В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", на основании Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду", в целях обеспечения координации, оперативного взаимодействия и реагирования организаций всех форм собственности при возникновении нештатных ситуаций (аварий) на объектах энергетики, жилищно-коммунального комплекса, жилищного фонда и социально значимых объектах, руководствуясь Уставом Спасского муниципального района, администрация Спасского муниципального района
постановляет:
1. Утвердить прилагаемый порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также, органов местного самоуправления. (прилагается)
2. Отделу информатизации и информационной безопасности администрации Спасского муниципального района разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Спасского муниципального района в сети Интернет.
3. Организационному отделу (Р.В. Краевский) обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в СМИ.
4. Постановление администрации Спасского муниципального района от 11.09.2018 N 1051-па "Об утверждении порядка взаимодействия субъектов Спасского муниципального района, привлекаемых при возникновении аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий в системах водо, тепло, энергообеспечения", считать утратившим силу.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Спасского муниципального района А.В. Врадий.
Глава Спасского муниципального района |
А.В. Колот |
Утвержден
постановлением администрации
Спасского муниципального района
от 14 октября 2021 года N 982-па
Порядок
ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления Спасского муниципального района
1. Общие положения
1.1 Настоящий Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо-, и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления Спасского муниципального района разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами и правилами в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям на основании:
- Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
- Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
- Правил технической эксплуатации электроустановок потребителями, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. N 6;
- МДК 4-01.2001 "Методические рекомендации по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса", утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 20.08.2001 г. N 191;
- Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 г. N 103;
- Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 17.10.2015 г. N 1114.
1.2 Действия настоящего Порядка распространяются на отношения по организации взаимодействия в ходе ликвидации аварий между организациями теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, осуществляющими свою деятельность на территории Спасского муниципального района, управляющими организациями и товариществами собственников жилья, обслуживающими жилищный фонд, абонентами (потребителями коммунальных ресурсов) и органами местного самоуправления Спасского муниципального района.
1.3 В настоящем Порядке используются понятия и определения в значениях, определенных законодательством Российской Федерации:
Внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения;
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
Коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и отоплению, с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилом доме, домовладением, потребляющие коммунальные ресурсы;
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточные бытовых вод);
Система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;
Теплоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии;
Тепловая сеть - совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников теплой энергии до теплопотребляющих установок;
Источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;
Централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам ( отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем);
Технологические нарушения - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал, отклонение параметров энергоносителя, экологическое воздействие, повреждение оборудования, другие факторы снижения надежности), которые подразделяются на аварии и инциденты;
Инцидент - отказ или механическое повреждение оборудования и (или) сетей, проявление скрытого дефекта конструкции, отдельного элемента сооружений действующего производственного объекта, отказ обслуживающих его систем ( систем телемеханики, связи, энергоснабжения и другие), не повлиявшие на работоспособность объекта, но вызвавшие необходимость принятия нештатных действий, не предусмотренных планом технического обслуживания и ремонта, для восстановления его безопасного состояния;
Технологический отказ - вынужденные отключения или ограничения работоспособности оборудования, приведшее к нарушению процесса производства и передачи энергоресурсов потребителям, если они не содержат признаков аварии;
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде;
Аварийная ситуация - технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и или технических устройств (оборудования), неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии;
Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности населения.
1.4. Основными целями настоящего Порядка являются:
Повышение эффективности устойчивости и надежности функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства Спасского муниципального района.
Мобилизация усилий по ликвидации технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения Спасского муниципального района.
Снижение уровня технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения, минимизация последствий возникновения технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения, расположенных на территории Спасского муниципального района.
1.5. Отказ элементов систем, сетей и источников теплоснабжения, повлекший прекращение подачи тепловой энергии потребителям и абонентам на отопление и горячее водоснабжение на период не более 8 часов, считается аварией согласно приказу Минрегиона Российской Федерации N 48 от 14.04.2008 "Методика проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса".
1.6. Основной задачей ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций и ТСЖ является обеспечение устойчивой и бесперебойной работы тепловых, водопроводных, канализационных, электрических сетей, обеспечение качества предоставления коммунальных ресурсов в пределах нормативов, принятие оперативных мер по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий на источниках теплоснабжения, тепловых, водопроводных, электрических сетях и системах водоотведения.
1.7. Основными направлениями предупреждения возникновения аварий являются:
Постоянная подготовка персонала и ликвидации возможных технологических нарушений путем повышения качества профессиональной подготовки, своевременного проведения противоаварийных тренировок;
Создание необходимых аварийных запасов материалов и оборудования;
Обеспечение персонала необходимыми средствами защиты, связи, пожаротушения, инструментом, автотранспортом и другими механизмами;
Обеспечение наличия на рабочих местах инструкций по ликвидации технологических нарушений.
1.8. Ресурсоснабжающие организации, управляющие организации и ТСЖ, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, должны иметь круглосуточно работающие диспетчерские и (или) аварийно-восстановительные службы, аварийно-диспетчерские службы, ЕДДС (Единая дежурно-диспетчерская служба).
Состав аварийно-восстановительных служб, перечень машин и механизмов, приспособлений и материалов для ликвидации аварийных ситуаций утверждается руководителем организации.
1.9. Общую координацию действий по ликвидации аварийной осуществляет ЕДДС (Единая дежурно-диспетчерская служба) Спасского муниципального района.
Сведения о телефонах диспетчерских служб уточняются до начала отопительного периода и предоставляются ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, ТСЖ в ЕДДС Спасского муниципального района.
2. Взаимодействие ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций и ТСЖ при ликвидации аварийных ситуаций
2.1. При возникновении аварийной ситуации на наружных сетях и источниках теплоснабжения теплоснабжающая организация обязана:
2.1.1. Принять меры по обеспечению безопасности на месте аварии (ограждение, освещение, охрана) и действовать в соответствии с ведомственными инструкциями по ликвидации аварийных ситуаций.
2.1.2. Силами аварийно-восстановительных бригад незамедлительно приступить к ликвидации создавшейся аварийной ситуации.
2.1.3. Оперативная информация о причинах возникновения аварийной ситуации, о решении, принятом по вопросу ликвидации, передается в сроки, установленные п. 6 Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 N 1114.
Диспетчер диспетчерской службы сообщает:
диспетчерам тех организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и иных объектов жизнеобеспечения;
диспетчерским службам управляющих организаций и ТСЖ;
2.1.4. По окончании ликвидации аварии оповестить о времени подключения управляющие организации или ТСЖ, ЕДДС Спасского муниципального района.
2.2. При возникновении аварийных ситуаций на внутридомовых инженерных системах отопления управляющая организация или ТСЖ обязаны обеспечить:
2.2.1. ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 15 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 30 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставить технологическую возможность оставить голосовое сообщение или электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 30 минут после поступления.
2.2.2. Локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем внутридомовых систем отопления не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки в отопительный период.
2.2.3. В течение 15 минут проинформировать о характере аварии, ориентировочном времени ее устранения, количество пострадавших и сообщить в ЕДДС и соответствующую теплоснабжающую организацию.
2.2.4. Оказание коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых систем отопления в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг.
2.2.5. Проинформировать собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в течение получаса с момента регистрации заявки о планируемых сроках исполнения заявки.
2.2.6. При невозможности отключения внутренних систем в границах эксплуатационной ответственности направить сообщение теплоснабжающей организации об отключении дома на наружных инженерных сетях.
2.2.7. после ликвидации аварии в течение 15 минут поставить в известность ЕДДС Спасского муниципального района и соответствующую теплоснабжающую организацию.
2.3. Организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие на своем балансе коммуникации или сооружения, расположенные в районе возникновения аварии, по вызову диспетчера ресурсоснабжающей организации, управляющей организации и ТСЖ направляет в любое время суток в течение 1 часа своих представителей (ответственных дежурных) для согласования условий производства работ по ликвидации аварии.
2.4. В случае возникновения аварии на наружных объектах теплоснабжения или инженерных сетях, собственник и (или) эксплуатирующая организация по которым не определены, диспетчер ресурсоснабжающей организации, управляющей организации или ТСЖ незамедлительно сообщают об аварии в ЕДДС Спасского муниципального района.
Для ликвидации аварийной ситуации на сетях, собственник которых не определен, привлекаются специализированные теплоснабжающие организации, к чьим сетям технологически присоединены данные сети.
2.5. В случае невозможности устранения аварии в течение 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12° С до нормативной температуры; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10° С до +12° С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8° С до +10° С, по предложению руководителя теплоснабжающей организации, управляющей организации или ТСЖ, может быть организовано проведение заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, с целью принятия конкретных мер для ликвидации аварии и недопущения ее развития в чрезвычайную ситуацию по истечении 24 часов.
3. Взаимодействие диспетчерских и аварийно-восстановительных служб при возникновении и ликвидации аварий на источниках теплоснабжения, сетях и системах теплопотребления
3.1. При возникновении аварийной ситуации ресурсоснабжающие и управляющие организации, ТСЖ в течение всей смены осуществляют передачу оперативной информации в ЕДДС Спасского муниципального района.
3.2. При поступлении в диспетчерскую службу ресурсоснабжающих организаций сообщения о возникновении аварии на тепловых сетях и источниках теплоснабжения, об отключении или ограничении теплоснабжения потребителей, диспетчерская служба обязана незамедлительно:
Направить к месту аварии аварийную бригаду;
Сообщить о возникшей ситуации по имеющимся у нее каналам связи руководителю предприятия и диспетчеру ЕДДС Спасского муниципального района.
Принять меры по обеспечению безопасности в месте обнаружения аварии (выставить ограждение и охрану, осветить место аварии) и действовать в соответствии с инструкцией по ликвидации аварийных ситуаций.
3.3. На основании сообщения с места обнаружения аварии на объекте или сетях теплоснабжения, ответственное должностное лицо теплоснабжающей организации определяет:
Какие переключения в сетях необходимо произвести;
Как изменится режим теплоснабжения в зоне обнаруженной аварии;
Какие абоненты и в какой последовательности могут быть ограничены или отключены от теплоснабжения;
Когда и какие инженерные сети при необходимости должны быть опорожнены;
Какими силами и средствами будет устраняться обнаруженная авария.
3.4. О возникновении аварийной ситуации и принятом решении по ее локализации и ликвидации, предположительном времени на восстановление теплоснабжения, потребителей, диспетчер соответствующей диспетчерской службы теплоснабжающей организации немедленно информирует по имеющимся у него каналам связи руководителя организации, диспетчеров организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и коммуникаций, диспетчерским службам управляющих организаций и ТСЖ, попавших в зону аварии, ЕДДС Спасского муниципального района.
3.5. Размер ограничиваемой нагрузки потребителей устанавливается теплоснабжающей организацией по согласованию с администрацией Спасского муниципального района.
3.6. Отключение внутридомовых систем отопления, последующее их заполнение и включение в работу производятся силами управляющих организаций и ТСЖ.
3.7. Если в результате обнаруженной аварии подлежат отключению или ограничению в подаче тепловой энергии медицинские, дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, диспетчер теплоснабжающей организации незамедлительно сообщает об этом в соответствующие организации по всем доступным каналам связи.
3.8. При аварийных ситуациях на объектах потребителей, связанных с затоплением водой подвальных, чердачных, жилых помещений, возгоранием электрических сетей и невозможностью потребителя произвести отключение на своих сетях, заявка на отключение подается в соответствующую диспетчерскую службу ресурсоснабжающей организации и выполняется как аварийная.
3.9. В случае, когда в результате аварии создается угроза жизни людей, разрушения оборудования, строений, коммуникаций, диспетчеры ресурсоснабжающих организаций отдают распоряжение на вывод из работы оборудования без согласования, но с обязательным последующим извещением ЕДДС Спасского муниципального района, после проведения переключений по выводу из работы аварийного оборудования или участков сетей.
3.10. В обязанности ответственного за ликвидацию аварии входит:
Вызов через диспетчерские службы соответствующих представителей организаций, имеющих коммуникации, сооружения в месте аварии, согласование с ними проведения земляных работ для ликвидации аварии;
Организация выполнения аварийно-восстановительных работ на коммуникациях и обеспечение безопасных условий производства работ;
Предоставление промежуточной и итоговой информации о завершении аварийно-восстановительных работ по восстановлению рабочей схемы в соответствующие диспетчерские службы.
3.11. В случае возникновения крупных аварий, вызывающих возможные перерывы теплоснабжения в отопительный зимний период на срок более суток, решением главы Спасского муниципального района создается штаб по оперативному принятию мер для обеспечения устойчивой работы объектов жилищно-коммунального комплекса Спасского муниципального района.
Решением Комиссии по ЧС к аварийно-восстановительным работам могут привлекаться специализированные строительно-монтажные и другие организации.
Постановлением администрации Спасского муниципального района определяется перечень организаций, привлекаемых решением Комиссии по ЧС к ликвидации угрозы и возникшей чрезвычайной ситуацией, вызванной технологическими нарушениями на системах теплоснабжения и порядок ликвидации чрезвычайной ситуации.
Восстановительные работы выполняются в сроки, согласованные с Комиссией по ЧС.
4. Риски возникновения аварий и последствия
Наиболее вероятными причинами возникновения аварий и сбоев в работе котельных и тепловых сетей могут быть:
Перебои в подаче электроэнергии;
Износ оборудования;
Неблагоприятные погодно-климатические явления;
Человеческий фактор.
При прекращении подачи электроэнергии при аномально низкой температуре наружного воздуха возможна остановка котельной и как следствие размораживание систем отопления в жилых домах.
При порыве тепловых сетей, из-за предельного износа, возможно понижение температуры в жилых помещениях, также существует вероятность размораживания отопительных приборов и тепловых сетей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Спасского муниципального района Приморского края от 14 октября 2021 г. N 982-па "Об утверждении порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также администрацией Спасского муниципального района"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст постановления опубликован не был