Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 20 сентября 2021 г. N 827
"Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021 - 2022 учебный год"
В соответствии с письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. N 03-1510 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021 - 2022 учебный год (далее - План).
2. Определить Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Марий Эл "Марийский институт образования" (Овчинникова Л.А.) в качестве организации, обеспечивающей интеграцию в систему повышения квалификации и методической поддержки педагогов, методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности.
3. Назначить ответственными за вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Марий Эл:
Смирнову Наталью Асхатовну, консультанта управления общего и дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл;
Ларионову Хадилю Гарифзяновну, заведующего кафедрой гуманитарного образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Марий Эл "Марийский институт образования" (далее - ответственные).
4. Ответственным, назначенным в соответствии с пунктом 3 настоящего приказа, обеспечить выполнение мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в Республике Марий Эл, в соответствии с Планом.
5. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных организаций, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Марий Эл, обеспечить выполнение мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в соответствии Планом.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Республики Марий Эл Антоничеву Н.Б.
Министр |
Н. Адамова |
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Республики Марий Эл
от 20 сентября 2021 г. N 827
План
мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021 - 2022 учебный год
|
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Участники |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Организационные мероприятия и мероприятия по мониторингу реализации Плана | ||||
1. |
Создание региональной команды для координации работ по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Марий Эл |
сентябрь 2021 г. |
Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство), Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Марий Эл "Марийский институт образования" (далее - МИО), педагоги общеобразовательных организаций |
Министерство, МИО, руководители общеобразовательных организаций |
2. |
Организация разработки и утверждения планов мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на муниципальном уровне и уровне общеобразовательных организаций, на 2021-2022 учебный год |
сентябрь 2021 г. |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - ОМС, общеобразовательные организации |
Руководители ОМС, общеобразовательных организаций |
3. |
Организация работы по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" |
в течение учебного года |
ОМС, общеобразовательные организации |
Руководители ОМС, общеобразовательных организаций |
4. |
Организация методических совещаний по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с муниципальными органами управления образованием (обязательные к рассмотрению вопросы: корректировка рабочих программ по предметам с включением заданий по функциональной грамотности; формирование кластеров образовательных организаций по видам грамотностей; работа с родителями по внешним оценочным процедурам; организация формирующего оценивания в урочное и внеурочное время; организация и проведение современного урока по формированию функциональной грамотности обучающихся) |
еженедельно |
Министерство, МИО, руководители ОМС, методические службы ОМС, руководители общеобразовательных организаций |
МИО, руководители ОМС, методические службы ОМС, руководители общеобразовательных организаций |
5. |
Формирование баз данных обучающихся 8-9 классов 2021-2022 учебного года, участвующих в формировании функциональной грамотности по шести направлениям: читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление |
до 1 октября 2021 г. |
|
Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Центр информационных технологий и оценки качества образования" (далее - ЦИТОКО) |
6. |
Формирование баз данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности по шести направлениям: читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление |
до 1 октября 2021 г. |
|
МИО |
7. |
Обеспечение актуализации планов работы республиканского учебно-методического объединения (далее - РУМО), методических служб муниципальных органов управлением образования, предметных ассоциаций в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
до 1 октября 2021 г. |
РУМО, методические службы ОМС, педагоги общеобразовательных организаций |
МИО, методические службы ОМС |
8. |
Сопровождение общеобразовательных организаций с высокой долей обучающихся в зоне риска учебной неуспешности по проекту "500+" |
в течение года |
Руководители общеобразовательных организаций, учителя-предметники общеобразовательных организаций |
МИО, методические службы ОМС |
9. |
Формирование сети стажировочных площадок по эффективному формированию функциональной грамотности обучающихся |
в течение года |
ОМС, общеобразовательные организации |
МИО, ОМС |
10. |
Информационно-просветительская работа с родителями, представителями средств массовой информации, общественностью по вопросам функциональной грамотности |
в течение года |
Министерство, руководители общеобразовательных организаций |
Министерство, руководители общеобразовательных организаций |
11. |
Мониторинг изменения содержания основных образовательных программ общеобразовательных организаций |
в течение года |
Руководители и педагоги общеобразовательных организаций |
МИО, ОМС, руководители и педагоги общеобразовательных организаций |
12. |
Мониторинг размещения на сайтах образовательных организаций актуальных материалов, связанных с проведением внешних оценочных процедур |
в течение года |
Руководители и педагоги общеобразовательных организаций |
ЦИТОКО, ОМС, руководители и педагоги общеобразовательных организаций |
13. |
Мониторинг внедрения в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" |
1 раз в квартал |
Руководители и педагоги общеобразовательных организаций |
Министерство, ОМС |
II. Диагностическая и аналитическая деятельность | ||||
14. |
Проведение социологического опроса в рамках оценки качества образования по модели PISA |
июнь - октябрь 2021 г. |
Обучающиеся, родители (законные представители), руководители и педагоги общеобразовательных организаций |
ЦИТОКО |
15. |
Участие в мониторинге функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов в соответствии с международным исследованием PISA |
сентябрь - ноябрь 2021 г. |
Общеобразовательные организации, вошедшие в выборку |
Министерство, ЦИТОКО, руководители ОМС, общеобразовательных организаций |
16. |
Анализ результатов мониторинга и определение качества общего образования на основе исследования PISA |
ноябрь 2021 г. |
Общеобразовательные организации, вошедшие в выборку |
Министерство, ЦИТОКО, руководители ОМС, общеобразовательных организаций |
III. Научно-методическая деятельность | ||||
17. |
Разработка методических рекомендаций для педагогов по результатам мониторинга функциональной грамотности обучающихся |
ноябрь - декабрь 2021 г. |
Специалисты, курирующие вопросы формирования функциональной грамотности по направлениям, МИО |
МИО |
18. |
Размещение методических материалов для педагогов на основе результатов исследования PISA на образовательном портале Республики Марий Эл, сайте МИО |
декабрь 2021 г. |
Министерство, МИО |
Министерство, МИО, ЦИТОКО |
19. |
Цикл методических мероприятий и действующих семинаров по вопросам: "Изменение практики преподавания предметов с учетом внешних оценочных процедур (ВОП)"; "Разработка рабочих программ педагогов с учетом заданий по формированию функциональной грамотности"; "Межпредметная кооперация педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся" |
ежеквартально ноябрь - декабрь 2021 г. ежеквартально |
ОМС (по графику) |
МИО |
20. |
Цикл методических мероприятий и действующих семинаров на базе стажировочных площадок по вопросам: "Как повысить уровень читательской грамотности"; "Как повысить уровень математической грамотности"; "Как повысить уровень естественнонаучной грамотности"; "Современный урок как средство формирования функциональной грамотности обучающихся"; "Приемы формирования функциональной грамотности на уроках в основной школе"; практикум "Работа с текстом как метод развития функциональной грамотности обучающихся"; "Обзор интегрированных заданий на уроках в начальной и основной школе"; практикум "Подготовка обучающихся к международному тестированию в формате PISA" |
в течение года |
Педагоги общеобразовательных организаций (стажировочные площадки) |
МИО |
21. |
Методическое сопровождение общеобразовательных организаций с низкими результатами PISA |
в течение года |
Руководители и педагоги общеобразовательных организаций |
Специалисты ОМС, МИО |
22. |
Диагностика профессиональных (предметных и методических) компетенций педагогических работников |
в течение года |
Руководители и педагоги общеобразовательных организаций |
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников МИО |
23. |
Публикация методического пособия "Формирование и оценка функциональной грамотности школьников" |
октябрь 2021 г. |
Специалисты, курирующие вопросы формирования функциональной грамотности по направлениям, МИО |
МИО |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 20 сентября 2021 г. N 827 "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021 - 2022 учебный год"
Вступает в силу с 20 сентября 2021 г.
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 21 декабря 2021 г. N 1171
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2021 г.