Распоряжение Министерства образования Московской области
от 5 февраля 2020 г. N Р-77
"Об утверждении Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Московской области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в целях создания системы профориентационной работы в Московской области в интересах устойчивого социально-экономического развития региона и реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование":
1. Утвердить прилагаемые:
1) Концепцию сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Московской области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области (далее - Концепция);
2) план мероприятий по реализации Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Московской области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области (далее - План).
2. Управлению общего образования осуществить организацию и координацию реализации Концепции в Московской области.
3. Определить государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - АСОУ) региональным оператором сопровождения и реализации Концепции.
4. Исполняющему обязанности ректора АСОУ Лубскому А.А.:
1) определить ответственное структурное подразделение за реализацию Концепции в Московской области в срок до 14.02.2020;
2) разработать программу организационного, информационного, методического сопровождения реализации Концепции в срок до 17.02.2020;
3) обеспечить исполнение Плана;
4) обеспечить подготовку и предоставление отчетных документов по исполнению Плана в управление общего образования ежегодно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
5. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, организовать работу по организации и реализации Концепции в общеобразовательных организациях:
1) разработать локальные нормативные акты по реализации Концепции в общеобразовательных организациях;
2) назначить муниципального координатора, ответственного за организацию профориентационной работы в общеобразовательных организациях в срок до 12.02.2020;
3) обеспечить исполнение Плана в общеобразовательных организациях.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Первый заместитель министра образования |
И.М. Бронштейн |
Утверждена
распоряжением Министерства образования
Московской области
от 5 февраля 2020 г. N Р-77
Концепция
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Московской области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области
I. Общие положения, терминология
1. Настоящая Концепция определяет цели, принципы, направления и механизмы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Московской области.
Концепция разработана с целью построения системы профессиональной ориентации обучающихся, создания и развития единой организационной модели сопровождения профессионального самоопределения в регионе, что предполагает создание благоприятных условий для оптимального использования образовательно-производственных ресурсов Московской области и согласованной кадровой и образовательной политики на уровне органов исполнительной власти и местного самоуправления, государственных организаций, бизнес-структур и представителей некоммерческих организаций.
В Концепции используются ключевые понятия - "профессиональная ориентация" и "сопровождение социально-профессионального самоопределения".
2. Под термином "профессиональная ориентация" подразумевается научно обоснованная система мероприятий по сопровождению социально-профессионального самоопределения на всех уровнях его реализации как составного элемента кадровой политики Московской области.
3. Социально-профессиональное самоопределение понимается как процесс и результат формирования у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать индивидуальный профессионально-образовательный маршрут и последующую траекторию своей профессиональной карьеры посредством серии последовательных профессионально-образовательных и профессионально-карьерных выборов.
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся - это система работы по созданию организационно-управленческих и психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество и результативность процесса социально-профессионального самоопределения обучающихся в контексте их личностного развития и социализации.
Сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся Московской области предполагает участие органов государственной власти Московской области и местного самоуправления, образовательных организаций, организаций здравоохранения, культуры, работодателей и их объединений и других заинтересованных стейкхолдеров, реализующих согласованную деятельность на основе соответствующего нормативно-правового и программно-методического обеспечения.
II. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся: анализ ситуации
Для Московской области характерна дифференциация проблем социально-профессионального самоопределения обучающихся на неспецифичную и специфичную составляющие.
Неспецифичная составляющая согласовывается с общими профориентационными проблемами, характерными для всей страны.
Это отсутствие целостной государственной кадровой политики и государственной координации в сфере социально-профессионального самоопределения обучающихся и связанная с этим высокая ведомственная разобщённость; деструктивный характер функционирования отдельных отраслей промышленности и их предприятий; отрицательная динамика развития части населенных пунктов; недостаточная эффективность профессионального и высшего образования, слабая связь соответствующих образовательных организаций и образовательных программ с актуальными потребностями экономики; распространённость социальных мифов и предрассудков о мире труда и профессий, неготовность воспринимать обучающуюся молодёжь в качестве субъектов рынка труда; упрощенное понимание профессиональной ориентации, инерция и применение неэффективных подходов к решению профориентационных проблем.
4. Специфичная составляющая согласовывается с экономическими и территориальными проблемами, характерными для подмосковного региона.
Московская область является одним из наиболее развитых регионов Российской Федерации. Структура экономики Московской области характеризуется высокой степенью диверсификации. Наибольший вклад в экономическое развитие региона обеспечивают оптовая и розничная торговля, отрасли промышленного производства, операции с недвижимым имуществом и сфера услуг.
Одним из ключевых преимуществ Московской области является её расположение в центре Центрального федерального округа как региона с наибольшей плотностью экономики, а также близость к Москве - главному экономическому и политическому центру Российской Федерации. Московская область является одним из основных распределительных центров грузовых перевозок в Российской Федерации, местом сосредоточения складских и логистических центров, а также центром оптовой торговли и ответственного хранения грузов.
5. В среднесрочной перспективе экономический рост Московской области будет базироваться на реализации крупных инвестиционных проектов в области промышленного производства, строительства и развития инфраструктуры, расширении емкости потребительского рынка, а значит увеличении оборота розничной и оптовой торговли, номенклатуры товарной продукции и предоставляемого спектра услуг населению, совершенствовании мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Помимо развития традиционных отраслей экономики, Московская область в качестве приоритетных направлений закладывает увеличение внешнеэкономического потенциала и развитие аграрно-промышленного комплекса, в том числе сельского хозяйства.
Московская область является развитым центром науки и инноваций. По показателю внутренних затрат на научные исследования и разработки организаций Московская область занимает третье значение после городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Повышается значимость наукоградов, так как в настоящее время особенно актуальным является развитие реального сектора экономики, путем смещения центра тяжести от сырьевого направления к производству наукоемкой продукции.
На территории Московской области находятся 8 (из 13 по Российской Федерации) муниципальных образований, которым присвоен статус наукограда Российской Федерации: городские округа Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка.
Приоритетами для Московской области являются развитие инновационной инфраструктуры, повышение научной и инновационной активности организаций Московской области и формирование системы, обеспечивающей коммерциализацию научных исследований и разработок.
Здравоохранение является приоритетным направлением социально-экономического развития Московской области. Ведется большая работа по реализации стратегии демографического развития, привлечению медицинских кадров в учреждения здравоохранения Московской области, вводятся в эксплуатацию новые объекты здравоохранения, проводятся структурные преобразования системы оказания специализированной медицинской помощи населению.
Для Московской области характерна высокая неоднородность плотности населения, что приводит к территориальной разобщенности как социально-экономической жизни региона, так и соответствующих профориентационных практик.
В ряде районов Московской области наблюдается устойчиво низкий спрос на профессиональные кадры, частичная невостребованность выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, невысокая заинтересованность большинства работодателей во взаимодействии с образовательными организациями общего, профессионального и высшего образования.
6. Помимо экономических характеристик, для Московской области характерна выраженная территориальная специфика, определяющая особенности реализации сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся.
На территории Московской области существует несколько типов поселений, которые, обладая сходными характеристиками, могут значительно отличаться по ряду характеристик от других субъектов, что обусловливает определенную специфику реализации профориентационно значимой деятельности.
Территории, граничащие с Москвой, либо располагающие высокой транспортной доступностью, аналогичной столичной.
С точки зрения социально-экономического развития они обладают основными чертами мегаполиса и характеризуются низким уровнем безработицы, возможностью создавать новые типы социально востребованной деятельности; их население мобильно. На этих территориях наблюдается высокая концентрация и доступность профориентационных ресурсов. При этом относительно благоприятная ситуация компенсируется неготовностью образовательных организаций, родителей, самих обучающихся, выстраивающих траектории будущего образовательного и профессионального маршрута обнаруживать новые и актуальные варианты профориентационно значимой деятельности.
6.1. Наукограды, закрытые административно-территориальные образования, туристические центры.
Особенности таких территорий - высокая концентрация интеллектуальных ресурсов, при этом, зачастую, дезориентированных в экономическом поле. В области профориентации они обладают большим потенциалом для развития профориентационных ресурсов, ориентируются на "сохранение сложившихся профессиональных традиций" и поддерживают сложившиеся профориентационно значимые партнерства.
6.2. Удаленные города, частично сохранившие промышленный потенциал.
Для них характерна относительная "определенность", стабильность хозяйственно-экономического положения и материально-финансового базиса. Однако они сочетаются преимущественно с негибкостью производств, но при этом возникают очаги инновационного развития или востребованных и модернизирующихся производств. Для населения типична "прочная привязка" к определенному типу, низкая адаптивность к изменениям и высокая степень социально-психологической тревожности. В профориентационном контексте для такой территории существенным дефицитом являются образовательные технологии, позволяющие определить вероятные "границы" перспективных компетентностей для принятия решения, касающегося либо выстраивания оптимальной стратегии и плана собственных действий в своем городе, либо миграции и адаптации на другой территории, с лучшими перспективами использования инфраструктуры профессионального становления.
6.3. Поселения сельского типа, включенные в системы агропроизводства.
Они отличаются благоприятным прогнозом развития и потенциалом профориентационно значимого партнерства на территории при незначительном ограничении свободы выбора будущих выпускников характерным типом профессиональной деятельности.
6.4. Деградирующие удаленные малые города и поселки.
Для населения характерна низкая включенность в какие бы то ни было экономически или социально значимые процессы. У большей части молодежи наблюдается низкий уровень жизни, невысокий уровень мотивации достижений, резкое разделение по интеллектуальному уровню, рискам попадания в трудные жизненные ситуации, по типу и характеру запросов и амбиций.
Деградирующие сельские поселения с минимальной транспортной доступностью.
Эти поселения характеризуются ограниченными инфраструктурными возможностями для использования территориальных ресурсов в целях профессиональной ориентации, категоричным стремлением молодежи к смене места жительства и, соответственно, неопределенностью профессиональных перспектив, высокой степенью риска попадания в трудные жизненные ситуации.
Учет специфики этих территорий также необходим для формирования наиболее адекватной региональной модели профориентационной работы с обучающимися.
В этой связи особую актуальность приобретает формирование в Московской области региональной политики в области профессиональной ориентации обучающихся, учитывающей тенденции и динамику изменений Московской области и комплекс ее территориальных, социально-экономических, демографических, культурных и иных особенностей, прежде всего тех, которые связаны с образовательной структурой, профессионально-производственным потенциалом ведущих предприятий региона, специфики развития рынка труда и кадровых потребностей.
Анализ профориентационных проблем обучающихся Московской области с учетом кадровых потребностей субъектов экономической деятельности региона позволит выстроить оригинальную организационно-функциональную модель профориентационной работы, позволяющую осуществить:
1) структурирование и соединение всех элементов профориентационной работы в одно целое с разветвленными упорядоченными подструктурами и единым органом управления, что даст возможность координировать деятельность всех субъектов профориентации подмосковного региона;
2) организацию сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом территориальных профессионально-производственных и социокультурных особенностей региона, муниципальных районов и городских округов, ориентация на потребности территориального рынка труда, учет образовательного и производственно-профессионального окружения в муниципальных образованиях;
3) обеспечение комплексности профориентации, предусматривающей реализацию всех ее компонентов, осуществление различных направлений работы, форм, методов, использование актуальных профориентационных технологий, информационных средств и ресурсов;
4) согласование процессов внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования во взаимосвязи с профориентацией, формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся, способности к построению индивидуальной образовательной траектории, реализации собственных жизненных планов и участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
5) организацию ресурсного обеспечения сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся, включающая материально-техническую, финансово-экономическую, нормативно-правовую, организационно-управленческую, кадровую, научно-методическую, информационную поддержку на всех этапах профориентационной деятельности;
6) использование актуальных современных технологий в профориентационной деятельности, цифровизацию профориентации, предусматривающей применение современных информационных источников и инструментов с компенсацией рисков цифровизации.
Реализация поставленных задач позволит обеспечить повышение качества образования и консолидацию профориентационных ресурсов Московской области, а в результате этого - сохранение и дальнейшее развитие человеческого капитала и трудового потенциала региона.
III. Цели, принципы и технологии сопровождения социально-профессионального самоопределения
Приоритетом профориентационной работы в Московской области является эффективная подготовка школьников к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору и построению своей дальнейшей карьерной траектории, с учётом неопределенности и динамичности современного мира труда и профессий, особенностей рынка труда в стране и регионе.
Принципами сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся выступают: личностная ориентация, непрерывность, последовательность, практикоориентированность, социальное партнерство, целостность, системность, сочетание централизации и децентрализации в управлении, доступность, добровольность.
Для обеспечения системного характера сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся необходимо создание на административном и институциональном направлениях организационно-функциональных структурных элементов трехуровневой иерархии: Московская область; муниципальное образование; общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования, образовательная организация дополнительного образования.
Создаваемая модель должна формироваться гибко и постепенно, создавая при этом различные комбинации, наиболее эффективно отражающие специфику территориальных образований Московской области, а также ее экономические особенности. Кроме того, направления ее развития могут идти как "снизу", исходя из инициатив отдельных образовательных организаций "на местах", так и "сверху", осуществляя программные решения на уровне, как региона, так и страны в целом.
В качестве ключевого механизма реализации сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающейся молодежи выступает административное воздействие, которое предполагает структурирование и соединение различных по характеру и типу элементов в одно целое с разветвленными упорядоченными подструктурами, но единым органом управления, что позволит усилить скоординированность всех субъектов, занимающихся профориентационной деятельностью в области, и сделает их работу более слаженной и продуктивной.
Посредством административного воздействия предполагается осуществлять ресурсное обеспечение, которое включает научно-методическую, информационную, материально-техническую, организационно-управленческую, нормативно-правовую, финансово-экономическую, кадровую поддержку на всех этапах профориентационной деятельности.
Научно-методическое обеспечение профориентации подразумевает разработку учитывающих специфику Московской области методических и дидактических разработок, электронных учебно-методических ресурсов, наглядных, диагностических и справочных материалов, материалов для родителей, профориентационно значимых web-инструментов и пр.
Информационное обеспечение предполагает создание областного информационно-образовательного портала по профориентации, в котором представлен материал профориентационной направленности, адресованный обучающимся в образовательных организациях, родителям, различным категориям педагогических работников, другим заинтересованным в реализации профориентационной программы субъектам (центры (службы) занятости, представители кадровых служб предприятий и фирм, общественные, культурные и молодежные организации и пр.).
Регулярно обновляемые материалы такого портала могли бы рассказывать о проводимых профориентационно значимых мероприятиях, приводить сведения о потребностях в кадрах, текущем состоянии и перспективах социально-экономического развития, размещать актуальную профессиографическую информацию, данные о медицинских противопоказаниях, профессиональных образовательных организациях, вузах, правилах поступления в них, бизнес-структурах, корпорациях и возможностях построения профессиональной карьеры в них, технологиях поиска работы, размещать советы и рекомендации по профессиональному самоопределению, поиску работы и трудоустройству, технологиям эффективного поведения на рынке труда и др.
Использование на всех этапах профориентационной деятельности современных информационных источников и ресурсов создаст основу для формирования современной региональной образовательной среды. Это подразумевает разработку, внедрение и популяризацию различного вида информационно-коммуникационных технологий.
Материально-техническое обеспечение включает создание и оснащение ресурсных центров профориентации и кабинетов профессиональной ориентации в образовательных организациях. Актуальным вопросом выступает создание нового типа ресурсных центров профессиональной ориентации, в виде частичного воссоздания аналогов либо преемников традиционных учебно-производственных комбинатов в максимально распределенном и диверсифицированном виде, а также с учетом потенциала конкурсов профессионального мастерства.
Организационно-управленческое обеспечение предусматривает создание профориентационно значимых сетевых взаимодействий общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, территориальных ресурсных центров и кабинетов профориентации в городских округах и муниципальных районах, клубов по профессиональным интересам с целью эффективного вовлечения молодежи в профориентационно значимую деятельность через участие в летних и зимних школах и лагерях (сменах) с профориентационной направленностью, конкурсах с профориентационно-значимой тематикой (в том числе в этапах чемпионата профессионального мастерства WorldSkills), профессиональных праздниках, олимпиадах и пр.
Другой задачей данного направления профориентационной работы является инициирование социального партнерства посредством поддержки в Московской области представительств ассоциаций потенциальных социальных партнеров образовательных организаций, консолидирующих профориентационные и профессионально-образовательные ресурсы, позволяющие системно осуществлять кадровую политику предприятий, организаций, бизнес-структур, использовать их производственный потенциал для популяризации профессий, востребованных экономикой региона, проведения профессиональных проб, прохождения производственных практик студентов и др.
Решение вопросов нормативно-правового обеспечения требует разработки актуальной законодательной базы, способствующей регламентации профориентационной программы на всех уровнях.
Кадровое обеспечение направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов, психологов, специалистов по управлению профориентацией, социальных педагогов, тьюторов и других работников, занимающихся организационным и психолого-педагогическим сопровождением профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, и введение в образовательных организациях должности ответственных за профессиональную ориентацию, предполагающую разумное сочетание как организационно-педагогической (организатор профориентационно значимых активностей) составляющей, так и психолого-педагогической деятельности (консультационная и поддерживающая работа).
Важным условием придания системного характера профориентационной работе является подготовка и проведение курсов повышения квалификации и мастер-классов, методических и научно-практических семинаров, формирование доступных информационных каналов, транслирующих наиболее актуальные профориентационные практики.
IV. Модель институционального взаимодействия субъектов сопровождения социально-профессионального самоопределения
Решение вопросов профессионального самоопределения и профессиональной ориентации должно иметь комплексный характер и сопровождать школьника в ходе всего процесса обучения, личностного и профессионального становления.
Добиться этого возможно только через инновационный путь развития системы образования за счет концентрации и переорганизации ресурсов с использованием новых технологий и практик, обеспечивающих качество образования, с одной стороны, независимо от места жительства, с другой стороны, учитывающий специфику территории и перспективы ее развития.
Первым шагом в этом направлении станет организация в Московской области многоступенчатой профориентационной системы, включающей в себя определенные институты на каждом этапе образовательного и воспитательного процесса.
Министерство образования Московской области:
1) осуществляет координацию работы по сопровождению профессионального самоопределения;
2) вырабатывает рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
3) информирует образовательные организации, расположенные на территории Московской области, о межрегиональных, всероссийских и международных программах и проектах по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
4) обеспечивает необходимые условия для методического сопровождения системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Московской области.
Научно-методический центр профориентации Московской области:
1) проводит аналитические исследования и мониторинг эффективности профориентационной деятельности;
2) оказывает методическую поддержку сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся;
3) готовит информационные, аналитические и методические материалы;
4) способствует функционированию и развитию единого информационного пространства в сфере сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации Московской области;
5) инициирует и проводит межведомственные и межмуниципальные мероприятия в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Московской области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющие управление в сфере образования:
1) осуществляют координацию работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на уровне городских округов Московской области;
2) информируют и содействуют в участии образовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования Московской области, в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
3) обеспечивают условия для методического сопровождения системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на уровне муниципального образования Московской области;
4) организуют взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными молодежными объединениями и организациями, военными комиссариатами, медицинскими организациями, учебными заведениями и работодателями в реализации муниципальных программ и проектов целевой направленности по сопровождению профессионального самоопределения в соответствии с региональными, муниципальными и локальными планами.
Муниципальные образовательные организации в Московской области, государственные образовательные организации Московской области:
1) создают условия для проведения работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся всех классов, на основе принципов, заявленных настоящей Концепцией;
2) предусматривают включение в образовательные программы раздела по сопровождению профессионального самоопределения и его качественную реализацию на основе соответствующих планов работы;
3) обеспечивают организационно-техническое сопровождение освоения обучающимися сетевых практикоориентированных программ (профессиональное тестирование, профессиональные пробы и другое);
4) обеспечивают профессиональную ориентацию содержания учебных предметов;
5) проводят мероприятия для обучающихся и их родителей по сопровождению профессионального самоопределения в соответствии с региональными и муниципальными планами;
6) разрабатывают и реализуют программы, направленные на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства, в том числе в рамках профильных классов.
Организации дополнительного образования в Московской области:
1) разрабатывают и реализуют дополнительные образовательные программы предпрофессиональной направленности;
2) участвуют в реализации сетевых практикоориентированных программ по сопровождению профессионального самоопределения для обучающихся общеобразовательных организаций;
3) участвуют в организации и проведении мероприятий различного уровня по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
4) разрабатывают и реализуют дополнительные программы, направленные на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства.
Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Московской области, подведомственные Министерству образования Московской области:
1) участвуют в реализации сетевых практикоориентированных программ по сопровождению профессионального самоопределения для обучающихся общеобразовательных организаций;
2) обеспечивают обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей полной и объективной информацией о профессиях и специальностях, обучение которых осуществляется в данной образовательной организации, а также об условиях обучения; 3) разрабатывают и реализуют (совместно с работодателями) целевые программы и планы работы по сопровождению профессионального самоопределения для разных категорий и возрастов обучающихся;
4) создают условия для проведения работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
5) реализуют индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, направленное на их профессионально-образовательный выбор.
Организации дополнительного профессионального образования в Московской области организуют работу по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов, осуществляющих сопровождение профессионального самоопределения детей и молодёжи; участвуют в процессе методического сопровождения региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Предприятия - работодатели и их объединения:
1) участвуют в разработке региональной политики в области сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
2) участвуют в формировании экономического прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах по отраслям с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Московской области;
3) предоставляют информацию о вакансиях и востребованных профессиях; участвуют в реализации сетевых практикоориентированных программ по сопровождению профессионального самоопределения для обучающихся общеобразовательных организаций;
4) участвуют в организации и работе системы независимой оценки качества деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся Московской области.
Общественные организации участвуют в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с родом их деятельности; участвуют в организации и работе региональной системы независимой оценки качества деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
В качестве партнеров выступают Министерство здравоохранения Московской области и подведомственные организации здравоохранения; Министерство экономики и финансов Московской области; территориальные органы опеки и попечительства; органы государственной власти, отвечающие за реализацию молодежной политики Московской области; общественные организации Московской области, в том числе объединения работодателей и родительские сообщества; негосударственные организации, реализующие услуги по сопровождению профессионального самоопределения и профессиональной ориентации детей и молодёжи; региональные и муниципальные средства массовой информации, военные комиссариаты и территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области.
Партнеры принимают участие в разработке предложений по развитию системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и вносят их для обсуждения по профориентационной работе; разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; разрабатывают информационные материалы в рамках своей компетенции; осуществляют изучение и распространение передового опыта, а также повышение квалификации своих сотрудников в целевой сфере.
V. Результаты реализации концепции
Реализация концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Московской области с учетом кадровых потребностей субъектов экономической деятельности региона позволит выстроить оригинальную организационно-функциональную модель профориентационной работы, позволяющую осуществить:
1) Развитие человеческого капитала Московской области:
а) изменение ведущей парадигмы общественного мнения: от потребности во внешней поддержке и рекомендациях на каждом этапе профессионального и карьерного выбора - к умению самостоятельно и ответственно планировать и выстраивать свою профессионально-карьерную траекторию;
б) повышение профориентационной культуры населения и изменение ложных представлений о мире труда и профессий и других деформаций общественного сознания под влиянием социальных мифов;
в) качественный рост трудовых ресурсов Московской области (повышение производительности труда, качества профессиональной мотивации, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью); повышение степени самостоятельности, рациональности, ответственности и устойчивости профессионально-образовательного и профессионального выбора у выпускников образовательных организаций.
2) Согласование интересов и потребностей граждан с приоритетами социально-экономического развития области; повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда (по уровню и по профилю квалификации), в том числе:
а) рост количества обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Московской области в среднесрочной перспективе;
б) рост уровня трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организациях высшего образования в первый год после выпуска в общем количестве трудоустроенных выпускников.
3) Сокращение доли безработицы среди молодёжи в Московской области.
4) Оптимизацию потоков профессионально-трудовой миграции: уменьшение оттока выпускников и молодых кадров из Московской области в Москву и другие субъекты Российской Федерации; уменьшение притока трудовых мигрантов из других стран.
5) Повышение готовности обучающихся к социально-профессиональному самоопределению.
Утвержден
распоряжением Министерства образования
Московской области
от 5 февраля 2020 г. N Р-77
План
мероприятий по реализации Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Московской области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области
N п/п |
Наименования мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
Планируемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Создание модели сетевого взаимодействия образовательных организаций Московской области | ||||
I. Региональный уровень | ||||
1 |
Разработка и утверждение Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Московской области (далее - Концепция) |
I квартал 2020 года |
Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - АСОУ) |
Распорядительный акт |
2 |
Разработка и утверждение программы организационного, информационного, методического сопровождения реализации Концепции |
I квартал 2020 года |
Министерство образования Московской области; АСОУ |
Распорядительный акт |
3 |
Разработка региональной модели профориентационной работы по реализации сетевых программ |
IV квартал 2020 года |
АСОУ |
Описание модели Методические рекомендации по её внедрению |
4 |
Разработки нормативно-правовых документов по регламентации профориентационной программы на всех уровнях |
I квартал 2020 года |
Министерство образования Московской области АСОУ Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования (далее - МОУО) |
Нормативные документы |
5 |
Разработка учитывающих специфику Московской области методических и дидактических материалов, электронных учебно-методических ресурсов, наглядных, диагностических и справочных материалов, материалов для родителей, профориентационно значимых web-инструментов |
Ежегодно |
АСОУ |
Методические и дидактические материалы |
6 |
Создание раздела "Профориентация" на сайте АСОУ |
II квартал 2020 года |
АСОУ |
Информация на сайте АСОУ |
7 |
Оптимизация работы организаций дополнительного образования и модернизация их планов работы |
II квартал 2020 года |
МОУО |
Планы работы |
8 |
Проведение Дня открытых дверей организаций высшего образования Московской области для обучающихся общеобразовательных организаций |
II квартал 2020 года |
Министерство образования Московской области АСОУ МОУО |
График проведения |
9 |
Проведение мониторинга организации профориентационной работы в общеобразовательных организациях |
Ежегодно до 15 января |
АСОУ МОУО |
Аналитический отчет за год АСОУ |
II. Муниципальный уровень | ||||
1 |
Организация взаимодействия общеобразовательных организаций Московской области с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного образования, дополнительного профессионального образования и других социальных партнеров |
Ежегодно |
МОУО |
План мероприятий |
2 |
Назначение координатора, ответственного за организацию профориентационной работы в общеобразовательных организациях Московской области |
I квартал 2020 года |
МОУО |
Распорядительный акт |
3 |
Введение раздела "Профориентация" на сайте муниципальных методических служб, использование возможностей социальных сетей для ведения профориентационной работы с обучающимися по вопросам их социально-профессионального самоопределения |
Ежегодно |
МОУО |
Информация на сайте муниципальных методических служб Московской области |
4 |
Создание и пополнение банка данных профориентационных диагностических и тренинговых методик для педагогов общеобразовательных организаций и муниципальных методических служб |
Ежегодно |
АСОУ Муниципальные методические службы |
Информационно - аналитические материалы |
5 |
Создание муниципальных профориентационных площадок и проектов в соответствии с местными особенностями |
Ежегодно |
МОУО |
Распорядительный акт |
6 |
Реализация сетевых программ сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (летние и зимние школы и лагерях (сменах) с профориентационной направленностью, конкурсы с профориентационно-значимой тематикой (в том числе в этапах чемпионата профессионального мастерства WorldSkills), профессиональные праздники, олимпиады) |
Ежегодно |
МОУО Муниципальные методические службы |
План мероприятий |
7 |
Мониторинг организации профориентационной деятельности и ресурсов |
Ежегодно |
МОУО |
Аналитический отчет |
III. Уровень образовательной организации | ||||
1 |
Организация профессиональной ориентации обучающихся, в том числе в рамках урока "Технология" |
Ежегодно |
Общеобразовательные организации Муниципальные методические службы |
План мероприятий |
2 |
Участие обучающихся в онлайн-уроках по ранней профориентации "ПроеКТОриЯ", "Урок Цифры", "Урок профессионализма" и других |
В соответствии с графиком |
Общеобразовательные организации |
Отчет в региональную систему электронного мониторинга |
3 |
Оказание консультативной помощи родителям в вопросах сопровождения профессионального самоопределения обучающихся |
Ежегодно |
Общеобразовательные организации Муниципальные методические службы |
План мероприятий |
Обеспечение преемственности в организации и содержании сопровождения профессионального самоопределения обучающихся | ||||
I. Региональный уровень | ||||
1 |
Анкетирование обучающихся, родителей, специалистов по профориентационной работе |
Ежегодно |
АСОУ Муниципальные методические службы Общеобразовательные организации |
Анализ анкетирования |
2 |
Планирование процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с учетом преемственности в содержании, формах и методах работы |
I квартал 2020 года |
АСОУ Муниципальные методические службы Общеобразовательные организации |
Планы мероприятий |
3 |
Создание системы профориентационных мероприятий интерактивного характера |
Ежегодно |
АСОУ Муниципальные методические службы Общеобразовательные организации |
Методические рекомендации |
4 |
Разработка дополнительных профессиональных программ по вопросам современных форм профориентационной работы педагогов |
Ежегодно |
АСОУ Муниципальные методические службы |
База лучших программ |
5 |
Выявление лучших практик в муниципальных районах. |
Ежегодно |
АСОУ Муниципальные методические службы Общеобразовательные организации |
База лучших практик |
6 |
Организация работы в рамках реализации проектов по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций |
Ежегодно |
АСОУ МОУО Общеобразовательные организации |
Рекомендации к индивидуальному учебному плану обучающихся с учетом профессиональной компетенции |
II. Муниципальный уровень | ||||
1 |
Определение опорных организаций для реализации Концепции |
Ежегодно |
МОУО |
Список опорных организаций |
2 |
Реализация Концепции |
Ежегодно |
МОУО |
Распространение лучших практик по профориентации |
III. Уровень образовательной организации | ||||
1 |
Корректировка программ внеурочной деятельности с учетом профориентационной направленности |
Ежегодно |
Образовательные организации |
Программы внеурочной деятельности |
2 |
Организация профориентационных мероприятий совместно с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, работодателями и службами занятости населения |
Ежегодно |
Муниципальные методические службы Общеобразовательные организации |
План мероприятий |
3 |
Привлечение родителей к проведению профориентационных мероприятий и проведение родительских собраний в рамках профориентационной работы |
Ежегодно |
Муниципальные методические службы Общеобразовательные организации |
План мероприятий |
Повышение готовности педагогов к реализации современной профориентационной работы | ||||
I. Региональный уровень | ||||
1 |
Организация обучения педагогических работников по дополнительным профессиональным программам курсов повышения квалификации по вопросам современных форм профориентационной работы |
Ежегодно |
АСОУ МОУО Муниципальные методические службы |
Курсы повышения квалификации |
2 |
Формирование в Московской области педагогического сообщества, владеющего методами современной профориентационной работы |
III квартал 2020 года |
АСОУ МОУО Муниципальные методические службы |
Педагогическое сообщество |
3 |
Организация и проведение семинаров, вебинаров, мастер-классов для ответственных за организацию профориентационной работы в муниципальных образованиях |
Ежегодно |
АСОУ МОУО Муниципальные методические службы |
План мероприятий |
II. Муниципальный уровень | ||||
1 |
Организация и проведение семинаров, деловых игр руководителей образовательных организаций по современным требованиям к организации профориентационной работы |
Ежегодно |
Муниципальные методические службы |
План мероприятий |
2 |
Проведение конкурсов профессионального мастерства среди педагогов-навигаторов |
Ежегодно |
МОУО Муниципальные методические службы |
База лучших практик |
III. Уровень образовательной организации | ||||
1 |
Создание банка данных современных практик, методических материалов по профориентационной работе в школе |
Ежегодно |
Общеобразовательные организации Муниципальные методические службы |
Банк данных Размещение на сайте образовательных организаций |
2 |
Разработка плана индивидуальных консультаций для педагогов и классных руководителей по организации профориентационной работы с обучающимися |
Ежегодно |
Общеобразовательные организации Муниципальные методические службы |
План индивидуальных консультаций |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 5 февраля 2020 г. N Р-77 "Об утверждении Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Московской области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в Московской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 25 февраля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства образования Московской области от 14 июня 2022 г. N Р-420