Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 октября 2021 г. N 03-07-08/85178
Вопрос: ООО (далее - Общество) просит дать пояснения относительно вопроса применения положений ст. 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Начиная с 1 января 2019 г. иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, самостоятельно производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость.
Одновременно с этим, пунктами 1 и 2 статьи 161 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами.
При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса.
Обязанность налогового агента у покупателей также не возникает в случае, если иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса, оказывает услуги, не являющиеся услугами в электронной форме, выполняет работы или реализует товары, местом реализации которых является Российская Федерация (далее - иная реализация).
Таким образом, обязанность налогового агента у покупателей в отношении приобретения услуг в электронной форме не возникает независимо от наличия или отсутствия факта постановки на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса иностранной организации и (или) иностранной организации - посредника.
При этом Письмом ФНС России от 24 апреля 2019 г. N СД-4-3/7937 было разъяснено, что в случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, а также иных услуг, оказанных иностранной организацией, состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету, то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу).
В связи с вышеуказанным, Общество просит дать комментарии относительно возможности уплаты НДС Обществом за иностранную организацию в качестве налогового агента с последующим принятием НДС к вычету, и отсутствия у налоговых органов возможных требований к иностранной организации по повторной уплате налога.
Ответ: В связи с письмом об уплате налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, поименованных с пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Департамент налоговой политики сообщает.
На основании положений статьи 174.2 Кодекса с 1 января 2019 года при оказании организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возлагается на эту иностранную организацию.
Обязанность по уплате налога на добавленную стоимость российскими организациями (индивидуальными предпринимателями), приобретающими такие услуги, в качестве налогового агента Кодексом не предусмотрена.
В связи с этим иностранная организация, оказывающая вышеуказанные услуги в электронной форме, подлежит постановке на учет в налоговом органе на основании пункта 4.6. статьи 83 Кодекса в целях самостоятельной уплаты налога на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2019 г. при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория России, исчисляет и уплачивает НДС эта иностранная организация.
Российские организации (предприниматели), приобретающие такие услуги, не обязаны уплачивать НДС в качестве налогового агента.
Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, подлежит постановке на налоговый учет в целях самостоятельной уплаты НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 октября 2021 г. N 03-07-08/85178
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 12 ноября 2021 г. N 43-44