарной форме социального обслуживания, направленные на обеспечение проживания получателей социальных услуг, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, и ухода за ними в целях краткосрочного освобождения семьи от постоянного ухода за ними, являются приоритетными формами социального обслуживания и предоставляются их получателям при сохранении их проживания в привычной благоприятной среде (их проживания дома).
В 2020 году также внесены изменения в приказы Минтруда России от 24.11.2014 N 935н, N 938н, N 939н, устанавливающие примерные порядки оказания социальных услуг в стационарной, полустационарной форме, а также в ходе социального обслуживания на дому. Уточнен порядок предоставления сведений о регистрации по месту жительства лиц, указанных заявителем в заявлении, а также информации о родственных связях заявителя с гражданами, зарегистрированными совместно с ним, задекларированными заявителем.
Предоставление социальных услуг осуществляется в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, которая составляется, исходя из индивидуальной потребности получателя социальных услуг в социальных услугах, и пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже одного раза в 3 года.
Также, в числе прочего, определяется нуждаемость получателей социальных услуг в посторонней помощи и с учетом их возраста, устанавливается продолжительность рабочего дня (смены) работников стационарных организаций социального обслуживания.
В новой редакции приводятся рекомендуемые нормативы штатной численности организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в том числе детских (их структурных подразделений).
Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления всех видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Таким образом, поставщики социальных услуг в стационарной форме должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.
Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации.
Особое значение данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Места, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, не скользкое покрытие пола. Для лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики и т.д.
Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями - автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и т.д. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках, и т.д.
При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения; зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика.
Поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг, который является обязательным для исполнения.
Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:
1) наименование социальной услуги;
2) стандарт социальной услуги;
3) правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
5) перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе.
Стандарт социальной услуги в свою очередь включает в себя:
1) описание социальной услуги, в том числе ее объем;
2) сроки предоставления социальной услуги;
3) подушевой норматив финансирования социальной услуги;
4) показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Прекращение предоставления социальных услуг получателю социальных услуг осуществляется в порядке, установленном приказом начальника Департамента от 18.02.2016 N 109.
VIII. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания должностные лица Федеральной службы по труду и занятости обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, с 29.07.2019 глава 23 КоАП РФ дополнена статьей 23.89, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный госконтроль (Департамент), наделяются полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 КоАП в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания. От имени Департамента дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководитель Департамента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по социальному развитию от 30 декабря 2020 г. N 998 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области"
Текст приказа опубликован не был