В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", во исполнение письма Министерства просвещения Российской Федерации от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 "О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", в целях регламентирования организации получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, приказываю:
1. Утвердить Порядок получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Республики Калмыкия, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, создать необходимые условия в подведомственных образовательных организациях для реализации права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, получившими свидетельство об обучении и (или) профессиональном обучении, на получение начального, основного и среднего общего образования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра образования и науки Республики Калмыкия Т.И. Питкиеву.
Министр образования и науки |
Э.В. Баринов |
Порядок
получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Республики Калмыкия
(утв. приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 20 августа 2021 г. N 1040)
I. Общие положения
1.1. Порядок получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
Порядок определяет механизм реализации государственной гарантии обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не имеющим начального общего, основного общего или среднего общего образования, в том числе в возрасте старше 18 лет, на получение общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Республики Калмыкия (далее - образовательная организация).
1.2. При обеспечении получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
1) осуществляют мониторинг выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, направленный на прогнозирование количества потенциальных обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
2) устанавливают муниципальные задания на реализацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования подведомственным муниципальным образовательным организациям на очередной финансовый год и плановый период.
II. Организация и осуществление образовательной деятельности
2.1. Для обеспечения права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в Республике Калмыкия создаются необходимые условия в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
2.2. Выбор формы получения общего образования и формы обучения по конкретной общеобразовательной программе осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего или самим лицом в возрасте 18 лет и старше, изъявившим желание реализовать свое право на получение общего образования.
При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
Получение образования может быть организовано в образовательной организации в очной, очно-заочной и заочной формах, а также вне образовательной организации - в форме семейного образования и самообразования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы обучения по общеобразовательным программам определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
При выборе формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
2.3. Обучение в форме семейного образования или самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.
Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации возможно экстерном в образовательной организации. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
2.4. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования и на основании индивидуального учебного плана.
2.5. Режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также порядок и основания перевода, отчисления и восстановления указанной категории обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно путем принятия локальных нормативных актов.
2.6. Правила приема в конкретную образовательную организацию на обучение по общеобразовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно.
Лица с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получившие свидетельство об обучении и (или) профессиональном обучении, вправе продолжить обучение по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования независимо от их возраста.
Прием в образовательную организацию на обучение по программам начального общего, основного общего образования для лиц, обучавшихся по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и получивших свидетельство об обучении и (или) профессиональном обучении, осуществляется по результатам его индивидуальной аттестации.
2.7. Проведение аттестации осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетнего или лица, достигшего возраста 18 лет, изъявившего желание продолжить обучение по программам начального общего, основного общего образования.
Прием заявления родителя (законного представителя) несовершеннолетнего или лица, достигшего возраста 18 лет, осуществляется при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность, либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации. Обязательным является представление свидетельства об обучении и (или) профессиональном обучении.
2.8. Для проведения аттестации в образовательной организации создается аттестационная комиссия.
Сроки проведения аттестации устанавливаются образовательной организацией самостоятельно, но не позднее 10 рабочих дней до начала учебного года.
Информация о сроках, времени, месте подачи заявлений и порядке аттестации размещается на официальном сайте образовательной организации.
2.9. Решение о приеме на обучение по программам начального общего, основного общего образования лиц, обучившихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и получивших свидетельство об обучении и (или) профессиональном обучении, принимается комиссией исходя из результатов проведения аттестации в форме проверочных работ по основным предметным областям, соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
2.10. Образовательная организация самостоятельно определяет соответствующий год обучения (класс) на основании оценки индивидуальных образовательных достижений лица с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.11. Для рассмотрения вопроса при несогласии с результатами аттестации создается апелляционная комиссия.
В состав аттестационной комиссии и апелляционной комиссии входят педагогические, руководящие и иные работники образовательной организации, представители органов управления образовательной организацией, в чью компетенцию входят вопросы участия в оценке соответствия образовательных достижений обучающихся требованиям основной общеобразовательной программы начального и основного общего образования.
Для проведения аттестации в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются педагогические работники, в том числе осуществляющие обучение по общеобразовательным программам основного общего образования.
Численный и персональный состав, порядок создания и организации работы аттестационной комиссии и апелляционной комиссии устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации.
Лица, включенные в состав аттестационной комиссии, не могут входить в состав апелляционной комиссии.
Аттестационная комиссия и апелляционная комиссия осуществляют свою деятельность в форме заседаний. На заседании аттестационной комиссии и апелляционной комиссии ведется протокол, в котором фиксируются вопросы, вынесенные на рассмотрение, а также принятые по ним решения. Протокол подписывается председательствующим на заседании лицом и членами комиссии.
Лица, подавшие заявление о проведении аттестации, должны быть ознакомлены с решением аттестационной комиссии/апелляционной комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней с момента проведения заседания с получением копии решения комиссии под роспись.
2.12. Получив решение комиссии о положительных результатах проведения аттестации, родители (законные представители) несовершеннолетнего или лицо, достигшее возраста 18 лет, изъявившее желание продолжить обучение по программам начального или основного общего образования, обращаются в образовательную организацию с письменным заявлением о приеме на обучение в соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
2.13. Образовательная организация с учетом образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывает индивидуальный учебный план в соответствии с учебным планом основной образовательной программы основного общего образования или начального общего образования, организует обучение, психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися, психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации, расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
III. Определение учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих индивидуальное обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3.1. При возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по индивидуальному обучению на основании индивидуального учебного плана, количество часов, установленное для обучения таких лиц, включается в учебную нагрузку учителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 20 августа 2021 г. N 1040 "Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигнувшими возраста 18 лет, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Республики Калмыкия"
Вступает в силу с 20 августа 2021 г.
Текст приказа опубликован в сетевом издании "Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия" от 8 июня 2024 г. N 22