Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 ноября 2021 г. N 1056
"Об утверждении Концепции формирования культурной компетенции личности в Республике Татарстан до 2030 года"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию формирования культурной компетенции личности в Республике Татарстан до 2030 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Концепция
формирования культурной компетенции личности в Республике Татарстан до 2030 года
(утв. постановлением КМ РТ от 8 ноября 2021 г. N 1056)
I. Общие положения
Концепция формирования культурной компетенции личности в Республике Татарстан до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, технологий, моделей, условий формирования культурной компетенции личности. Актуальность создания Концепции обусловлена позиционированием культуры как общественного блага, обеспечивающего:
сохранение исторического и научного наследия, единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации, организацию медийного и информационного пространства страны;
формирование ценностей и нравственных идеалов, модернизацию социально-гуманитарных знаний, совершенствование социально-гуманитарного образования, просвещения, воспитания и самовоспитания граждан;
гармонизацию общественных отношений, укрепление межнационального единства и межконфессионального согласия, расширение форм и методов гражданского воспитания молодежи, развитие детского и молодежного движения, разработку и реализацию эффективных программ противодействия экстремизму и терроризму;
рост качества жизни и динамичное социально-экономическое развитие Республики Татарстан, продвижение культурно-познавательного и событийного туризма, развитие этнографического туризма и пропаганду национальных традиций и обычаев, поддержку русского и национального языков;
формирование новой парадигмы развития социально-гуманитарных наук и повышения их практической значимости, реализацию междисциплинарных исследований и создание транснациональных проектов по сохранению историко-культурного наследия и укреплению имиджа Республики Татарстан как конкурентного ресурса и фактора устойчивого развития.
В зарубежных странах под культурной компетенцией личности понимается способность к адаптации и эффективной работе в различных культурах. В бизнесе, образовании, государственном управлении и научных исследованиях применяют термин "коэффициент культурного развития". Термин "культурная компетенция" был введен в научный оборот Кристофером Эрли и Суном Ангом в книге "Культурная образованность: индивидуальные взаимодействия между культурами" (2003 г.) и Дэвидом Ливермором в книге "Развитие кросс-культурной компетентности" (2009 г.). Исследования указанных авторов посвящены способам измерения и прогнозирования межкультурных взаимодействий. Культурная компетенция измеряется по шкале, аналогичной для измерения коэффициента интеллекта. Чем выше у человека уровень культурной компетенции, тем больше способность к успешной жизнедеятельности в поликультурной среде. Исследования культурной компетенции обеспечиваются за счет Центра культурной компетенции в Восточном Лансинге (штат Мичиган Соединенных Штатов Америки) и бизнес-школы при Наньянском технологическом университете в Сингапуре (Наньянская бизнес-школа). Таким образом, культурная компетенция - это конкретное, измеряемое качество человека, жизненно необходимое для успешной деятельности и продвижения.
В Российской Федерации культурная компетенция трактуется как способность к диалогу культур, толерантному сознанию и поведению в поликультурном мире, готовность к сотрудничеству с другими людьми. Понятие "культурная компетенция" используется только в научной литературе. В структуре культурной компетенции выделяют четыре уровня: информационный, включающий знания, чтение, интерес к художественному и научному творчеству, культурно-историческому наследию; технологический, объединяющий формы и методы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; эвристический, предусматривающий способность к социально-культурному проектированию; аксиологический, отражающий ценности и нравственные идеалы. В государственных образовательных стандартах всех уровней образования прописаны "общекультурные компетенции". Содержание этих компетенций разработано на основе результатов научных исследований. Таким образом, в Российской Федерации культурная компетенция - это родовое понятие, на основании которого формулируются видовые термины, такие как "общекультурные компетенции".
Культура Республики Татарстан развивается на основе взаимодействия западной и восточной цивилизаций. Сегодня Республика Татарстан - одна из самых многонациональных территорий Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Республики Татарстан проживают представители свыше 173 национальностей. Многонациональный народ Республики Татарстан сохраняет и развивает свою культурную самобытность. В Республике Татарстан создаются условия для возрождения и развития сложившихся исторических традиций, народного творчества, фольклора, праздников, традиционных промыслов, ремесел, архитектурных форм национального градостроения, декоративно-прикладного искусства. В Законе Республики Татарстан от 3 июля 1998 года N 1705 "О культуре" основным принципом культурной политики провозглашено равенство прав татарского народа и представителей других народов, проживающих на территории Республики Татарстан, в создании, сохранении, распространении и освоении культурных ценностей. Формирование культурной компетенции личности необходимо для сохранения и развития историко-культурных ценностей, устойчивого развития многонациональной Республики Татарстан, создания международного и федерального имиджа Республики Татарстан как фактора конкурентоспособности и привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу Республики Татарстан.
Республика Татарстан по состоянию на 1 января 2020 г. располагает 3808 государственными и муниципальными учреждениями культуры, в том числе:
1511 государственными и муниципальными библиотеками;
1917 муниципальными культурно-досуговыми учреждениями, в том числе 1828 в сельской местности: всего - 134 юридических лица, включающих в себя 1 690 филиалов и 93 обособленных структурных подразделения;
173 государственными и муниципальными музейными сетевыми единицами, из них 14 государственных музеев, состоящих из 68 структурных подразделений, и 50 муниципальных музеев со 105 структурными подразделениями;
148 точками кинопоказа, из них одно государственное киноучреждение - государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан "Татаркино" (три кинозала), семь муниципальных кинотеатров (девять кинозалов), 30 муниципальных кинозалов в культурно-досуговых учреждениях, также имеется 25 кинопередвижек, постоянно осуществляющих кино-, видеообслуживание населения;
118 образовательными организациями, осуществляющими подготовку кадров в сфере культуры и искусства: 106 организаций дополнительного образования, девять профессиональных образовательных организаций, две образовательные организации высшего образования, одна организация дополнительного профессионального образования;
18 государственными и муниципальными театрами, из них пять детских (три театра юного зрителя и два кукольных), 11 драматических, два музыкальных (в том числе один - театр оперы и балета);
19 концертными организациями, из них семь государственных и 12 муниципальных. В состав государственных и муниципальных концертных организаций входят две филармонии, три концертных зала, один симфонический оркестр, три камерных оркестра, один духовой оркестр, два оркестра народных инструментов, два джазовых оркестра, три ансамбля песни и танца, два фольклорных ансамбля, один камерный хор, два вокальных коллектива, три хореографических коллектива;
двумя цирками - один государственный и один муниципальный;
12 домами дружбы народов;
двумя зоопарками;
семью нетиповыми учреждениями.
По числу культурно-досуговых учреждений Республика Татарстан среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, занимает второе место (после Республики Башкортостан). В среднем на 10 тысяч жителей приходится пять клубных учреждений (по Приволжскому федеральному округу - четыре).
Вместе с тем выявлены социокультурные риски, обусловленные следующими объективными причинами:
за последнее десятилетие, согласно официальной статистике, численность сельского населения Республики Татарстан сократилась на 32,1 тысячи человек и составляет 23,1 процента от общей численности населения Республики Татарстан;
в связи с усиливающимися урбанизационными процессами в малонаселенных пунктах сокращается количество самостоятельных клубов и библиотек, осуществляется перевод данных учреждений культуры на нестационарные формы работы;
закрытие аварийных помещений учреждений культуры.
В результате количество культурно-досуговых учреждений сократилось на 4,6 процента. При этом жители более 1300 сельских населенных пунктов в связи с отсутствием в них культурно-досуговых учреждений фактически лишены возможности получения базовых услуг в сфере культуры и творческой самореализации.
Концепция формирования культурной компетенции личности разработана в целях недопущения реализации социокультурных рисков и угроз, обеспечения культурной безопасности Республики Татарстан, сохранения самобытности и традиций татарской национальной культуры и культуры многонационального народа Республики Татарстан.
II. Правовые основы Концепции
Правовыми основами Концепции являются:
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, от 10 декабря 1948 года;
Европейская культурная конвенция от 19 декабря 1954 года;
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года;
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
Федеральный закон 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 4 ноября 2014 года N 327-ФЗ "О меценатской деятельности";
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года";
приказ Министерства культуры Российской Федерации от 1 марта 2019 г. "Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2019-2024 годы";
Закон Республики Татарстан от 3 июля 1998 года N 1705 "О культуре";
Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".
III. Цели и задачи Концепции
Концепция составляет основу для нормотворческой деятельности и разработки программ и проектов, направленных на формирование культурной компетенции личности в Республике Татарстан.
Цель Концепции состоит в определении стратегических направлений формирования культурной компетенции личности для сохранения и развития историко-культурных ценностей, устойчивого развития многонациональной Республики Татарстан, создания международного и федерального имиджа Республики Татарстан как фактора конкурентоспособности и привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу Республики Татарстан.
Условием достижения цели может быть решение следующих задач:
совершенствование региональной культурной политики и развитие новых форм культурно-просветительской и досуговой деятельности с учетом потребностей социально-возрастных групп регионального сообщества, а также грантовая поддержка проектов по продвижению культурно-познавательного и событийного туризма, развитию этнического туризма;
оптимизация межведомственного взаимодействия, сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления для расширения межкультурного взаимовлияния, достижения межнационального, межконфессионального, языкового согласия, создания интегрированного интернет-ресурса "Культура народов Республики Татарстан", объединяющего фонды музеев, библиотек Республики Татарстан, образовательно-просветительских программ в онлайн- и офлайн-версиях;
совершенствование системы профессионального образования в сфере культуры и искусства, направленного на подготовку кадров, владеющих современными навыками, готовых к сохранению и развитию культурной самобытности многонационального народа Республики Татарстан, исторического и научного наследия, способных к пропаганде традиций и обычаев татарской культуры, поддержке русского и национального языков;
модернизация системы социально-гуманитарного образования, направленного на подготовку специалистов, владеющих современными навыками, готовых с помощью культурных ценностей реализовывать инновационные программы гражданского воспитания молодежи, программы противодействия экстремизму и терроризму, способных содействовать развитию детского и молодежного движения в сфере культуры и искусства;
грантовая поддержка междисциплинарных исследований и транснациональных проектов по сохранению историко-культурного наследия в Республике Татарстан;
обеспечение реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере культуры, развитие способности к межкультурному взаимодействию, адаптации и эффективной работе в различных культурах, формирование готовности к выполнению конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
IV. Основные понятия
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Компетенции - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении универсальных задач, также в определенной профессионально-трудовой деятельности.
Культура как общественное благо - это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей, которая обеспечивает сохранение исторического и научного наследия, устойчивость общественного развития и экономического роста, национальную безопасность, суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурная компетенция - интегративное качество личности, влияющее на реализацию конституционных прав и свобод в сфере культуры, развитие способности к межкультурному взаимодействию, адаптации и эффективной работе в различных культурах, формирование готовности к выполнению конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Культурное наследие многонационального народа Республики Татарстан - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития национальных культур, самобытности татарского народа и представителей других народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения литературы, искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Республиканская культурная политика - совокупность принципов и норм по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность в области культуры.
Структурообразующие компоненты культурной компетенции:
когнитивный - позитивное мышление; целостное представление о конституционных правах, свободах и обязанностях в сфере культуры; осознание необходимости диалога культур и партнерства цивилизаций;
аксиологический - устойчивая направленность на толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; ответственное, уважительное отношение к укреплению межнационального единства и межконфессионального согласия; интерес к художественному и научному творчеству, культурно-историческому наследию;
деятельностный - способность к адаптации и эффективной работе в различных культурах; умения и навыки межкультурного взаимодействия; готовность к сотрудничеству с людьми разной этнической и конфессиональной принадлежности.
V. Характеристика состояния проблемы
Социокультурную угрозу представляют снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; проявление асоциального поведения; деформация исторической памяти; размывание традиционных духовно-нравственных ценностей путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости.
В условиях глобальных политических изменений, возрастания межэтнических конфликтов в обществе фиксируется запрос на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов страны. Государство стоит на пути защиты и укрепления суверенитета, национальной безопасности, обеспечивает защиту национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Современные явления - рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур - свидетельствуют о недостаточной действенности существующих институтов социализации, об отсутствии культурной компетенции личности.
Социально-культурные проблемы современного общества - это постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, потеря духовных созидательных начал (базовых ценностей), ослабление иммунитета к современной утилитарной культуре, разрыв и отчуждение между поколениями. В Российской Федерации эти проблемы в первую очередь связывают с ослаблением и потерей основ традиционного общества, национальной традиционной народной культуры.
Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации - семьи, школы, вуза, предприятия. Утрачено влияние традиционных институтов социализации молодежи, недостаточную роль играют общественные объединения молодежи.
Лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие низменные инстинкты молодых людей в угоду коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры способствуют росту негативных тенденций, агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде. К негативным факторам можно также отнести неконтролируемое потребление интернет-ресурсов, которое, с одной стороны, расширяет образовательное пространство молодежи, а с другой - наполняет его "ложной культурой". Интернет наряду с безусловными достоинствами способствует формированию бездумного потребителя, отучает молодежь знакомиться с различными точками зрения, уметь их анализировать.
Практика массового образования не в полной мере мотивирует людей направлять усилия на самосовершенствование. Образование часто сводится к приобретению алгоритмических умений. Отсутствие позитивной просветительской деятельности приводит к негативным явлениям. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к ее участникам. Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из зарубежных стран и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя.
Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного влияния на процессы социализации молодежи, сохранить традиционную культуру народа и передать ее будущему поколению.
Молодежь любого региона формирует основы социального моделирования развития регионального социума на ближайшие годы, она не только сохраняет и воспроизводит опыт прошлых поколений, но и порождает собственный стратегический и инструментальный запас адаптации к постоянно меняющимся условиям социального воспроизводства.
В связи с перечисленными выше дестабилизирующими обстоятельствами, затрудняющими рост культурного и общеобразовательного уровня учащейся и студенческой молодежи, возникает вопрос о формировании культурной компетенции личности.
Известно, что в основе процессов социализации молодежи лежит коммуникация и самодеятельность, посредством которых происходит усвоение человеческого опыта в виде представлений, идеалов и правил жизнедеятельности. Социальные компетенции подрастающего поколения формируются в различных сферах и формах, поэтому необходима реализация Концепции.
VI. Основные стратегические направления реализации Концепции
6.1. Совершенствование региональной культурной политики
Реализация данного направления предусматривает:
развитие новых форм культурно-просветительской и досуговой деятельности с учетом потребностей социально-возрастных групп регионального сообщества;
грантовую поддержку проектов по продвижению культурно-познавательного и событийного туризма, развитию этнического туризма;
совершенствование материально-технического обеспечения сферы культуры за счет строительства и модернизации объектов, соответствующих современным требованиям и обеспечивающих комфортную среду, вариативность предоставления услуг и продуктов, баланс цифровых технологий и практик межличностного диалога, возможность индивидуального выбора занятий (с ориентацией на лучший мировой и отечественный опыт);
поддержку проведения крупных международных музыкальных и театральных конкурсов и фестивалей;
стимулирование гастролей отечественных и региональных театров;
реконструкцию объектов культуры и реставрацию памятников истории и культуры;
стимулирование меценатства и награждение памятными подарками меценатов;
реорганизацию сельских учреждений культуры путем объединения клубов, музеев и библиотек в единые многофункциональные учреждения;
развитие объектов с региональным статусом исторических поселений для сохранения историко-культурной ценности, исторической самобытности, привлечения инвестиций и туристов;
поддержку и организацию конкурсов самодеятельных коллективов;
повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики (рис. 1).
"Рис. 1. Модель формирования культурной компетенции личности"
6.2. Оптимизация межведомственного взаимодействия, сотрудничества органов государственной власти и органов местного самоуправления для расширения межкультурного взаимовлияния, достижения межнационального, межконфессионального, языкового согласия
Реализация данного направления включает:
создание интегрированного интернет-ресурса "Культура народов Республики Татарстан", объединяющего фонды музеев и библиотек Республики Татарстан;
организацию образовательно-просветительских программ в онлайн- и офлайн-версиях;
организацию межрегионального координационного центра изучения традиционных культур народов Поволжья и Приуралья, обобщение передового опыта и продвижение его в Республике Татарстан и Приволжском федеральном округе с целью формирования единого регионального информационного и культурно-образовательного пространства;
обеспечение развития инфраструктуры современного искусства; организацию виртуальных театральных площадок, виртуальных концертных залов и виртуальных музеев;
создание единого портала культуры Республики Татарстан;
активизацию механизма государственно-частного партнерства по стимулированию создания культурно-досуговых объектов;
интеграцию всех баз данных культурного наследия Республики Татарстан в единую систему, которая будет работать как хранилище и инфраструктура цифровых данных, предоставляющая доступ к документам, кино-, фото-, видеоматериалам, научным исследованиям в целях формирования единого регионального информационного и культурно-образовательного пространства;
пересмотр роли архивов, всех типов библиотек, центров научно-технической информации и др.
6.3. Совершенствование и развитие системы профессионального образования в сфере культуры и искусства
Совершенствование и развитие системы профессионального образования в сфере культуры и искусства основано на совокупности принципов:
партисипативности, предусматривающего вариативные формы социального партнерства образовательных организаций с учреждениями культуры, творческими общественными организациями, бизнес-структурами, министерствами и ведомствами, заинтересованными в подготовке кадров для сферы культуры, а также формировании новых компетенций у работающих специалистов;
непрерывности, обуславливающего системную целостность образовательных программ (как в рамках общего эстетического обучения, так и в рамках профессионального обучения) в вертикальной и горизонтальной структуре образовательного процесса от рождения до пенсионного возраста; формирование у всех работников культуры и образования готовности обучаться всю жизнь;
кластерности, направленного на интеграцию целевого, мотивационного, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочного компонентов процесса подготовки кадров (школа - ссуз - вуз - учреждение культуры), обеспечивающего целевую подготовку специалистов, владеющих современными профессиональными навыками;
продуктивности, обеспечивающего подготовку специалистов в области культуры, владеющих междисциплинарными знаниями, умениями и навыками по реализации социокультурных, научно-образовательных и научно-производственных проектов (профильные творческие смены; создание и внедрение реестра значимых конкурсов; гранты; развитие материально-технической базы в учреждениях культуры; создание информационно-образовательных сайтов по изучению культуры народов, проживающих на территории Республики Татарстан; организация и проведение фольклорных экспедиций и др.);
персонификации, обуславливающего интегрированное и целенаправленное обучение по развитию индивидуальных творческих способностей; формирование устойчивого, осознанного и позитивного отношения к творческим профессиям; определение у будущего специалиста траектории развития междисциплинарных, цифровых, управленческих и профессиональных компетенций;
превентивности, заключающегося в разработке специальных программ и организации информационно-пропагандистской работы по обеспечению формирования культурной компетенции личности.
Совокупность данных принципов обеспечивает системную целостность содержания, форм, методов, условий формирования подготовки кадров для отрасли культуры.
Модель региональной системы подготовки кадров (рис.2) включает следующие блоки:
целевой (совершенствование системы профессионального образования в сфере культуры и искусства; разработка концепции региональной образовательной политики по подготовке кадров для сферы культуры и искусства; повышение эффективности сетевого взаимодействия учреждений образования, культуры и искусства для подготовки специалистов, владеющих современными навыками; создание в Республике Татарстан единого социокультурного пространства для обеспечения преемственности образовательных программ и формирования у работников культуры готовности обучаться всю жизнь; организация в Республике Татарстан цифровой образовательной среды в сфере подготовки и переподготовки работников культуры для персонализации образовательного процесса и мониторинга образовательных результатов с применением технологий накопительного оценивания);
методологический (принципы партисипативности, непрерывности, кластерности, продуктивности, персонификации, превентивности);
процессуальный (формы - лекционно-практические, событийные, тренинги, этюды, мастер-классы, стажировки, специализированные; методы - знаниевые, проектно-кейсовые, мотивационные, творческие, профессионально-сетевые; средства - учебно-наглядные, знаково-символические, цифровые, тренажерные, творческие мастерские; условия:
1) отбор и структурирование учебного материала, обеспечивающего подготовку будущих специалистов, владеющих современными навыками и готовых к формированию и развитию культурной компетенции населения Республики Татарстан;
2) развитие материально-технической базы образовательных организаций;
3) грантовая поддержка инновационных образовательных программ по подготовке кадров для сферы культуры и искусства;
4) мониторинг общественного мнения по обеспечению реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере культуры);
содержательный (отбор и структурирование учебного материала, обеспечивающего подготовку будущих специалистов, владеющих современными навыками и готовых к формированию и развитию культурной компетенции населения Республики Татарстан);
результативный (продуктивное взаимодействие учреждений образования, культуры и искусства для подготовки специалистов, владеющих современными навыками и готовых к обучению всю жизнь; готовность будущих специалистов к формированию и развитию культурной компетенции населения Республики Татарстан; преемственность образовательных программ в сфере культуры и искусства).
"Рис. 2. Модель региональной системы подготовки кадров"
6.4. Реализация интегративного механизма формирования культурной компетенции личности
Создание в Республике Татарстан единого социокультурного пространства для обеспечения преемственности образовательных программ и формирования культурной компетенции личности к готовности обучаться всю жизнь предусматривает внедрение вариативных механизмов обучения по возрастным группам.
Первая группа - дошкольники (до семи лет). Структурообразующие компоненты механизма обучения - дошкольное образование (начальные навыки освоения изобразительного искусства, музыки, хореографии, театрального искусства), дополнительное образование детей (кружки, студии), семейное образование, инклюзивное образование, агенты культурной социализации.
Вторая ступень - младшие школьники (первый - четвертый классы, семь-десять лет). Структурообразующие компоненты механизма обучения - начальное школьное образование (дисциплины эстетического цикла: музыка, литература, изобразительное искусство, технология); дополнительное образование детей (студии, кружки, школы искусств), семейное образование, инклюзивное образование, агенты культурной социализации, самообразование.
Третья ступень - средний школьный возраст (пятый - девятый классы, 11-14 лет). Структурообразующие компоненты механизма обучения - основное школьное и дополнительное образование; семейное образование; инклюзивное образование; агенты культурной социализации; самообразование.
Четвертая ступень - старший школьный возраст (10-11 классы или профессиональное образование, 15-17 лет). Структурообразующие компоненты механизма обучения - основное (полное) школьное образование; профессиональное образование (училище/колледж культуры, музыкальное училище, хореографическое училище, театральное училище, художественное училище и т.п.), дополнительное образование (студии, кружки); семейное образование; инклюзивное образование; агенты культурной социализации; самообразование.
Пятая ступень - 18-25 лет. Структурообразующие компоненты механизма обучения - высшее образование (институт культуры, консерватория); профессиональное образование (продолжение обучения в училище/ колледже); дополнительное образование (студии, кружки); продвижение международного движения WorldSkills в условиях ресурсного центра Казанского государственного института культуры по подготовке участников чемпионата WorldSkills; семейное образование; инклюзивное образование; агенты культурной социализации; самообразование.
Шестая ступень - 26-60 лет. Структурообразующие компоненты механизма обучения - высшее образование (институт культуры, консерватория); курсы повышения квалификации, курсы переподготовки; дополнительное образование взрослых (кружки, студии); семейное образование; инклюзивное образование; агенты культурной социализации; самообразование.
Седьмая ступень - старше 60 лет. Структурообразующие компоненты механизма обучения - дополнительное профессиональное образование (курсы повышения квалификации, курсы переподготовки); дополнительное образование "третьего возраста"; семейное образование; инклюзивное образование; агенты культурной социализации; самообразование (таблица).
Из таблицы видно, что вариативные механизмы обучения по возрастным группам взаимосвязаны - одинаковы по форме, но различны по содержанию.
Установлены следующие взаимосвязи между совершенствованием и развитием системы профессионального образования в сфере культуры и искусства и государственной политикой и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства в Республике Татарстан:
совершенствование и развитие системы профессионального образования в сфере культуры и искусства достигается при условии введения системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в кадрах социально-культурной сферы и целевой подготовки специалистов на основе государственного задания, опирающегося на данные мониторинга (показателей государственной статистики, результатов периодических репрезентативных социологических опросов, экспертные оценки профессионального сообщества и деятелей культуры, а также показатели качества культурной, информационной, досуговой среды и т.д.);
эффективность процесса совершенствования и развития системы профессионального образования в сфере культуры и искусства повышается при условии трудоустройства выпускников, создания для них благоприятных условий труда и профессионального совершенствования;
результативность совершенствования и развития системы профессионального образования в сфере культуры и искусства возрастает при условии повышения уровня социального обеспечения творческих работников, включающего развитие льготного кредитования для получения образования, приобретение жилья, а также расширение механизмов оплаты труда за счет различных источников, включая развитие внебюджетных средств;
значение системы профессионального образования в сфере культуры и искусства возрастает при условии внедрения современной системы критериев оценки результатов культурной деятельности региональных и муниципальных органов управления;
актуализация совершенствования и развития системы профессионального образования в сфере культуры и искусства увеличивается при условии создания банков данных о кадровом потенциале культурной сферы Республики Татарстан и потребности в творческих работниках по направлениям деятельности на среднесрочную перспективу;
эффективность совершенствования и развития системы профессионального образования в сфере культуры и искусства повышается при условии включения творческих союзов и общественных организаций в сфере культуры в процесс подготовки кадров и повышения квалификации.
Таблица
Вариативные механизмы обучения по возрастным группам
Возрастные группы |
Структурообразующие компоненты механизма обучения |
|
Первая ступень - дошкольники (до семи лет) |
дошкольное образование |
дополнительное образование (студии, кружки, арт-смены в рекреационных учреждениях); семейное образование; инклюзивное образование; агенты культурной социализации; самообразование; игровые технологии (игры ролевые, игры интерактивные, подвижные, театрализованные, развивающие, спортивные, игры-фантазии); туризм (прогулки, экскурсии, походы, путешествия, квесты, экотуризм); культурно-творческие технологии (фестивали, календарные праздники, мастер-классы, театр, кино, концерты, декоративно-прикладное творчество, народное творчество, КВН, экскурсии, литературные чтения, парады, шоу, выставки); оздоровительные и рекреационные технологии (секции, соревнования, йога, фитнес, танцы); информационно-образовательные технологии (викторины, беседы, диспуты, творческие встречи, мастер-классы) |
Вторая ступень - младшие школьники (первый - четвертый классы, семь-десять лет) |
начальное школьное образование |
|
Третья ступень - средний школьный возраст (пятый-девятый классы, 11-14 лет) |
основное школьное образование |
|
Четвертая ступень - старший школьный возраст (10-11 классы или профессиональное образование, 15-17 лет) |
основное (полное) школьное образование; профессиональное образование |
|
Пятая ступень - 18-25 лет |
высшее образование; профессиональное образование; продвижение международного движения WorldSkills |
|
Шестая ступень - 26-60 лет |
высшее образование, курсы повышения квалификации, курсы переподготовки |
|
Седьмая ступень - старше 60 лет |
курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, курсы социализации |
6.5. Модернизация системы социально-гуманитарного образования
Реализация данного стратегического направления устремлена на: подготовку кадров, владеющих не только современными профессиональными навыками, но и культурной компетенцией как интегративным качеством личности, влияющим на реализацию конституционных прав и свобод в сфере культуры, развитие способности к межкультурному взаимодействию, адаптации и эффективной работе в различных культурах, формирование готовности к выполнению конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
организацию и проведение общественно значимых мероприятий, связанных с популяризацией социально-гуманитарного знания;
привлечение ведущих ученых, преподавателей и консультантов, представителей общественных организаций к просветительской и образовательной деятельности;
привлечение творческой элиты и креативной молодежи к генерированию идей в сфере культурной политики;
организацию арт-лагерей, творческих смен совместно с молодежными общественными движениями.
Эффективность модернизации системы социально-гуманитарного образования повышается при условии организации мониторинга для учета общественного мнения по проблемам развития культуры и основывается на системности, прозрачности, компаративизме (сравнении). Технология модернизации системы социально-гуманитарного образования представлена на рис. 3.
"Рис. 3. Технология модернизации системы социально-гуманитарного образования"
6.6. Грантовая поддержка междисциплинарных исследований и транснациональных проектов по сохранению историко-культурного наследия в Республике Татарстан
Реализация данного стратегического направления включает:
расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ в сфере реализации транснациональных проектов по сохранению историко-культурного наследия в Республике Татарстан;
поддержку проектов, обеспечивающих брендинг территорий и создание условий для развития внутреннего, въездного, в том числе познавательного, этнического и паломнического туризма;
создание инжиниринговых центров с целью повышения эффективности научной и образовательной деятельности, расширения спектра фундаментальных и прикладных исследований.
VII. Заключительные положения
Концепция определяет основные стратегические направления формирования культурной компетенции личности в Республике Татарстан до 2030 года
1. В целях развития позитивного мышления, формирования целостного представления о конституционных правах, свободах и обязанностях в сфере культуры, содействия осознанию необходимости диалога культур и партнерства цивилизаций (когнитивный компонент культурной компетенции) предполагается:
повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;
стимулирование меценатства и награждение памятными подарками меценатов;
реорганизация сельских учреждений культуры путем объединения клубов, музеев и библиотек в единые многофункциональные учреждения;
развитие объектов с региональным статусом, исторических поселений для сохранения историко-культурной ценности, исторической самобытности, привлечения инвестиций и туристов;
создание интегрированного интернет-ресурса "Культура народов Республики Татарстан", объединяющего фонды музеев и библиотек Республики Татарстан;
активизация механизма государственно-частного партнерства по стимулированию создания культурно-досуговых объектов;
совершенствование материально-технического обеспечения сферы культуры за счет строительства и модернизации объектов, соответствующих современным требованиям и обеспечивающих комфортную среду, вариативность предоставления услуг и продуктов, баланс цифровых технологий и практик межличностного диалога, возможность индивидуального выбора занятий (с ориентацией на передовой мировой и отечественный опыт);
реконструкция объектов культуры и реставрация памятников истории и культуры;
обеспечение развития инфраструктуры современного искусства;
подготовка специалистов, владеющих современными навыками, готовых с помощью культурных ценностей реализовывать инновационные программы гражданского воспитания молодежи, программы противодействия экстремизму и терроризму, способных содействовать развитию детского и молодежного движения в сфере культуры и искусства;
привлечение студентов на основе договоров с образовательными организациями к проведению мероприятий, посвященных празднованию памятных и юбилейных дат.
2. Для формирования устойчивой направленности на толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, воспитания ответственного, уважительного отношения к укреплению межнационального единства и межконфессионального согласия, развития интереса к художественному и научному творчеству, культурно-историческому наследию (аксиологический компонент культурной компетенции) планируется:
развитие новых форм культурно-просветительской и досуговой деятельности с учетом потребностей социально-возрастных групп регионального сообщества;
на базе национальной библиотеки Республики Татарстан создать клубы по языковой культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан;
поддержка проведения крупных международных музыкальных и театральных конкурсов и фестивалей;
стимулирование гастролей отечественных и региональных театров;
поддержка и организация конкурсов самодеятельных коллективов;
организация виртуальных театральных площадок, виртуальных концертных залов и виртуальных музеев;
популяризация, в том числе через медиапроекты, истории Республики Татарстан.
3. Для развития способности к адаптации к различным культурам, формирования умений и навыков межкультурного взаимодействия, приобретения готовности к сотрудничеству с людьми разной этнической и конфессиональной принадлежности (деятельностный компонент культурной компетенции) предлагается:
грантовая поддержка проектов по продвижению культурно-познавательного и событийного туризма, развитию этнического туризма;
организация образовательно-просветительских программ в онлайн- и офлайн-версиях;
организация межрегионального координационного центра изучения традиционных культур народов Поволжья и Приуралья, обобщение передового опыта и продвижение его в Республике Татарстан и Приволжском федеральном округе в целях формирования единого регионального информационного и культурно-образовательного пространства;
расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ в сфере реализации транснациональных проектов по сохранению историко-культурного наследия в Республике Татарстан;
поддержка проектов, обеспечивающих брендинг территорий и создание условий для развития внутреннего, въездного, в том числе познавательного, этнического и паломнического туризма;
программа подготовки кадров, владеющих современными навыками, готовых к сохранению и развитию культурной самобытности многонационального народа Республики Татарстан, исторического и научного наследия, способных к пропаганде традиций и обычаев татарской культуры, поддержке русского и национального языков, включающая:
а) введение системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в кадрах социально-культурной сферы и целевой подготовки специалистов на основе государственного задания, опирающегося на данные проблемно-ориентированного мониторинга (показателей государственной статистики, результатов периодических репрезентативных социологических опросов, экспертные оценки профессионального сообщества и деятелей культуры, а также показатели качества культурной, информационной, досуговой среды и т.д.);
б) создание благоприятных условий трудовой деятельности для работников, их профессионального совершенствования, развитие страхового механизма и льготного кредитования получения образования, приобретения жилья и т.д.;
в) повышение уровня социального обеспечения работников данной сферы, оплаты их труда за счет различных источников, включая внебюджетные средства;
г) внедрение новой системы критериев оценки результатов культурной деятельности, а также ключевой показатель эффективности управленцев в сфере культуры, образования, науки, средствах массовой информации и массовых коммуникаций, молодежной политики и межнациональных отношений;
д) создание банков данных о кадровом потенциале социально-культурной сферы Республики Татарстан и потребности в специалистах по направлениям деятельности на среднесрочную перспективу;
е) создание единого сайта для публикаций информации о культурно-массовых мероприятиях Республики Татарстан ("Культурная афиша");
ж) включение профессиональных союзов и общественных организаций в сфере культуры в процесс подготовки кадров и повышения квалификации;
з) привлечение творческой элиты и креативной молодежи к генерированию идей в сфере культурной политики;
и) организация арт-лагерей, творческих смен совместно с молодежными общественными движениями;
к) создание системы критериев для оценки знаний управленческих кадров и специалистов в сфере культуры, а также специалистов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Татарстан на основе опыта зарубежных стран.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 ноября 2021 г. N 1056 "Об утверждении Концепции формирования культурной компетенции личности в Республике Татарстан до 2030 года"
Вступает в силу с 8 ноября 2021 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 8 ноября 2021 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 87, 23 ноября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 марта 2024 г. N 196
Изменения вступают в силу с 28 марта 2024 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 октября 2023 г. N 1289
Изменения вступают в силу с 11 октября 2023 г.