Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 ноября 2021 г. N 1098
"Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Утвердить прилагаемый Регламент межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Регламент
межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе
(утв. постановлением КМ РТ от 17 ноября 2021 г. N 1098)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе (далее соответственно - система долговременного ухода, участники системы долговременного ухода), определяет цель взаимодействия, участников, порядок и формы межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода, координацию деятельности участников системы долговременного ухода по выявлению и включению граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе (далее - граждане, нуждающиеся в постороннем уходе), в систему долговременного ухода.
1.2. Межведомственное взаимодействие участников системы долговременного ухода осуществляется в целях обеспечения преемственности ведения граждан, нуждающихся в постороннем уходе, при их выявлении и организации предоставления им услуг по долговременному уходу.
1.3. Участниками межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода являются:
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
управления (отделы) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан (далее - территориальный орган социальной защиты);
организации социального обслуживания Республики Татарстан (далее - учреждения социального обслуживания);
Министерство здравоохранения Республики Татарстан, медицинские организации всех форм собственности, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан на соответствующий год, в части оказания первичной медико-санитарной и стационарной медицинской помощи взрослому населению (далее - медицинские организации);
федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан", бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах Республики Татарстан;
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, его территориальные отделения;
добровольческие (волонтерские) организации и волонтеры, содействующие оказанию социальных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода.
II. Координация деятельности участников системы долговременного ухода по выявлению граждан, нуждающихся в постороннем уходе
2.1. Координацию деятельности медицинских организаций по выявлению граждан, нуждающихся в постороннем уходе, и взаимодействию с учреждениями социального обслуживания осуществляет Республиканский гериатрический центр.
2.2. Координацию деятельности учреждений социального обслуживания по выявлению граждан, нуждающихся в постороннем уходе, осуществляет государственное казенное учреждение "Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан".
III. Формы взаимодействия участников системы долговременного ухода
3.1. Межведомственное взаимодействие участников системы долговременного ухода осуществляется путем направления информации о гражданах, нуждающихся в постороннем уходе:
посредством государственной информационной системы "Социальный регистр населения Республики Татарстан" (далее - Социальный регистр населения);
по защищенным каналам связи посредством VipNetClient;
в электронном формате на USB-флеш-устройстве.
3.2. Межведомственное взаимодействие учреждений социального обслуживания с федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан", Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан осуществляется на основании соглашений между Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и указанными территориальными отделениями федеральных учреждений.
3.3. Межведомственное взаимодействие участников системы долговременного ухода осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
IV. Порядок межведомственного взаимодействия при выявлении граждан, нуждающихся в постороннем уходе
4.1. При оказании гражданину медицинских услуг на дому либо при оказании гражданину медицинских услуг в стационарной форме информация о гражданине передается медицинской организацией, выявившей гражданина, в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь взрослому населению по месту жительства гражданина, в территориальный орган социальной защиты по месту жительства гражданина посредством Социального регистра населения:
в течение одного рабочего дня со дня выявления медицинской организацией при оказании медицинских услуг на дому;
не позднее чем за три рабочих дня до выписки гражданина из стационарной медицинской организации.
4.2. При обращении гражданина в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь взрослому населению по месту жительства гражданина, а также при поступлении в эту организацию информации о гражданине, нуждающемся в постороннем уходе, от медицинской организации, выявившей такого гражданина при предоставлении медицинских услуг на дому, от медицинской организации, оказывающей медицинские услуги в стационарной форме, информация о гражданине передается в территориальный орган социальной защиты по месту жительства гражданина посредством Социального регистра населения в течение одного рабочего дня со дня выявления гражданина (поступления информации о нем).
4.3. В рамках проведения комплексным центром социального обслуживания населения (далее - комплексный центр) подомовых (поквартирных) обходов граждан пожилого возраста либо при обследовании условий жизнедеятельности гражданина в связи с его обращением либо обращением в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений информация о гражданине направляется комплексным центром в территориальный орган социальной защиты по месту жительства гражданина в течение одного рабочего дня со дня выявления посредством направления сигнальной карты в Социальный регистр населения.
4.4. При проведении мониторингов и иных мероприятий, осуществляемых добровольцами (волонтерами), действующими в интересах граждан, нуждающихся в постороннем уходе, информация о гражданине направляется в территориальный орган социальной защиты по месту жительства гражданина на бумажном носителе в течение одного рабочего дня со дня выявления.
V. Порядок и формы взаимодействия при определении индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, подборе гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, социального пакета долговременного ухода и оптимальных условий его предоставления, составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг, включающей специальный раздел о предоставлении социального пакета долговременного ухода
5.1. В случае обращения гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, за получением социальных услуг в рамках системы долговременного ухода или при поступлении информации о гражданине, нуждающемся в постороннем уходе, от иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, комплексного центра территориальный орган социальной защиты в день поступления информации вносит информацию о выявлении гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, в Социальный регистр населения.
5.2. Медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, при поступлении в Социальный регистр населения информации о выявлении гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, либо при обращении гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, в течение трех рабочих дней со дня получения информации (выявления гражданина):
осуществляет проведение комплексной оценки его физического состояния, функционального статуса, психического здоровья (далее - комплексная оценка), по итогам которой составляет индивидуальный план профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий (далее - план лечебно-реабилитационных мероприятий) на год;
формирует сведения об имеющихся у гражданина ограничениях жизнедеятельности и рекомендациях по организации ухода за ним, необходимые для определения перечня социальных услуг, их объема и периодичности предоставления, а также формы социального обслуживания, по форме, утвержденной совместным приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - сведения медицинской организации);
вносит сведения медицинской организации в Социальный регистр населения (в случае письменного информированного согласия гражданина (его законного представителя)) для организации территориальным органом социальной защиты предоставления гражданину социальных услуг.
5.3. Комплексный центр при поступлении в Социальный регистр населения информации о гражданине, нуждающемся в постороннем уходе:
в течение двух рабочих дней со дня получения информации организует посещение специалистами комплексного центра гражданина на дому в целях информирования его о порядке и условиях предоставления социальных услуг, а также для проведения обследования условий его жизнедеятельности и определения индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе, структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, реабилитационного потенциала и иных имеющихся ресурсов (далее - типизация) (при оформлении гражданином пожилого возраста (инвалидом) либо его законным представителем заявления о предоставлении социальных услуг);
осуществляет проведение типизации гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, - в случае согласия гражданина (его законного представителя);
вносит информацию о проведенной типизации пожилого гражданина (инвалида) в Социальный регистр населения;
передает в территориальный орган социальной защиты нарочно акт обследования жилищно-бытовых и социальных условий, лист определения индивидуальной потребности пожилого гражданина (инвалида) в постороннем уходе (далее - бланк оценки), содержащий информацию об установленном гражданину пожилого возраста (инвалиду) уровне нуждаемости в постороннем уходе (об изменении уровня нуждаемости в постороннем уходе).
5.4. Территориальный орган социальной защиты по итогам проведенной типизации в сроки и порядке, установленные законодательством в сфере социального обслуживания, принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании), осуществляет гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании, которому установлен один из трех уровней нуждаемости в постороннем уходе, подбор социального пакета долговременного ухода, составляет и передает гражданину (его законному представителю) индивидуальную программу предоставления социальных услуг, включающую специальный раздел о предоставлении социального пакета долговременного ухода.
VI. Порядок и формы взаимодействия между социальным работником и участковым врачом (фельдшером), медицинской сестрой территориального участка медицинской организации по систематическому наблюдению за здоровьем гражданина, нуждающегося в постороннем уходе
6.1. В случае выявления ухудшения состояния здоровья получателя социальных услуг, включенного в систему долговременного ухода (далее - получатель социальных услуг), и необходимости оказания ему медицинской помощи социальный работник в день выявления передает информацию о состоянии здоровья получателя социальных услуг участковому врачу (фельдшеру) медицинской организации по месту проживания (пребывания) получателя социальных услуг, а также участковой медицинской сестре посредством телефонной связи.
В экстренных случаях социальный работник незамедлительно осуществляет вызов бригады скорой медицинской помощи.
6.2. Медицинская организация при поступлении от социального работника информации об ухудшении состояния здоровья получателя социальных услуг:
в течение двух рабочих дней со дня поступления информации организует выезд медицинских работников по месту проживания получателя социальных услуг в целях проведения осмотра состояния его здоровья, назначения (корректировки) лечения, госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую стационарную помощь, корректировки индивидуального плана профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
осуществляет обновление сведений медицинской организации и план лечебно-реабилитационных мероприятий и внесение их в Социальный регистр населения;
в случае необходимости проведения внеплановой типизации гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, информирует социального работника комплексного центра, предоставляющего социальные услуги гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе.
VII. Порядок привлечения медицинских организаций и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги, к реализации стационарзамещающих технологий в рамках системы долговременного ухода
7.1. Медицинские организации, медицинские образовательные учреждения привлекаются к обучению работников учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги на дому и в стационарной форме социального обслуживания в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах, предназначенных для граждан, имеющих психические расстройства, теоретическим основам и практическому освоению навыков ухода за тяжелобольными людьми, обучению методам наблюдения и контроля за изменениями в состоянии здоровья, изучению психологических аспектов, связанных с вопросами организации ухода за пожилыми и инвалидами, правилам поведения с лицами, имеющими психические расстройства.
Обучение осуществляется в рамках стационарзамещающей технологии "Школа ухода", реализуемой на базе комплексных центров. Привлечение к данной работе медицинских организаций и медицинских учебных заведений осуществляется в соответствии с заключенным соглашением (договором) о сотрудничестве между комплексными центрами и медицинскими учреждениями в рамках реализации стационарзамещающей технологии "Школа ухода".
7.2. Юридические лица независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели привлекаются к предоставлению услуги "Сиделка" путем проведения отбора на право предоставления субсидии из бюджета Республики Татарстан на финансовое обеспечение затрат в связи с предоставлением услуги "Сиделка" в 2021-2022 годах в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.02.2021 N 77 "О мерах по реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2021-2022 годах".
VIII. Порядок содействия гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, в предоставлении, в том числе на дому, диспансерного наблюдения в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, оказания паллиативной медицинской помощи
8.1. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, обеспечивают качественное и своевременное оказание необходимой медицинской помощи гражданам, нуждающимся в постороннем уходе и медико-социальном сопровождении, в том числе проведение (оказание) гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе (в том числе на дому):
диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья, включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения;
диспансерного наблюдения;
медицинской реабилитации;
паллиативной медицинской помощи (при наличии медицинских показаний).
8.2. Мероприятия, предусмотренные в пункте 8.1 настоящего Регламента, организуются медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, по месту жительства гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, и осуществляются в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов с учетом стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.
8.3. Лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, медико-социальные услуги оказываются в том числе частными медицинскими организациями по результатам отбора в соответствии с Правилами предоставления из бюджета Республики Татарстан гранта в форме субсидии частным медицинским организациям на финансовое обеспечение затрат, возникающих при реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, в 2020-2024 годах, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.02.2020 N 72 "О реализации в Республике Татарстан пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, в 2020-2024 годах".
IX. Порядок информирования граждан, нуждающихся в постороннем уходе, о социальном пакете долговременного ухода, предоставляемом в Республике Татарстан, и порядке его предоставления
9.1. Информирование граждан, нуждающихся в постороннем уходе, о социальном пакете долговременного ухода, предоставляемом в Республике Татарстан, и порядке его предоставления осуществляется:
территориальными органами социальной защиты, поставщиками социальных услуг - при предоставлении государственной услуги "Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг";
поставщиками социальных услуг - при приеме на социальное обслуживание;
комплексными центрами - при осуществлении подомовых (поквартирных) обходов граждан пожилого возраста и инвалидов;
медицинскими организациями, оказывающими стационарную помощь взрослому населению, медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь взрослому населению по месту жительства гражданина, - при обращении граждан пожилого возраста и инвалидов (их законных представителей) за получением медицинских услуг; выявлении граждан, нуждающихся в постороннем уходе; при оказании медицинских услуг на дому;
клиентскими службами Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан - при выявлении граждан, нуждающихся в постороннем уходе, из числа обратившихся в клиентские службы;
бюро федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" - при выявлении граждан, нуждающихся в постороннем уходе, из числа прошедших медико-социальную экспертизу.
9.2. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан направляет в Министерство здравоохранения Республики Татарстан, федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан", Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан информацию о порядке предоставления социального пакета в Республике Татарстан, нормативных правовых актах, регулирующих предоставление социального пакета, адресах территориальных органов социальной защиты и учреждениях социального обслуживания населения, информационные буклеты для организации проведения подведомственными им учреждениями (филиалами, бюро) информационной кампании среди клиентов.
X. Порядок оценки эффективности проведенных мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности граждан, нуждающихся в постороннем уходе, расширению их возможности самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности, а также оценки достижения цели долговременного ухода
10.1. Оценка эффективности проведенных мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности граждан, нуждающихся в постороннем уходе, расширению их возможности самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности (далее - оценка эффективности) осуществляется посредством следующих показателей:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Периодичность |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Доля граждан, охваченных системой долговременного ухода, от общего количества граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе |
процентов |
ежемесячно |
комплексные центры; дома-интернаты для престарелых и инвалидов; дома-интернаты, предназначенные для граждан, имеющих психические расстройства; центры реабилитации инвалидов, имеющие в составе отделения дневного пребывания; негосударственные поставщики социальных услуг, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан |
2. |
Количество граждан, нуждающихся в постороннем уходе и получающих социальные услуги, входящие в социальный пакет долговременного ухода, охваченных регулярным медицинским патронажем |
человек |
ежемесячно |
комплексные центры; негосударственные поставщики социальных услуг, предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан |
3. |
Количество лиц, осуществляющих уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, обученных в рамках стационарзамещающей технологии "Школа ухода" |
человек |
ежемесячно |
комплексные центры; негосударственные поставщики социальных услуг, предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан |
4. |
Численность граждан пожилого возраста (инвалидов), в том числе имеющих ментальные нарушения, получающих социальные услуги в условиях дневного пребывания |
человек |
ежемесячно |
комплексные центры реабилитации инвалидов, имеющие в составе отделения дневного пребывания |
5. |
Численность граждан пожилого возраста (инвалидов), воспользовавшихся услугами пункта проката технических средств реабилитации |
человек |
ежемесячно |
комплексные центры |
6. |
Доля граждан, получающих долговременный уход со стороны негосударственных организаций, в общем числе граждан, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода |
процентов |
ежеквартально |
негосударственные поставщики социальных услуг, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан |
7. |
Количество родственников, не прекративших либо возобновивших трудовые отношения после включения пожилых членов семьи (инвалидов) в систему долговременного ухода |
человек |
ежегодно |
комплексные центры; негосударственные поставщики социальных услуг, предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан |
8. |
Сокращение числа вызовов скорой медицинской помощи на дом |
единиц |
ежегодно |
Республиканский гериатрический центр |
9. |
Доля граждан, охваченных системой долговременного ухода, у которых наблюдается снижение потребности в постороннем уходе по итогам проведенной плановой (внеплановой) типизации, от общего количества граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, охваченных системой долговременного ухода |
процентов |
ежегодно |
комплексные центры; дома-интернаты для престарелых и инвалидов; дома-интернаты, предназначенные для граждан, имеющих психические расстройства |
10.2. Оценка эффективности осуществляется государственным казенным учреждением "Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" до 5 числа месяца, следующего за отчетным, на основании данных Социального регистра населения, отчетов исполнителей, указанных в пункте 10.1 настоящего Регламента.
Результаты оценки эффективности до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляются в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 ноября 2021 г. N 1098 "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе"
Вступает в силу с 18 ноября 2021 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 18 ноября 2021 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 87, 23 ноября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 декабря 2024 г. N 1180
Изменения вступают в силу с 23 декабря 2024 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 января 2024 г. N 45
Изменения вступают в силу с 31 января 2024 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 марта 2023 г. N 353
Изменения вступают в силу с 27 марта 2023 г.