Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. О результатах реализации инвестиционного послания Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2021 году
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее - автономный округ, регион) входит в группу регионов-лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (6 место по итогам 2020 года).
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) в отношении региона подтвердило наивысший кредитный уровень "ААА(RU)", прогноз "Стабильный".
В автономном округе создан комплексный механизм формирования благоприятного инвестиционного климата и реализации мероприятий, предусмотренных Стандартом деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденным решением Наблюдательного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года, протокол N 2, целевыми моделями упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2021 году основных направлений инвестиционной политики автономного округа (инвестиционного послания) 1 в автономном округе реализовано 31 мероприятие, до конца 2021 года будут реализованы еще 6.
К числу реализованных относятся:
сформирована и включена в региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" система "Инвестиционный лифт";
сформирована сеть центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) в городских округах Нижневартовск, Нягань, Сургут, Ханты-Мансийск;
сформирована управленческая инфраструктура внедрения Национальной социальной инициативы в соответствии с методическими рекомендациями АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - АСИ);
к участию в Акселераторе технологических стартапов "е2-е4" привлечено 174 проекта;
утвержден паспорт регионального проекта "Туризм и индустрии гостеприимства", принято решение о его запуске;
обеспечено участие организаций туристской индустрии автономного округа во Всероссийском проекте по формированию концептуальных туристических маршрутов "Открой свою Россию" АСИ;
начата реализация проекта по строительству газопровода-отвода "КС Южно-Балыкская - г. Нефтеюганск";
созданы личные кабинеты и обеспечен доступ к информационной системе для 73 сетевых организаций, оказывающих услуги по технологическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения в регионе или 100% от их общего числа на едином интернет-портале технологического присоединения автономного округа;
сформирован механизм участия в инвестиционных проектах на принципах "инвестиционного бюджета", ключевой аспект которого - особый и бережный подход к каждому инвестиционному рублю. Основная задача цифровой финансовой модели - повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов, путем поддержки проектов с наиболее высокой бюджетной эффективностью и положительным влиянием на показатели долгосрочного социально-экономического развития региона.
Приняты дополнительные меры, направленные на обеспечение привлекательных инвестиционных условий:
упрощен порядок предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов, в частности, инвесторов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, снижены критерии масштабного инвестиционного проекта в сферах сельского хозяйства, обрабатывающего производства и туризма, с 300 млн рублей до 50 млн рублей;
обновлен механизм предоставления государственных гарантий в целях содействия в реализации инвестиционных проектов;
утверждены правила и формы предоставления инвесторам финансовой поддержки за счет средств специализированной организации на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с заключенными инвестиционными соглашениями;
утвержден перечень правовых актов автономного округа, в отношении которых применяется "стабилизационная оговорка", позволяющая гарантировать инвесторам на период реализации соглашения о защите и поощрении капиталовложений неухудшение условий ведения предпринимательской деятельности по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения.
Таблица 1
Показатели инвестиционной деятельности
|
|
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Инвестиции в основной капитал, млрд рублей |
507,2 |
766,1 |
799,3 |
920,2 |
930,7 |
986,5 |
1034,9 |
1022,4 |
2 |
Индекс физического объема инвестиций, в процентах |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Автономный округ |
108,8 |
93,6 |
102,0 |
111,1 |
102,9 |
102,6 |
105,5 |
97,1 |
4 |
Россия |
106,3 |
89,9 |
99,8 |
104,8 |
105,4 |
102,1 |
98,6 |
104,5 2 |
5 |
Инвестиции на душу населения, тыс. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Автономный округ |
331,7 |
473,1 |
488,4 |
557,5 |
560,9 |
591,0 |
615,6 |
605,3 |
7 |
Россия |
64,1 |
94,9 |
100,6 |
109,1 |
121,1 |
131,7 |
137,4 |
151,9 3 |
8 |
Структура инвестиций по основным видам деятельности (без субъектов малого предпринимательства), в процентах |
|
|
|
|
|
|
|
|
8.1 |
Добыча полезных ископаемых |
77,6 |
79,4 |
84,1 |
85,6 |
85,4 |
84,2 |
82,6 4 |
80,3 |
8.2 |
Обрабатывающие производства |
0,9 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
1,6 |
1,2 |
1,3 |
8.3 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (до 1 января 2017 года "производство и распределение электроэнергии, газа и воды") |
5,2 |
4,0 |
2,7 |
3,1 |
2,8 |
2,3 |
2,6 |
2,7 |
8.4 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,4 |
8.5 |
Строительство |
2,6 |
1,7 |
1,7 |
2,2 |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
8.6 |
Транспортировка и хранение (до 1 января 2017 года "транспорт и связь") |
5,9 |
5,8 |
4,3 |
3,4 |
3,7 |
3,9 |
4,4 |
4,6 |
8.7 |
Деятельность в области информации и связи |
x |
x |
x |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
8.8 |
Социальная сфера |
3,0 |
1,8 |
1,1 |
0,9 |
1,3 |
1,8 |
2,6 |
3,8 |
8.9 |
Сфера услуг |
4,8 |
6,1 |
4,9 |
3,0 |
3,3 |
3,7 |
4,3 |
4,6 |
Таблица 2
Правовые акты
в сфере поддержки инвестиционной деятельности, принятые в 2021 году
N |
Наименование нормативного правового акта |
Цель регулирования |
Категории получателей поддержки |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Постановление Правительства автономного округа от 11 июня 2021 года N 217-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 августа 2015 года N 270-п "О предоставлении в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе с целью обеспечения прав граждан - участников долевого строительства, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков" |
Совершенствование механизма предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов в автономном округе, снижение административных барьеров для потенциальных инвесторов, заинтересованных в получении в аренду земельного участка без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов |
Инвесторы, реализующие инвестиционные проекты в одной из сфер экономики, за исключением деятельности, связанной с игорным бизнесом, производством табачных изделий, алкогольной продукции, оптовой, розничной торговлей, строительством (модернизацией, реконструкцией) административно-деловых центров, торговых центров, деятельности финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации (далее - инвесторы) |
2 |
Постановление Правительства автономного округа от 2 апреля 2021 года N 113-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 сентября 2020 года N 410-п "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при принятии решений о возможности заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов, заключения (путем проведения конкурса либо по инициативе инвестора), мониторинга и расторжения указанных соглашений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, диверсификации экономики автономного округа, ускорения темпа роста экономических показателей несырьевых отраслей экономики автономного округа |
Инвесторы |
3 |
Постановление Правительства автономного округа от 16 июля 2021 года N 266-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 ноября 2017 года N 435-п "Об определении специализированной организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры со специализированной организацией Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и о внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 апреля 2011 года N 114-п "О порядке осуществления отдельных полномочий учредителя (участника) хозяйственных обществ и некоммерческих организаций и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" |
Совершенствование механизма предоставления инвесторам финансовой поддержки за счет специализированной организации автономного округа по привлечению инвестиций и работе с инвесторами |
Инвесторы |
4 |
Распоряжение Правительства автономного округа от 24 сентября 2021 года N 521-рп "О перечне законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" |
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, диверсификации экономики автономного округа, защита и поощрение капиталовложений |
Инвесторы |
5 |
Закон автономного округа от 7 октября 2021 года N 75-оз "О внесении изменений в статью 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
Снижение административных барьеров для потенциальных инвесторов, заинтересованных в получении в аренду земельного участка без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов |
Инвесторы |
6 |
Закон автономного округа от 7 октября 2021 года N 76-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, диверсификации экономики автономного округа, защита и поощрение капиталовложений |
Инвесторы |
В целях продвижения инвестиционный бренда "UGRA OPEN FOR" автономного округа на площадках делового пространства Российской Федерации и за рубежом внедрен дополнительный системный инструмент привлечения в регион потенциальных инвесторов и укрепления отношений с уже сотрудничающими инвесторами.
Югорский промышленно-инвестиционный форум собрал 1 500 участников, представлявших интересы бизнес-сообщества субъектов Российской Федерации, и делегатов иностранных государств.
По итогам 2021 года при поддержке автономного округа и с участием муниципальных образований автономного округа инвесторы реализовали инвестиционные проекты, не связанные с добычей полезных ископаемых, по созданию:
терминально-логистического комплекса класса "А" в сельском поселении Солнечный Сургутского муниципального района (объем инвестиций 1,9 млрд рублей, создано 1 130 рабочих мест);
цеха по переработке молока (сыроварни) в Ханты-Мансийском муниципальном районе (объем инвестиций 18,7 млн рублей, создано 11 рабочих мест);
цеха вяления рыбы с морозильными камерами в городском округе Нижневартовск (объем инвестиций 27 млн рублей, создано 10 рабочих мест);
завода по производству воздуховодов и фасонных изделий в городском округе Нижневартовск (объем инвестиций 16,4 млн рублей, создано 12 рабочих мест);
3 семейных животноводческих молочных ферм в Нижневартовском муниципальном районе (общий объем инвестиций 107,6 млн рублей, создано 96 рабочих мест).
В 2021 году модернизированы производственные мощности, обновлено оборудование предприятий обрабатывающей промышленности: АО "БерезкаГаз Югра", АО "БерезкаГаз Обь", АО "Югорский лесопромышленный холдинг", ООО "Эпик 380".
В Кондинском муниципальном районе произведено техническое перевооружение имущественного комплекса ООО "СК "Лидер", возобновлен выпуск плиты МДФ, открыта линия лесопиления, налажено производство мебели и погонажа, утеплителя, монтируется линия по производству топливных брикетов. В декабре 2021 года планируется запуск линии деревянного каркасного домостроения, которая предполагает производство домокомплектов для строительства каркасных домов в объеме 400-650 кв. м в месяц.
В реестр индустриальных парков Министерства промышленности и торговли Российской Федерации включены 3 региональных индустриальных парка ("Югра", "Яшел парк Сибирь", "Нефтеюганский").
В 2021 году с применением новых механизмов, предусмотренных Законом автономного округа "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", начата реализация проектов:
по повышению качества пассажирских перевозок и развитию железнодорожной инфраструктуры в автономном округе, реализуемого ОАО "Российские железные дороги";
по созданию производства отечественных белковых компонентов - основы сухих молочных продуктов для питания новорожденных и детей до 6 месяцев";
Для решения задач эффективного развития общественной инфраструктуры в автономном округе применяются механизмы государственно-частного партнерства, привлекаются средства федерального бюджета.
В июне 2021 года Центр охраны материнства и детства, расположенный в городском округе Сургут, получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Центр станет передовой научно-технической базой для внедрения инновационных медицинских технологий и решений в сфере репродуктивного здоровья населения.
В 2021 году президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрен инфраструктурный бюджетный кредит из федерального бюджета на реализацию инфраструктурных проектов автономного округа в размере 8,7 млрд рублей 5. Общий бюджет проектов - 64,5 млрд рублей. Их реализация позволит обеспечить дополнительные поступления в консолидированный бюджет автономного округа порядка 38,6 млрд рублей.
В автономном округе в соответствии с концессионными соглашениями реализуется 33 проекта с общим объемом инвестиций 40,2 млрд рублей. Проекты распределены по сферам: жилищно-коммунальный комплекс - 18, образование - 10, экология (межмуниципальные полигоны утилизации твердых коммунальных отходов) - 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.