Постановление Правительства Нижегородской области от 29 октября 2021 г. N 971
"Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий"
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 8 августа 2008 г. N 98-З "Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
2. Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 г. N 920, с соблюдением сроков, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", осуществить подготовку проектов постановлений Правительства Нижегородской области об утверждении перечня ключевых показателей регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и их целевых значений, индикативных показателей для регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор |
Г.С. Никитин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 29.10.2021 N 971
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления на территории Нижегородской области регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения и в границах их охранных зон (далее - государственный надзор).
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора применяются положения Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон - N 33-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Закона Нижегородской области от 8 августа 2008 г. N 98-З "Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области N 98-З) и принимаемые в соответствии с ними другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 33-ФЗ.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора на территории опережающего социально-экономического развития, организацией и проведением проверок индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Нижегородской области, согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 24 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ.
3. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся режима особо охраняемой природной территории, особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, режима охранных зон особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования).
4. Государственный надзор осуществляется государственным бюджетным учреждением Нижегородской области "Экология региона" (далее также - ГБУ НО "Экология региона", контрольный орган) - в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон.
5. К объектам государственного надзора относятся:
деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и в границах их охранных зон, при осуществлении которых они должны соблюдать обязательные требования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Нижегородской области (далее - обязательные требования), в том числе предъявляемые к гражданам, организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
особо охраняемые природные территории регионального значения и их охранные зоны, размещенные в их границах территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки.
6. Государственный надзор уполномочены осуществлять следующие должностные лица ГБУ НО "Экология региона", являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды (далее - должностные лица):
1) директор ГБУ НО "Экология региона";
2) заместитель директора ГБУ НО "Экология региона";
3) начальник отдела особо охраняемых природных территорий. ГБУ НО "Экология региона";
4) егеря 4 квалификационного разряда отдела особо охраняемых природных территорий ГБУ НО "Экология региона".
7. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) директор ГБУ НО "Экология региона";
2) заместитель директора ГБУ НО "Экология региона";
3) иные должностные лица ГБУ НО "Экология региона", в должностные обязанности которых входит реализация полномочий по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
8. На особо охраняемых природных территориях регионального значения, управление которыми осуществляется ГБУ НО "Экология региона", государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется должностными лицами ГБУ НО "Экология региона", являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
9. Должностные лица выполняют обязанности, установленные частью 1 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ и статьей 34 Федерального закон N 33-ФЗ;
10. Должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора, в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий наряду с правами, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ, в пределах установленной компетенции пользуются иными правами, предусмотренными Федеральным законом N 33-ФЗ.
12. В целях настоящего Положения:
под орудиями незаконного природопользования понимаются предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира или для иных способов незаконного природопользования;
под продукцией незаконного природопользования понимаются животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция.
13. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития Нижегородской области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
14. Учет объектов государственного надзора осуществляется министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области путем внесения сведений о таких объектах в информационные системы контрольных (надзорных) органов, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона N 248-ФЗ, не позднее 10-го дня со дня поступления таких сведений.
15. ГБУ НО "Экология региона" при осуществлении государственного надзора взаимодействует:
1) с Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой;
2) с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области и других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления Нижегородской области, организациями и гражданами.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора
16. Контрольный орган в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) умеренный риск;
5) низкий риск.
Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов надзора к одной из категорий риска (далее - критерии риска).
Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.
При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий.
Критериями риска в рамках осуществления государственного надзора являются:
1) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
2) местонахождение объекта надзора;
3) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований.
17. Объект надзора относится к определенной категории риска на основании наличия одного из нижеприведенных критериев отнесения к определенной категории риска:
1) к категории значительного риска - деятельность граждан и организаций в границах памятников природы регионального значения и их охранных зон;
2) к категории среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах природных парков, государственных природных заказников, территорий охраняемого ландшафта и их охранных зон;
3) к категории умеренного риска - деятельность граждан и организаций в границах охраняемых объектов природного комплекса населенных пунктов и их охранных зон.
18. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска:
1) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта надзора, вынесенного должностными лицами органа государственного надзора или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами ГБУ НО "Экология региона";
2) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта надзора, виновными в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации;
3) постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу, его должностным лицам при осуществлении деятельности с использованием объекта надзора за совершение административного правонарушения, предусмотренного законами Нижегородской области, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда;
4) решения о прекращении, аннулировании разрешений, выдача которых уполномоченными органами исполнительной власти Нижегородской области предусмотрена нормативными правовыми актами Нижегородской области, при осуществлении деятельности с использованием объекта надзора.
19. Объекты надзора, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 18 настоящего Положения, к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольных (надзорных) мероприятий.
Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения, и одновременном соблюдении установленных законодательством обязательных требований в области охраны окружающей среды.
20. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездной проверки в отношении объектов надзора в зависимости от присвоенной категории риска могут проводиться со следующей периодичностью:
1) для категории высокого риска - один раз в 2 года;
2) для категории значительного риска - один раз в 3 года;
3) для категории среднего риска - один раз в 4 года;
4) для категории умеренного риска - один раз в 5 лет.
В отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В случае, если объект надзора не отнесен ГБУ НО "Экология региона" к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
ГБУ НО "Экология региона" в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.
Контролируемое лицо вправе подать в ГБУ НО "Экология региона" заявление об изменении категории риска либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов надзора в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
21. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия ГБУ НО "Экология региона" разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта надзора, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении государственного надзора утверждается Правительством Нижегородской области.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
22. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программ профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, прошедших общественное обсуждение, утвержденных контрольными органами и размещенными на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
23. При осуществлении государственного надзора ГБУ НО "Экология региона" проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
24. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, касающихся осуществления государственного надзора, на официальном сайте ГБУ "Экология региона" в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
25. Обобщение правоприменительной практики осуществляется путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также поступивших в контрольный орган обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики ГБУ "Экология региона" готовит доклад, который утверждается приказом ГБУ "Экология региона" ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, и в указанный срок размещается на официальном сайте ГБУ "Экология региона" в сети "Интернет".
26. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется контролируемому лицу при наличии у должностного лица сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Предостережение объявляется в письменной форме или в форме электронного документа.
Объявленное предостережение размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в момент вынесения и в течение 3 рабочих дней с даты объявления направляет в адрес контролируемого лица через единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональный портал государственных и муниципальных услуг, а также по адресу электронной почты или почтовым отправлением (в случае направления на бумажном носителе).
Учет предостережений осуществляется ГБУ "Экология региона" путем ведения журнала учета предостережений (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации.
Контролируемое лицо в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения вправе подать в ГБУ "Экология региона", возражение в отношении указанного предостережения (далее возражение), содержащее следующие сведения:
а) наименование органа государственного надзора, в который направляется возражение;
б) наименование контролируемого лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) дата и номер предостережения;
д) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
е) дата получения предостережения контролируемым лицом;
ж) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действиях (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований с приложением при необходимости документов либо их заверенных копий;
з) личная подпись и дата.
Возражение направляется контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, установленном частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольный орган в течение 30 календарных дней со дня регистрации возражения:
а) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение возражения, в случае необходимости - с участием контролируемого лица, направившего возражение, или его уполномоченного представителя;
б) запрашивает при необходимости документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;
в) по результатам рассмотрения возражения принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица;
г) направляет письменный ответ по существу поставленных в возражении вопросов.
По результатам рассмотрения возражения контрольный орган принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения контрольный орган направляет контролируемому лицу, подавшему возражение, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме и по желанию контролируемого лица в электронной форме.
27. Консультирование осуществляется по обращениям контролируемых лиц и их представителей.
В ходе консультирования даются разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора. Консультирование осуществляется без взимания платы. Консультирование осуществляется должностными лицами ГБУ "Экология региона" по телефону, в письменной форме, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора;
порядок обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей по указанным вопросам, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом.
Номера контактных телефонов для консультирования, адреса для направления запросов в письменной форме, график и место проведения личного приема в целях консультирования размещаются на официальном сайте контрольного органа в сети "Интернет".
Время консультирования при личном обращении составляет 10 минут.
Контролируемым лицам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора, предоставляется право ее получения в порядке очереди.
Срок ожидания в очереди при личном обращении контролируемых лиц не должен превышать 15 минут.
Должностное лицо, осуществляющее консультирование, дает с согласия контролируемого лица или его представителя устный ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение об органе, уполномоченном на принятие решения (осуществление разъяснений, предоставление информации) по поставленному вопросу, о порядке обращения в этот орган.
При осуществлении консультирования должностные лица обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные требования, предусмотренные Федеральным законом N 248-ФЗ.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования в письменной форме по вопросам, указанным в абзацах шестом - восьмом настоящего пункта.
Учет консультирований осуществляется контрольным органом путем ведения журнала учета консультирований (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации.
28. Профилактический визит проводится должностным лицом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения к категории риска.
В ходе профилактического визита должностным лицом может осуществляться консультирование контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска и в отношении контролируемых лиц, впервые приступающих к осуществлению деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется должностным лицом контрольного органа не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, направившего уведомление о проведении обязательного профилактического визита в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) определяется должностным лицом самостоятельно и не может превышать один рабочий день.
При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Учет профилактических визитов, в том числе обязательных, осуществляется контрольным органом путем ведения журнала учета профилактических визитов (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации.
В случае если при проведении профилактического визита (обязательного профилактического визита) установлено, что объекты государственного надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом руководителю контрольного органа, уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление государственного надзора
29. В рамках осуществления государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
30. Инспекционный визит проводится в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ, в ходе которого совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.
31. Рейдовый осмотр проводится в порядке, установленном статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ, в ходе которого совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
32. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ, в ходе которой совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
33. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ, в ходе которой совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
34. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 и частью 3 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
35. Случаи, при наступлении которых контролируемое лицо вправе представить в контрольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем его проведение переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения:
введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
назначения административного наказания индивидуальному предпринимателю, гражданину в виде административного ареста;
избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления индивидуального предпринимателя, гражданина меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста;
наличия обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия, заболевания, связанного с утратой трудоспособности, отпуска (при предоставлении подтверждающих документов).
36. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью первой статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
37. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования для фиксации должностными лицами контрольного органа, уполномоченными на осуществление государственного надзора, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
О производстве аудиозаписи, фото- и видеосъемки должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, объявляет контролируемому лицу или его представителю.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
В начале видеосъемки должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, объявляет о том, кем осуществляется фиксация, о дате проведения фиксации и месте, какое контрольное (надзорное) мероприятие проводится и какое контрольное (надзорное) действие выполняется, участвующие лица представляются на видеозапись, называя фамилию, имя и отчество (при наличии), место работы и должность, а также статус участника.
При производстве видеосъемки должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, устно поясняет фиксируемые действия участвующих лиц, поименовывает и описывает фиксируемые объекты, предметы, события, а также дату и время съемки
В случае приостановки видеозаписи должностным лицом, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, объявляется о причине приостановки, в какое время приостанавливается видеозапись. После возобновления видеозаписи объявляется о ее возобновлении, о времени, в которое она возобновлена, участвующие лица опрашиваются о наличии возражений, замечаний относительно происходившего в момент приостановки видеозаписи.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Материальный носитель видеозаписи упаковывается способом, обеспечивающим его сохранность, а также исключающим возможность его подмены без признаков повреждения упаковки, и прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Содержание видеозаписи подлежит отражению в акте контрольного (надзорного) действия.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации.
По ходатайству контролируемого лица или его представителя должностное лицо, проводившее контрольное (надзорное) мероприятие, в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого ходатайства изготавливает копию видеозаписи и на материальном носителе передает ее контролируемому лицу или его представителю.
38. Срок проведения выездной проверки - 10 рабочих дней.
В отношении одного контролируемого лица общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
39. Досмотр осуществляется должностным лицом в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случае наличия у контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
40. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольным органом используются индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении государственного надзора.
41. Взаимодействием должностных лиц контрольного органа, уполномоченных на осуществление государственного надзора, с контролируемыми лицами при осуществлении государственного надзора являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между указанными должностными лицами и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие должностного лица контрольного органа в месте осуществления деятельности контролируемого лица.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
42. Результаты надзорного мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
43. Действия (бездействия) должностных лиц ГБУ НО "Экология региона", решения принятые в ходе осуществления государственного надзора, могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
44. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
45. Жалоба на решение ГБУ НО "Экология региона", действия (бездействие) должностных лиц ГБУ НО "Экология региона" рассматривается руководителем контрольного органа.
46. Жалоба на действия (бездействие) руководителя контрольного органа (заместителя руководителя) рассматривается министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
47. Жалоба на решение ГБУ НО "Экология региона", действия (бездействие) его должностных лиц подается контролируемыми лицами в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание ГБУ НО "Экология региона" может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен ГБУ НО "Экология региона".
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения ГБУ НО "Экология региона".
48. Жалоба подлежит рассмотрению ГБУ НО "Экология региона" в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, указанный срок может быть продлен ГБУ НО "Экология региона", но не более чем на двадцать рабочих дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом контроля (надзора) является соблюдение юридическими и физическими лицами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, касающихся режима особо охраняемой природной территории, особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
Лицом, уполномоченным на осуществление контроля (надзора), определено ГБУ НО "Экология региона" (далее - учреждение).
Кроме того определены: перечень объектов контроля (надзора); должностные лица учреждения, уполномоченные в сфере осуществления контроля (надзора); порядок управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении контроля (надзора); перечень профилактических мероприятий, проводимых учреждением в рамках осуществления контроля (надзора), и особенности их проведения; порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий; порядок обжалования решений и действий (бездействия), принятых учреждением и осуществленных его должностными лицами в ходе реализации контрольных (надзорных) мероприятий.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 29 октября 2021 г. N 971 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 ноября 2021 г. N 5200202111020005
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2024 г. N 752
Изменения вступают в силу с 29 ноября 2024 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 4 апреля 2023 г. N 273
Изменения вступают в силу с 4 апреля 2023 г.
Постановление Правительства Нижегородской области от 14 ноября 2022 г. N 933
Изменения вступают в силу с 14 ноября 2022 г.