г. Калуга |
|
06 февраля 2024 г. |
Дело N А14-9858/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Бессоновой Е.В., Ключниковой Н.В.,
при участии представителей:
от Юго-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от директора акционерного общества центр дорожного строительства "Дорога" (Воронежская область, Новоусманский район, с. Александровка, ул. Автодорожная, д. 3, ОГРН 1103668041025, ИНН 3616014292) Колесникова Константина Анатольевича: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу директора акционерного общества центр дорожного строительства "Дорога" Колесникова Константина Анатольевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08 августа 2023 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2023 года по делу N А14-9858/2023,
УСТАНОВИЛ:
Юго-Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении директора акционерного общества центр дорожного строительства "Дорога" Колесникова Константина Анатольевича (далее - директор АО ЦДС "Дорога", Колесников К.А.) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2023 года, Колесников К.А. привлечен к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, директор АО ЦДС "Дорога" обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенного на основании решения от 17.05.2023 N 6 инспекционного визита в отношении деятельности АО ЦДС "Дорога" по осуществлению работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (подпункт "а" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2021 N 1043 "О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве") выявлено несоответствие выполненных работ по ремонту а/д отделение совхоза Масловский - 2 отделение совхоза Масловский требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, ГОСТ 33220-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", ГОСТ 33180-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания".
По результатам инспекционного визита управлением выдано предписание от 23.05.2023 N 1, которым ООО ЦДС "Дорога" предписано в срок до 06.06.2023 устранить нарушения требований технического регламента, государственных стандартов.
05.06.2023 общество представило в управление письмо об исполнении предписания от 23.05.2023 N 1 с приложением фотоматериалов.
На основании решения о проведении внепланового инспекционного визита от 09.06.2023 N 12 управлением проведена проверка исполнения предписания от 23.05.2023 N 1.
По результатам проверки составлен акт инспекционного визита от 14.06.2023 N 8, в котором зафиксировано неисполнение пунктов 2, 3, 4 предписания от 23.05.2023 N 1.
14.06.2023 административным органом в отношении директора АО ЦДС "Дорога" составлен протокол N 180 об административном правонарушении по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении директора АО ЦДС "Дорога" к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях директора АО ЦДС "Дорога" имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 36 Закона N 184-ФЗ).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что управлением в ходе проведения инспекционного визита выявлены нарушения подпунктов "а", "б", "в", "г" пункта 13.1, подпунктов "а", "д" пункта 13.2 статьи 3, пункта 15 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, пункта 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", пунктов 6.1, 7.1 ГОСТ 33180-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания".
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений от 23.05.2023 N 1 в срок до 06.06.2023.
05.06.2023 общество представило в административный орган письмо об исполнении предписания от 23.05.2023 N 1 с приложением фотоматериалов.
На основании решения о проведении внепланового инспекционного визита от 09.06.2023 N 12 управлением проведена проверка исполнения предписания от 23.05.2023 N 1, по результатам которой составлен акт инспекционного визита от 14.06.2023 N 8, в котором зафиксировано неисполнение пунктов 2, 3, 4 предписания от 23.05.2023 N 1.
Судами установлено, что по истечении срока, установленного в предписании от 23.05.2023 N 1, выявленные нарушения устранены не были, в частности, на участках дороги км 10+300, км 10+250 м имели место дефекты дорожного покрытия площадью 11,5 м2, длиной 305 см, глубиной 6 см, площадью 8 м2, длиной 320 см; на участке дороги км 1+400 имело место занижение обочины возле кромки проезжей части; на участке дороги км 5+600 имелись съезды в неустановленных местах.
Суды двух инстанций, установив факт неисполнения в установленный срок законного предписания, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО ЦДС "Дорога" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, срок давности привлечения к ответственности, составляющий три года, не истек, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи.
Несогласие Колесникова К.А. с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе отраженной в определении от 17.02.2015 N 274-О, определении от 28.02.2017 N 412-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08 августа 2023 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2023 года по делу N А14-9858/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды двух инстанций, установив факт неисполнения в установленный срок законного предписания, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО ЦДС "Дорога" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе отраженной в определении от 17.02.2015 N 274-О, определении от 28.02.2017 N 412-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 февраля 2024 г. N Ф10-6601/23 по делу N А14-9858/2023