Настоящее решение рассмотрено и частично изменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14 октября 2021 г. N 66а-1158/2021
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А, при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Агапкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Российский -14" о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2020 N 243-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2021 год" (далее - Распоряжение, оспариваемый акт) решено:
1. Установить с 01.01.2021 по 30.06.2021 на территории Санкт-Петербурга:
1. 1.2. Тариф на тепловую энергию в размере 1818, 29 руб./Гкал (с НДС) для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и(или) закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
1.3. Тариф в размере 109, 10 руб./куб. м (с НДС) на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и(или) закрытой централизованной системой горячего водоснабжения, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
2. Установить с 01.07.2021 по 31.12.2021 на территории Санкт-Петербурга:
2.1. Тариф на тепловую энергию в размере 1880, 11 руб./Гкал (с НДС) для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
2.2. Тариф на тепловую энергию в размере 1880, 11 руб./Гкал (с НДС) для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и(или) закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
2.3. Тариф в размере 112, 81 руб./куб. м (с НДС) на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и(или) закрытой централизованной системой горячего водоснабжения, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
3. Тарифы, установленные в пунктах 1 и 2 настоящего распоряжения, действуют с 01.01.2021 по 31.12.2021 с календарной разбивкой.
4. Тарифы, установленные в пунктах 1 и 2 настоящего распоряжения, распространяются на тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения, соответствующую требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
5. Признать утратившим силу с 01.01.2021 распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2019 N 215-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2020 год".
6. Распоряжение вступает в силу с 01.01.2021, но не ранее дня его официального опубликования.
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 22.12.2020 года.
Товарищество собственников жилья "Российский-14" (далее - ТСЖ "Российский-14") обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать Распоряжение недействующим с даты принятия; административный иск принят судом в части, касающейся установления тарифов на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и(или) закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, проживающим в многоквартирных домах, а также тарифа на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и(или) закрытой централизованной системой горячего водоснабжения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является исполнителем коммунальных услуг, при этом при начислении платы за горячее водоснабжение применяет установленный Распоряжением тариф в руб./куб. м, а поставщик коммунального ресурса для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению ГУП "ТЭК СПб" применяет тарифы в руб./Гкал, что приводит к превышению размера денежных обязательств административного истца перед ГУП "ТЭК СПб" за объем поставленной тепловой энергии по сравнению с объемом обязательств потребителей коммунальной услуги перед административным истцом.
Административный истец полагает, что действующим законодательством в сфере теплоснабжения не предусмотрено установление тарифов на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом стоимости теплоносителя; ссылаясь на пункт 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжении", пункт 154 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 N 760-э, административный истец указал, что в открытой системе теплоснабжения подлежит установлению двухкомпонентный тариф на горячую воду, действующим нормативным регулированием не предусмотрено установление в открытой системе теплоснабжения одноставочного тарифа на горячую воду в руб./Гкал.
Представитель административного истца С В.О. в суд явилась, поддержала заявленные требования, полагала подлежащим признанию недействующим весь нормативный правовой акт в связи с нарушением процедуры его принятия, поскольку акт принят без открытия тарифного дела, требуемого, в том числе, при установлении рассматриваемых тарифов на тепловую энергию, на что указано в апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 66а-441/2021, которым признаны недействующими пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2019 N 215-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2020 год", содержащие аналогичное правовое регулирование на предыдущий период. Также представитель административного истца полагал необходимым обязать административного ответчика принять нормативный правовой акт, заменяющий подлежащий признанию недействующим нормативный правовой акт, об утверждении льготных двухкомпонентных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций города Санкт-Петербурга со сроком действия с 01.01.2021 года (т.2 л.д.73-77)
Представители Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) В А.А, Б И.И, А П.Б. в суд явились, представили возражения на исковые требования, согласно которым тарифы, установленные оспариваемым Распоряжением, носят льготный характер, принцип формирования льготных тарифов на соответствующий коммунальный ресурс отличен от принципа формирования экономически обоснованных тарифов, что не позволяет ставить вопрос о соответствии нормативного правового акта, устанавливающего льготные тарифы, нормативным правовым актам, регулирующим порядок расчета экономически обоснованных тарифов. Льготные тарифы устанавливаются для каждой теплоснабжающей организации, в частности, для ГУП "ТЭК СПб" льготные тарифы установлены распоряжением Комитета от 19.12.2018 N 252-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2019 - 2023 годы"; установленные соответствующими распоряжениями льготные тарифы применяются для групп потребителей, перечисленных в Законе Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 г. N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" и рассчитываются путем индексации ранее действовавшего льготного тарифа на величину, которая позволяет уложиться в установленный для Санкт-Петербурга на соответствующий период предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с учетом требований статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию, установленные оспариваемым Распоряжением идентичны льготным тарифам, установленным приложением N 6.2 к распоряжению Комитета от 19.12.2018 N 252-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2019 - 2023 годы".
Административный ответчик указал, что издание оспариваемого акта при наличии для каждой теплоснабжающей организации льготного тарифа, идентичного с установленным оспариваемым Распоряжением, необходимо для упрощения процесса получения заинтересованным потребителем информации о подлежащем применению для расчетов за коммунальные услуги тарифе на коммунальный ресурс (т.1 л.д.187-191).
Представители административного ответчика пояснили, что с учетом выводов, содержащихся в апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 66а-441/2021, разработан и проходит процедуру согласования проект распоряжения Комитета, которым предполагается указание на льготность установленного оспариваемым Распоряжением тарифа для снятия возникшей неопределенности, исключение из оспариваемого Распоряжения тарифов на тепловую энергию в руб./Гкал как дублирующих в части тарифные решения, принятые иными распоряжениями Комитета в отношении конкретных теплоснабжающих организаций Санкт-Петербурга (т.2 л.д.43-45, 84)
Представители заинтересованного лица ГУП "ТЭК СПб" Ч М.Г. и П Е.Б. в суд явились, выразили несогласие с административным иском, указывая на льготный характер установленных тарифов, полагают, что отсутствует нарушение прав административного истца оспариваемым Распоряжением в связи с тем, что судами отказывается ГУП "ТЭК СПб" в удовлетворении требований о взыскании полного объема тепловой энергии, потребленной ресурсоснабжающими организациями на оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению; указали на то, что отмена оспариваемых тарифов не влияет на расчет оплаты за потребленную тепловую энергию с исполнителями коммунальных услуг, поскольку при таких расчетах ГУП "ТЭК СПб" применяет тарифы, установленные Распоряжением Комитета от 19.12.2018 N 252-р (т.1 л.д.172-179, т.2 л.д.88).
Представитель заинтересованного лица Жилищного комитета Санкт-Петербурга в суд не явился, о слушании дела извещен, позиции по делу суду не представил.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего Распоряжение подлежащим признанию недействующим со дня его принятия, суд приходит к следующему.
В сфере водоснабжения и водоотведения государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен в сфере теплоснабжения), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении, Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют полномочия по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.
Органом исполнительной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов), которому переданы полномочия по установлению соответствующих тарифов, является Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, действующий на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга", т.е. оспариваемый акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, опубликован в порядке, установленном пунктом 1.3 Порядка официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 865.
Вместе с тем следует учитывать, что частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию следующие виды тарифов: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
В пункте 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения отражено, что к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся:
а) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов: на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более; на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
б) тарифы: на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов; на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов; на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями; на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя; тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения);
в) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей;
г) плата за подключение к системе теплоснабжения.
В соответствии с Методическими указаниями рассчитываются следующие тарифы в сфере теплоснабжения: на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями; на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями, в соответствии с установленными предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) (пункт 5.1).
Согласно пунктам 12 и 13 Правил регулирования цен в сфере теплоснабжения установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Пунктом 52 Правил регулирования цен в сфере теплоснабжения определено, что установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов).
В пункте 5(3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения отражено, что реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 настоящих Основ.
В силу пункта 5(4) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, определенные в пункте 5(3) настоящего документа категории потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, не относятся к категориям (группам) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, за исключением случаев, когда льготные регулируемые тарифы установлены для указанных категорий потребителей законом субъекта Российской Федерации.
Сравнительный анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что действующим законодательством в сфере тарифного регулирования в области теплоснабжения не предусмотрено установление в сфере теплоснабжения утвержденных оспариваемым Распоряжением тарифов на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению (в открытой и (или) закрытой централизованной системе горячего водоснабжения), предоставляемых гражданам, проживающим в многоквартирных (индивидуальных) жилых домах.
Отсутствуют указание на полномочие Комитета по установлению таких тарифов и в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга".
Кроме того, ранее приведенные нормы свидетельствуют о том, что установление тарифа на тепловую энергию осуществляется в соответствии с определенной процедурой, предусматривающей открытие тарифного дела, составление экспертного заключения, содержащего анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности), анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (пункты 12, 28 - 29 Правил регулирования цен в сфере теплоснабжения), иной процедуры установления тарифа на тепловую энергию указанными Правилами не предусмотрено.
Пунктом 12 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения также закреплено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. В силу пункта 10 этих же Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "д" и "е" пункта 9 настоящих Правил, дело об установлении тарифов не открывается.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктами "а", "б", "д" и "е" пункта 7 настоящих Правил"
Вместе с тем, из пояснений административного ответчика следует, что оспариваемый акт принят без открытия тарифного дела, экспертное заключение либо пояснительная записка в обоснование к принятию оспариваемого акта административным ответчиком не составлялись, поскольку, по мнению административного ответчика, с учетом положений частей 1, 13, 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении, статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации размер льготного тарифа на тепловую энергию рассматривается не на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого ресурса на расчетный период регулирования, а формируется в размере, при котором отношение размера платы граждан за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года не превышает установленный предельный индекс; установленный оспариваемым актом тариф на горячую воду получен путем умножения определенного этим актом тарифа на тепловую энергию на действующий норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Санкт-Петербурга в размере, утвержденном распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 15.12.2017 N 201-р "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подгорев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Санкт-Петербурга с применением метода аналогов"; оспариваемые тарифы приняты на заседании правления Комитета от 16 декабря 2020 года (протокол N 255)
Административный ответчик полагает, что оспариваемый акт по существу содержит те же льготные тарифы в сфере теплоснабжения, утвержденные распоряжениями этого тарифного органа в отношении различных теплоснабжающих организаций, в том числе, ГУП "ТЭК СПб".
Так, распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. N 252-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2019 - 2023 годы" утверждены тарифы в сфере теплоснабжения в отношении ГУП "ТЭК СПб" на период 2019 - 2023 годы; в приложении 6.2 к указанному распоряжению установлены льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ГУП "ТЭК СПб" потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2021 год, которые распространяются на группы лиц, определенные Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга".
Льготные тарифы на тепловую энергию в аналогичных размерах установлены распоряжениями Комитета и в отношении иных теплоснабжающих организаций на 2021 год (например, распоряжениями от 17.12.2018 г. N 243-р, от 19.12.2018 г. N 197-р, от 13.12.2017 г. N 182-р, от 19.12.2018 г. N 259-р, от 20.12.2019 г. N 238-р, от 20.12.2019 г. N 239-р, от 19.12.2018 г. N 260-р, от 19.12.2018 г. N 270-р, от 11.12.2017 г. N 170-р, от 17.12.2018 г. N 248-р, от 17.12.2018 г. N 247-р, от 29.08.2018 г. N 84-р, от 29.08.2018 г. N 80-р, от 29.08.2018 г. N 88-р, от 16.12.2016 г. N 207-р, от 29.08.2018 г. N 82-р, от 31.08.2018 г. N 95-р, от 29.08.2018 г. N 78-р, от 19.12.2018 г. N 199-р, от 29.08.2018 г. N 79-р, от 16.12.2016 г. N 204-р, от 17.12.2018 г. N 249-р, от 05.12.2018 г. N 176-р).
Однако следует учитывать, что в тексте оспариваемого акта и тексте протокола заседания правления Комитета от 16 декабря 2020 г. N 255 не указано на утверждение льготных тарифов.
Сравнительный анализ положений Закона Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" и оспариваемого акта показывает, что круг лиц, на которых распространяются тарифы, утвержденные Распоряжением, в части отличается от круга лиц, на которые распространяются льготные тарифы, в связи с чем само по себе совпадение в размерах льготных тарифов на тепловую энергию на 2021 год, утвержденных вышеуказанными распоряжениями, и оспариваемым нормативным правовым актом, не свидетельствует о том, что Распоряжением утверждены льготные тарифы.
Следует также учитывать, что на административного истца распространяются как льготные тарифы на теплоснабжение на 2021 год, так и утвержденные оспариваемым Распоряжением тарифы, что создает правовую неопределенность в вопросе применения тарифов.
Аналогичные выводы содержатся в апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 66а-441/2021, которым признаны недействующими пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2019 N 215-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2020 год", содержащие аналогичное с рассматриваемым правовое регулирование на 2020 год.
Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемый акт принят с нарушением установленной процедуры, противоречит приведенным федеральным нормам законодательства в сфере тарифного регулирования и допускает правовую неопределенность при его применении, имеет ограниченный срок действия, Распоряжение подлежит признанию недействующим полностью со дня принятия с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 35, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Принимая во внимание, что при признании оспариваемого акта недействующим недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений не возникает в части тарифов на тепловую энергию, поскольку будут применяться установленные иными распоряжениями Комитета льготные тарифы на тепловую энергию, однако она возникает по вопросу тарифного регулирования на горячую воду, то на административного ответчика подлежит возложению обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта в этой части.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
административное исковое заявление Товарищества собственников жилья "Российский -14" о признании недействующим в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2020 N 243-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2021 год"
Возложить на Комитет по тарифам Санкт-Петербурга обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в части установления тарифа на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с централизованной системой горячего водоснабжения, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Комитета по тарифам Санкт-Петербурга в пользу Товарищества собственников жилья "Российский-14" расходы по уплате государственной пошлины в размере N... ("... ") рублей.
Обязать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 1 июля 2021 г. по делу N 3а-165/2021
Текст решения опубликован не был