В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1, пунктом 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Сахалинской области от 27.10.2021 N 588-р "Об утверждении Основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Сахалинской области на 2022 - 2024 годы", с пунктом 2 статьи 9 Решения Собрания муниципального образования городской округ "Охинский" от 30.01.2014 N 5.5-2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ "Охинский", статьей 42 Устава муниципального образования городской округ "Охинский":
1. Утвердить основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования городской округ "Охинский" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (прилагается).
2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Сахалинский нефтяник" и разместить на официальном сайте администрации www.adm-okha.ru.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника финансового управления муниципального образования городской округ "Охинский" О.В. Заиченко.
Глава муниципального образования |
Е.Н. Касьянова |
Утверждены
распоряжением администрации
муниципального образования
городской округ "Охинский"
от 11.11.2021 N 685
Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования городской округ "Охинский" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
I. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования городской округ "Охинский" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики) подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с пунктом 2 статьи 9 Решения Собрания муниципального образования городской округ "Охинский" от 30.01.2014 N 5.5-2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ "Охинский" и являются основой для составления проекта бюджета муниципального образования городской округ "Охинский" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - бюджет городского округа).
При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены основные положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, распоряжение Правительства Сахалинской области от 27.10.2021 N 588-р "Об утверждении Основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Сахалинской области на 2022 - 2024 годы", основные параметры прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ "Охинский" на 2022 - 2024 годы.
Во исполнение вышеперечисленных нормативных правовых актов, в условиях ухудшения экономической ситуации, в связи с пандемией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, сокращения объема доходов бюджета городского округа, основной целью бюджетной и налоговой политики является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа с учетом эффективного управления имеющимися ресурсами.
Для достижения указанной цели необходимо сосредоточить усилия на решение следующих задач:
- полная мобилизация доходного потенциала городского округа, снижение недоимки в бюджет городского округа;
- финансовое обеспечение реализации муниципальных программ муниципального образования городской округ "Охинский" (далее - муниципальных программ), направленных на достижение целевых показателей и мероприятий национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- обеспечение расходных обязательств источниками финансирования как необходимое условие реализации вопросов местного значения;
- предоставление населению муниципального образования городской округ "Охинский" муниципальных услуг, в соответствии с предъявляемым спросом, повышение качества оказываемых (выполняемых) населению муниципальных услуг (работ). Ответственность главных распорядителей средств бюджета городского округа должна осуществляться через контроль за выполнением муниципального задания в полном объеме;
- полное и доступное информирование граждан о бюджете городского округа;
- повышение финансовой самостоятельности участников бюджетного процесса с одновременным повышением их ответственности, что предполагает более активное включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов;
- рациональное использование бюджетных средств путем обеспечения надлежащего функционирования механизма муниципальных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Реализация указанных задач будет обеспечена путем:
- обеспечения качественного администрирования доходных источников бюджета, достоверного прогнозирования доходов, исключая занижение их объемов на этапе формирования проекта бюджета, выполнения в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета;
- повышения собираемости налогов, в первую очередь формирующих доходную базу бюджета (налога на доходы физических лиц; налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; налогов на имущество);
- регулярного мониторинга уровня недоимки по налоговым и неналоговым доходам бюджета, своевременного проведения претензионной работы с неплательщиками, принятия мер по взысканию задолженности;
- контроля своевременной уплаты имущественных налогов сотрудниками муниципальных учреждений и предприятий;
- проведения комиссий по обеспечению поступлений доходов, сокращению недоимки по налоговым и неналоговым платежам в бюджет городского округа (с приглашением организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих задолженность перед бюджетом) с участием правоохранительных и налоговых органов, службы судебных приставов;
- обеспечения дополнительных поступлений за счет средств от использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе неиспользуемых или используемых не по назначению, путем изъятия, формирования новых и включения их в хозяйственный оборот;
- использования требования об отсутствии налоговой задолженности как обязательного условия при оказании предприятиям и организациям каких-либо мер поддержки со стороны органов местного самоуправления;
- взаимодействия с органами власти Сахалинской области по совершенствованию межбюджетных отношений;
- планирования в приоритетном порядке бюджетных ассигнований бюджета городского округа на реализацию национальных проектов (программ) развития Российской Федерации;
- направления дополнительных доходов бюджета городского округа, образующихся в ходе его исполнения, на реализацию муниципальных программ;
- безусловного исполнения принятых обязательств, сокращения неэффективных расходов;
- принятия решения об увеличении действующих расходных обязательств, об установлении новых расходных обязательств только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения;
- реализации мероприятий в рамках муниципальных программ в соответствии с приоритетами и реальными возможностями бюджета городского округа. Систематический анализ муниципальных программ и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей взамен контроля исполнения плановых расходов по направлениям мероприятий;
- увязки муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целями муниципальных программ;
- обеспечения прозрачности бюджетных процедур, конкурентного режима при закупках товаров и услуг для муниципальных нужд;
- обеспечения открытости конкурсов, отсутствия ограничений конкуренции участников, а также публичности результатов этих конкурсов;
- осуществления деятельности главных распорядителей средств бюджета городского округа в рамках установленных ограничений по расходам, обеспечивая приоритетное выполнение текущих обязательств бюджета городского округа по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечению бесперебойного тепло- и электроснабжения населения городского округа;
- финансирования в полном объеме социальных обязательств, установленных нормативными актами муниципального образования городской округ "Охинский", с учетом обеспечения адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот;
- обеспечения выполнения необходимых мероприятий, связанных с привлечением средств федерального и областного бюджетов, для решения ключевых задач жизнеобеспечения населения городского округа, главная из которых совершенствование инфраструктуры (транспортной, энергетической, жилищно-коммунального хозяйства) как основы устойчивого и комплексного социально-экономического развития городского округа;
- обеспечения жесткого контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств за обязательствами, принимаемыми подведомственными муниципальными учреждениями, и рационализацией расходов, а также обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за целевым и эффективным расходованием средств бюджета подведомственными получателями бюджетных средств;
- повышения ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципальных заданий;
- обеспечения ритмичности исполнения бюджета городского округа, недопущения ситуации, когда заявленные ресурсы не используются, при этом сокращается возможность осуществления других видов расходов бюджета городского округа;
- обеспечения открытости и прозрачности бюджета городского округа путем проведения публичных слушаний по проекту бюджета городского округа и отчету об его исполнении;
- информирования граждан о бюджетном процессе путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации в рамках "Бюджета для граждан", "Открытый бюджет" и актуальной информации об учреждениях, предоставляющих муниципальные услуги, в электронном виде на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru.
II. Основные направления долговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Долговая политика на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов определяет основные факторы, характер и направления долговой политики, цели и задачи долговой политики, инструменты ее реализации, риски для бюджета, возникающие в процессе управления муниципальным долгом.
Итоги реализации долговой политики
С 2016 года муниципальное образование городской округ "Охинский" не осуществляло заимствований, муниципальный долг отсутствовал.
Бюджет городского округа на 2021 - 2023 годы сформирован с дефицитом. В целях своевременного финансирования расходных обязательств во втором квартале 2021 года был привлечен бюджетный кредит в размере 130 млн. рублей, что привело к возникновению долговых обязательств. По состоянию на 01 ноября 2021 года муниципальный долг составил 105,6 млн. рублей.
Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
- изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
- рост расходных обязательств муниципального образования городской округ "Охинский" вследствие принятия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года;
- рост расходных обязательств муниципального образования городской округ "Охинский", обусловленный необходимостью достижения целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики;
- необходимость ежегодной индексации расходов бюджета городского округа на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями;
- высокая зависимость налоговых доходов бюджета городского округа от поступлений налогов от крупнейших налогоплательщиков, в частности, от поступлений налога на доходы физических лиц.
Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
- сбалансированность бюджета;
- поддержание объема муниципального долга муниципального образования городской округ "Охинский" на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской федерации;
- обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме;
- повышение эффективности управления долговыми обязательствами;
- обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств.
Задачами долговой политики являются:
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- повышение эффективности муниципальных заимствований;
- формирование отчетности о муниципальных долговых обязательствах;
- раскрытие информации о муниципальном долге муниципального образования городской округ "Охинский";
- обеспечение соответствия размера дефицита бюджета требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Инструменты реализации долговой политики
Инструментами реализации долговой политики являются:
- кредиты кредитных организаций, привлекаемые с целью финансирования дефицита бюджета городского округа и погашения долговых обязательств;
- проведения качественного предаукционного мониторинга процентных ставок, запрашиваемых кредитными организациями за пользование кредитными ресурсами, в целях установления оптимальной начальной цены контракта на привлечение кредитов на финансирование дефицита бюджета городского округа;
- привлечения бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки по их обслуживанию на бюджет.
Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Основными рисками при управлении муниципальным долгом являются:
- риск ликвидности - отсутствие на едином счете бюджета городского округа необходимого объема средств для исполнения расходных и долговых обязательств в полном объеме в установленный срок, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
- процентный риск-вероятность увеличения объема расходов бюджета городского округа на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения Банком России размера ключевой ставки и (или) ростов объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
- риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, является осуществление достоверного прогнозирования доходов бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации муниципального образования городской округ "Охинский" Сахалинской области от 11 ноября 2021 г. N 685 "Об утверждении основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования городской округ "Охинский" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 11 ноября 2021 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте администрации муниципального образования городской округ "Охинский" (www.adm-okha.ru) 12 ноября 2021 г.