Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города
от 11.11.2021N 875
Муниципальная программа
"Управление муниципальными финансами" на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов
Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
муниципальная программа "Управление муниципальными финансами" на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
департамент финансов администрации города (далее - департамент финансов) |
Соисполнители Программы |
отсутствуют |
Структура Программы, перечень подпрограмм, отдельных мероприятий |
подпрограмма "Организация бюджетного процесса"; отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска" |
Цели Программы |
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Красноярска, повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами |
Зада.чи Программы |
1) повышение качества и эффективности управления муниципальными финансами, в том числе с учетом применения принципов программно-целевого и проектного планирования; 2) мобилизация доходов бюджета города; 3) нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в городе, организация планирования и исполнения бюджета города; 4) обеспечение внутреннего муниципального финансового контроля; 5) эффективное управление муниципальным долгом города Красноярска |
Сроки реализации Программы |
2022-2024 годы |
Целевые индикаторы |
1) доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска; 2) темп прироста доходной части бюджета города; 3) соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета о его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города; 4) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе годовой бюджетной отчетности; 5) доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города; 6) количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска"; 7) соотношение объема проверенных средств бюджета города к общей сумме расходов бюджета города (без учета субвенций); 8) удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
объем бюджетных ассигнований на 2022-2024 годы за счет средств бюджета города - 3 272 092,37 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 950 315,76 тыс. рублей; 2023 год - 1 039 348,99 тыс. рублей; 2024 год - 1 282 427,62 тыс. рублей. Общий объем финансирования подпрограммы "Организация бюджетного процесса" за счет средств бюджета города - 640 681,50 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 213 560,50 тыс. рублей; 2023 год - 213 560,50 тыс. рублей; 2024 год - 213 560,50 тыс. рублей. Общий объем финансирования отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска" за счет средств бюджета города - 2 631 410,87 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 736 755,26 тыс. рублей; 2023 год - 825 788,49 тыс. рублей; 2024 год - 1 068 867,12 тыс. рублей |
I. Общая характеристика текущего состояния сферы управления муниципальными финансами города Красноярска. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Устойчивая система муниципальных финансов является одним из важнейших факторов эффективного функционирования местного самоуправления и имеет ключевое значение для развития города в долгосрочной перспективе, улучшения качества и уровня жизни населения.
Несмотря на коньюктурные колебания в экономике, на которые повлияло распространение новой коронавирусной инфекции, городу Красноярску удалось сохранить финансовую стабильность и поддержать устойчивость и сбалансированность бюджетной системы. Во многом этому способствовала проводимая ответственная бюджетная, налоговая и долговая политика.
Стратегическими направлениями деятельности в сфере управления муниципальными финансами по-прежнему остаются совершенствование бюджетного процесса, обеспечение его прозрачности и открытости, внедрение новых методов и технологий в формирование и исполнение бюджета города Красноярска.
Основой для системного повышения эффективности бюджетных расходов и концентрации ресурсов на важнейших задачах, стоящих перед городом, остается программно-целевой подход к бюджетному планированию.
Организация бюджетного процесса на основе программно-целевого принципа позволяет объединить в одном документе цели и задачи муниципалитета с полным набором инструментов и мероприятий, которыми эти цели будут достигнуты. Таким образом, применение программного бюджетирования обеспечивает более четкую взаимосвязь распределения расходов с результатами реализации программ, а также способствует повышению качества контроля за использованием бюджетных ресурсов и уровня ответственности главных распорядителей бюджетных средств.
В Красноярске действует 14 муниципальных программ, разработанных на основе стратегических целей социально-экономического развития города. Каждая программа содержит целевые индикаторы и показатели результативности, которые количественно характеризуют ход ее реализации, отражают специфику развития конкретной отрасли.
Настоящая Программа является одним из инструментов реализации стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года, утвержденной решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 N 3-42 (далее - Стратегия), и нацелена на достижение стратегической цели по обеспечению публичного эффективного управления муниципальными финансами.
Взаимосвязь приоритетных направлений Стратегии и мероприятий Программы обеспечивает рост эффективности деятельности органов местного самоуправления и повышение результативности расходования бюджетных средств.
Основой для формирования настоящей Программы также является Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р (далее - Концепция). В рамках Концепции предусматриваются действия по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов, совершенствованию межбюджетных отношений, развитию программно-целевого и проектного бюджетного планирования, повышению эффективности и качества оказания услуг в социальной сфере и другие меры.
Исходя из основных положений Концепции и в целях повышения качества финансового управления администрацией города Красноярска проводится работа по ряду направлений.
В предстоящем трехлетнем периоде по-прежнему остается приоритетной задача активно участвовать в реализации национальных проектов, сформированных в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Ориентир на общегосударственные национальные цели способствует стабильному развитию социально-экономической системы в долгосрочном периоде.
В рамках проводимой работы, начиная с 2021 года администрацией города с отраслевыми министерствами Красноярского края, помимо соглашений о выделении средств из вышестоящих бюджетов, заключаются соглашения о реализации региональных проектов в городе Красноярске в системе "Электронный бюджет" по достижению результатов и показателей при исполнении региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов.
В связи с утверждением постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" в 2021 году качественно новый толчок получила система управления государственными программами. Принятые новшества позволят синхронизировать подходы к управлению национальными проектами и государственными программами. Переход к новой системе целеполагания еще проходит апробацию на федеральном уровне.
В 2022-2024 годах также планируется продолжить работу по взаимодействию с отраслевыми краевыми и федеральными органами исполнительной власти по привлечению дополнительных средств из вышестоящих бюджетов на решение важных для города задач. Развитие межбюджетных отношений в условиях достижения общегосударственных национальных целей приобретает особую актуальность.
Одним из приоритетных направлений деятельности муниципалитета является решение задач по увеличению доходной части бюджета города.
Начиная с 2014 года утверждаются Главой города и реализуются администрацией города Планы по мобилизации доходов. Планами предусмотрены мероприятия, направленные на развитие налогового потенциала, повышение качества администрирования доходов и сокращение задолженности по платежам в бюджет, эффективное управление муниципальной собственностью и земельными ресурсами, выявление в рамках межведомственного взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и иными федеральными органами резервов увеличения доходной базы бюджета города.
В целях создания новых рабочих мест, укрепления налогооблагаемой базы органами местного самоуправления в рамках установленных законодательством муниципальных полномочий осуществляется поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства.
Перед краевыми органами власти на протяжении ряда лет обозначаются вопросы необходимости пересмотра межбюджетных отношений в части установления городу дополнительных нормативов отчислений по доходным источникам.
С 01.01.2021 на краевом уровне установлен единый норматив отчислений по доходам от упрощенной системы налогообложения в бюджеты городских округов в размере 50 процентов, что оказало существенное влияние на увеличение поступлений в бюджет города Красноярска.
Следует учитывать, что возможности по увеличению собственной доходной базы бюджета города ограничены, поскольку сокращаются доходы от арендных платежей в результате приватизации муниципального имущества, передачи его в федеральную и краевую собственность.
Несмотря на это муниципалитет продолжает изыскивать ресурсы для наполнения бюджета города.
Резервом роста неналоговых поступлений остается погашение задолженности по основному источнику неналоговых доходов - арендной плате за муниципальное имущество и земельные участки. Проведение мероприятий по снижению задолженности находится у администрации города на постоянном контроле.
Учитывая необходимость расширения собственной доходной базы для решения текущих вопросов жизнедеятельности города, работа по мобилизации доходов и поиску дополнительных источников будет продолжена в плановом периоде.
Как и в предыдущие годы, ключевым направлением работы по повышению эффективности бюджетных расходов является их приоритизация согласно целям социально-экономического развития города, а также поиск внутренних резервов для сохранения устойчивости и сбалансированности бюджета города. Реализация этих задач осуществляется в том числе в рамках городского ежегодного Плана мероприятий по оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики и предполагает проведение систематического анализа базовых постоянных расходов бюджета.
Наибольшие резервы по итогам проведенных мероприятий за последние годы были изысканы посредством:
инвентаризации ассигнований с целью выявления экономии по результатам торгов и невостребованных средств, в том числе за счет снижения сметной стоимости объектов при рассмотрении проектно-сметной документации путем применения новых технических решений;
проведения претензионно-исковой работы с подрядчиками, поставщиками в случае неисполнения обязательств по муниципальным контрактам (договорам);
снижения расходов на содержание аппарата управления;
ограничения отдельных направлений расходов до стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки и преодоления экономических последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
снижения расходов на содержание муниципального долга путем:
замещения действующих кредитных линий кредитами с более низкой процентной ставкой;
реструктуризации бюджетных кредитов;
замещения банковских кредитов бюджетными;
замещения коммерческих кредитов средствами, полученными от размещения облигационного займа;
привлечения финансовой помощи из краевого бюджета на частичное погашение муниципального долга;
досрочного погашения муниципального долга собственными средствами бюджета города.
Все проводимые мероприятия не снижают качество выполнения полномочий города и оказания услуг населению.
Неотъемлемой частью проведения рациональной бюджетной политики для населения является повышение качества оказания муниципальных услуг, которое достигается путем использования инструмента муниципального задания, обеспечения взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий. Муниципальные задания составляются в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ.
Финансовое обеспечение муниципальных заданий формируется на основании нормативных затрат в расчете на единицу услуги (работы). То есть осуществляется финансирование, ориентированное на результат. Применение такого механизма позволяет повысить прозрачность обоснования бюджетных ассигнований для муниципальных нужд, снизить вероятность необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг.
С 2020 года в городе внедрена система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФДО).
Сертификат персонифицированного финансирования с возможностью использования в рамках системы ПФДО обеспечивается за счет средств бюджета города Красноярска.
В отличие от традиционной системы финансирования дополнительного образования детей при персонифицированном финансировании формируется конкурентная среда как между муниципальными и частными организациями, так и внутри муниципальной сети, происходит финансирование именно услуг, а не учреждений.
Для повышения эффективности бюджетной сети проводится работа по:
укрупнению бюджетной сети муниципальных учреждений социальной сферы;
передаче несвойственных функций на исполнение сторонним организациям;
сокращению объемов потребления коммунальных услуг и реализации мероприятий по энергосбережению;
инвентаризации действующих тарифов и платных услуг муниципальных учреждений и предприятий с целью их актуализации, расширения спектра услуг и направления полученных доходов, в том числе на укрепление материально-технической базы.
Важную роль в повышении качества управления муниципальными финансами занимает осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за расходованием средств, полученных из бюджета города органами городского самоуправления, муниципальными учреждениями, предприятиями города и иными организациями.
Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок является неотъемлемой частью работы департамента финансов. Он обеспечивает соблюдение получателями бюджетных средств финансовой дисциплины, повышает их ответственность в использовании бюджетных ресурсов.
В рамках развития системы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе применяются разработанные Правительством Российской Федерации единые стандарты его осуществления, предусматривающие риск-ориентированный подход к планированию и осуществлению контрольной деятельности, своевременное выявление и, самое главное, предотвращение бюджетных нарушений, а также переориентацию на контроль за результатами использования бюджетных средств.
Разработка и утверждение настоящей Программы обусловлены необходимостью совершенствования механизмов управления муниципальными финансами в целях повышения финансовой устойчивости муниципалитета. Финансовая устойчивость - одна из ключевых характеристик стабильного развития территории. В связи с этим обеспечение сбалансированности бюджета является приоритетной задачей бюджетной политики.
Для поддержания стабильного развития города в трехлетнем периоде планируется проведение мероприятий, направленных на мобилизацию доходов, повышение гибкости расходов, выявление резервов и перераспределение ресурсов в пользу приоритетных направлений и проектов, совершенствование долговой политики. Также планируется продолжить работу по повышению открытости и прозрачности бюджета города, вовлечению граждан в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Настоящая Программа имеет существенные отличия от других муниципальных программ города. Она ориентирована (посредством развития правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов управления муниципальными финансами в рамках политики, проводимой на федеральном и краевом уровнях, а также реализацию мероприятий, направленных на решение первоочередных задач.
Прогноз развития сферы управления муниципальными финансами города Красноярска в рамках реализации настоящей Программы направлен на:
достижение сбалансированности, устойчивости и прозрачности бюджета города;
поддержание значений показателей долговой устойчивости в пределах, позволяющих отнести город к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
формирование бюджетных параметров исходя из принципов безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
соблюдение установленных законодательством требований к показателям бюджета.
Управление муниципальными финансами в городе Красноярске осуществляется на основе нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Красноярска, нормативной правовой базой Красноярского края, и ориентировано на приоритеты социально-экономического развития, обозначенные на федеральном, краевом и муниципальном уровнях.
Реализация настоящей Программы зависит от множества экономических и социальных факторов:
непрерывно меняющееся законодательство, прежде всего федеральное;
сложившиеся экономические условия, оказывающие влияние на поступление доходов в бюджет города;
изменение уровня ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации ввиду изменения условий проводимой денежно-кредитной политики.
Минимизировать влияние данных факторов возможно на основе учета конъюнктурных колебаний при бюджетном планировании, своевременного реагирования на изменение бюджетного и налогового законодательства.
В соответствии с текущим состоянием сферы управления муниципальными финансами, а также на основании принципов преемственности сформированы следующие цели и задачи Программы.
Целями настоящей Программы являются: обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Красноярска, повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами.
Достижение указанных целей Программы будет обеспечено за счет решения следующих задач:
повышения качества и эффективности управления муниципальными финансами, в том числе с учетом применения принципов программно-целевого и проектного планирования;
мобилизации доходов бюджета города;
нормативно-методического обеспечения бюджетного процесса в городе, организации планирования и исполнения бюджета города;
обеспечения внутреннего муниципального финансового контроля;
эффективного управления муниципальным долгом города Красноярска.
Планируемый период реализации Программы: 2022-2024 годы (без деления на этапы).
II. Перечень подпрограмм, краткое описание мероприятий подпрограмм
В рамках настоящей Программы планируется реализация подпрограммы "Организация бюджетного процесса" и отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска", способствующих достижению ее целей и конечных результатов.
Подпрограмма "Организация бюджетного процесса" (далее - подпрограмма) направлена на создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов бюджета города.
Исходя из цели и задач подпрограммы сформированы три мероприятия:
мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления".
В рамках мероприятия будет проводиться работа по организации бюджетного процесса на всех стадиях (от планирования до исполнения бюджета города) с учетом тенденций социального-экономического развития, постоянное совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в сфере управления муниципальными финансами, и иные меры, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов;
мероприятие 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города".
Реализация мероприятия предусматривает применение современных цифровых технологий и механизмов организации работы по управлению бюджетом города на основе программных комплексов с участием органов администрации города в целях повышения уровня автоматизации бюджетного процесса и развития информационно-аналитических систем управления средствами бюджета города;
мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".
В рамках мероприятия планируется дальнейшее развитие сайта "Открытый бюджет города Красноярска", в том числе наполнение его актуальной информацией о бюджете города, повышение финансовой и бюджетной грамотности населения, развитие механизмов вовлечения горожан в бюджетный процесс и реализация эффективной системы общественного контроля за организацией бюджетного процесса в городе Красноярске.
Подробная характеристика мероприятий подпрограммы представлена в разделе 4 подпрограммы настоящей Программы.
Отдельное мероприятие "Управление муниципальным долгом города Красноярска" (далее - отдельное мероприятие).
Составной частью бюджетного процесса является проведение взвешенной долговой политики.
В период 2019-2020 годов в процессе реализации долговой политики город столкнулся с новыми реалиями бюджетного законодательства:
появилось новое понятие - "долговая устойчивость", предполагающее ужесточение требований к управлению муниципальным долгом;
в Бюджетном кодексе Российской Федерации введена статья 107.1 "Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования)".
В связи с этим, начиная с осени 2019 года, администрацией города был взят курс на поэтапное снижение объема муниципального долга, сокращение расходов на его обслуживание и достижение показателей долговой устойчивости, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации по высокому уровню долговой устойчивости.
Так благодаря поддержке Правительства Красноярского края в 2020 году объем муниципального долга был сокращен на 1,2 млрд рублей. Доля долга в собственных доходах бюджета города на 01.01.2021 составила 63,7% (на 01.01.2020 - 77,4%). Помимо финансовой помощи из краевого бюджета, начиная с декабря 2020 года на поэтапное погашение муниципального долга города направлялись собственные средства бюджета города.
В результате по состоянию на 01.04.2021 доля долга в собственных доходах бюджета города уменьшилась на 13,8% (с 63,7% до 49,9%), что позволило отнести город Красноярск к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости (приказ министерства финансов Красноярского края от 31.05.2021 N 96).
По состоянию на 01.10.2021 долг города составляет 7 900,0 млн рублей или 39% от запланированного на 2021 год объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города и до конца года прогнозируется его дальнейшее снижение.
Одной из основных задач настоящей Программы, как и в предыдущие годы является эффективное управление муниципальным долгом города, которое в 2022 году и плановом периоде 2023-2024 годов направлено на обеспечение сбалансированности бюджета при сохранении высокого уровня долговой устойчивости, своевременное и полное исполнение действующих долговых обязательств.
Для достижения запланированных показателей, предусматривается работа по следующим направлениям:
1) оптимизация структуры муниципального долга и поддержание его объема в пределах, позволяющих отнести город к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Действующая структура муниципального долга города состоит из коммерческих заимствований (62%) и муниципальных ценных бумаг (38%). В качестве основного инструмента заимствований в 2022 году планируется использовать кредиты кредитных организаций.
На фоне роста инфляции Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) с начала 2021 года неоднократно повышал уровень ключевой ставки (с 4,25% на 01.01.2021 до 6,75% на 10.09.2021). Это привело к тому, что при проведении торгов по кредитованию бюджета города резко сократилось количество участников, подающих заявки и принимающих участие в электронных аукционах. Приоритетом для кредитных организаций в настоящее время являются "короткие деньги" под высокие процентные ставки. Примером этому служат торги 2021 года.
Так за первое полугодие 2021 года объявлено 25 электронных аукционов на общую сумму 5 300,0 млн рублей, по итогам которых заключено только 4 муниципальных контракта на общую сумму 900,0 млн рублей со ставками 6,17-6,25% годовых. В августе - сентябре текущего года проведено 18 электронных аукционов на общую сумму 4 300,0 млн рублей и заключено 17 муниципальных контрактов на общую сумму 4 100,0 млн рублей со сроком кредитования 1,5 года под ставки 7,88-8,47% годовых.
Учитывая рост ставок, в 2022 году администрация города продолжит работу с Правительством Красноярского края, направленную на привлечение бюджетных кредитов из краевого бюджета с целью замещения действующих долговых обязательств по коммерческим кредитам.
Кроме того, в случае благоприятной конъюнктуры на финансовом рынке в 2022 году, не исключена возможность размещения муниципальных ценных бумаг города Красноярска в качестве долгосрочного инструмента заимствований.
При перевыполнении в течение года плана поступлений по собственным доходам бюджета города будет рассмотрен вопрос о досрочном погашении долговых обязательств по коммерческим заимствованиям;
2) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга на минимально возможном уровне.
Планирование расходов на обслуживание муниципального долга осуществляется в объеме, необходимом для полного и своевременного исполнения долговых обязательств по выплате процентных платежей по муниципальному долгу.
Обслуживание новых кредитов запланировано под ставку 9,5% годовых в 2022 году и 10,5%-11,5% годовых в 2023-2024 годах соответственно. Это связано с тем, что за истекший период 2021 года ключевая ставка ЦБ РФ выросла на 2,5 процентных пункта и по прогнозам экспертов ожидается ее дальнейший рост (до 7,5% годовых). Так при ключевой ставке ЦБ РФ в размере 6,5% годовых ценовые предложения коммерческих банков в августе 2021 года находились в диапазоне до 8,5% годовых (плюс 2 процентных пункта).
Несмотря на увеличение процентных ставок по кредитам, доля расходов на обслуживание муниципального долга не должна превышать 5% в общем объеме расходов бюджета города, за исключением субвенций.
В зависимости от ситуации на финансовом рынке в предстоящем трехлетнем периоде будут проведены следующие мероприятия по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга:
проведение электронных аукционов на оказание услуг по предоставлению кредитов в рамках возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий;
проведение работы с банками, направленной на снижение процентных ставок в рамках заключенных муниципальных контрактов;
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, предоставляемых за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета;
привлечение бюджетных кредитов на погашение долговых обязательств по коммерческим кредитам;
досрочное погашение коммерческих кредитов за счет собственных средств бюджета города;
3) привлечение средств на покрытие временных кассовых разрывов.
Для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджета города, используются следующие финансовые инструменты:
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета города. В соответствии со статьей 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные бюджетные кредиты предоставляются за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета в размере, не превышающем одной двенадцатой утвержденного решением о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов бюджета города, за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на срок, не превышающий 240 дней, при условии его возврата не позднее 15 декабря текущего финансового года. Ставка по кредитам составляет 0,1% годовых;
привлечение остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений. При недостаточности средств на едином счете бюджета города, департамент финансов привлекает во временное распоряжение остатки средств на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений города Красноярска, открытых департаменту финансов.
Указанные финансовые инструменты позволяют восполнять возникающие в процессе исполнения бюджета кассовые разрывы, обеспечивая дополнительную финансовую устойчивость бюджета города;
4) качественное обслуживание муниципального долга.
Полное и своевременное исполнение принятых долговых обязательств и, как следствие, отсутствие просроченной задолженности позволяет городу Красноярску иметь безупречную кредитную историю, что подтверждается в оценке уровня кредитоспособности, присвоенной городу по национальной рейтинговой шкале.
Так 19 февраля 2021 года рейтинговое агентство "Эксперт РА" повысило рейтинг кредитоспособности города Красноярска до уровня "ruА" со стабильным прогнозом. Ранее действовал рейтинг на уровне "ruА-".
Повышение рейтинга обусловлено высоким уровнем бюджетных показателей, эффективным управлением долговым портфелем, устойчивостью долговой нагрузки и ликвидности в 2020 году.
Полученная рейтинговая оценка отражает умеренно высокую кредитоспособность и финансовую надежность города, а также высокую степень ликвидности и устойчивости бюджета.
13 августа 2021 года рейтинг был подтвержден, что благоприятно скажется на инвестиционной привлекательности города Красноярска и увеличит шансы города в рамках конкурсов на право организации крупномасштабных экономических, культурных и спортивных мероприятий. Помимо этого достаточно высокий кредитный рейтинг позволяет рассчитывать на более низкую стоимость денежных средств при осуществлении заимствований.
Информация о подпрограмме и об отдельном мероприятии настоящей Программы представлена в приложении 1 к настоящей Программе.
III. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимы для реализации мероприятий Программы, подпрограммы
Реализация программных мероприятий будет производиться в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами в сфере управления муниципальными финансами:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 95 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля";
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля";
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований";
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований";
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов";
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1478 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 N 1568 "Об утверждении общих требований к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и к утверждению перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 N 1569 "Об утверждении общих требований к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах";
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2020 N 231н "О порядке заключения и форме договора о предоставлении субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета";
постановлением Правительства Красноярского края от 30.01.2017 N 47-п "Об утверждении Порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Красноярского края бюджетных кредитов, полученных из краевого бюджета, и правил реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) по этим кредитам";
решением Красноярского городского Совета от 20.11.2006 N В-241 "О порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам бюджета города и отчета о его исполнении";
решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске";
решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 N 3-42 "О стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года";
постановлением Главы города от 03.09.2007 N 500 "О муниципальной долговой книге города Красноярска";
постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период";
постановлением администрации города от 03.03.2015 N 105 "Об утверждении Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ";
постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска";
постановлением администрации города от 24.09.2015 N 600 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза города Красноярска на долгосрочный период";
постановлением администрации города от 23.06.2020 N 470 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг города Красноярска";
постановлением администрации города от 27.07.2020 N 576 "Об утверждении Условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг города Красноярска 2020 года";
постановлением администрации города от 13.10.2020 N 817 "Об утверждении Решения об эмиссии выпуска муниципальных ценных бумаг города Красноярска 2020 года";
распоряжением Главы города от 15.04.2009 N 66-р "Об утверждении Положения о департаменте финансов администрации города".
Департамент финансов проводит постоянную работу по совершенствованию правовой базы города, приведению ее в соответствие с федеральным и краевым законодательством. Оперативное реагирование на изменения законодательства, а также своевременная разработка и утверждение необходимых правовых актов в сфере управления муниципальными финансами способствует качественной организации бюджетного процесса от планирования до исполнения всех расходных обязательств.
За истекший период 2021 года наиболее значимые изменения были внесены в:
Порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города, утвержденный постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153;
Положение о порядке и сроках разработки бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период, утвержденное постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271.
Также в соответствии с установлением федеральным законодательством единых правовых основ реализации на муниципальном уровне инициативных проектов был разработан проект решения Красноярского городского Совета депутатов "Об инициативных проектах в городе Красноярске" (утвержден 16.06.2021 N 12-166).
Реализация инициативных проектов будет способствовать развитию в городе Красноярске механизма вовлечения граждан в решение вопросов местного значения с учетом их мнения. Данный инструмент также позволит повысить эффективность расходования средств бюджета города и открытость бюджетного процесса в целом.
Кроме того, в целях совершенствования бюджетного процесса и приведения правовых актов города в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в:
Положение о бюджетном процессе в городе Красноярске, утвержденное решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359;
Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний по проектам бюджета города и отчета о его исполнении, утвержденное решением Красноярского городского Совета от 20.11.2006 N В-241.
В ходе реализации настоящей Программы по мере необходимости будут разрабатываться проекты соответствующих нормативных правовых актов.
IV. Перечень целевых индикаторов и показателей результативности Программы
Целевые индикаторы и показатели результативности настоящей Программы определены исходя из ее целей и задач и позволяют оценить развитие сферы управления муниципальными финансами в городе.
Целевые индикаторы:
доля расходов бюджета города, формируемых в рамках муниципальных программ города Красноярска;
темп прироста доходной части бюджета города;
соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по срокам внесения проекта бюджета города и отчета о его исполнении в представительный орган, ограничений по показателям бюджета города;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о составе годовой бюджетной отчетности;
доля главных распорядителей бюджетных средств, обеспеченных возможностью работы в постоянно обновляющихся информационных системах планирования и исполнения бюджета города;
количество обновлений информации на сайте "Открытый бюджет города Красноярска";
соотношение объема проверенных средств бюджета города к общей сумме расходов бюджета города (без учета субвенций);
удельный вес муниципального долга в собственных доходах бюджета города.
Показатели результативности:
процент исполнения расходных обязательств города (за исключением безвозмездных поступлений);
доля полученных положительных заключений экспертной комиссии, осуществляющей проведение публичной независимой экспертизы проектов решений Красноярского городского Совета депутатов по бюджетным и налоговым вопросам;
доля органов администрации города, имеющих установленные показатели результативности деятельности;
количество дополнительно автоматизированных задач, решаемых в процессе планирования и исполнения бюджета города;
количество посещений сайта "Открытый бюджет города Красноярска";
соотношение количества контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения, к общему количеству проведенных контрольных мероприятий;
соотношение количества нарушений, по которым проверенными организациями разработаны меры по устранению и недопущению их в дальнейшем, к общему количеству выявленных нарушений;
доля расходов на обслуживание муниципального долга в объеме расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
просроченная задолженность по долговым обязательствам города;
доля платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов и дотаций.
Расчет целевых индикаторов и показателей результативности Программы осуществляется в соответствии с приказом руководителя департамента финансов от 30.09.2019 N 283 "Об утверждении Методики измерения и (или) расчета целевых индикаторов и показателей результативности муниципальной программы "Управление муниципальными финансами".
Департамент финансов в соответствии с правовыми актами администрации города ежеквартально и по итогам года проводит оценку эффективности реализации муниципальных программ, в том числе оценку уровня достижения установленных значений целевых индикаторов и показателей результативности Программы.
Сведения о целевых индикаторах и показателях результативности с указанием их прогнозируемых значений представлены в приложении 2 к настоящей Программе.
V. Ресурсное обеспечение Программы за счет средств бюджета города
Настоящая Программа включает в себя особые расходы по сравнению с другими муниципальными программами города. Прежде всего это расходы на управление финансовыми ресурсами и обслуживание муниципального долга.
Размер ассигнований на управление финансовыми ресурсами определен исходя из предварительной оценки расходов на реализацию настоящей Программы.
Расходы, связанные с обслуживанием муниципального долга, определены исходя из планируемого объема заимствований.
Главным распорядителем бюджетных средств является департамент финансов.
Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Программы на 2022-2024 годы за счет средств бюджета города составляет 3 272 092,37 тыс. рублей, в том числе:
2022 год - 950 315,76 тыс. рублей;
2023 год - 1 039 348,99 тыс. рублей;
2024 год - 1 282 427,62 тыс. рублей.
Общий объем финансирования подпрограммы "Организация бюджетного процесса" за счет средств бюджета города - 640 681,50 тыс. рублей, в том числе:
2022 год - 213 560,50 тыс. рублей;
2023 год - 213 560,50 тыс. рублей;
2024 год - 213 560,50 тыс. рублей.
Общий объем финансирования отдельного мероприятия "Управление муниципальным долгом города Красноярска" за счет средств бюджета города - 2 631 410,87 тыс. рублей, в том числе:
2022 год - 736 755,26 тыс. рублей;
2023 год - 825 788,49 тыс. рублей;
2024 год - 1 068 867,12 тыс. рублей.
Информация о распределении планируемых расходов бюджета на реализацию настоящей Программы по подпрограммам и мероприятиям представлена в приложении 3 к настоящей Программе.
Аналитическое распределение объемов финансирования Программы по источникам финансирования представлено в приложении 4 к настоящей Программе.
VI. Подпрограмма Программы
Подпрограмма "Организация бюджетного процесса"
Паспорт подпрограммы
1. Постановка общегородской проблемы подпрограммы
Эффективное использование бюджетных средств является ключевым вопросом особенно в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. В этих условиях первоочередными задачами становятся поиск дополнительных ресурсов, определение приоритетов при распределении бюджетных средств, контроль за эффективным использованием средств.
В 2021 году на фоне постепенной отмены карантинных мер, введенных в связи с пандемией COVID-19, ситуация в экономике стала улучшаться.
Наряду с макроэкономическими показателями на объем поступлений положительное влияние оказали изменения, внесенные в Закон Красноярского края от 10.07.2007 N 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае", по установлению городу норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 50% с 01.01.2021.
Однако для выполнения всех стоящих перед городом Красноярском задач требуются дополнительные ресурсы.
С учетом этого политика города Красноярска в сфере управления доходами бюджета города на 2022 год и плановый период 2023- 2024 годов будет направлена на:
сохранение и развитие налогового потенциала бюджета города, повышение уровня собираемости налогов и эффективности налогового администрирования;
повышение бюджетной отдачи от управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами города;
стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности.
В рамках развития налогового потенциала бюджета города, повышения эффективности налогового администрирования совместно с налоговыми и надзорными органами планируется проведение следующих мероприятий:
продолжение работы районных комиссий по взысканию задолженности по налогам в консолидированный бюджет края, а также территориальных комиссий по легализации "теневой" заработной платы, городской межведомственной комиссии по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд, городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых направлена на ликвидацию задолженности по заработной плате, легализацию заработной платы и трудовых отношений, повышение размера заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики до среднеотраслевого уровня, но не ниже установленного минимального размера оплаты труда, с начислением районного коэффициента и северной надбавки, действующих на территории города Красноярска;
проведение информационно-разъяснительной работы с иностранными гражданами о необходимости осуществления официальной трудовой деятельности на территории города Красноярска и уплаты налогов, а также с физическими лицами по вопросу своевременной уплаты имущественных налогов;
проведение акции "Начни с себя" в части добросовестного исполнения обязанности по уплате имущественных налогов муниципальными служащими и сотрудниками муниципальных учреждений;
популяризация патентной системы налогообложения;
выявление граждан, сдающих в аренду жилые помещения, в целях привлечения их к уплате налога на доходы физических лиц или покупке патента;
проведение работы с краевыми органами власти по пересмотру межбюджетных отношений в части установления городу Красноярску нормативов отчислений по доходным источникам.
В целях развития собственной доходной базы администрацией города в условиях сокращения количества привлекательных объектов муниципальной собственности планируется осуществление комплекса мероприятий в сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами:
обеспечение своевременности актуализации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
оптимизация структуры муниципальной собственности и земель города, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов;
осуществление муниципального земельного и лесного контроля;
обеспечение своевременности актуализации сведений, содержащихся в Государственном адресном реестре (ГАР);
организация и проведение мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных земельных участков, если правоустанавливающие документы на данные земельные участки были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
реализация положений Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрен упрощенный порядок предоставления гражданам для собственных нужд земельных участков для размещения гаражей ("гаражная амнистия");
усиление мер по взысканию задолженности по договорам аренды муниципального имущества и земельных участков во взаимодействии с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, органами администрации города, администрациями районов в городе.
Поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и инвестиционной активности на территории города хозяйствующих субъектов планируется осуществлять посредством:
содействия развитию молодежного и социального предпринимательства;
оказания консультационной, финансовой, имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и увеличения числа занятого населения, обеспечения надежного функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
оказания информационно-консультационного и организационного содействия инвесторам при разработке и реализации инвестиционных проектов на территории города Красноярска, сопровождения инвестиционных проектов по принципу "единого окна", в том числе обеспечение доступности информации о незадействованных или используемых неэффективно промышленных площадках;
поддержки инвестиционной деятельности в приоритетных для города отраслях путем предоставления организациям инвестиционных налоговых кредитов по земельному налогу;
взаимодействия с ВЭБ.РФ и другими Российскими институтами развития с целью содействия привлечения на территорию города ресурсов для реализации инвестиционных проектов;
внедрения элементов муниципального инвестиционного стандарта, рекомендованного для внедрения АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов";
создания условий для размещения в городе Красноярске центров принятия решений и финансовой ответственности крупных компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность в Восточной Сибири, включая развитие деловой инфраструктуры международного уровня;
содействия развитию кооперационных связей предприятий города с предприятиями других территорий, стимулирующих размещение новых производств на территории Красноярской агломерации.
В условиях периодических коньюктурных колебаний, которые существенно влияют на состояние экономики, естественным образом также возрастает значение проводимой городом бюджетной политики.
В целях поддержания стабильности бюджета города продолжится работа по привлечению средств из вышестоящих бюджетов, что позволит сохранить курс на развитие города Красноярска.
Особенно актуальными остаются и мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.
В целях обеспечения оптимального объема расходов, соответствующих источникам их финансового обеспечения, планируется:
формировать бюджетные параметры исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
активно участвовать в региональных проектах, направленных на реализацию национальных проектов;
применять программно-целевой и проектный принципы при бюджетном планировании;
обеспечивать гибкость объема и структуры бюджетных расходов;
применять бюджетный маневр, означающий, что любые дополнительные расходы, носящие "обязательный" характер, обеспечиваются за счет внутреннего перераспределения расходов внутри отраслей;
расширять практику вовлечения жителей города в обсуждение и определение приоритетов расходования средств бюджета города.
Для повышения результативности планирования и использования бюджетных средств департаментом финансов ежеквартально и по итогам года проводится мониторинг качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов бюджетных средств на основе показателей, утвержденных приказом руководителя департамента финансов от 15.01.2020 N 15 "Об утверждении Порядка проведения департаментом финансов администрации города мониторинга качества финансового менеджмента". Данный инструмент позволит провести оценку качества управления бюджетными средствами, выявить возникающие риски, а также своевременно минимизировать и устранить недостатки осуществления финансового менеджмента.
Одним из ключевых условий эффективности бюджетной системы также является интегрирование современных информационных технологий в сферу управления муниципальными финансами.
В данном направлении администрацией города продолжится работа по занесению в систему "Электронный бюджет" финансовых документов, в том числе документов стратегического планирования города. Формирование единого информационного пространства будет способствовать повышению качества планирования и исполнения бюджета, ответственности публично-правовых образований за выполнение возложенных на них функций, а также обеспечит открытость управления бюджетными ресурсами. В перспективе применение муниципалитетом возможностей системы "Электронный бюджет" позволит связать финансовую информацию с результатами деятельности органов местного самоуправления, сделать ее доступной для населения.
Кроме того, в целях внедрения цифровых технологий в систему планирования и исполнения бюджета города департаментом финансов осуществляется расширение спектра автоматизированных задач бюджетного процесса.
Так в истекшем периоде 2021 года произведена доработка программного комплекса "Информационная система управления финансами" (ПК "ИСУФ"), что позволит исполнителям муниципальных программ города разрабатывать проекты документов с использованием данного программного обеспечения, а также формировать отчеты об исполнении программ.
Повышение эффективности использования бюджетных расходов в городе Красноярске также реализуется через новации в казначейском обслуживании исполнения бюджета.
Согласно принятому Федеральному закону от 27.12.2019 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" все участники бюджетного процесса города с 01.01.2021 перешли на казначейское обслуживание исполнения бюджета.
Федеральное казначейство выступило оператором единой системы казначейских платежей (ЕСКП).
Департаментом финансов была проведена работа по переводу всех участников бюджетного процесса на казначейское обслуживание в системах, отвечающих за исполнение бюджета города: "Автоматизированный Центр Контроля исполнения бюджета" (АЦК-Финансы), система электронного документооборота Управления Федерального казначейства.
Введение единой системы казначейских платежей позволяет оптимизировать платежную функцию Управления Федерального казначейства и предоставляет возможность осуществлять быстрые прямые расчеты между его клиентами, в том числе в различных регионах России.
Современные тенденции социально-экономического развития требуют постоянного повышения публичности и прозрачности бюджетного процесса, уровня информированности и финансовой грамотности жителей в вопросах формирования, утверждения и исполнения бюджета. В связи с этим работа по наполнению сайта "Открытый бюджет города Красноярска" доступной и актуальной информацией о параметрах бюджета города, основных направлениях и результатах расходования бюджетных средств, по расширению наборов открытых данных осуществляется департаментом финансов на постоянной основе.
Немаловажная роль отведена и вовлечению граждан в процессы принятия бюджетных решений, что в свою очередь способствует росту заинтересованности населения в бюджетной информации, воспитанию ответственного отношения у населения к общественным и личным финансам, укреплению практик гражданского участия, а также повышению эффективности управления муниципальными финансами. В связи с этим постоянно идет поиск новых инструментов в данном направлении.
Основными финансовыми рисками, которые могут возникнуть при реализации подпрограммы, являются:
изменение социально-экономической ситуации и, как следствие, разбалансированность бюджета города;
невыполнение мероприятий подпрограммы и недостижение запланированных результатов в связи с изменением законодательства.
Минимизация указанных рисков возможна на основе учета конъюнктурных колебаний при бюджетном планировании, повышения эффективности бюджетных расходов и их приоритизации, своевременного реагирования на изменение бюджетного и налогового законодательства.
Реализация подпрограммы в свою очередь позволит:
обеспечить устойчивое функционирование и развитие бюджетного процесса города;
продолжить совершенствование системы исполнения бюджета города и бюджетной отчетности;
обеспечить сбалансированное распределение бюджетных ресурсов, направленное на повышение качества работы по исполнению расходных обязательств;
повысить эффективность и результативность использования средств бюджета города, в том числе за счет осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
проводить работу по повышению гибкости расходов, то есть оперативной их корректировке в случае необходимости;
продолжить автоматизацию процессов планирования и исполнения бюджета города;
проводить работу по повышению открытости бюджета города для населения, а также по формированию у горожан ответственной гражданской позиции через понимание сущности и функций бюджета.
Особенно актуальной разработка и реализация настоящей подпрограммы становится в связи с необходимостью достижения долгосрочных целей социально-экономического развития города в реальных экономических условиях.
2. Основная цель, задачи, сроки выполнения и показатели результативности подпрограммы
Цель, задачи и показатели результативности подпрограммы сохранили свою преемственность с предыдущего трехлетнего периода.
Целью подпрограммы является создание условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, а также повышение эффективности расходов бюджета города.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
осуществления планирования и исполнения бюджета города;
развития программно-целевых и проектных принципов формирования бюджета;
совершенствования нормативно-правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;
мобилизации собственных доходов бюджета города и привлечения средств из вышестоящих бюджетов;
формирования объема расходных обязательств, соответствующих источникам их финансового обеспечения;
обеспечения автоматизации процессов составления и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности;
повышения прозрачности и открытости информации в сфере управления муниципальными финансами;
соблюдения законодательства в части исполнения бюджета города.
Решение поставленных задач охватывает все стадии планирования и исполнения бюджета города и позволит создать организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.
Период реализации подпрограммы: 2022-2024 годы.
Сведения о показателях результативности подпрограммы представлены в приложении 2 к настоящей Программе.
3. Механизм реализации подпрограммы
Департамент финансов является уполномоченным органом администрации города по управлению средствами бюджета города и обеспечивает осуществление ответственной финансовой политики муниципальной власти.
Реализация мероприятий подпрограммы производится департаментом финансов в соответствии с правовыми актами города, регулирующими бюджетный процесс в городе Красноярске, в том числе с:
решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске". Данное решение является базовым нормативным правовым актом города, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, вопросы формирования доходов и расходов бюджета города, процессы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города. На основании данного решения принимаются правовые акты, регулирующие отдельные вопросы бюджетного процесса в городе;
постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска". Порядок определяет правила разработки муниципальных программ города Красноярска, формирования, реализации и контроля за их выполнением;
постановлением администрации города от 07.06.2013 N 271 "О разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период". Документ утверждает порядок и сроки разработки бюджетного послания, план мероприятий по разработке бюджетного послания.
Одна из ключевых задач департамента финансов - формирование и организация исполнения бюджета города (подготовка проектов решений о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в решение о бюджете города на текущий финансовый год и плановый период, годового отчета об исполнении бюджета города).
В целях своевременной и качественной подготовки проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период департамент финансов:
формирует проект бюджета города и материалы к нему;
разрабатывает основные направления бюджетной политики города;
участвует в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики в городе, управлению муниципальным имуществом;
устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований;
устанавливает перечень и коды целевых статей расходов бюджета города;
разрабатывает бюджетный прогноз города на долгосрочный период;
ведет реестр расходных обязательств города;
организует методологическое руководство работой главных администраторов бюджетных средств при подготовке проекта бюджета города;
доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
проводит работу по совершенствованию процесса планирования и организации исполнения бюджета, правовой базы и методологического обеспечения бюджетного процесса;
организует проведение публичных слушаний по проекту бюджета города.
Также к ведению департамента финансов относятся:
установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города и кассового плана исполнения бюджета города, а также состава и сроков предоставления главными администраторами бюджетных средств сведений, необходимых для их составления и ведения;
осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
проведение мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов бюджетных средств на основе показателей, утвержденных приказом руководителя департамента финансов от 15.01.2020 N 15 "Об утверждении Порядка проведения департаментом финансов администрации города мониторинга качества финансового менеджмента";
участие в совершенствовании системы оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц городского самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений в рамках реализации принятых решений на уровне федерации, субъекта и муниципалитета;
ведение реестра источников доходов бюджета города;
иные вопросы, определенные нормативными правовыми актами.
Перечень представленных функций и задач, исполняемых в соответствии с правовыми актами по организации бюджетного процесса, является организационным механизмом реализации подпрограммы.
Объем финансирования реализации мероприятий подпрограммы определяется исходя из предварительной оценки расходов.
Контроль за использованием средств бюджета города в рамках реализации мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд - Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в соответствии с постановлением администрации города от 03.03.2015 N 105 "Об утверждении Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ".
Исполнителем подпрограммных мероприятий исходя из своих функций и полномочий является департамент финансов, а также исполнители мероприятий подпрограммы определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Механизм реализации подпрограммы предполагает ее дальнейшее совершенствование с учетом меняющихся условий социально-экономического развития.
4. Характеристика мероприятий подпрограммы
Решение задач подпрограммы планируется осуществлять в рамках трех мероприятий.
Мероприятие 1 "Обеспечение функций, возложенных на органы местного самоуправления" предполагает проведение работы по:
мобилизации собственных доходов бюджета города;
привлечению дополнительных средств из вышестоящих бюджетов на решение ключевых для города задач;
активному участию в региональных проектах, направленных на реализацию национальных проектов;
осуществлению планирования и исполнения бюджета города, в том числе разработке основных направлений бюджетной политики города, основных направлений долговой политики города;
развитию программно-целевых и проектных принципов при бюджетном планировании;
организации и координации работы органов администрации города по формированию и исполнению бюджета города;
проведению мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов средств бюджета города;
совершенствованию правовой базы, регулирующей отношения в сфере управления муниципальными финансами, и методологического обеспечения бюджетного процесса в городе;
обеспечению соблюдения законодательства в части исполнения бюджета города;
организации и координации работы по размещению муниципальными учреждениями города информации об их деятельности на сайте www.bus.gov.ru;
размещению и поддержанию в актуальном состоянии информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации "Электронный бюджет", в том числе:
занесению большого объема финансовых документов в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации";
формированию и публикации структурированной информации о муниципальных учреждениях.
В рамках мероприятия 2 "Комплексная автоматизация процесса планирования и исполнения бюджета города" продолжится процесс автоматизации планирования и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности.
По мере развития и совершенствования бюджетной системы возникает необходимость использования цифровых технологий и новых современных программных продуктов, направленных на автоматизацию процессов планирования и исполнения бюджета города.
В связи с этим в данное мероприятие включается доработка используемого в администрации города программного обеспечения: программных комплексов "Система анализа и планирования финансов региона" (ПК "САПФИР"), "Информационная система управления финансами" (ПК "ИСУФ") и т.д., а также сопровождение системы автоматизации финансово-казначейских органов "Автоматизированный Центр Контроля исполнения бюджета" (АЦК-Финансы).
Данные программные продукты позволяют:
обеспечить взаимодействие участников бюджетного процесса с учетом современных технологий;
автоматизировать процесс формирования и оценку исполнения муниципальных программ;
проводить многовариантные расчеты при формировании бюджета;
автоматизировать процедуру обработки документов бюджетного планирования и исполнения бюджета города;
унифицировать и упростить ведение документооборота;
повысить эффективность и прозрачность бюджетного процесса;
повысить качество формирования и исполнения бюджета города.
Другим мероприятием подпрограммы является мероприятие 3 "Обеспечение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса для граждан".
С каждым годом жители проявляют все больший интерес к участию в бюджетном процессе города. Учитывая это, а также современные тенденции социально-экономического развития, требуется:
повышение публичности и прозрачности бюджетного процесса;
создание условий для обратной связи между органами местного самоуправления и горожанами при формировании и исполнении бюджета города с целью повышения уровня доверия граждан к органам власти;
повышение уровня информированности и финансовой грамотности жителей в вопросах формирования, утверждения и исполнения бюджета;
предоставление информации о бюджете города для горожан в доступной и понятной форме;
расширение практики вовлечения жителей города в обсуждение и определение приоритетов расходования средств бюджета города.
В рамках данного мероприятия планируется:
развивать сайт "Открытый бюджет города Красноярска" путем размещения актуальной финансовой информации и предоставления посетителям дополнительных инструментов для общественного взаимодействия с органами городской власти;
отвечать на интересующие жителей вопросы либо обсуждать темы, связанные с бюджетом города, с комментариями специалистов;
обсуждать бюджет города на различных общественных площадках с участием представителей науки и бизнеса;
проводить общественные обсуждения проектов документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципального образования;
принимать участие в региональном конкурсе проектов "Бюджет для граждан" в целях выявления и распространения лучшей практики формирования бюджета в формате, обеспечивающем открытость и доступность для красноярцев информации об управлении общественными финансами;
обеспечивать широкую общественную и профессиональную экспертизу принимаемых решений в сфере финансов;
развивать механизмы вовлечения горожан в бюджетный процесс города Красноярска.
Главным распорядителем бюджетных средств, а также исполнителем подпрограммных мероприятий, исходя из своих функций и полномочий, является департамент финансов.
Кроме того, исполнители мероприятий подпрограммы определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Срок исполнения мероприятий подпрограммы: 2022-2024 годы (без деления на этапы).
Информация об объемах и источниках финансирования мероприятий подпрограммы представлена в приложениях 3, 4 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.