Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 октября 2021 г. N 03-07-11/88344
В связи с обращением по вопросам применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость в случае изъятия учредителем имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем следующее.
Согласно положениям Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) учредителем автономного учреждения является субъект Российской Федерации, в случае, если данное автономное учреждение создано на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Российской Федерации.
Имущество, закрепленное за автономным учреждением на праве оперативного управления, находится в собственности учредителя этого автономного учреждения (статьи 3 и 6 Федерального закона N 174-ФЗ).
В соответствии со статьей 247 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Согласно статье 248 Кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Расходами для целей налога на прибыль организаций признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 Кодекса).
Учитывая изложенное, при изъятии у автономного учреждения имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, у данного автономного учреждения не возникает доходов (расходов), учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.
Таким образом, доходы в виде имущества, полученного автономным учреждением в оперативное управление, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
На основании пункта 3 статьи 38 Кодекса товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. При этом пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.
Таким образом, если при изъятии учредителем у автономного учреждения имущества, закрепленного за этим учреждением на праве оперативного управления, перехода права собственности на это имущество не происходит, то объект налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.
Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункту 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса"
В связи с этим в случае, если приобретенное имущество не используется автономным учреждением для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, то оснований для вычета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при его приобретении, не имеется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин ответил на вопросы применения налога на прибыль и НДС в случае изъятия учредителем имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 октября 2021 г. N 03-07-11/88344
Текст письма опубликован не был