г.Калуга |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А23-4484/20213 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Леоновой Л.В., Лукашенковой Т.В.,
с участием представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (ул.Болдина, д.2а, г.Калуга, 248003) - Семенкиной Л.Н. (дов. от 09.01.2024, диплом), в отсутствие представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи им. К.Н. Шевченко" (ИНН 4027001785, ул.Октябрьская, д.3, г.Калуга, 248000), надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 по делу N А23-4484/2023,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (далее- отделение Фонда, отделение СФР по Калужской области, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи им. К.Н. Шевченко" (далее- учреждение, БСМП, ответчик) излишне понесенных в январе 2021 года расходов на специальную социальную выплату в сумме 1837516 рублей.
Арбитражным судом Калужской области дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.06.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 51 Постановления Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" счел необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, так как сумма, предъявленная истцом ко взысканию, превышает предел суммы, установленный АПК РФ для рассмотрения дела в упрощенном порядке, а ответчик возражает относительно удовлетворения исковых требований и наличие задолженности не признает, в связи с чем дело подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 решение суда первой инстанции от 08.08.023 отменено, требования отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области оставлены без удовлетворения.
Отделение СФР по Калужской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой, просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Истец не согласен с выводами суда о том, что медицинские работники БСМП, перечисленные в реестрах имеющих право на специальную социальную выплату (далее- ССВ), фактически не осуществляли лечение пациентов с новой короновирусной инфекцией (Covid-19), так как трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним не закреплены их обязанности по осуществлению деятельности в подразделении "Центр для оказания медицинской помощи пациентам с новой короновирусной инфекцией (Covid-19)", эти медработники не оказывали специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, направленную на лечение новой короновирусной инфекции. По мнению истца, таким медработникам следовало начислить ССВ на основании подпункта "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 по кодам категории 15,35,45, а не на основании подпункта "а" пункта 2 указанного постановления.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить ее без удовлетворения.
БСМП, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило, их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя отделения Фонда, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, установлено судом апелляционной инстанции, на основании предоставленных учреждением сведений, влияющих на право получения работником ССВ за январь 2021 г., отделением Фонда проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесения изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1762), по результатам которой составлен акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 16.08.2022 N19.
Проверкой установлено, что в представленных в отделение Фонда реестрах на медицинских работников, утвержденных приказами учреждения от 18.01.2021 N 12, от 08.02.2021 N 32, от 04.03.2021 N 54, БСМП указала категорию "врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях" (код категории 12), "средний медицинский персонал, участвующий в оказании помощи в стационарных условиях" (код категории 32), "младший медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" (код категории 42), соответствующие подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Однако, в трудовых договорах и дополнительных соглашениях к ним, представленных БСМП к проверке, не закреплены обязанности медицинских работников по осуществлению деятельности в подразделении "Центр для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее- Центр"), которое образовано приказом учреждения от 27.10.2020 "О внесении изменений в штатное расписание, в связи с приемом пациентов с COVID-19".
Отделение Фонда указало, что медицинские работники оказывали медицинскую помощь пациентам, находившимся в обсервационных палатах с круглосуточным наблюдением, для лечения и временной изоляции граждан с подозрением на COVID-19, до получения результата лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 и перевода пациента в Центр или его выписки.
С учетом разъяснений по применению постановления Правительства РФ N 1762, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 N 894н (далее- Разъяснения Минтруда РФ N 894н), отделение Фонда пришло к выводу, что в нарушение постановления Правительства N 1762 учреждение в представленных реестрах для назначения и осуществления ССВ отражены недостоверные сведения в части категории медицинских работников, указанных в приложении N 1 к акту, так как медицинские работники не оказывали медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, а контактировали с пациентами с установленными диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей.
Фонд, посчитав, что учреждением неверно определен размер ССВ по подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства N 1762, тогда как следовало производить ССВ по категориям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 2, предложило учреждению возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования РФ на ССВ за январь 2021 г. в сумме 1837516 руб. в срок до 09.11.2022, а также осуществить корректировку ранее представленного реестра на право получения работникам ССВ за январь 2021 г.
На акт проверки учреждением представлены возражения.
Уведомлением об истекшем сроке возмещения расходов от 09.11.2022 N 19 отделение Фонда известило, что срок для добровольного возмещения расходов, излишне понесенных ФСС РФ, истек 09.11.2022, взыскание расходов будет осуществляться в судебном порядке.
Поскольку добровольно БСМП не возместило расходы на выплату ССВ в ФСС РФ, отделение Фонда обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с учреждения 1837516 руб.
Отказывая в удовлетворении требования, заявленного отделением Фонда к учреждению, суд апелляционной инстанции, оценив доводы истца, представленные доказательства, а также пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, не согласился с выводами отделения Фонда о том, что не закрепление обязанностей работников, перечисленных в представленных БСМП реестрах, по осуществлению деятельности в отделениях Центра в трудовых договорах, дополнительных соглашениях к трудовым договорам лишает медицинских работников на получение ССВ, как оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку данный вывод не основан на анализе оказания медицинским персоналом Центра медицинской помощи по заболеванию, связанному с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Судом апелляционной инстанции отклонен довод истца со ссылкой на разъяснения Минтруда России N 894н, поскольку они давались с учетом положений письма Министра здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2020 N 30-1/10/2-24 о неиспользовании больниц экстренной медицинской помощи для организации лечения коронавирусной инфекции, однако в рассматриваемом случае в связи со сложившейся ситуацией в Калужской области было принято решение с 08.10.2020 в отделениях БСМП организовать палаты для временной изоляции и лечения граждан с подозрением на COV1D-19 (пункт 2.17 приложения N 5 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н).
Апелляционной суд пришел к выводу, что ответчик правомерно указал в реестрах работников, имеющих право на получение ССВ в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства РФ N 1762.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа не усматривает правовых оснований не согласиться с постановлением суда апелляционной инстанции.
Частью 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановлением Правительства РФ N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а предусмотрены ежемесячные специальные социальные выплаты в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г.
Категории работников, которым производились предусмотренные постановлением Правительства РФ N 1672 ССВ, определены пунктом 2 данного постановления.
Размеры выплат определены в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства РФ N 1672 для врачей, фельдшеров и медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с подпунктом "б" этого же пункта - для не оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
По мнению отделения Фонда, врачи и медицинские работники, указанные в приложении N 1 к акту проверки, не оказывали и не участвовали в оказании оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а контактировали с пациентами, поскольку соответствующие изменения не были предусмотрены трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что с учетом специфики возникшей в 2020 г. новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сложившейся эпидемиологической ситуации в Калужской области в 2020 г. и принятых Министерством здравоохранения Калужской области мер оказания экстренной медицинской помощи, отделение Фонда не представило иных доказательств, с достоверностью подтверждающих, необоснованность осуществленных ССВ врачам и медицинским работникам Центра, организованного в учреждении.
Отделение Фонда, как следует из акта проверки, не проверяло иные документы медицинской организации, из которых следовало, что получатели ССВ оказывали медицинскую помощь (участвовали в оказании, обеспечивали оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) пациентам в обсервационных палатах Центра.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы суда апелляционной инстанции, свидетельствуют лишь о несогласии с ними и направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных этим судом, не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 АПК РФ, в соответствии с которыми суд округа не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления суда апелляционной инстанции (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2023 года по делу N А23-4484/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановлением Правительства РФ N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а предусмотрены ежемесячные специальные социальные выплаты в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 мая 2024 г. N Ф10-1138/24 по делу N А23-4484/2023