В соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденным решением Городской Думы города Салехарда от 13 декабря 2013 года N 79, Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Полярный круг" и разместить на официальном сайте муниципального образования город Салехард.
Глава города Салехарда |
А.Л. Титовский |
Утверждены
постановлением
Администрации г. Салехарда
от 15 ноября 2021 г. N 3298
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда от 13 декабря 2013 года N 79.
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехарда на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы подготовлены на основе федерального законодательства и законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках процедуры составления проекта бюджета муниципального образования город Салехард на новый бюджетный цикл с учетом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики прошлых периодов.
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования город Салехард ориентирована на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, положениях Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2022 - 2024 годы".
Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард является определение условий и основных подходов к формированию проекта бюджета муниципального образования город Салехарда на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города, а также прозрачности и открытости бюджетного планирования.
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2020 году и в первой половине 2021 года
В отчетном периоде реализация бюджетной и налоговой политики происходила в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с этим были скорректированы направления реализуемой бюджетной политики, а также изменены приоритеты бюджетных расходов с одновременным выполнением задач, определенных в рамках реализации национальных проектов. В первую очередь исключены риски ухудшения социально-экономического положения в муниципальном образовании город Салехард.
Таким образом, в сложившихся условиях удалось решить следующие задачи:
1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы муниципального образования город Салехард с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращения (перераспределения) неэффективных расходов.
2. Достижение показателей реализации региональных проектов, сформированные в рамках Указа N 204.
3. Совершенствование бюджетного планирования на основе муниципальных программ.
4. Повышение качества предоставления муниципальных услуг и оптимизация сети муниципальных учреждений.
5. Совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля и повышения качества осуществления контрольной деятельности.
6. Реализация проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал") на территории муниципального образования город Салехард.
7. Обеспечение публичности и открытости бюджетного процесса. Осуществление работы по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения.
В 2020 - 2021 годах в бюджете муниципального образования город Салехард предусмотрена реализация 18 муниципальных программ и 1 ведомственной программы с исполнением расходов в 2020 году 10 541,0 млн. рублей и планом в 2021 году 11 513,0 млн. рублей. Муниципальными программами охвачены все отрасли муниципального управления, программный метод планирования бюджетных расходов составляет 99%. Традиционно наибольшую долю в структуре муниципальных программ составляют расходы на социальную сферу (социальная политика, образование, культура, физическая культура и спорт) - более 50% от общего объема финансирования муниципальных программ.
Оценка эффективности реализации муниципальных программ проводится на основе анализа выполнения целевых показателей, установленных в программах и подпрограммах, а также полноты использования финансовых средств.
По итогам проведенной оценки реализация всех муниципальных программ в отчетном году признана эффективной.
Исполнение бюджета муниципального образования город Салехард в 2021 году направлено не только на выполнение социально ориентированных обязательств, но и на развитие реального сектора экономики.
На реализацию Адресной инвестиционной программы в 2021 году направлено 1 322 630,0 тыс. рублей, что более чем в 2 раз больше объема 2020 года (объем 2020 года 664 630,0 тыс. рублей). Из них 50% средств направлено на строительство и реконструкцию дорог, 40% на инженерное обеспечение объектов указанной программы, 6% в сферу образования и 4% в сферу спорта.
Реализация Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее по тексту - Указ Президента Российской Федерации), направленного на повышение уровня оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, в прошедшем бюджетном цикле имела наивысший приоритет при исполнении расходных обязательств муниципального образования город Салехард.
Все целевые показатели повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленные планами мероприятий ("дорожными картами"), полностью достигнуты.
В 2020 и 2021 годах сохранен действующий порядок выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие Указа Президента Российской Федерации.
В целях установления заработной платы низкооплачиваемых категорий работников не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, приводятся в соответствие должностные оклады.
Кроме того, с 01 октября 2021 года осуществлена индексация заработной платы на 4% работников муниципальных учреждений, на которых не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации.
Также стоит отметить, что в муниципальном образовании город Салехард успешно продолжает свою реализацию проект по созданию новых объектов благоустройства в рамках регионального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
В целях проведения грамотной и взвешенной бюджетной политики, повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования город Салехард, их стимулирования при осуществлении бюджетного процесса, с 01 января 2012 года проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств городского бюджета. Данный мониторинг создает условия и определяет направления по повышению качества управления финансами на стадии планирования и исполнения бюджета муниципального образования город Салехард и формирования отчетности.
Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены на официальном сайте муниципального образования город Салехард в сети Интернет.
Эффективное управление общественными финансами - это важнейший фактор успешной реализации органами публичной власти своих функций. В связи с этим в муниципальном образовании город Салехард успешно внедряются прогрессивные методы управления бюджетным процессом.
С 2018 года на территории муниципального образования город Салехард осуществляется реализация проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал").
По итогам оценки за предшествующий период получены следующие результаты.
В 2020 году реализовано 8 инициативных проектов.
Стоимость проектов в 2020 году составила 8 427,0 тыс. рублей.
Следует отметить, что в 2021 году выбрано три проекта с плановой стоимостью 9 000,0 тыс. рублей.
В целях развития школьного инициативного бюджетирования с 2020 года на территории муниципального образования город Салехард началась реализация школьного партисипаторного бюджетирования в рамках реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал"). В проекте принимают участие 6 общеобразовательных организаций муниципального образования город Салехарда с объемом средств на реализацию проектов 1,8 млн. рублей.
Так же за отчетный период на территории муниципального образования город Салехард были реализованы мероприятия, направленные на повышение бюджетной и финансовой грамотности населения, которые в первую очередь ориентированы на школьников. В рамках Всероссийской недели финансовой грамотности на базе общеобразовательных организаций проведены Дни финансовой грамотности. Всего проведено более 100 мероприятий.
Исполнение доходной части бюджета за 2020 год (с учетом безвозмездных поступлений) составило 11 366,6 млн. рублей или 99,9 процентов к годовым бюджетным назначениям по доходам.
Всего в 2020 году в бюджет муниципального образования город Салехард поступило 2 124,1 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года динамика поступлений положительная, наблюдается увеличение поступлений на 167,6 млн. рублей за счет индексации заработной платы работникам бюджетной сферы, перехода на прямые выплаты по листам нетрудоспособности, увеличения количества объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц, а также погашения задолженности по имущественным налогам и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Основную долю в формировании доходной части бюджета муниципального образования город Салехард составляют: налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В 2020 году доходы от вышеуказанных налогов составили 91 процент всего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города Салехарда.
В 2020 году утверждены и приняты пакеты мероприятий, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства в отраслях экономики, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, предусматривающие:
- снижение ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения доходы до 1 процента;
- снижение ставки единого налога на вмененный доход до 7,5 процентов;
- имущественная поддержка в отношении муниципального имущества (включая земельные участки), в виде максимального снижения размера арендной платы либо отсрочки ее уплаты.
Общая сумма оказанной имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства составила 35,9 млн. руб., в том числе по арендной плате за землю - 14,1 млн. руб., по аренде муниципального имущества - 13,7 млн. руб., по единому налогу на вмененный доход -2,2 млн. руб., по упрощенной системе налогообложения - 5,9 млн. руб.
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования город Салехард за 1 полугодие 2021 года составил 1 094,3 млн. рублей, что составляет 54,5% к утвержденным годовым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, налоговых и неналоговых доходов поступило больше на 206,5 млн. рублей. Основными причинами перевыполнения являются:
- установление норматива отчислений налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей;
- увеличение норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента;
- увеличение норматива отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- переход налогоплательщиков на специальные режимы налогообложения в связи с отменой с 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- окончание действия решения Городской Думы города Салехарда от 06 апреля 2020 года N 29 "О мерах экономической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях режима повышенной готовности" по снижению арендной платы СМСП и предоставлению отсрочки по уплате.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации принято постановление Администрации города Салехарда от 13 февраля 2020 года N 353 "Об утверждении порядка формирования перечня налоговых расходов и порядка оценки налоговых расходов муниципального образования город Салехард", которым определены процедуры проведения оценки налоговых расходов и формирования перечня налоговых расходов муниципального образования город Салехард.
При проведении оценки эффективности учтены положения постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В соответствии с вышеуказанными требованиями сформирован Перечень налоговых расходов муниципального образования город Салехард, действовавших в 2020 году, определена принадлежность налоговых расходов к муниципальным программам муниципального образования город Салехард и мероприятиям муниципальных программ, направлениям деятельности, не относящимся к муниципальным программам.
Объем налоговых льгот по земельному налогу в 2020 году составил 20,4 млн. рублей.
Кураторами налоговых расходов осуществляется оценка эффективности налоговых льгот, обобщенные результаты оценки налоговых расходов департамент финансов Администрации города Салехарда направляет в комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и на плановый период для принятия решения о сохранении, уточнении (отмене) налоговых льгот.
III. Основные направления налоговой политики города Салехарда на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы определяют стратегию действий Администрации муниципального образования город Салехард в части формирования доходов и являются основой для формирования бюджета города на 2022 год.
Налоговая политика на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сохранит преемственность в отношении ранее определенных приоритетов, скорректирована с учетом текущей экономической ситуации и будет нацелена на решение следующих основных задач:
- мобилизацию собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала муниципального образования город Салехард;
- обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования город Салехард путем получения доходов в запланированных объемах, а также дополнительных доходов за счет погашения задолженности налогоплательщиками по налогам, пеням и плательщиками по платежам в бюджет муниципального образования город Салехард.
С 01 января 2022 года Федеральным законом от 05 апреля 2021 года N 88-ФЗ "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуг" введены правила, по которым гражданин имеет право на дополнительный вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет физкультурно-спортивными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796, будет проводиться ежегодная оценка эффективности использования налоговых расходов (налоговых льгот), установленных решением Городской Думы города Салехарда.
В целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов структурным подразделениям Администрации муниципального образования город Салехард (кураторам налоговых расходов) необходимо продолжить работу по внедрению механизма оценки целесообразности и результативности налоговых расходов.
В связи с изменением бюджетного законодательства, начиная с формирования бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования город Салехард утверждается местной Администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В предстоящем трехлетнем периоде будет продолжена работа, направленная на укрепление и увеличение доходной части бюджета, а именно:
- совершенствование методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за эффективное прогнозирование, своевременность, полноту поступления и сокращение задолженности администрируемых платежей;
- совершенствование управления муниципальной собственностью;
- осуществление контроля в отношении налогоплательщиков, являющихся поставщиками и подрядчиками - контрагентами по муниципальным контрактам (договорам), с целью пресечения фактов неисполнения обязательств по уплате налогов в бюджет муниципального образования город Салехард;
- выявления организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Салехард и не состоящих на налоговом учете;
- проведение мероприятий по развитию застроенных территорий;
- оптимизация налоговых льгот с учетом результатов сводной оценки налоговых расходов на основе данных, предоставленных кураторами налоговых расходов.
IV. Основные направления бюджетной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
В условиях ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), приоритетом бюджетной политики в среднесрочной перспективе является адаптация к последствиям пандемии и обеспечение фундамента для устойчивости бюджетной системы муниципального образования город Салехард, повышения результативности использования бюджетных ресурсов.
Таким образом, в сложившихся условиях основными направлениями бюджетной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы являются:
1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы муниципального образования город Салехард с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращения (перераспределения) неэффективных расходов.
2. Достижение показателей реализации региональных проектов, сформированные в рамках Указа N 204.
3. Трансформация муниципальных программ, используемых в качестве основного инструмента бюджетного планирования.
4. Совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля и повышения качества осуществления контрольной деятельности.
5. Реализация проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал") на территории муниципального образования город Салехард.
6. Обеспечение публичности и открытости бюджетного процесса. Осуществление работы по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения.
1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы города Салехарда с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращения (перераспределения) неэффективных расходов
На протяжении последних лет бюджет муниципального образования город Салехард является сбалансированным и планируется без дефицита. Сбалансированность бюджета является основополагающим принципом его формирования и исполнения, а соблюдение равновесия бюджетных расходов и доходных источников их финансирования определяется как ключевая задача бюджетной политики на долгосрочный период.
В этой связи при формировании бюджета необходимо обеспечить в полном объеме финансирование принятых ранее действующих расходных обязательств, а принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности и целесообразности реализации в пределах имеющихся ресурсов.
Как и ранее бюджетная политика в части расходов бюджета муниципального образования город Салехард должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и быть направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов бюджета муниципального образования город Салехард. Ключевым требованием к расходной части бюджета на предстоящий бюджетный цикл будет достаточность финансовых ресурсов для эффективного исполнения возложенных на органы местного самоуправления муниципального образования город Салехард полномочий с максимальной отдачей.
Для реализации данных подходов главные распорядители бюджетных средств обязаны выстроить систему приоритезации принятых расходных обязательств, увязав объемы бюджетных расходов с целями и задачами социально-экономического развития муниципального образования город Салехард.
В этой связи в приоритетном порядке будут запланированы финансовые ресурсы на достижение целей, установленных региональными проектами, разработанными для реализации Указа N 204.
По-прежнему остается актуальным вопрос предсказуемости бюджетного планирования. Главным распорядителям бюджетных средств необходимо уходить от практики распыления финансовых ресурсов на вопросы, не связанные с решением важных стратегических задач. Бюджетное планирование должно охватывать трехлетний горизонт, при этом главным распорядителям бюджетных средств следует сконцентрировать имеющиеся в распоряжении ведомства бюджетные ассигнования на достижении поставленных целей в соответствующей сфере муниципального управления.
Одновременно с повышением предсказуемости бюджетного планирования важным направлением реализации бюджетной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств, использование резервов для достижения планируемых результатов, сокращение неэффективных расходов.
Данное направление включает следующие мероприятия:
- совершенствование принятия бюджетных решений, направленных на исключение излишних процедур и механизмов в части предоставления и распределения финансовых ресурсов, исполнения бюджета муниципального образования город Салехард, реализации мероприятий, направленных на решение вопросов, относящихся к приоритетным расходным обязательствам;
- обеспечение гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или приоритетов за счет повышения оперативности принятия решений в бюджетной сфере;
- принятие бюджетных решений на основе принципов проектного управления;
- оптимизация бюджетных расходов, в том числе направленных на содержание муниципальных учреждений, включая передачу отдельных непрофильных функций на аутсорсинг;
- продолжение работы по инвентаризации принятых расходных обязательств на предмет соответствия приоритетам социально-экономического развития муниципального образования город Салехард;
- централизация обеспечивающих функций, в т.ч. бюджетного (бухгалтерского) учета, совершенствования методологии, оптимизации и унификации учетных процедур;
- применение механизмов, способствующих привлечению дополнительных внебюджетных источников для решения отдельных вопросов, связанных с развитием инфраструктуры муниципального образования город Салехард;
- повышение качества оказания муниципальных услуг (работ);
- вовлечение граждан в процесс распоряжения муниципальными финансами посредством реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" (Уютный Ямал)".
2. Достижение показателей реализации региональных проектов, сформированные в рамках Указа N 204
Ключевые направления развития экономики установлены в Указе N 204.
На территории муниципального образования город Салехард с учетом планов региональной политики Ямало-Ненецкого автономного округа планируется реализация национальных проектов:
- национальный проект "Образование";
- национальный проект "Жилье и городская среда";
- национальный проект "Культура";
- национальный проект "Демография";
- национальный проект "Безопасные качественные дороги".
Также приоритетным направлением бюджетной политики в социальной сфере на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов является сохранение достигнутых в 2021 году показателей средней заработной платы работников в сфере образования и культуры. В период 2022 года и планового периода 2023 и 2024 годов при формировании бюджета муниципального образования город Салехард в рамках данного направления будет обеспечена в объеме потребности концентрация бюджетных ресурсов на достижении значений установленных показателей.
3. Трансформация муниципальных программ, используемых в качестве основного инструмента бюджетного планирования
В предстоящем бюджетном цикле бюджет муниципального образования город Салехард будет сформирован на основе муниципальных программ. Программный бюджет является важнейшим инструментом управления общественными финансами, обеспечивающим расходование бюджетных средств в увязке с конкретным результатом. Кроме того, программный метод бюджетного планирования является элементом стратегического планирования и призван стать инструментом повышения эффективности бюджетной системы.
Начиная с 2022 года, будет внедрена новая система управления муниципальными программами. Данные нововведения позволят совершенствовать подходы к формированию и реализации муниципальных программ, предусматривающих установление зависимости между объемами финансирования и индикаторами муниципальных программ. Кроме того, обеспечат более качественное стратегическое планирование, установив взаимосвязь достижения результатов в рамках достижения целей, стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Салехард, национальных (региональных) проектов и муниципальных программ.
Таким образом, бюджетная политика муниципального образования город Салехард, направленная на совершенствование подходов системы управления муниципальными программами, включает в себя:
- установление взаимосвязи достижения целей муниципальной программы и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования город Салехард, обеспечивающего единство целеполагания;
- обеспечение зависимости бюджетного планирования с достижением конечных результатов муниципальных программ;
- упрощение механизмов перераспределения бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в ходе исполнения бюджета муниципального образования город Салехард;
- создание необходимых условий по внедрению информационных систем в процессы разработки и реализации муниципальных программ.
В этой связи, главные распорядители средств бюджета муниципального образования город Салехард, являющиеся ответственными исполнителями муниципальных программ обеспечат утверждение новых муниципальных программ с учетом следующих требований:
- ориентация муниципальных программ на достижение национальных целей, а также стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Салехард.
Новые муниципальные программы обеспечат взаимоувязку по задачам с общественно значимыми показателями национальных проектов, целями и задачами социально-экономического развития муниципального образования город Салехард. Тем самым будет обеспечена синхронизация целеполагания, финансового планирования и фактического осуществления бюджетных расходов;
- наличие для каждой муниципальной программы набора конкретных измеримых целей и их формулировки с учетом их соответствия критериям конкретности, измеримости, достижимости, актуальности и ограниченности во времени.
В структуре муниципальных программ с 2022 года будет выделяться проектная часть (направлена на решение конкретных задач или получение уникальных результатов в конкретные сроки, или качественное изменение процессов), а также процессная часть, содержащая мероприятия, осуществляемые органами местного самоуправления на постоянной основе (непрерывные или постоянно возобновляемые, реализуемые в соответствии с устоявшимися процедурами).
В проектную часть войдут: сооружение объектов инфраструктурного комплекса, когда возможно четко определить срок начала, завершения и объем необходимых бюджетных средств, создание и развитие IT-систем, целевые субсидии муниципальным учреждениям в целях осуществления капитальных вложений, операций с недвижимым имуществом, приобретения нефинансовых активов, а также реализации иных мероприятий, отвечающих критериям проектной деятельности.
Процессные мероприятия включают меры социальной поддержки, оказание бюджетных услуг, расходы на заработную плату и закупки казенных учреждений в рамках текущей деятельности, обслуживание муниципального долга, а также реализацию иных циклических обязательств.
Кроме того, реализуется подход по делению программ на отраслевые и комплексные. Отраслевые программы представляют собой совокупность мероприятий и расходов, относящихся к конкретной отрасли. В свою очередь, в комплексных программах аналитически собраны все мероприятия муниципальных программ, влияющих на определенную сферу муниципального управления. Данный подход позволит собирать в комплексных программах полную информацию о мероприятиях и финансовых ресурсах, реализуемых в рамках отраслевых программ, а также обеспечит большую прозрачность бюджета и деятельности муниципальных органов;
- упрощение формата муниципальных программ.
Трансформация муниципальных программ предполагает выстраивание упрощенной, однородной структуры: перечень стратегических приоритетов, паспорт муниципальной программы, содержащий цели и показатели, паспорта проектов и комплексов процессных мероприятий, планы реализации структурных элементов и нормативная правовая база, необходимые для реализации программы.
Стоит также отметить, что новые муниципальные программы должны стать действенным инструментом реализации бюджетного процесса на всех его стадиях, при котором будет обеспечена их четкая регламентация, а также позволят сократить количество показателей реализации муниципальных программ и одновременно повысить их качество. Изменение подхода также позволит увеличить гибкость и эффективность использования бюджетных ресурсов.
Также важным направлением бюджетной политики является установление механизмов (методик), обеспечивающих оценку эффективности реализации муниципальных программ.
Эффективность муниципальных программ представляет собой совокупность факторов, которые характеризуются в полноте реализации имевшегося потенциала достижения цели как в направлении максимизации результата в пределах утвержденных бюджетных ресурсов, так и в обеспечении экономности таких ресурсов при достижении цели.
Стоит отметить, что начиная с 2022 года, в целях совершенствования подходов к управлению муниципальными программами в структуре расходов бюджета муниципального образования город Салехард будут присваиваться обособленное направление расходов в целевой статье под каждый результат регионального проекта. Таким образом, для каждой цели муниципальной программы и ее структурных элементов планируется сформировать показатели, отражающие конечные общественно значимые социально-экономические эффекты от реализации программы, которые в свою очередь, найдут отражение в расходной части бюджета муниципального образования город Салехард со своим обособленным кодом бюджетной классификации.
Трансформация подходов к управлению муниципальными программами сделает их более прозрачными и понятными в первую очередь для населения. В них будет четко зафиксировано, что и когда будет сделано, сколько на это выделено бюджетных средств, какое осуществляется нормативное регулирование по данному направлению.
4. Совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля и повышения качества осуществления контрольной деятельности
Современный этап развития финансовых отношений характеризуется комплексным реформированием системы внутреннего муниципального финансового контроля. В том числе с 01 января 2020 года контроль в сфере закупок, осуществляемый органами внутреннего муниципального финансового контроля, осуществляется в рамках бюджетного законодательства. В полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля также вошли, например: контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; проверка достоверности отчетов о результатах предоставления и использования бюджетных средств.
В 2020 году вступили в силу единые федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
Такие стандарты устанавливают в частности: принципы контрольной деятельности; права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов контроля; правила планирования, проведения проверок, ревизий и обследований, оформления и реализации их результатов; правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля; правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц.
В целях совершенствования контрольной деятельности департаментом финансов Администрации города Салехарда в 2020 году разработаны 4 ведомственных правовых акта (стандарта), обеспечивающих осуществление внутреннего муниципального финансового контроля:
формирование плана контрольных мероприятий, требования к анализу рисков присваиваемых объекту контроля и предмету контроля при составлении проекта плана контрольных мероприятий;
оформление контрольных действий, порядок внесения изменений в решение о назначении контрольного мероприятия;
о порядке рассмотрения жалоб при досудебном обжаловании решений и действий (бездействий) органа внутреннего муниципального финансового контроля и его должностных лиц;
о порядке рассмотрения акта, заключения и иных материалов контрольного мероприятия, направления копий представлений и предписаний.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в последние годы вынуждены в текущем режиме адаптироваться к нормативным изменениям организации контрольной деятельности и новыми реалиями экономической среды, на которую оказывают влияние внешние факторы.
В условиях пандемии возникли объективные затруднения, продиктованные необходимостью обеспечения дополнительных мер безопасности при осуществлении контрольной деятельности, изменению периода проведения плановых контрольных мероприятий, вместе с тем исполнение полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю удалось обеспечить на должном уровне.
Результаты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в 2020 году характеризуются следующими показателями.
Всего объём проверенных средств составил 622 196 218,35 рублей, установлено 180 нарушений (в том числе 59 нарушений, имеющих множественный характер, системно допускаемых в проверяемом периоде), из них имеющих стоимостную оценку на сумму - 41 511 100,80 рублей. По результатам контроля в сфере закупок объём проверенных средств составил 389 028 218,35 рублей, установлено 50 нарушений (одно множественное системно допускаемое), из них имеющих стоимостную оценку в сумме 35 024 279,01 рублей. Представления, направляемые объектам контроля в целях устранения установленных недостатков, а также исключения причин и условий, способствующих допущению выявленных нарушений исполнены в полном объёме.
Вся необходимая информация (планирование, приказы о проведении контрольных мероприятий, акты проверок, представлении и предписания) размещаются в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний единой информационной системе на официальном сайте https://zakupki.gov.ru. А также планы работ, изменения к ним, информация о проведённых контрольных мероприятиях, отчёты о контрольной деятельности размещаются на официальном сайте департамента финансов Администрации города Салехарда https://df.salekhard.org/.
В 2022 году продолжится работа по совершенствованию функционала автоматизированной системы организации и сопровождения контрольной деятельности (с учетом изменений бюджетного законодательства). На постоянной основе будет продолжено осуществление информационного взаимодействия с органами исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе и на основе ежегодно заключаемых соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов на очередной финансовый год. Также в целях информационного взаимодействия между органами муниципального финансового контроля муниципальных образований на территории Ямало-Ненецкого автономного округа запланировано взаимное информирование и консультирование в сфере финансового контроля на основе запросов и другой служебной переписки, продолжится регулярное участие в семинарах - совещаниях с органами внутреннего муниципального финансового контроля, проводимых Департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
5. Реализация проекта "Бюджетная инициатива граждан" ("Уютный Ямал") на территории муниципального образования город Салехард
Одним из приоритетных направлений развития бюджетной политики муниципального образования город Салехард является расширение практики общественного участия в управлении муниципальными финансами посредством развития механизмов инициативного бюджетирования.
Внедрение и развитие инициативного бюджетирования в муниципальном образовании город Салехард позволит достичь положительного экономического и социального эффекта:
- повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- повышение сохранности реализованных проектов;
- привлечение дополнительного финансирования;
- рост вовлеченности граждан в бюджетный процесс;
- повышение уровня доверия к власти;
- повышение бюджетной грамотности населения;
- снижение иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в развитии муниципального образования.
Кроме того, продолжена работа по развитию школьного партисипаторного бюджетирования. На реализацию школьного партисипаторного бюджетирования в бюджете муниципального образования город Салехард предусмотрено по 300 тыс. рублей для каждого образовательного учреждения.
6. Обеспечение публичности и открытости бюджетного процесса. Осуществление работы по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения
В целях обеспечения публичности и прозрачности бюджетного процесса на регулярной основе осуществляется публикация в сети Интернет общедоступных данных.
На предстоящий цикл будет продолжена работа по публикации "Бюджет для граждан" для обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджете и отчете, об исполнении бюджета, бюджетной системы и бюджетного процесса в муниципальном образовании город Салехард.
В рамках исполнения бюджетной политики, направленной на повышение бюджетной и финансовой грамотности населения, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа разработана Стратегия повышения бюджетной и финансовой грамотности населения Ямало-Ненецкого автономного округа с привлечением участия в ее реализации всех муниципальных образований автономного округа.
Разработанный комплексный план мероприятий позволит увеличить численность финансово грамотных людей на территории муниципального образования город Салехард.
При реализации данного направления на территории муниципального образования город Салехард будут достигаться следующие цели: повышение бюджетной и финансовой грамотности населения муниципального образования город Салехард, создание условий для дальнейшего вовлечения граждан в принятие бюджетных решений, формирование у граждан разумного финансового поведения. Для достижения поставленных целей необходимо будет решить ряд задач. Таких как реализация образовательных программ по повышению бюджетной и финансовой грамотности, реализация информационной кампании, обеспечение доступности информационно-методических материалов и информационно-образовательных ресурсов для различной целевой аудитории населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 ноября 2021 г. N 3298 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов"
Текст постановления опубликован в газете "Полярный круг" от 18 ноября 2021 г. спецвыпуск N 46/1 (1549), на официальном сайте г. Салехарда (www.salekhard.org) 15 ноября 2021 г.