г. Тула |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А23-4484/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., в отсутствие заявителя - отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001181346, ИНН 4027008237), от заинтересованного лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко (г. Калуга, ОГРН 1024001192500, ИНН 4027001785), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко о взыскании 1 837 516 руб.,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (далее - ОСФР по Калужской области, фонд, отделение) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко (далее - ГБУЗ КО "Калужской областной клинической больницы скорой медицинской помощи" им. К. Н. Шевченко, учреждение, медицинская организация) о взыскании излишне понесенных в январе 2021 года расходов на специальную социальную выплату в сумме 1 837 516 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области 08.08.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОСФР по Калужской области обжаловало его в апелляционном порядке. Указывает, что медицинские работники, не состоящие во временном штатном расписании Центра для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), образованного приказом учреждения от 27.10.2020 N 251, не оказывали именно специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, направленную на лечение новой коронавирусной инфекции, а контактировали с такими пациентами при выполнении своих должностных обязанностей (консультировали по своей специализации, проводили диагностические исследования, осуществляли забор биоматериала). В этой связи, по мнению отделения, данным работникам следовало осуществить специальные социальные выплаты по категориям "врач, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующий с пациентом с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" (код категории 15), "средний медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующий с пациентом с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" (код категории 35), "младший медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующий с пациентом с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" (код категории 45), соответственно.
Учреждение возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции. При этом суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно части 6 статьи 268 АПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 данного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
В порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела: 1) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства; 2) по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (пункт 2 статьи 227 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 227 АПК РФ по ходатайству истца при согласии ответчика или по инициативе суда при согласии сторон в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены также иные дела, если не имеется обстоятельств, указанных в части 5 данной статьи.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что в порядке упрощенного производства судами общей юрисдикции и арбитражными судами могут быть рассмотрены дела, не включенные в перечень, содержащийся в части первой статьи 232.2 ГПК РФ, частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, если стороны согласовали рассмотрение такого дела по правилам упрощенного производства и если отсутствуют обстоятельства, указанные в частях третьей и четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, частях 4 и 5 статьи 227 АПК РФ.
Согласие сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства должно быть очевидным, например, следовать из письменного либо зафиксированного в протоколе заявления сторон.
Отсутствие возражений сторон в отношении предложения суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства само по себе не является согласием на рассмотрение дела в таком порядке.
Как следует из материалов дела, истцом ко взысканию с ответчика заявлено 1 837 516 руб. излишне понесенных в январе 2021 года расходов на специальную социальную выплату.
Следовательно, заявленное по настоящему делу требование о взыскании задолженности превышает восемьсот тысяч рублей, то есть установленный законом предел для рассмотрения дела в упрощенном порядке.
Документы, свидетельствующие о признании ответчиком исковых требований или об очевидном для суда согласии сторон на рассмотрение настоящего дела в порядке упрощенного производства, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для рассмотрения заявления отделения в порядке упрощенного производства.
Как разъяснено в пункте 51 Постановления N 10, если в процессе рассмотрения апелляционных жалобы, представления судом общей юрисдикции, арбитражным судом признаны обоснованными приведенные в апелляционных жалобе, представлении доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, то суд общей юрисдикции отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства (часть третья статьи 335.1 ГПК РФ), а арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам искового производства и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
На основании изложенного апелляционный суд счел необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Поскольку сумма, предъявленная истцом ко взысканию, превышает предел суммы, установленный АПК РФ для рассмотрения дела в упрощенном порядке, а ответчик возражает относительно удовлетворения исковых требований и наличие задолженности не признает, дело подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте предварительного судебного заседания надлежащим образом и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд 21.12.2023 завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции (часть 4 статьи 137 АПК РФ) и рассмотрел дело по существу в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 16.05.2022 по 15.08.2022 главным специалистом-ревизором отделения проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты (ССВ) медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесения изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), предоставленных учреждением.
В результате проверкой полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом фонда ССВ медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 выявлено следующее.
Приказом ГБУЗ КО "Калужской областной клинической больницы скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко от 27.10.2020 "О внесении изменений в штатное расписание, в связи с приемом пациентов с COVID-19" внесены изменения в штатное расписание, согласованные с министерством здравоохранения Калужской области и образовано подразделение "Центр для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)".
В адрес фонда учреждением ежемесячно в форме электронного документооборота направлялись реестры работников, имеющих право на получение ССВ.
ГБУЗ КО "Калужской областной клинической больницы скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко в представленных фонду реестрах на медицинских работников, утвержденных медицинской организацией приказами от 18.01.2021 N 12, от 08.02.2021 N 32, от 04.03.2021 N 54, указало категорию "врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях" (код категории 12), "средний медицинский персонал, участвующий в оказании помощи в стационарных условиях" (код категории 32), "младший медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" (код категории 42), соответствующие подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Однако представленными к проверке трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним, заключенными с работниками, не закреплены обязанности по осуществлению деятельности в подразделении Центр для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Медицинские работники оказывали медицинскую помощь пациентам, находившимся в обсервационных палатах с круглосуточным наблюдением, для лечения и временной изоляции граждан с подозрением на COVID-19, до получения результата лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 и перевода пациента в Центр для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) или его выписки.
Медицинская помощь пациентам, находившимся в обсервационных палатах, оказывалась по профилям (специальностям) основного заболевания пациента, а не специализированная медицинская помощь, направленная на лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в специально организованных стационарных условиях - в Центре для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), что согласуется с положениями Протокола мероприятий, проводимых медицинскими работниками, по недопущению внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях.
Медицинские работники, не состоящие во временном штатном расписании Центра для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), образованного приказом учреждения от 27.10.2020 N 251, не оказывали именно специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, направленную на лечение новой коронавирусной инфекции, а контактировали с такими пациентами при исполнении своих должностных обязанностей (консультировали по своей специальности, проводили диагностические исследования, осуществляли забор материала).
Специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
За январь 2021 года на основании полученных реестров Фондом излишне начислено и перечислено специальной социальной выплаты на сумму 1 837 516 руб.
ССВ являются мерами, принятыми государством в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В связи с чем, произвольное толкование позволяющее расширять перечень категорий работников, имеющих право на получение ССВ за счет целевых бюджетных средств недопустимо.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.08. 2022 N 19.
Ответчик представил возражения, по результатам рассмотрения которых составлен протокол рассмотрения материалов проверки от 16.09.2022 N 19.
Ответчику предложено возместить фонду излишне понесенные расходы. Расходы не возмещены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с соответствующим иском.
Оценив позиции сторон, представленные в дело доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство Российской Федерации постановлением от 30.10.2020 N 1762 утвердило Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) постановлено производить ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 руб., 1215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 руб. за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медикосанитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 руб., 1215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 руб. за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 руб. за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 руб., 1215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
В соответствии с пунктом 3 Правил специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты повышается на сумму, определяемую умножением специальной социальной выплаты (без учета районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах), на повышающий коэффициент к специальным социальным выплатам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В силу пункта 4 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5 Правил).
Пунктом 6 Правил указан порядок формирования реестра.
В соответствии с пунктом 7 Правил фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8 Правил).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы фонда в порядке, устанавливаемом фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил).
В силу пункта 12 Правил расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с актом проверки от 16.08.2022 N 19 фондом сделаны следующие выводы, а именно, что медицинским работникам, указанным в реестре для назначения и осуществления специальных социальных выплат, представленным БСМП следовало осуществить специальную социальную выплату по категориям "врач, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" (код категории 15), "средний медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" (код категории 35), "младший медицинский персонал не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19. контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" (код категории 45).
А также то, что в нарушение Постановления N 1762 медицинское учреждение предоставило реестры для назначения и осуществления специальных социальных выплат, содержащие недостоверные сведения в части указания категории медицинских работников: "врач, оказывающий специализированную мсти пи некую помощь в стационарных условиях" (код категории 12), "средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" (код категории 32), "младший медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" (код категории 42).
Не согласившись с актом проверки от 16.08.2022 N 19, учреждение (БСМП) представило возражения и обосновывающие их документы в материалы проверки.
По результатам проверки 16.09.2022 составлен протокол N 19, в соответствии с которым учреждению предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом на социальную специальную выплату за январь 2021 года в размере 1 837 516 руб. (пункт 4.1.1), осуществить на основании уточняющих сведений корректировку ранее представленного реестра на право получения работником специальной социальной выплаты за январь 2021 года на сумму 1 837 516 руб. и направить его в территориальный орган фонда для осуществления перерасчёта специальной социальной выплаты (пункт 4.1.2).
Судом установлено, что в соответствии с положениями Постановления N 1762 размеры выплат предусмотрены в зависимости от того, оказывает работник медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или контактирует с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Суд не может согласится с выводом фонда о том, что не закрепление обязанностей работников, перечисленных в представленных БСМП реестрах, по осуществлению деятельности в отделениях Центра для оказания медицинской помощи пациентам новой коронавирусной инфекции с (COVID-19) в трудовых договорах, дополнительных соглашениях к трудовым договорам лишает указанных лиц на получение специальной социальной выплаты, как оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Как следует из пояснений медицинской организации, указанный в реестре медицинский персонал оказывал медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, что подтверждается записями в первичной медицинской документации. Перевод пациента в COVID-центр при подозрении на коронавирусную инфекцию, но без подтвержденного анализа угрожает его потенциальному заражению в случае отрицательного результата, при этом неоказание медицинской помощи по диагностике и лечению (противовирусная терапия) коронавирусной инфекции в период ожидания результата анализа также является угрозой жизни пациента. Лаборатории города не справлялись с объемом поступающих к ним проб день в день, результатов приходилось ждать 3-4 дня. Возможность экспресс-тестирования отсутствовала.
Эпидемиологическая обстановка по распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в январе 2021 года существенно усугубилась, в связи с чем было принято решение с 08.10.2020 в отделениях БСМП организовать палаты для временной изоляции и лечения граждан с подозрением на COVID-19 (пункт 2.17 Приложения N 5 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н).
Указанная мера предпринята ввиду специфики медицинской организации - больница скорой помощи, оказание экстренной медицинской помощи. Пациент может поступать в инкубационном периоде, клиническая картина COVID-19 разворачивается во время лечения. При острой хирургической патологии только в процессе лечения могут возникнуть подозрения на COVID-19, клинико-лабораторные признаки воспаления одинаковые.
Именно поэтому в письме Министерства здравоохранения Российский Федерации Мурашко М.А. от 24.03.2020 N 30-1/10/2-24 было указано не использовать больницы экстренной медицинской помощи, однако эпидемиологическая ситуация стремительно усугублялась и при отсутствии достаточного количества коек, оборудования, специалистов в регионе не было возможности не задействовать больницу скорой медицинской помощи.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Калужской области от 12.05.2020 N 509 "Об организации оказания экстренной хирургической помощи пациентам с COVID-19 в период обострения эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19" все пациенты хирургического профиля (урология, гинекология, общая хирургия, травматология, сердечно-сосудистая хирургия, проктология, нейрохирургия и т.п.) транспортировались в БСМП. Несмотря на непрофильную деятельность - нейрохирургия, гинекология (на больших сроках беременности), все пациенты также направлялись в БСМП. В COVID-центре медицинской организации в большинстве случаев получали и получают лечение пациенты с сопутствующей хирургической патологией.
В связи с необходимостью обеспечения одновременной работы и инфекционного, и хирургического стационаров при кадровом дефиците, приходилось задействовать специалистов хирургического стационара (урологи и пр.) для ведения пациентов по профилю в COVID-центре.
В связи с усилением противоэпидемических мер, появлением возможности экспресс-тестирования с 01.07.2021 обсервационные палаты расформированы.
Делая вывод о том, что медицинским работникам БСМП специальные социальные выплаты необходимо было выплачивать как "контактирующим", а не как "лечащим" фонд ссылается на то, что трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним, заключенными с работниками, не закреплены обязанности по осуществлению деятельности в подразделении Центр для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией с COVID-19.
Однако данный вывод сделан без анализа оказания медицинским персоналом помощи по заболеванию, связанному с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Более того, трудовое законодательство исходит из того, что если работник, имея необходимую квалификацию, был допущен работодателем до исполнения им трудовых обязанностей и исполнял их (но письменно трудовые отношения не были оформлены), то он не может быть ущемлен в праве на получения всех выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации для данной категории работников.
Фонд также указывает, что врачи, медицинские сестры, санитары отделений больницы оказывали медицинскую помощь пациентам до получения результата лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 и перевода пациента в центр или его выписки.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данным доводом заявителя в силу следующего.
Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 9 (26.10.2020)", утвержденными Минздравом России, предусмотрены критерии вероятного (клинически подтвержденного) случая COVID-19, к ним относятся:
1. Клинические проявления ОРИ (t тела > 37,5 °C и один или более признаков: кашель, сухой или со скудной мокротой, одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, SpO2 <= 95%, боль в горле, заложенность носа или умеренная ринорея, нарушение или потеря обоняния (гипосмия или аносмия), потеря вкуса (дисгевзия), конъюнктивит, слабость, мышечные боли, головная боль, рвота, диарея, кожная сыпь) при наличии хотя бы одного из эпидемиологических признаков:
- возвращение из зарубежной поездки за 14 дней до появления симптомов;
- наличие тесных контактов за последние 14 дней с лицом, находящимся под наблюдением по COVID-19, который в последующем заболел;
- наличие тесных контактов за последние 14 дней с лицом, у которого лабораторно подтвержден диагноз COVID-19;
- наличие профессиональных контактов с лицами, у которых выявлен подозрительный или подтвержденный случай заболевания COVID-19.
2. Наличие клинических проявлений, указанных в пункте 1, в сочетании с характерными изменениями в легких по данным компьютерной томографии (КТ) вне зависимости от результатов однократного лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 и эпидемиологического анамнеза.
3. Наличие клинических проявлений (указаны в пункте 1), в сочетании с характерными изменениями в легких по данным лучевых исследований (указаны в пункте 2) при невозможности проведения лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2.
Таким образом, необходимость лечения пациента обуславливается его общей клинической картиной, а не результатом лабораторного исследования. Лабораторные исследования производятся при наличии клинических показаний, срок их выполнения составлял от нескольких дней до недели, в данный период (до получения результатов тестирования) пациент обязан был получать лечение от коронавирусной инфекции при наличие клинических показаний. В противном случае, из-за молниеносного развития заболевания и не осуществлении лечения (в ожидании результатов тестирования) возможен летальный исход.
Протоколы лечения велись на основании клинических показаний.
Разъяснения по применению Постановления N 1762, утвержденные приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 894н, на которые ссылается фонд, также не могут быть применимы к данной ситуации, так как они давались с учетом положений письма Министра здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2020 N 30-1/10/2-24 о неиспользовании больниц экстренной медицинской помощи для организации лечения коронавирусной инфекции, то есть данные пояснения не учитывают специфику деятельности учреждения.
Так больницы скорой медицинской помощи были исключены из состава учреждений для оказания медицинская помощь по лечению новой коронавирусной инфекции.
Однако в рассматриваемом случае в связи со сложившейся ситуацией в Калужской области было принято решение с 08.10.2020 в отделениях БСМП организовать палаты для временной изоляции и лечения граждан с подозрением на COV1D-19 (пункт 2.17 приложения N 5 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н). Указанная мера предпринята ввиду специфики медицинской организации - оказание экстренной медицинской помощи.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчик правомерно указал в реестрах работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением N 1762, в связи с чем выводы фонда об излишне понесенных расходах в сумме 1 837 516 руб. на выплату специальной социальной выплаты сотрудникам являются необоснованными.
В этой связи суд отказывает в удовлетворении требований ОСФР по Калужской области.
В силу абзаца второго части 6.1 статьи 268 АПК РФ в случае перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08.08.2023 по делу N А23-4484/2023 отменить.
Заявленные требования отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-4484/2023
Истец: Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Калужской области
Ответчик: ГБУЗ КО "Калужская обаластная клиническая больница", ГБУЗ КО "Калужская обалсная клиническая болница", ГБУЗ КО "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко