Руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьями 39, 45 Устава муниципального образования "Город Горно-Алтайск", принятого постановлением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 22 марта 2018 года N 7-1, постановлением Администрации города Горно-Алтайска от 12 ноября 2014 года N 91 "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск":
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Отделу информационной политики и связей с общественностью Администрации города Горно-Алтайска в течение 5-ти дней со дня подписания настоящего Распоряжения опубликовать его на официальном портале муниципального образования "Город Горно-Алтайск" в сети "Интернет".
3. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации |
О.А. Сафронова |
Одобрен
распоряжением Администрации
города Горно-Алтайска
от 12 ноября 2021 года N 1414-р
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
I. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, предварительного прогноза социально-экономического развития Республики Алтай на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Разработка прогноза осуществлялась с учетом итогов социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (далее - муниципальное образование) за 2020 год, а также за 1 полугодие 2021 года.
1. Ключевые социально-экономические показатели за 2020 год
Итоги социально-экономического развития муниципального образования за 2020 год характеризовались ростом промышленного производства, оборота розничной торговли, заработной платы. Вместе с тем произошло снижение инвестиционной активности, жилищного строительства, ухудшение ситуации на рынке труда, что в значительной степени обусловлено влиянием последствий распространения коронавирусной инфекции, введения противоэпидемических ограничительных мер.
Среднегодовая численность населения муниципального образования за 2020 год составила 64 484 человека, увеличившись по сравнению с 2019 годом на 329 человек или 0,5%. Увеличение численности населения обеспечено как естественным, так и миграционным приростом, в основном за счет миграции сельского населения на территорию муниципального образования.
Индекс промышленного производства составил 118,9% к уровню предыдущего года, в том числе по видам деятельности: "добыча полезных ископаемых" - 138,5%, "обрабатывающие производства" - 101,4%, "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 122,1%.
Индекс потребительских цен в декабре 2020 года к декабрю 2019 года составил 104,2% (в декабре 2019 года к декабрю 2018 года - 102%).
Оборот розничной торговли (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) составил 8,3 млрд. рублей или
115,4% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) по состоянию на конец 2020 год составило 2 767 единиц или 93,8% к аналогичному периоду 2019 года, в том числе индивидуальных предпринимателей - 1 441 единиц (94,2%). Данное снижение обусловлено как влиянием противоэпидемических ограничительных мер на бизнес, так и "перетоком" части индивидуальных предпринимателей в категорию "самозанятых" граждан с введением в действие с 1 июля 2020 года на территории Республики Алтай специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
Организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы муниципального образования в отчетном году направлено 3,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 82,6% к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах. Объем инвестиций по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (крупные и средние организации), составил - 3,2 млрд. рублей (102,4% к 2019 году в текущих ценах), из них инвестиции за счет бюджетных средств - 2,1 млрд. рублей (140,1%), внебюджетных источников - 1,1 млрд. рублей (72,9%).
Увеличение бюджетных инвестиций обусловлено, в первую очередь, реализацией национальных проектов. По негосударственному сектору произошло снижение объемов инвестиций в развитие объектов инженерной инфраструктуры, жилищное строительство, сократились инвестиции в строительство и расширение объектов торговли.
В течение 2020 года на территории муниципального образования введено 24,3 тыс. кв. м жилья (86,1% к уровню 2019 года), из них индивидуальное жилищное строительство - 20,3 тыс. кв. м (140,4%), многоквартирные жилые дома - 3,8 тыс. кв. м (27,4%).
Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на конец 2020 года составил 11%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в 7,3 раза. Основной причиной роста зарегистрированной безработицы стало расширение государственной поддержки безработных граждан в рамках мероприятий по поддержке населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций за 2020 год составила 45 851,6 рублей или 109,8% к уровню 2019 года.
2. Оценка значений показателей и параметров их изменения в 2021 году
В текущем году социально-экономическая ситуация характеризуется некоторой стабилизацией по сравнению с предыдущим годом. Произошедшая адаптация бизнеса и населения к карантинным ограничениям, а также набирающая обороты вакцинация позволяют рассчитывать на дальнейшее постепенное восстановление экономической активности в течение 2021 года. Вместе с тем экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции до конца не преодолены, сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития как на кратко-, так и на среднесрочном горизонте, которая будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
По итогам января-июня 2021 года естественный прирост населения муниципального образования составил лишь 27 человек, миграционный прирост - 205 человек (86,5% к январю-июню 2020 года). С учетом складывающейся динамики показателей движения населения, по оценке, среднегодовая численность населения муниципального образования по итогам 2021 года составит 64,7 тыс. человек (100,3% к уровню 2020 года).
По итогам 6 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 98,3% к аналогичному периоду предыдущего года, в том числе по видам деятельности: "добыча полезных ископаемых" - 135.5%, "обрабатывающие производства" - 80,9%, "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 107.5%. До конца текущего года ожидается сохранение тенденции снижения производства продукции в обрабатывающем секторе экономики, что окажет влияние на динамику индекса промышленного производства в целом (96,1% по итогам 2021 года).
Индекс потребительских цен в июне 2021 года к декабрю 2020 года составил 102,6%. К концу текущего года уровень инфляции, по оценке, составит 104,3%, что незначительно выше показателя за аналогичный период 2020 года (104,2%).
Сохранится динамика роста розничного товарооборота, по итогам 2021 года он оценивается в 8,8 млрд. рублей.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) на конец 2021 года составит 2 770 единиц (100,1% к уровню 2020 года), в том числе индивидуальных предпринимателей - 1 445 единиц (100,3%). Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства составит 19,5 млрд. рублей (103% к уровню 2020 года).
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий в 2021 году, по оценке, составит 3,7 млрд. рублей, с незначительным приростом к уровню 2020 года.
За январь-июнь 2021 года введено 24,5 тыс. кв. м жилья, что в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, весь объем введенного жилья приходится на индивидуальное жилищное строительство. Рост показателя связан с внесением изменений в законодательство, предусматривающих продление сроков так называемой "дачной амнистии", расширение ее действия. Положения об упрощенном порядке регистрации прав теперь распространяются и на владельцев домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. По итогам 2021 года ввод жилья составит 31,6 тыс. кв. м или 130% к уровню 2020 года.
На рынке труда также наблюдается последовательное улучшение ситуации. По состоянию на конец июня 2021 года уровень зарегистрированной безработицы составил 2% к экономически активному населению, приблизившись к "допандемийному" значению. К концу года, с учетом рисков ухудшения эпидемической ситуации, а также сезонных колебаний на рынке труда, уровень зарегистрированной безработицы составит порядка 3%.
В текущем году сохраняется рост среднемесячной заработной платы, по итогам 2021 года она составит 46,5 тыс. рублей (101,4% к уровню предыдущего года).
3. Основные тенденции социально-экономического развития на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Прогноз разработан на вариантной основе.
Первый вариант прогноза (консервативный) основан на предпосылке о более затяжном восстановлении экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Второй вариант прогноза (базовый) описывает вероятный сценарий развития экономики муниципального образования с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
Второй вариант прогноза предлагается использовать в качестве основного для разработки параметров бюджета муниципального образования.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
повышение инвестиционной привлекательности, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;
создание комфортных условий для развития малого бизнеса, конкуренции;
обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования.
Реализация вышеуказанных приоритетов на фоне прогнозируемой ситуации в российской экономике будет способствовать развитию муниципальной экономики.
Основными факторами экономического роста в прогнозируемом периоде станут:
реализация новых инвестиционных проектов, в том числе в сфере жилищного строительства;
повышение инвестиционной и предпринимательской активности;
восстановление потребительского спроса населения, вызванного общим оживлением экономической деятельности.
Основными факторами, сдерживающими рост промышленного производства в среднесрочной перспективе, будут являться дефицит свободных земельных участков, ограничивающий инвестиционную деятельность, и высокая стоимость энергоресурсов.
Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году увеличится до 4174,6 млн. рублей по первому варианту прогноза, по второму варианту - до 4567,7 млн. рублей. На объем инвестиций в основной капитал окажет стимулирующее влияние реализация национальных проектов на территории муниципального образования.
В прогнозируемый период продолжится реализация мер, направленных на стимулирование жилищного строительства, в том числе посредством реализации проектов комплексного устойчивого развития территории (далее - КУРТ).
Ежегодные объемы ввода в эксплуатацию жилых домов к концу прогнозируемого периода составят ориентировочно 25 и 30 тыс. квадратных метров по вариантам прогноза.
В среднесрочной перспективе прогнозируется улучшение показателей уровня жизни населения муниципального образования. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий будет находиться в 2024 году на уровне 49 и 50 тыс. рублей по вариантам прогноза соответственно.
Прогнозируется стабилизация уровня зарегистрированной безработицы к 2024 году до значения на уровне 3% и 1,5% по вариантам прогноза соответственно.
II. Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (сценарный вариант 1 (консервативный))
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
1. Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего |
тыс. человек |
64,5 |
64,7 |
64,8 |
64,9 |
65,0 |
2. Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
% |
118,9 |
96,1 |
101,0 |
101,4 |
101,6 |
Индекс производства - раздел B "Добыча полезных ископаемых" |
% |
138,5 |
133,0 |
102,7 |
102,1 |
102,0 |
Индекс производства - раздел C "Обрабатывающие производства" |
% |
101,4 |
81,0 |
98,0 |
99,0 |
100,0 |
Индекс производства - раздел D "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
% |
122,1 |
107,0 |
104,1 |
104,2 |
104,3 |
3. Торговля |
|
|
|
|
|
|
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
104,2 |
104,3 |
103,7 |
104,0 |
104,0 |
Индекс потребительских цен в среднем за год |
% к предыдущему году |
102,9 |
105,2 |
103,9 |
104,0 |
104,0 |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
8 275,7 |
8 815,7 |
8 992,0 |
9 171,9 |
9 355,3 |
4. Малое и среднее предпринимательство |
|
|
|
|
|
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) - всего по состоянию на конец отчетного периода |
единиц |
2 767 |
2 770 |
2 770 |
2 780 |
2 790 |
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства |
млн. рублей |
18 917,4 |
19 484,9 |
20 069,5 |
20 671,6 |
21 291,7 |
Количество индивидуальных предпринимателей |
единиц |
1 441 |
1 445 |
1 445 |
1 455 |
1 475 |
5. Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. рублей |
3 558,9 |
3 669,3 |
3 713,6 |
3 917,8 |
4 174,6 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
24,3 |
31,6 |
30,0 |
25,0 |
25,0 |
6. Финансы |
|
|
|
|
|
|
Стоимость основных фондов для целей налогообложения |
млн. рублей |
12 537,0 |
13 126,2 |
13 388,7 |
13 656,5 |
13 929,6 |
Фонд оплаты труда для целей налогообложения |
млн. рублей |
13 344,8 |
14 278,9 |
14 778,7 |
15 296,0 |
15 831,3 |
7. Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
11,0 |
3,0 |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям |
рублей |
45 851,6 |
46 480,0 |
47 642,0 |
48 356,6 |
49 082,0 |
8. Развитие социальной сферы |
|
|
|
|
|
|
Численность детей в дошкольных образовательных организаций |
тыс. человек |
4,5 |
4,5 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
Численность учащихся в общеобразовательных организациях |
тыс. человек |
12,2 |
12,3 |
12,4 |
12,5 |
12,6 |
III. Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (сценарный вариант 2 (базовый))
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
1. Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего |
тыс. человек |
64,5 |
64,7 |
64,9 |
65,1 |
65,3 |
2. Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
% |
118,9 |
96,1 |
103,2 |
103,4 |
103,7 |
Индекс производства - раздел B "Добыча полезных ископаемых" |
% |
138,5 |
133,0 |
104,0 |
104,2 |
104,0 |
Индекс производства - раздел C "Обрабатывающие производства" |
% |
101,4 |
81,0 |
101,7 |
102,1 |
102,3 |
Индекс производства - раздел D "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
% |
122,1 |
107,0 |
106,2 |
106,4 |
106,4 |
3. Торговля |
|
|
|
|
|
|
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
104,2 |
104,3 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Индекс потребительских цен в среднем за год |
% к предыдущему году |
102,9 |
105,2 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
8 275,7 |
8 815,7 |
9 168,3 |
9 443,4 |
9 726,7 |
4. Малое и среднее предпринимательство |
|
|
|
|
|
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) - всего по состоянию на конец отчетного периода |
единиц |
2 767 |
2 770 |
2 780 |
2 800 |
2 820 |
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства |
млн. рублей |
18 917,4 |
19 484,9 |
20 657,8 |
21 690,7 |
22 775,2 |
Количество индивидуальных предпринимателей |
единиц |
1 441 |
1 445 |
1 455 |
1 475 |
1 500 |
5. Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. рублей |
3 558,9 |
3 669,3 |
3 902,4 |
4 220,0 |
4 567,7 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
24,3 |
31,6 |
38,0 |
32,0 |
30,0 |
6. Финансы |
|
|
|
|
|
|
Стоимость основных фондов для целей налогообложения |
млн. рублей |
12 537,0 |
13 126,2 |
13 520,0 |
13 925,6 |
14 343,4 |
Фонд оплаты труда для целей налогообложения |
млн. рублей |
13 344,8 |
14 278,9 |
14 992,9 |
15 742,5 |
16 529,7 |
7. Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
11,0 |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
1,5 |
Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям |
рублей |
45 851,6 |
46 480,0 |
48 106,8 |
49 453,8 |
50 789,0 |
8. Развитие социальной сферы |
|
|
|
|
|
|
Численность детей в дошкольных образовательных организаций |
тыс. человек |
4,5 |
4,5 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
Численность учащихся в общеобразовательных организациях |
тыс. человек |
12,2 |
12,3 |
12,4 |
12,5 |
12,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации города Горно-Алтайска от 12 ноября 2021 г. N 1414-р "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 12 ноября 2021 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном портале муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (www.gornoaltaysk.ru) 16 ноября 2021 г.