В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу профилактики нарушений обязательных требований при исполнении Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан и осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг и сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области" на 2020 год;
План-график профилактических мероприятий на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годы.
2. Ответственным структурным подразделением Департамента Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) за организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при исполнении Департаментом государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан и осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области" определить отдел контроля за деятельностью стационарных учреждений социального обслуживания.
3. Отделу информационных технологий управления жилищно-коммунальных льгот и социальных выплат Департамента (Е.Э. Гонтовой) разместить настоящий приказ на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Департамента О.Л. Архипенкову.
Начальник Департамента |
Т.Н. Конашенкова |
Утверждена
приказом начальника
Департамента Смоленской
области по социальному развитию
от 20 декабря 2019 г. N 1043
Программа
профилактики нарушений обязательных требований при исполнении Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан и осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области" на 2020 год
1. Общие положения
1.1. Программа профилактики нарушений обязательных требований при исполнении Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) и сфере социального обслуживания граждан и осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области" на 2020 год (далее - Программа) разработана в целях:
- предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан и осуществлении государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области (далее - региональный государственный контроль (надзор).
- предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований.
1.2. Информация о мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований (далее также - профилактические мероприятия) размещены на официальном сайте Департамента Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) (http://www.socrazvitie67.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
1.3. Департамент осуществляет организацию и проведение профилактических мероприятий в соответствии с Программой.
1.4. Реализация Программы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Департамента.
2. Задачи профилактических мероприятий
2.1. Формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности.
2.2. Разъяснение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
2.3. Повышение уровня правовой грамотности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
2.4. Выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков и их реализация.
2.5. Устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.
3. Принципы профилактических мероприятий
3.1. Принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, административных последствий за нарушение обязательных требований и др.
3.2. Принцип информационной открытости - доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий).
3.3. Принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий по всем видам регионального государственного контроля (надзора), отнесенным к компетенции Департамента.
3.4. Принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий.
3.5. Принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
4. Анализ текущего состояния подконтрольной среды
4.1. В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 09.09.2014 N 621 "Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области" Департамент с 1 января 2015 года является органом, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор). Согласно постановлению Администрации Смоленской области от 06.12.2017 N 827 "О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от 09.09.2014 N 621" с 1 января 2018 года в функцию Департамента по региональному государственному контролю (надзору) дополнительно включены полномочия по контролю (надзору) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
4.2. Объектами регионального государственного контроля являются поставщики социальных услуг Смоленской области, включенные в реестр поставщиков социальных услуг.
Общее количество поставщиков социальных услуг Смоленской области, деятельность которых подлежит региональному государственному контролю со стороны Департамента на начало 2019 года составляем 62, из них дома-интернаты для престарелых и инвалидов - 15, психоневрологические интернаты - 8, комплексные центры социального обслуживания населения - 20, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних - 10, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями - 1, детский дом-интернат для умственно отсталых детей - 1, центр социальной помощи семье и детям - 1, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания населения - 6.
4.3. За 2019 год согласно плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Департамент осуществил пять проверок, из них: четыре документарных, одна выездная. Н ходе проведения плановых проверок выявлены нарушения обязательных требований. Поставщикам социальных услуг, допустившим нарушения, предписано принять меры к их устранению, установлены сроки исполнения требований.
4.4. Наиболее значимыми рисками при осуществлении поставщиками социальных услуг социального обслуживания граждан является несоблюдение порядка предоставления социальных услуг, условий заключенного договора о предоставлении социальных услуг, что может привести к нанесению ущерба охраняемым законом ценностям, прежде всего правам, свободам и законным интересам граждан.
Причинами возникновения указанных рисков зачастую является неверное понимание поставщиками социальных услуг обязательных требований. Однако профилактические мероприятия Департамента, такие как организация публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, разработка и опубликование соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, имеют действенный результат и позволяют быстро устранить возникшую проблему до проведения контрольных мероприятий.
4.5. Целевыми показателями качества и результативности Программы являются:
индикативные показатели:
- количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
- количество поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
- доля поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества поставщиков социальных услуг), %;
показатели качества:
- снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений (отношение количества однотипных ошибок, к общему количеству выявленных ошибок * 100);
- уровень удовлетворенности получателей социальных услуг качеством и доступностью предоставляемых поставщиками социальных услуг, %.";
4.6. Работа по профилактике нарушений обязательных требований проводится Департаментом во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Целями профилактической работы является предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), а также предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований.
Программа профилактики нарушений обязательных требований при исполнении Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан и осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области" на 2019 год (далее - Программа профилактики), утверждена приказом начальника Департамента от 29.12.2018 N 1058 (в редакции приказа начальника Департамента от 18.06.2019 N 483). Указанным приказом утвержден План-график профилактических мероприятий на 2019 год (далее - План-график).
В рамках выполнения Программы профилактики на 2019 год были проведены следующие мероприятия.
1) Во исполнение пункта 1 Плана-графика на официальном сайте Департамента (http://wvvw.socrazvitie67.ru/) в сети "Интернет" (далее - официальный сайт Департамента) размещен перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю, а также текстов соответствующих правовых актов: 5 нормативных правовых актов (федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации), 11 приказов (Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации), 2 областных закона, 2 постановления Администрации Смоленской области, 7 приказов начальника Департамента. Правовые акты обновляются по мере внесения в них соответствующих изменений.
2) Во исполнение пункта 2 Плана-графика приказом начальника Департамента от 11.10.2019 N 859 утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области (далее Руководство) и размещено на официальном сайте Департамента в сети "Интернет". Указанное Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований и части ведения документации, размещения и обновления информации на официальном сайте поставщика социальных услуг, в части порядка организации деятельности, а также предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг. В Руководстве даются разъяснения по внесенным изменениям в действующие акты в части ответственности за нарушение обязательных требований.
3) Во исполнение пункта 3 Плана-графика организовано проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики 20.03.2019, 19.04.2019, 20.12.2019. Выписки из протоколов прошедших публичных обсуждений размещены на официальном сайте Департамента в сети "Интернет".
Проведено обобщение практики осуществления регионального государственного контроля с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований по состоянию на 01.06.2019. Обзор правоприменительной практики за 9 месяцев 2019 года и за 2019 год размещен на официальном сайте Департамента в сети "Интернет".
4) В рамках исполнения пункта 4 Плана-графика в течение года предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований поставщикам социальных услуг не выдавались по причине отсутствия оснований, установленных действующим законодательством.
Согласно подпункту 4.5 Программы профилактики целевыми показателями качества и результативности являлись:
индикативные показатели (2019 год):
- количество проведенных профилактических мероприятий (публичные обсуждения), ед. - 3;
- количество поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед. - 56;
- доля поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества поставщиков социальных услуг), % - 90.3%;
показатели качества (2019 год):
- снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, % - 40%;
- уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставляемых поставщиками социальных услуг, % - 99%.
Согласно разделу 6 Программы профилактики оценка эффективности программы проводится путем сравнения фактических значений показателей с целевыми показателями реализации программы. Сравнение целевых значений показателей в 2018 году и фактических значений показателей в 2019 году приведено в таблице 1.
Значение целевого показателя "снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, %" за отчетный период не изменилось ввиду выявления нарушений обязательных требований отличных от нарушений, выявленных в 2018 году.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Целевое значение показателя в 2018 году |
Фактическое значение показателя к 2019 году |
1 |
Снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, % |
40% |
40% |
2 |
Уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставляемых поставщиками социальных услуг, % |
98% |
99% |
Уровень реализации Программы профилактики оценивается как высокий, корректировка Программы, в том числе изменение состава профилактических мероприятий, не требуется.
В ходе реализации Программы профилактики на 2019 год по вопросам соблюдения обязательных требований с поставщиками социальных услуг было достигнуто конструктивное сотрудничество, увеличилось число поставщиков социальных услуг, вовлеченных и регулярное взаимодействие с Департаментом.
Исходя из вышеизложенного, профилактическая работа в последующие периоды будет направлена на повышение эффективности регионального государственного контроля, формирование заинтересованности поставщиков социальных услуг в соблюдении законодательства в сфере социального обслуживания.
5. Перечень профилактических мероприятий
5.1. Размещение на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих правовых актов.
5.2. Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, а в случае изменения обязательных требований, подготовка и распространение комментариев о содержании новых правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
5.3. Организация публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, обеспечение обобщения практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) и размещение на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
5.4. Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
6. Оценка эффективности программы
6.1. Программа призвана обеспечить создание условий для снижения случаев нарушения законодательства в сфере социального обслуживания, повышения эффективности регионального государственного контроля (надзора), отсутствия нарушений прав получателей социальных услуг и формирования заинтересованности поставщиков социальных услуг в соблюдении законодательства в сфере социального обслуживания.
Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут только в условиях исключения избыточною административного давления на поставщиков социальных услуги конструктивного сотрудничества с ними по вопросам соблюдения обязательных требований.
Экономический эффект от реализованных мероприятий:
- снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
- увеличение числа поставщиков социальных услуг, вовлеченных в регулярное взаимодействие с Департаментом;
- повышение уровня доверия поставщиков социальных услуг к Департаменту.
6.2. Методика оценки показателей эффективности программы.
Департамент ежегодно осуществляет расчет и оценку фактических (достигнутых) значений показателей эффективности программы. Расчет и оценка фактических (достигнутых) значений показателей осуществляется по каждому показателю.
Отчетным периодом для определения значений показателей является календарный год. Оценка фактических (достигнутых) значений показателей проводится путем сравнения с целевыми (индикативными) значениями показателей. Результаты оценки фактических (достигнутых) значений показателей включаются в ежегодные доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) и направляются Департаментом в Департамент экономического развития Смоленской области в установленном порядке.
Целевые показатели реализации Программы и планируемые значения показателей на 2020 год отражены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Целевые показатели реализации Программы |
Формула расчета показателей |
Значение показателя |
|
2019 год |
2020 год |
|||
1 |
Снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений, % |
Отношение количества однотипных ошибок, к общему количеству выявленных ошибок * 100 |
40% |
35% |
2 |
Уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставляемых поставщиками социальных услуг, % |
- |
99% |
99% |
Утвержден
приказом начальника
Департамента Смоленской
области по социальному развитию
от 20 декабря 2019 г. N 1043
План-график
профилактических мероприятий на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по социальному развитию от 20 декабря 2019 г. N 1043 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований при исполнении Департаментом Смоленской области по социальному развитию государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан и осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания граждан на территории Смоленской области" на 2020 год и Плана-графика профилактических мероприятий на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годы"
Текст приказа опубликован не был