Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 26 октября 2021 г. N 1131
"Об утверждении муниципальной программы "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп"
4 февраля 2022 г.
Руководствуясь статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 05.08.2021 N 863 "О порядке разработки муниципальных программ муниципального образования "Город Майкоп", их формирования и реализации, корректировки, мониторинга и контроля, подготовки годовых отчётов по реализации муниципальных программ муниципального образования "Город Майкоп", постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" (прилагается).
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Майкопские новости".
3. Полный текст настоящего постановления разместить в официальном сетевом издании "Майкопские новости" (https://maykop-news.ru/docs) и на официальном сайте Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (https://maikop.ru/munitsipalnaya-pravovaya-baza/).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2022.
Исполняющий обязанности Главы |
Т.А. Хацац |
Программа изменена с 5 февраля 2022 г. - Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 4 февраля 2022 г. N 92
Утверждена
постановлением Администрации
муниципального образования
"Город Майкоп"
от 26.10.2021 N 1131
Муниципальная программа
"Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп"
4 февраля 2022 г.
Паспорт муниципальной программы
Ответственный исполнитель программы |
Комитет по экономике Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - Комитет по экономике) |
Соисполнители программы |
Управление развития предпринимательства и потребительского рынка Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - Управление предпринимательства) |
Участники программы |
- Субъект малого и среднего предпринимательства, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии, самозанятые (далее - Участник Программы) |
Подпрограммы |
1. Развитие промышленного и инвестиционного сектора экономики. |
Стратегическая цель (подцель) |
1. Город-экспортёр продукции с высокой долей несырьевого неэнергетического экспорта. 2. Город с развитой инновационной инфраструктурой, реализующий научный потенциал, обеспечивающий технологическое развитие приоритетных направлений экономики. Стимулирование развития умной экономики. 3. Город с динамично развивающимся конкурентоспособным комплексом отраслей промышленности, обеспечивающим внутренние и внешние потребности муниципального образования и по ряду направлений Республики Адыгея качественной продукцией. 4. Развитый рынок товаров и услуг за счёт высокого уровня развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и общественного питания, ориентированного, в том числе, на товары местных производителей. 5. Эффективное использование транзитного потенциала при организации работы торгово-транспортно-логистического комплекса. 6. Город привлекательный для развития бизнеса. 7. Город привлекательный для проживания и работы. 8. Создание эффективной инвестиционной среды. |
Стратегические задачи |
1. Повышение уровня внешнеэкономической активности: сохранение и увеличение объемов, а также расширение ассортимента экспортируемой продукции и географии экспортных поставок; стимулирование развития экспортно ориентированных компаний. 2. Обеспечение кадрового потенциала развития экспорта в муниципальном образовании "Город Майкоп": стимулирование повышения качества персонала органов местного самоуправления, отвечающего за развитие и осуществление внешнеэкономической деятельности, а также действующих и потенциальных предприятий-экспортеров товаров. 3. Оказание поддержки в продвижении экспортно ориентированной продукции, произведенной на предприятиях города, на зарубежные рынки. 4. Стимулирование развития инфраструктуры, необходимой для осуществления экспортной деятельности, в том числе в рамках муниципальных программ, при реализации мероприятий национальных проектов и государственных программ. 5. Поддержка инвестиционных процессов, направленных на создание новых экспортно ориентированных предприятий, в том числе за счет интеграции иностранных инвестиций. 6. Создание благоприятных условий для разработки и внедрения новых сквозных (прорывных) технологий. 7. Научно-технологическое обеспечение устойчивого развития, в том числе за счет разработки и трансферта наилучших доступных экологических технологий. 8. Развитие научно-технологической и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособность по всем направлениям развития. 9. Обеспечение доступа потенциальных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях муниципального образования, в том числе о конкретных инвестиционных площадках. 10. Участие в формировании на территории муниципального образования "Город Майкоп" регионального центра кооперации (рост торгового оборота предприятий, рост числа межмуниципальных проектов). 11. Повышение конкурентоспособности продукции, производимой на предприятиях, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования "Город Майкоп", создание эффективной системы продвижения: - расширение ассортимента за счёт продукции с высокой долей добавочной стоимости; - создание эффективной системы продвижения производимой продукции, пользующейся спросом у потребителей; - повышение производительности труда; - снижение энергоёмкости продукции. 12. Создание условий для кооперации и интеграции промышленных предприятий с образовательными и научными организациями. 13. Дальнейшее развитие конкурентоспособного производства. 14. Участие в развитии системы подготовки кадров, ориентированной на международные стандарты и запросы бизнеса, внедрение стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. 15. Участие в создании инновационного развития комплекса отраслей промышленности, взаимодействие науки с производством в данной сфере. 16. Создание и развитие объектов промышленной инфраструктуры, в том числе индустриального (промышленного) парка. 17. Создание условий для активного использования возможностей и инструментов муниципально-частного партнерства в сфере развития комплекса отраслей промышленности. 18. Поддержка реализации эффективных проектов в приоритетных направлениях развития промышленного комплекса, привлечение профильных инвесторов. 19. Развитие современных форм торговли. 20. Расширение рынков сбыта продукции местных производителей. 21. Сотрудничество с крупными торговыми сетями для реализации местной сельскохозяйственной продукции. 22. Повышение культуры торговли и сервиса. 23. Развитие торговой и логистической инфраструктуры. 24. Строительство логистического комплекса в городе Майкопе (повышение эффективности деятельности торговых предприятий). 25. Создание эффективно работающей системы, обеспечивающей функционирование торгово-транспортно-логистического комплекса (создание комплекса умной торговли и логистики). 26. Повышение уровня информационной и технологической обеспеченности торговой и транспортно-логистической деятельности. Применение современных технологий в области логистики. 27. Создание инфраструктурных условий для развития малого бизнеса, ориентированного на развитие туризма (придорожная инфраструктура). 28. Участие в формировании подготовки, переподготовки и удержания востребованных специалистов. 29. Создание максимально комфортных условий ведения бизнеса. 30. Развитие муниципально-частного партнерства, низкие административные барьеры для ведения предпринимательской деятельности, качественное сотрудничество и координация в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства. 31. Поддержка добросовестной конкуренции. 32. Поддержка предпринимательской активности, как следствие - рост предпринимательской инициативы. 33. Обеспечение качества и доступности инфраструктуры для предпринимателей (включая субъекты малого и среднего предпринимательства), в том числе создание новых и развитие имеющихся объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры. 34. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и усовершенствование качества финансовых механизмов поддержки предпринимательства, включая субъекты малого и среднего предпринимательства. 35. Создание условий для повышения социальной ответственности бизнес-структур. 36. Повышение качества человеческого капитала организаций, ведущих деятельность в сфере социального предпринимательства. 37. Обеспечение миграционного и естественного прироста населения путем участия в реализации мероприятий национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение". Увеличение продолжительности жизни. 38. Способствовать уменьшению дисбаланса на рынке труда между спросом и предложением рабочей силы. 39. Принимать участие в стабилизации ситуации на рынке труда: подготовка кадров с учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда и обеспечение ориентации системы профессионального образования на рынок труда. 40. Содействовать повышению качества профессионального образования, соответствующего требованиям работодателя. 41. Оказывать содействие в развитии взаимодействия вузов и бизнеса. 42. Развитие муниципально-частных институтов стимулирования повышения инвестиционной привлекательности города. 43. Продвижение инвестиционного потенциала муниципального образования "Город Майкоп". 44. Обеспечение регулярной диагностики инвестиционного развития и потенциала. 45. Обеспечение эффективного функционирования и взаимодействия органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Республики Адыгея и иных субъектов инвестиционной деятельности в ходе инвестиционного процесса. 46. Использование различных доступных инструментов для обеспечения инвестиционной привлекательности (установление в соответствии с действующим законодательством льгот по уплате местных налогов и льготных условий пользования муниципальной собственностью на определенный срок для инвестиционных проектов, имеющих значительную социальную эффективность). 47. Развитая инфраструктура и низкие риски как показатель инвестиционной привлекательности. Синхронизация развития инвестиционных проектов и инфраструктуры. 48. Привлечение, развитие и удержание лучших кадров в сфере инвестиций; обеспечение высокой инвестиционной грамотности бизнеса и населения. 49. Создание благоприятного инвестиционного климата в целях привлечения инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства. |
Цель программы |
Обеспечение устойчивого экономического развития муниципального образования "Город Майкоп" |
Задачи программы |
1. Создание условий для привлечения инвестиций в экономику, развития промышленного производства и обеспечения кадрового потенциала. 2. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка, способствующих увеличению их вклада в социально-экономическое развитие. |
Целевые показатели (индикаторы) программы |
1. Объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) в расчете на 1 жителя. 2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий. 3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий. |
Срок и этапы реализации программы |
2022 - 2026 годы, без разбивки на этапы |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Общий объём бюджетных ассигнований муниципальной программы на 2022 - 2026 годы составляет - 3 626,9 тыс. рублей, в том числе по годам: - 2022 год - 905,2 тыс. рублей; - 2023 год - 905,2 тыс. рублей; - 2024 год - 580,0 тыс. рублей; - 2025 год - 604,9 тыс. рублей; - 2026 год - 631,6 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
По информации Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в муниципальном образовании "Город Майкоп" (далее - Управление Федеральной службы статистики) осуществляют деятельность более трёх тысяч хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, их филиалы и другие обособленные подразделения) всех форм собственности по всем видам экономической деятельности.
По данным Управления Федеральной службы статистики по итогам 2020 года сложились следующие основные показатели в сфере экономики:
В 2020 году среднесписочная численность работников по полному кругу составила 47 551 человек и к 2019 году выросла на 0,8%. По данным Управления Федеральной службы статистики среднесписочная численность работников по крупным и средним предприятиям в 2020 году составила 37 596 человек и выросла к 2019 году на 456 человек, или на 1,2%.
Показатель "Фонд оплаты труда по полному кругу предприятий и организаций" за 2020 год составил 18 245,2 млн. руб., что на 6,7% выше, чем в 2019 году.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий всех видов экономической деятельности, расположенных на территории муниципального образования "Город Майкоп", за 2020 год сложилась в размере 35 592,0 рубля, что на 6,8% больше аналогичного периода 2019 года (33 315,0 рублей).
Промышленный комплекс является одним из базовых секторов экономики города, обеспечивая занятость 16,4% населения, работающего в различных отраслях промышленного производства или 9,7% экономически активного населения города. Промышленность определяет социально-экономическую политику муниципального образования "Город Майкоп". Основу промышленного потенциала города составляют обрабатывающие производства - 85,7% от всего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, которые имеют выраженную несырьевую направленность. Основной удельный вес в данном разделе промышленного производства приходится на подразделы: "Производство пищевых продуктов, производство напитков" - 49,4%; "Производство бумаги и бумажных изделий; Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации" - 32,3%. По отчёту за 2020 год объем отгруженной продукции по полному кругу предприятий составил 18 188,4 млн. рублей.
Майкоп обладает наиболее мощным предпринимательским потенциалом среди всех муниципальных образований Республики Адыгея в силу исторически сложившихся условий. Этому способствует наличие трудовых, финансовых ресурсов, рынков сбыта, статус столичного административного центра региона. Малое и среднее предпринимательство - одно из приоритетных направлений, которое играет стратегическую роль в экономическом развитии. Каждое четвертое рабочее место в Майкопе создано в малом и среднем предпринимательстве. Всего в сфере малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства осуществляют деятельность более семи тысяч субъектов, в том числе более пяти тысяч зарегистрировано в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, численность работающих в сфере малого бизнеса составляет 23,6% от всех занятых в экономике. По итогам 2020 года оборот товаров и услуг составил: на средних предприятиях - 3 311,8 млн. рублей, на малых и микропредприятиях - 28 275,5 млн. рублей.
Рынок товаров и услуг - это динамично развивающаяся отрасль, которая представлена тремя направлениями развития: розничная торговля, общественное питание и оказание платных услуг населению. Сеть предприятий потребительского рынка представляют 3,3 тысячи объектов. Развитие рынка платных услуг направлено на максимальную обеспеченность населения необходимыми услугами, развитие конкурентной среды, повышение качества обслуживания населения при оказании платных услуг. Развитие сферы бытового обслуживания направлено: на развитие и восстановление инфраструктуры; внедрение удобных для населения форм обслуживания; а также на развитие направления по оказанию услуг малообеспеченным категориям населения по льготным ставкам. По результатам 2020 года по крупным и средним предприятиям: оборот розничной торговли составил 15 195,6 млн. рублей; оборот общественного питания - 683,8 млн. рублей; объем платных услуг населению - 8 008,2 млн. рублей.
Инвестиционная политика определяется: складывающейся экономической ситуацией; процессами, происходящими в финансово-кредитной системе и производственной сфере, а также платежеспособностью населения. Инвестиции в основной капитал формируются за счёт привлечения различных источников: инвестиции вкладываются как за счёт собственных средств предприятий, так и за счёт привлечённых средств, в том числе за счёт средств всех уровней бюджета. Объем инвестиций в основной капитал за 2020 год (по крупным и средним предприятиям) составил 7 783,9 млн. рублей, инвестиции в основной капитал на душу населения составили 47,3 тыс. рублей.
В муниципальном образовании "Город Майкоп" осуществляются капитальные вложения в жилищно-коммунальное строительство и строительство объектов социальной сферы. Жилищное строительство осуществляется как организациями всех форм собственности, так и индивидуальными застройщиками. В 2020 году введено в действие жилых домов общей площадью 54,3 тыс. м2, из них построено населением 42,3 тыс. м2, что составляет 77,8% от общего объёма жилья, введенного в эксплуатацию в 2020 году. Ежегодно вкладываются средства в строительство объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе в строительство водопроводных и газопроводных сетей. По итогам 2020 года объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 1 980,7 млн. рублей.
К проблемам, сдерживающими экономическое развитие муниципального образования "Город Майкоп", относятся:
- высокая энергодефицитность территории, недостаточность генерирующих мощностей и высокая стоимость энергоресурсов;
- высокий уровень теневой экономики, оказывающий отрицательное влияние на инвестирование в развитие предприятий;
- низкий уровень инновационного развития;
- низкий удельный вес прогрессивных, наукоёмких производств в структуре промышленного комплекса;
- недостаточно развитая транспортная инфраструктура (отсутствие прямого авиа- и железнодорожного сообщения с крупными городами и транспортными узлами Российской Федерации);
- низкая инвестиционная привлекательность;
- близость экономически более развитых регионов, предлагающих более привлекательные условия оплаты труда, более широкие возможности на рынке труда, развитая инфраструктура и более высокий уровень жизни, которые приводят к оттоку наиболее перспективных специалистов;
- несбалансированный рынок труда;
- дефицит квалифицированных кадров.
Основные тенденции в развитии экономического потенциала города:
- привлечение инвестиций в экономику города;
- создание благоприятного социально-экономического и правового климата для хозяйствующих субъектов;
- создание условий для перевода развития муниципального образования с инерционного пути на инновационный;
- создание условий для роста экономики за счет эффективного использования производственного потенциала территории города;
- создание условий для притока инвестиций в развитие экономики и социальной сферы города;
- обеспечение роста налогового потенциала и повышение уровня обеспеченности доходной базы за счет собственных доходов на основе роста экономики;
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства за счет оказания поддержки развитию субъектов малого и среднего бизнеса;
- создание условий для увеличения объемов строительства жилья и объектов социально-культурной сферы города;
- создание условий для развития взаимовыгодных внешнеэкономических связей.
Тенденции экономического развития муниципального образования "Город Майкоп" соответствует основным параметрам развития Республики Адыгея.
Специализация развития муниципального образования "Город Майкоп" определяется с учетом конкурентных преимуществ, в частности:
- конкурентоспособная продукция на рынке внешней торговли;
- развитая инновационная инфраструктура, реализация научного потенциала, обеспечивающего технологическое развитие приоритетных направлений экономики;
- конкурентоспособный комплекс отраслей промышленности на основе применения современных экологически чистых технологий;
- обеспеченность современной торговлей, транспортной и логистической инфраструктурой;
- конкурентоспособная строительная отрасль, обеспечивающая доступность современного жилья;
- развитая предпринимательская культура;
- город привлекательный для жизни, работы и отдыха, предоставляющий возможности для самореализации, оздоровления, духовно-нравственного развития;
- инвестиционная привлекательность благодаря низким инвестиционным рискам.
В целом прогноз экономического развития муниципального образования "Город Майкоп" предполагает сохранение динамичного роста по основным направлениям экономического развития.
Реализация данной муниципальной программы обеспечит достижение долгосрочных целей муниципального образования "Город Майкоп".
2. Полномочия ответственного исполнителя и основные параметры муниципальной программы
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 19.04.2018 N 301-рс "Об Уставе муниципального образования "Город Майкоп", постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 22.07.2020 N 657 "Об утверждении Положения о Комитете по экономике Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Комитет по экономике, как ответственный исполнитель муниципальной программы, реализует полномочия в области: стратегического планирования, прогнозирования, аналитической деятельности, финансово-экономического мониторинга деятельности предприятий, тарифов и трудовых отношений, инвестиций.
Стратегической целью (подцелью) муниципальной программы являются:
1. Город-экспортёр продукции с высокой долей несырьевого неэнергетического экспорта.
2. Город с развитой инновационной инфраструктурой, реализующий научный потенциал, обеспечивающий технологическое развитие приоритетных направлений экономики. Стимулирование развития умной экономики.
3. Город с динамично развивающимся конкурентоспособным комплексом отраслей промышленности, обеспечивающим внутренние и внешние потребности муниципального образования и по ряду направлений Республики Адыгея качественной продукцией.
4. Развитый рынок товаров и услуг за счёт высокого уровня развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и общественного питания, ориентированного, в том числе, на товары местных производителей.
5. Эффективное использование транзитного потенциала при организации работы торгово-транспортно-логистического комплекса.
6. Город привлекательный для развития бизнеса.
7. Город привлекательный для проживания и работы.
8. Создание эффективной инвестиционной среды.
Для достижения поставленных стратегических целей (подцелей) необходимо решение следующих стратегических задач:
1. Повышение уровня внешнеэкономической активности: сохранение и увеличение объемов, а также расширение ассортимента экспортируемой продукции и географии экспортных поставок; стимулирование развития экспортно ориентированных компаний.
2. Обеспечение кадрового потенциала развития экспорта в муниципальном образовании "Город Майкоп": стимулирование повышения качества персонала органов местного самоуправления, отвечающего за развитие и осуществление внешнеэкономической деятельности, а также действующих и потенциальных предприятий-экспортеров товаров.
3. Оказание поддержки в продвижении экспортно ориентированной продукции, произведенной на предприятиях города, на зарубежные рынки.
4. Стимулирование развития инфраструктуры, необходимой для осуществления экспортной деятельности, в том числе в рамках муниципальных программ, при реализации мероприятий национальных проектов и государственных программ.
5. Поддержка инвестиционных процессов, направленных на создание новых экспортно ориентированных предприятий, в том числе за счет интеграции иностранных инвестиций.
6. Создание благоприятных условий для разработки и внедрения новых сквозных (прорывных) технологий.
7. Научно-технологическое обеспечение устойчивого развития, в том числе за счет разработки и трансферта наилучших доступных экологических технологий.
8. Развитие научно-технологической и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособность по всем направлениям развития.
9. Обеспечение доступа потенциальных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях муниципального образования, в том числе о конкретных инвестиционных площадках.
10. Участие в формировании на территории муниципального образования "Город Майкоп" регионального центра кооперации (рост торгового оборота предприятий, рост числа межмуниципальных проектов).
11. Повышение конкурентоспособности продукции, производимой на предприятиях, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования "Город Майкоп", создание эффективной системы продвижения:
- расширение ассортимента за счёт продукции с высокой долей добавочной стоимости;
- создание эффективной системы продвижения производимой продукции, пользующейся спросом у потребителей;
- повышение производительности труда;
- снижение энергоёмкости продукции.
12. Создание условий для кооперации и интеграции промышленных предприятий с образовательными и научными организациями.
13. Дальнейшее развитие конкурентоспособного производства.
14. Участие в развитии системы подготовки кадров, ориентированной на международные стандарты и запросы бизнеса, внедрение стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.
15. Участие в создании инновационного развития комплекса отраслей промышленности, взаимодействие науки с производством в данной сфере.
16. Создание и развитие объектов промышленной инфраструктуры, в том числе индустриального (промышленного) парка.
17. Создание условий для активного использования возможностей и инструментов муниципально-частного партнерства в сфере развития комплекса отраслей промышленности.
18. Поддержка реализации эффективных проектов в приоритетных направлениях развития промышленного комплекса, привлечение профильных инвесторов.
19. Развитие современных форм торговли.
20. Расширение рынков сбыта продукции местных производителей.
21. Сотрудничество с крупными торговыми сетями для реализации местной сельскохозяйственной продукции.
22. Повышение культуры торговли и сервиса.
23. Развитие торговой и логистической инфраструктуры.
24. Строительство логистического комплекса в городе Майкопе (повышение эффективности деятельности торговых предприятий).
25. Создание эффективно работающей системы, обеспечивающей функционирование торгово-транспортно-логистического комплекса (создание комплекса умной торговли и логистики).
26. Повышение уровня информационной и технологической обеспеченности торговой и транспортно-логистической деятельности. Применение современных технологий в области логистики.
27. Создание инфраструктурных условий для развития малого бизнеса, ориентированного на развитие туризма (придорожная инфраструктура).
28. Участие в формировании подготовки, переподготовки и удержания востребованных специалистов.
29. Создание максимально комфортных условий ведения бизнеса.
30. Развитие муниципально-частного партнерства, низкие административные барьеры для ведения предпринимательской деятельности, качественное сотрудничество и координация в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства.
31. Поддержка добросовестной конкуренции.
32. Поддержка предпринимательской активности, как следствие - рост предпринимательской инициативы.
33. Обеспечение качества и доступности инфраструктуры для предпринимателей (включая субъекты малого и среднего предпринимательства), в том числе создание новых и развитие имеющихся объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры.
34. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и усовершенствование качества финансовых механизмов поддержки предпринимательства, включая субъекты малого и среднего предпринимательства.
35. Создание условий для повышения социальной ответственности бизнес-структур.
36. Повышение качества человеческого капитала организаций, ведущих деятельность в сфере социального предпринимательства.
37. Обеспечение миграционного и естественного прироста населения путем участия в реализации мероприятий национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение". Увеличение продолжительности жизни.
38. Способствовать уменьшению дисбаланса на рынке труда между спросом и предложением рабочей силы.
39. Принимать участие в стабилизации ситуации на рынке труда: подготовка кадров с учетом реально складывающейся ситуации на рынке труда и обеспечение ориентации системы профессионального образования на рынок труда.
40. Содействовать повышению качества профессионального образования, соответствующего требованиям работодателя.
41. Оказывать содействие в развитии взаимодействия вузов и бизнеса.
42. Развитие муниципально-частных институтов стимулирования повышения инвестиционной привлекательности города.
43. Продвижение инвестиционного потенциала муниципального образования "Город Майкоп".
44. Обеспечение регулярной диагностики инвестиционного развития и потенциала.
45. Обеспечение эффективного функционирования и взаимодействия органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Республики Адыгея и иных субъектов инвестиционной деятельности в ходе инвестиционного процесса.
46. Использование различных доступных инструментов для обеспечения инвестиционной привлекательности (установление в соответствии с действующим законодательством льгот по уплате местных налогов и льготных условий пользования муниципальной собственностью на определенный срок для инвестиционных проектов, имеющих значительную социальную эффективность).
47. Развитая инфраструктура и низкие риски как показатель инвестиционной привлекательности. Синхронизация развития инвестиционных проектов и инфраструктуры.
48. Привлечение, развитие и удержание лучших кадров в сфере инвестиций; обеспечение высокой инвестиционной грамотности бизнеса и населения.
49. Создание благоприятного инвестиционного климата в целях привлечения инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства.
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" взаимоувязана с другими муниципальными программами муниципального образования "Город Майкоп" посредством совместного выполнения стратегических задач, в частности:
- с муниципальной программой "Развитие жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и благоустройства в муниципальном образовании "Город Майкоп" в части развития торгово-транспортно-логического комплекса, инфраструктуры, привлечения инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства;
- с муниципальной программой "Развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в муниципальном образовании "Город Майкоп" в части сотрудничества с крупными торговыми сетями для реализации сельскохозяйственной продукции;
- с муниципальной программой "Управление муниципальными финансами" в части установления льгот по уплате местных налогов;
- с муниципальной программой "Обеспечение деятельности и реализации полномочий Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" в части установления льготных условий пользования муниципальной собственностью;
- с муниципальными программами социальной направленности, в части: обеспечения кадрового потенциала.
Целью муниципальной программы "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" является обеспечение устойчивого экономического развития муниципального образования "Город Майкоп".
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Создание условий для привлечения инвестиций в экономику, развития промышленного производства и обеспечения кадрового потенциала.
2. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка, способствующих увеличению их вклада в социально-экономическое развитие.
Реализацию муниципальной программы предполагается осуществить в период с 2022 по 2026 годы, без разбивки на этапы.
Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы представлены в Таблице N 1.
Таблица N 1
Сведения о целевых показателях (индикаторах) муниципальной программы
N |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения показателей эффективности |
||||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|||
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | |||||||||
1. |
Объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) в расчете на 1 жителя |
Тыс. рублей |
30,9 |
43,5 |
54,9 |
59,5 |
64,4 |
71,2 |
78,2 |
2. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий |
Млн. рублей |
- |
- |
23 368,1 |
25 126,9 |
26 499,8 |
27 599,8 |
28 634,6 |
3. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий |
Рублей |
- |
- |
39 856,4 |
42 005,8 |
44 367,0 |
46 807,2 |
49 334,8 |
3. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объём бюджетных ассигнований муниципальной программы на 2022 - 2026 годы составляет - 3 626,9 тыс. рублей.
План реализации основных мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм муниципальной программы за счет всех источников финансирования представлен в Таблице N 2.
Таблица N 2
План реализации основных мероприятий муниципальной программы за счет всех источников финансирования
|
|
|
|
|
|
|
тыс. рублей |
|||||||||||||
N |
Ответственный исполнитель, соисполнитель |
Всего за весь период реализации программы, подпрограммы |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|||||||||||||
Всего |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
|||
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | ||||||||||||||||||||
1 |
Комитет по экономике; Управление предпринимательства; |
3626,9 |
3626,9 |
0,0 |
905,2 |
905,2 |
0,0 |
905,2 |
905,2 |
0,0 |
580,0 |
580,0 |
0,0 |
604,9 |
604,9 |
0,0 |
631,6 |
631,6 |
0,0 |
|
Подпрограмма "Развитие промышленного и инвестиционного сектора экономики" | ||||||||||||||||||||
2 |
Комитет по экономике |
855,7 |
855,7 |
0,0 |
365,2 |
365,2 |
0,0 |
365,2 |
365,2 |
0,0 |
40,0 |
40,0 |
0,0 |
41,7 |
41,7 |
0,0 |
43,6 |
43,6 |
0,0 |
|
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" | ||||||||||||||||||||
3 |
Комитет по экономике; Управление предпринимательства; |
2771,2 |
2771,2 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
563,2 |
563,2 |
0,0 |
588,0 |
588,0 |
0,0 |
4. Сведения о порядке сбора информации и методика расчета целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
Сведения о порядке сбора информации и методика расчета целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы представлены в Таблице N 3.
Таблица N 3
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
N п/п |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Методика расчета целевого показателя (индикатора) |
Источник получения информации |
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | |||
1 |
Объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) в расчете на 1 жителя |
,
где: ОИк.с. - объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) в расчете на 1 жителя, тыс. руб.; ОВк.с. - объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) всего, млн. руб.; Ч - численность населения муниципального образования "Город Майкоп", чел. |
Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; Прогноз СЭР * |
2 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий |
Расчет не производится |
Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; Прогноз СЭР * |
3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий |
Расчет не производится |
Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; Прогноз СЭР * |
______________________________
* Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Майкоп" на среднесрочный и долгосрочный периоды
______________________________
Подпрограмма "Развитие промышленного и инвестиционного сектора экономики"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Комитет по экономике |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Участники подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы |
Развитие промышленного потенциала и создание условий для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования "Город Майкоп" |
Задачи подпрограммы |
1. Создание организационных и правовых условий для стимулирования роста промышленного производства. 2. Создание условий для мобилизации инвестиционных ресурсов в муниципальном образовании "Город Майкоп" и обеспечение их эффективного использования посредством формирования инвестиционных проектов и площадок. |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий. 2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям. 3. Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство". |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
2022 - 2026 годы, без разбивки на этапы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объём бюджетных ассигнований подпрограммы муниципальной программы на 2022 - 2026 годы составляет - 855,7 тыс. рублей, в том числе по годам: - 2022 год - 365,2 тыс. рублей; - 2023 год - 365,2 тыс. рублей; - 2024 год - 40,0 тыс. рублей; - 2025 год - 41,7 тыс. рублей; - 2026 год - 43,6 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Доля промышленного производства за 2020 год по муниципальному образованию "Город Майкоп" в общем объеме промышленного производства по Республике Адыгея составила 30,7%.
Несмотря на постоянный рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в действующих ценах, в том числе в сфере обрабатывающих производств, темп роста в муниципальном образовании "Город Майкоп" ниже в сравнении с показателями Республики Адыгея в целом. Это обусловлено развитием промышленного производства в других муниципальных образованиях Республики Адыгея.
Основные проблемы развития промышленности:
- высокий уровень физического и морального износа оборудования и недостаточность собственных средств предприятий на их обновление и модернизацию;
- низкая обеспеченность производств пищевой и перерабатывающей промышленности местными видами сырья в связи с недостаточной обеспеченностью продукцией сельскохозяйственного производства;
- низкая степень внедрения в производство наукоемких и высокотехнологичных разработок, отсутствие спроса на инновации;
- из-за нехватки собственных средств значительно уменьшилось инвестирование в основной капитал предприятий;
- дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
В соответствии с показателями Прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Майкоп" на долгосрочный период до 2030 года (далее - долгосрочный прогноз), с учетом динамики роста (индекса промышленного производства) планируется устойчивая динамика роста производства промышленной продукции (индекс производства), что позволит достичь к 2026 году объема отгруженной продукции (в ценах соответствующих лет) в размере 28 634,6 млн. рублей.
Доля инвестиций в экономику муниципального образования "Город Майкоп" в общем объеме инвестиций (по крупным и средним предприятиям) в Республику Адыгея по итогам 2020 года составила 21,6%. Город имеет потенциал инвестирования до сих пор не задействованный, в том числе за счет своего статуса административного центра, что требует крупных низкорискованных инфраструктурных вложений.
Доля муниципального образования "Город Майкоп" в общем объеме по Республике Адыгея по итогам 2020 года составила: по объему выполненных работ по виду деятельности "Строительство" - 33,4%; по вложениям в жилищно-коммунальное строительство - 26,7%.
Важнейшей характеристикой муниципального образования, влияющей как на уровень жизни населения, так и на инфраструктурную обеспеченность и привлекательность для инвесторов, являются показатели строительства, в том числе жилищного.
В Республике Адыгея и в муниципальном образовании "Город Майкоп" уделяется большое внимание развитию инфраструктуры, в частности осуществляется строительство водопроводных сетей. Для производства строительных материалов имеется собственная сырьевая база.
Основные приоритеты развития комплекса - развитие жилищно-строительной кооперации, внедрение новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищном строительстве, создание условий для предприятий по производству ресурсосберегающих материалов и конструкций.
Низкий уровень инвестирования:
- объем инвестиций не обеспечивает восполнение выбывающих и морально устаревших основных фондов;
- основным источником инвестиций в основной капитал, по-прежнему, остаются собственные средства, внутренние ресурсы предприятий (прибыль, амортизационные отчисления);
- высокий удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств на фоне низкой инвестиционной активности;
- дефицит инвестиционных ресурсов создает серьезные ограничения для устойчивости развития и занятия муниципальным образованием "Город Майкоп" лидирующих позиций в регионе.
В соответствии с показателями долгосрочного прогноза: объем инвестиций по крупным и средним предприятиям запланирован с ежегодной динамикой роста (индекс физического объема), что позволит достичь к 2026 году размера 12 454,7 млн. рублей; объем капитальных вложений в жилищно-коммунальное строительство запланирован с ежегодной динамикой роста, что позволит достичь к 2026 году объема вложений в жилищное строительство в размере 3 803,4 млн. рублей.
По итогам 2020 года внешнеторговый оборот муниципального образования "Город Майкоп" составил 6,09 млн $ США, в том числе: экспорт товаров - 4,27 млн $ США; импорт - 1,82 млн $ США. Количество участников экспортно-импортных операций составило 35 субъектов, из них: 24 - юридических лица, 4 физических лица, 7 - индивидуальных предпринимателей. Деятельность по экспортно-импортным операциям осуществлялась: по импорту с 10 странами, по экспорту с 5 странами.
Доля внешнеторгового оборота муниципального образования в общем объёме по Республике Адыгея, по итогам 2020 года, составила 5,9%.
Существенное влияние на динамику экспорта (ограничения, препятствующие увеличению объёмов экспорта) оказывают:
- отсутствие комплексной государственной политики по формированию благоприятных условий ведения экспортной деятельности;
- низкий уровень интеграции иностранных инвестиций, в том числе с целью заимствования иностранных технологий, интеллектуальной собственности;
- отсутствие рынка экспорта услуг, в том числе в сфере культуры и туризма.
2. Полномочия ответственного исполнителя и основные параметры подпрограммы
Во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Решения Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 19.04.2018 N 301-рс "Об Уставе муниципального образования "Город Майкоп", Комитет по экономике, как ответственный исполнитель муниципальной программы, выполняет полномочия в области международных и внешнеэкономических связей.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 22.07.2020 N 657 "Об утверждении Положения о Комитете по экономике Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Комитет по экономике реализует следующие вопросы местного значения, направленные на достижение стратегических целей (подцелей) и выполнение стратегических задач данной муниципальной программы:
- обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области социально-трудовых отношений в пределах полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "Город Майкоп";
- осуществляет систему мониторинга состояния и развития предприятий промышленной отрасли;
- организует процесс привлечения инвестиций в экономику муниципального образования "Город Майкоп".
Целью подпрограммы "Развитие промышленного и инвестиционного сектора экономики" муниципальной программы "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" является развитие промышленного потенциала и создание условий для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования "Город Майкоп".
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Создание организационных и правовых условий для стимулирования роста промышленного производства.
2. Создание условий для мобилизации инвестиционных ресурсов в муниципальном образовании "Город Майкоп" и обеспечение их эффективного использования посредством формирования инвестиционных проектов и площадок.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы муниципальной программы представлены в Таблице N 1.1.
Таблица N 1.1
Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы муниципальной программы
N |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения показателей эффективности |
||||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|||
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | |||||||||
Подпрограмма "Развитие промышленного и инвестиционного сектора экономики" | |||||||||
1. |
Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий |
% |
- |
- |
102,7 |
104,4 |
102,5 |
105,1 |
105,9 |
2. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям |
% |
- |
- |
104,6 |
102,5 |
102,4 |
105,9 |
105,0 |
3. |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" по крупным и средним предприятиям |
% |
- |
- |
104,5 |
104,1 |
104,0 |
104,9 |
104,9 |
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках реализации подпрограммы "Развитие промышленного и инвестиционного сектора экономики" планируется проведение основного мероприятия, представленного в Таблице N 1.2.
Таблица N 1.2
Перечень
основных мероприятий подпрограммы муниципальной программы
N |
Наименование основного мероприятия |
Срок выполнения |
Задача |
Связь с целевыми показателями (индикаторами) подпрограммы |
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | ||||
Подпрограмма "Развитие промышленного и инвестиционного сектора экономики" | ||||
1. |
"Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования "Город Майкоп" |
2022 - 2026 годы |
1. Создание организационных и правовых условий для стимулирования роста промышленного производства. 2. Создание условий для мобилизации инвестиционных ресурсов в муниципальном образовании "Город Майкоп" и обеспечение их эффективного использования посредством формирования инвестиционных проектов и площадок. |
Показатель N 1,2,3 |
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объём бюджетных ассигнований подпрограммы муниципальной программы на 2022 - 2026 годы составляет - 855,7 тыс. рублей.
План реализации основного мероприятия подпрограммы муниципальной программы за счет всех источников финансирования представлен в Таблице N 1.3.
Таблица N 1.3
План реализации основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы за счет всех источников финансирования
|
|
|
|
|
|
|
тыс. рублей |
||||||||||||
N |
Основное мероприятие, мероприятие (направление расходов) |
Всего за весь период реализации подпрограммы |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||||||||||
Всего |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
||
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | |||||||||||||||||||
Подпрограмма "Развитие промышленного и инвестиционного сектора экономики" | |||||||||||||||||||
|
Всего по подпрограмме: |
855,7 |
855,7 |
0,0 |
365,2 |
365,2 |
0,0 |
365,2 |
365,2 |
0,0 |
40,0 |
40,0 |
0,0 |
41,7 |
41,7 |
0,0 |
43,6 |
43,6 |
0,0 |
1. |
Основное мероприятие: "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования "Город Майкоп" |
855,7 |
855,7 |
0,0 |
365,2 |
365,2 |
0,0 |
365,2 |
365,2 |
0,0 |
40,0 |
40,0 |
0,0 |
41,7 |
41,7 |
0,0 |
43,6 |
43,6 |
0,0 |
1.1. |
Мероприятие: Участие в международных и внутрироссийских экономических мероприятиях и поддержание связей с городами побратимами |
372,4 |
372,4 |
0,0 |
186,2 |
186,2 |
0,0 |
186,2 |
186,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.2. |
Мероприятие: Представительские расходы при внутренних и зарубежных поездках и встрече делегаций, в т.ч. иностранных |
170,0 |
170,0 |
0,0 |
85,0 |
85,0 |
0,0 |
85,0 |
85,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.3. |
Мероприятие: Разработка и изготовление презентационного материала |
205,3 |
205,3 |
0,0 |
40,0 |
40,0 |
0,0 |
40,0 |
40,0 |
0,0 |
40,0 |
40,0 |
0,0 |
41,7 |
41,7 |
0,0 |
43,6 |
43,6 |
0,0 |
1.4. |
Мероприятие: Организация повышения квалификации руководителей и специалистов Администрации муниципального образования "Город Майкоп" |
108,0 |
108,0 |
0,0 |
54,0 |
54,0 |
0,0 |
54,0 |
54,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5. Перечень контрольных событий реализации основных мероприятий подпрограммы
Таблица N 1.4
Перечень контрольных событий реализации основных мероприятий, мероприятий (направлений расходов) подпрограммы муниципальной программы
N |
Наименование основного мероприятия, мероприятия (направления расходов), контрольного события |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник |
Реализация контрольных событий (в количественном выражении) |
||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|||
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | |||||||
Подпрограмма "Развитие промышленного и инвестиционного сектора экономики" | |||||||
1. |
Основное мероприятие "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования "Город Майкоп" |
Комитет по экономике |
|
|
|
|
|
1.1. |
Участие в международных и внутрироссийских экономических мероприятиях и поддержание связей с городами-побратимами |
Комитет по экономике |
|
|
|
|
|
1.1.1. |
Количество сформированных инвестиционных площадок, шт. |
Комитет по экономике |
9 |
10 |
0 |
0 |
0 |
1.1.2. |
Количество мероприятий в которых принимается участие, шт. |
Комитет по экономике |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1.2. |
Представительские расходы при внутренних и зарубежных поездках и встрече делегаций, в т.ч. иностранных. |
Комитет по экономике |
|
|
|
|
|
1.2.1. |
Количество принятых делегаций и выездных поездок, связанных с вопросами инвестиционной деятельности, ед. |
Комитет по экономике |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1.3. |
Разработка и изготовление презентационного материала |
Комитет по экономике |
|
|
|
|
|
1.3.1. |
Количество изготовленных презентационных материалов, шт. |
Комитет по экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.4. |
Организация повышения квалификации руководителей и специалистов Администрации муниципального образования "Город Майкоп" |
Комитет по экономике |
|
|
|
|
|
1.4.1. |
Количество мероприятий по организации повышения квалификации, шт. |
Комитет по экономике |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
6. Сведения о порядке сбора информации и методика расчета целевых показателей (индикаторов) подпрограммы
Сведения о порядке сбора информации и методика расчета целевых показателей (индикаторов) подпрограммы представлены в Таблице N 1.5.
Таблица N 1.5
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) подпрограммы муниципальной программы
N |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Методика расчета целевого показателя (индикатора) |
Источник получения информации |
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | |||
Подпрограмма "Развитие промышленного и инвестиционного сектора экономики" | |||
1. |
Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий |
,
где IPp - индекс промышленного производства по полному кругу предприятий, %; Pтек - объем отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) по полному кругу предприятий в сопоставимых ценах в отчетном году, руб.; Pбаз - объем отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) по полному кругу предприятий в сопоставимых ценах в предыдущем году, руб. |
Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; Прогноз СЭР * |
2. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям |
,
где Iфои - индекс физического объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям, %; Iтек - объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в сопоставимых ценах в отчетном году, руб.; Iбаз - объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в сопоставимых ценах в предыдущем году, руб. |
Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; Прогноз СЭР * |
3. |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
,
где Vфос - индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" по крупным и средним предприятиям, %; Vтек - объем работ, выполненных в отчетном году по виду деятельности "Строительство", в сопоставимых ценах, руб.; Vбаз - объем работ, выполненных в предыдущем году по виду деятельности "Строительство", в сопоставимых ценах, руб. |
Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; Прогноз СЭР * |
______________________________
* Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Майкоп" на среднесрочный и долгосрочный периоды
______________________________
7. Анализ рисков реализации подпрограммы, описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации
Внешними рисками реализации подпрограммы муниципальной программы являются:
- законодательные риски, связанные с изменениями законодательства (как на федеральном, так и на региональном уровне), что может привести к административным или иным ограничениям;
- санкционные риски, отрицательно влияющие на объемы внешнеэкономических связей;
- наличие конкуренции со стороны более развитых ближайших городов;
- снижение возможностей Администрации муниципального образования "Город Майкоп" вследствие перераспределения полномочий между уровнями власти и изменения законодательства.
Внутренними рисками реализации подпрограммы муниципальной программы являются:
- низкий технологический уровень существующего производства и низкий уровень инновационной активности;
- отсутствие сформированных инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой;
- отставание модернизации инфраструктуры под планируемые инвестиционные проекты;
- несвоевременная реализация инвестиционных проектов, в том числе из-за недостатка финансовых и инвестиционных ресурсов участников проектов;
- бюджетные риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий подпрограммы, могут привести к значительному снижению эффективности решения проблем;
- управленческие риски, связанные с неэффективным управлением реализацией подпрограммы муниципальной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем над реализацией подпрограммы муниципальной программы и т.д.
Мерами по управлению рисками реализации подпрограммы муниципальной программы, а также их минимизации являются:
- регулярный мониторинг изменений законодательства Российской Федерации, а также Республики Адыгея;
- мониторинг внесения изменений в Стратегию социально-экономического развития муниципального образования "Город Майкоп" до 2030 года (далее - Стратегия) и корректировка подпрограммы в части корректировки стратегической цели (подцели), стратегических задач;
- мониторинг внесения изменений в долгосрочный и среднесрочный прогнозы и корректировка подпрограммы в части значений целевых показателей, контрольных событий;
- своевременная корректировка объемов финансирования подпрограммы, основных мероприятий, мероприятий, контрольных событий.
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Комитет по экономике |
Соисполнители подпрограммы |
Управление предпринимательства |
Участники подпрограммы |
- Участник Программы |
Цель подпрограммы |
Развитие предпринимательской активности и потребительского рынка, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие территории |
Задача подпрограммы |
Создание благоприятных условий для введения бизнеса СМСП, поддержки самозанятых граждан, а также для комфортного развития потребительского рынка |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1. Темп роста среднесписочной численности работников средних, малых и микропредприятий (без внешних совместителей). 2. Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (нарастающим итогом). 3. Прирост СМСП и самозанятых граждан, получивших субсидии на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства (нарастающим итогом). |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
2022 - 2026 годы, без разбивки на этапы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объём бюджетных ассигнований подпрограммы муниципальной программы на 2022 - 2026 годы составляет - 2 771,2 тыс. рублей, в том числе по годам: - 2022 год - 540,0 тыс. рублей; - 2023 год - 540,0 тыс. рублей; - 2024 год - 540,0 тыс. рублей; - 2025 год - 563,2 тыс. рублей; - 2026 год - 588,0 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Развитие малого и среднего предпринимательства - одно из приоритетных направлений деятельности Администрации муниципального образования "Город Майкоп", цель которого - создание благоприятных условий не только для развития предпринимательства, но и для роста предпринимательской активности путем всесторонней, в том числе финансовой поддержки. Предпринимательство играет стратегическую роль в экономическом развитии муниципального образования "Город Майкоп", это: создание новых рабочих мест, обеспечение населения необходимыми товарами и услугами, увеличение налоговых поступлений.
Малый и средний бизнес является одним из источников формирования доходной части бюджета муниципального образования "Город Майкоп" (далее - местный бюджет).
Администрацией муниципального образования "Город Майкоп" ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного предпринимательского климата в муниципальном образовании "Город Майкоп" и созданию положительного образа предпринимателя.
По состоянию на 01.01.2021 на территории муниципального образования "Город Майкоп" действуют 7 157 СМСП. Общее количество малых предприятий, включая микропредприятия, составляет 1781 единицу и 11 средних предприятий. Количество индивидуальных предпринимателей составляет 5 365 человек.
Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства:
- недостаток собственных финансовых средств;
- чрезмерные совокупные налоговые выплаты;
- недоступность банковского кредитования, в первую очередь для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства, что связано с отсутствием необходимого залога, неразвитостью системы гарантирования;
- недостаток квалифицированных кадров;
- недостаток собственных помещений для ведения бизнеса, высокая арендная плата.
В соответствии с показателями долгосрочного прогноза обороты продукции по малым (включая микропредприятия) и средним предприятиям запланированы с ежегодной динамикой роста (индекс физического объема) среднегодовых значений, что позволит достичь к 2026 году объема оборота продукции по малым (включая микропредприятия) и средним предприятиям в размере соответственно 42 677,4 млн. рублей и 5 222,1 млн. рублей.
Рынок товаров и услуг муниципального образования "Город Майкоп" (далее - потребительский рынок) представлен тремя направлениями развития: розничная торговля, общественное питание, оказание платных услуг населению. Все направления потребительского рынка вносят значительный вклад в развитие малого предпринимательства и индивидуальной предпринимательской деятельности, а также способствуют занятости населения. Для эффективного развития сфер потребительского рынка необходимо решение следующих задач: поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, обеспечение необходимого уровня конкуренции, стимулирование потребительского спроса.
Проблемы развития потребительского рынка:
- недостаток финансовых средств у субъектов потребительского рынка и сферы услуг;
- неэффективный характер кредитно-инвестиционной политики и высокий процент коммерческих кредитов, трудности с оформлением и получением кредитов, вызванные длительностью и сложностью процедуры оформления и отсутствием достаточной залоговой базы;
- недостаточный платежеспособный спрос населения;
- нерациональное территориальное размещение объектов розничной торговли на территории муниципального образования "Город Майкоп", усугубляющееся развитием торговых сетей и вытеснением малого предпринимательства из отрасли;
- недостаток работников сферы торговли и общественного питания и низкий уровень их образования;
- текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой в организациях потребительского рынка и сферы услуг;
- слабая правовая защищенность наемных работников сферы потребительского рынка и услуг и отсутствие социальных гарантий;
- отсутствие источников достоверной информации, позволяющей изучить ситуацию, проанализировать тенденции, выявить влияющие факторы и спрогнозировать возможное развитие.
В соответствии с показателями долгосрочного прогноза по всем трём направлениям запланирована ежегодная динамика роста среднегодовых значений, что позволит достичь к 2026 году следующих значений показателей:
- оборот розничной торговли составит 55 833,5 млн. рублей;
- оборот общественного питания составит 1 818,7 млн. рублей;
- объем платных услуг населению составит 1 5425,3 млн. рублей.
2. Полномочия ответственного исполнителя и основные параметры подпрограммы
Во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Решения Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 19.04.2018 N 301-рс "Об Уставе муниципального образования "Город Майкоп", Управление предпринимательства как соисполнитель муниципальной программы осуществляет мероприятия по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", а также создает условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 20.06.2014 N 1553-р "Об утверждении Положения об Управлении развития предпринимательства и потребительского рынка Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Управление предпринимательства оказывает содействие в осуществлении государственной политики в сферах развития малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка.
Целью подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" является развитие предпринимательской активности и потребительского рынка, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие территории.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующей задачи:
Создание благоприятных условий для введения бизнеса СМСП, поддержки самозанятых граждан, а также для комфортного развития потребительского рынка.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы муниципальной программы представлены в Таблице N 2.1.
Таблица N 2.1
Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы муниципальной программы
N |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения показателей эффективности |
||||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|||
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | |||||||||
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" | |||||||||
1. |
Темп роста среднесписочной численности работников средних, малых и микропредприятий (без внешних совместителей). |
% |
- |
- |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
2. |
Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (нарастающим итогом). |
Чел. |
- |
- |
1720 |
1770 |
1820 |
1870 |
1920 |
3. |
Прирост СМСП и самозанятых граждан, получивших субсидии на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства (нарастающим итогом). |
Ед. |
- |
- |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" планируется проведение основного мероприятия, представленного в Таблице N 2.2.
Таблица N 2.2
Перечень
основных мероприятий подпрограммы муниципальной программы
N |
Наименование основного мероприятия |
Срок выполнения |
Задача |
Связь с целевыми показателями (индикаторами) подпрограммы |
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | ||||
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" | ||||
1. |
"Финансовая поддержка СМСП, самозанятых" |
2022 - 2026 годы |
Создание благоприятных условий для введения бизнеса СМСП, поддержки самозанятых граждан, а также для комфортного развития потребительского рынка |
Показатель N 1,2,3 |
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объём бюджетных ассигнований подпрограммы муниципальной программы на 2022 - 2026 годы составляет - 2 771,2 тыс. рублей.
План реализации основного мероприятия подпрограммы муниципальной программы за счет всех источников финансирования представлен в Таблице N 2.3.
Таблица N 2.3
План реализации основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы за счет всех источников финансирования
|
|
|
|
|
|
|
тыс. рублей |
||||||||||||
N |
Основное мероприятие, мероприятие (направление расходов) |
Всего за весь период реализации подпрограммы |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||||||||||
Всего |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
Итого |
МБ |
ВИ |
||
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | |||||||||||||||||||
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" | |||||||||||||||||||
|
Всего по подпрограмме: |
2771,2 |
2771,2 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
563,2 |
563,2 |
0,0 |
588,0 |
588,0 |
0,0 |
1. |
Основное мероприятие: "Финансовая поддержка СМСП, самозанятых" |
2771,2 |
2771,2 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
563,2 |
563,2 |
0,0 |
588,0 |
588,0 |
0,0 |
1.1. |
Мероприятие: Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства |
2771,2 |
2771,2 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
540,0 |
540,0 |
0,0 |
563,2 |
563,2 |
0,0 |
588,0 |
588,0 |
0,0 |
5. Перечень контрольных событий реализации основных мероприятий подпрограммы
Таблица N 2.4
Перечень контрольных событий реализации основных мероприятий, мероприятий (направлений расходов) подпрограммы муниципальной программы
N |
Наименование основного мероприятия, мероприятия (направления расходов), контрольного события |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник |
Реализация контрольных событий (в количественном выражении) |
||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|||
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | |||||||
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" | |||||||
1. |
Основное мероприятие "Финансовая поддержка СМСП, самозанятых" |
Комитет по экономике; Управление предпринимательства; Участник Программы |
|
|
|
|
|
1.1. |
Предоставление субсидий на возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства |
Управление предпринимательства; Участник Программы |
|
|
|
|
|
1.1.1. |
Количество СМСП, самозанятых, получивших субсидию, ед. |
Управление предпринимательства; Участник Программы |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
6. Сведения о порядке сбора информации и методика расчета целевых показателей (индикаторов) подпрограммы
Сведения о порядке сбора информации и методика расчета целевых показателей (индикаторов) подпрограммы представлены в Таблице N 2.5.
Таблица N 2.5
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) подпрограммы муниципальной программы
N |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Методика расчета целевого показателя (индикатора) |
Источник получения информации |
Муниципальная программа "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" | |||
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" | |||
1. |
Темп роста среднесписочной численности работников средних, малых и микропредприятий (без внешних совместителей). |
,
где TR - темп роста среднесписочной численности работников средних, малых и микропредприятий (без внешних совместителей); SHtg - среднесписочная численность работников средних, малых и микропредприятий (без внешних совместителей) в текущем году, чел.; SHpg - среднесписочная численность работников средних, малых и микропредприятий (без внешних совместителей) в предыдущем году, чел. |
Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея; Прогноз СЭР * |
2. |
Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (нарастающим итогом). |
Расчет не производится. |
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея |
3. |
Прирост СМСП и самозанятых граждан, получивших субсидии на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства (нарастающим итогом). |
Расчет не производится. |
Ведомственная отчетность (Управление предпринимательства) |
______________________________
* Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Майкоп" на среднесрочный и долгосрочный периоды
______________________________
7. Анализ рисков реализации подпрограммы, описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации
Внешними рисками реализации подпрограммы муниципальной программы являются:
- законодательные риски, обусловленные недостаточным совершенством законодательной базы;
- санкционные риски, отрицательно влияющие на объемы внешнеэкономических связей;
- макроэкономические риски, обусловленные снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, ускорением инфляции;
- социальные риски, обусловленные ростом безработицы; неравномерность влияния кризиса на различные социальные группы населения, что может привести к сокращению объема и качества бюджетных услуг; миграция наиболее активной и талантливой молодежи из Майкопа в другие города, вследствие чего усиливаются проблемы с кадровым составом специалистов; обострение дефицита трудовых ресурсов;
- снижение возможностей Администрации муниципального образования "Город Майкоп" вследствие перераспределения полномочий между уровнями власти и изменения законодательства;
- наличие конкуренции со стороны более развитых ближайших городов.
Внутренними рисками реализации подпрограммы муниципальной программы являются:
- финансовые риски, обусловленные дефицитом финансовых ресурсов: бюджетных и внебюджетных;
- управленческие риски, обусловленные неэффективным управлением реализацией подпрограммы муниципальной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем над реализацией подпрограммы муниципальной программы.
Мерами по управлению рисками реализации подпрограммы муниципальной программы, а также их минимизации являются:
- регулярный мониторинг изменений законодательства Российской Федерации, а также Республики Адыгея;
- мониторинг внесения изменений в Стратегию и корректировка подпрограммы в части корректировки стратегической цели (подцели), стратегических задач;
- мониторинг внесения изменений в долгосрочный и среднесрочный прогнозы и корректировка подпрограммы в части значений целевых показателей, контрольных событий;
- своевременная корректировка объемов финансирования подпрограммы, основных мероприятий, мероприятий, контрольных событий.
8. Сведения об участии Администрации муниципального образования "Город Майкоп" в реализации государственных программ (национальных, федеральных, региональных проектов)
В рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" муниципальной программы "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп" запланированы целевые показатели, предусмотренные в государственной программе Республики Адыгея "Развитие экономики", в национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", в федеральных и региональных проектах. Целевые показатели в рамках муниципальной программы запланированы на весь период реализации - с 2022 года по 2026 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 26 октября 2021 г. N 1131 "Об утверждении муниципальной программы "Экономическое развитие и формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования "Город Майкоп"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован в газете "Майкопские новости" (приложение "Майкоп официальный") от 30 октября 2021 г. N 117
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 21 октября 2024 г. N 881
Изменения вступают в силу с 24 октября 2024 г.
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 31 января 2024 г. N 62
Изменения вступают в силу с 2 февраля 2024 г.
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 27 сентября 2023 г. N 836
Изменения вступают в силу с 30 сентября 2023 г.
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 30 января 2023 г. N 79
Изменения вступают в силу с 31 января 2023 г.
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 27 октября 2022 г. N 980
Изменения вступают в силу с 29 октября 2022 г.
Постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 4 февраля 2022 г. N 92
Изменения вступают в силу с 5 февраля 2022 г.