Дело N 3а-73/2020
УИД 19OS0000-01-2021-000072-95
Решение
именем Российской Федерации
г. Абакан 5 августа 2021 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретарях Амандус О.А., Абрамовой С.М.,
с участием прокурора Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шалагина Александра Викторовича о признании Постановления Главного Государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27 июня 2021 г. N 8 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" противоречащим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим со дня принятия в части отнесения работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, к категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, установил:
27 июня 2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Республике Хакасия принято Постановление N 8 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее- Постановление N 8).
Шалагин А.В., занимающий должность директора ООО "Пригорск", осуществляющего управление многоквартирными домами в п. Пригорск и оказывающей услуги в сфере ЖКХ обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Постановления N 8 в части отнесения работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, к категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", в котором сфера ЖКХ отсутствует. Не поименованы работники сферы жилищно-коммунального хозяйства и в Приказе Министра здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В пункте 18.3 Санитарных правил 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" установлено, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации. Однако оспариваемое Постановление принято административным ответчиком единолично, а не совместно с Министерством здравоохранения Республики Хакасия.
См. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"
Статьей 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" предусмотрен принцип добровольности медицинского вмешательства, однако оспариваемым Постановлением нарушаются его права на отказ от медицинского вмешательства, предписывает, как работнику сферы ЖКХ, пройти принудительную вакцинацию в целях достижения установленной численности в 60%.
В судебном заседании представитель административного истца Санаров Д.Б. на заявленных требованиях настаивал, приводя в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представители административного ответчика Демкина В.Л., Бондаренко О.Л. возражали относительно заявленных требований, пояснив, что оспариваемое Постановление издано компетентным должностным лицом в пределах представленных ему полномочий в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
В Постановлении N 8 определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию; указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Законом предусмотрена возможность отказа от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Постановление N 8 отвечает признакам нормативного правового акта, так как издано в установленном порядке компетентным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц; устанавливает общеобязательные правила поведения, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений.
Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью (пункт "ж"); осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт "з") находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с последующими изменения и дополнениями, далее- Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее- Федеральный закон N 157-ФЗ).
Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (часть 1 статьи 4 Федерального закона N 157-ФЗ).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (далее новая коронавирусная инфекция COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации (СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" отнесен ко II группе патогенности.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30 января 2020 г. на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (ММПС) 2005 г. в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 г. в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.
Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (в редакции от 31 января 2020 г.).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 марта 2020 г. N 102 (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Республики Хакасия введен режим повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее- Федеральный закон N 52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статьей 9 Федерального закона N 157-ФЗ предусмотрено, что национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.
Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).
Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существуют два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (зарегистрирован в Минюсте России 25 апреля 2014 г. N 32115) (далее- Приказ N 125н).
Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2021 г. N 47н в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям позиция, касающаяся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, изложена в следующей редакции: "К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.
К приоритету 2-го уровня относятся:
взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры;
военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. N 728 (далее- Положение), территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 8.1 Положения).
Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Республике Хакасия (пункт 11 Положения).
Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от COVID-19 Минздравом РФ внесена в национальный календарь профилактических прививок. При этом прививки от коронавируса отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ, статья 1 Федерального закона N 157-ФЗ), следовательно, ее можно провести только с согласия гражданина (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 157-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.
Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ).
Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 157-ФЗ, таблица 1 "Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок" МУ 3.3.1.1095-02 "3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания", утвержденных Главным государственным санитарным врачом 9 января 2002 г.).
Настаивая на заявленных требованиях, представитель административного истца ссылается на то, что Постановление N 8 принято с превышением полномочий главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации, поскольку санитарными правилами, являющимися обязательными для исполнения, установлен принцип совместного (территориальный орган Роспотребнадзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения) принятия решений об иммунопрофилактике.
Согласно пункту 18.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (зарегистрировано в Минюсте России 16 апреля 2014 г. N 32001) решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на территориальном, объектовом уровне - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Однако ни названными санитарными правилами, ни иными нормативными правовыми актами не регулируется порядок согласования главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации решения о проведении иммунизации населения по эпидемическим показаниям с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Письмом от 21 июня 2021 г. N 19-00-02/23-10480-2021 Главный государственный санитарный врач по Республике Хакасия уведомила Министра здравоохранения Республики Хакасия о подготовке проекта Постановления "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", определении категорий (групп) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, перечислив их в Приложении.
22 июня 2021 г. на указанное письмо направлен ответ за N 8956-04, в котором каких-либо замечаний, предложений по проекту Постановлению не приведено.
Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 16 марта 2020 г. N 38-п (с последующими изменениями и дополнениями) создана рабочая группа оперативный штаб) при Правительстве Республики Хакасия по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), в состав которой входят, в том числе Министр здравоохранения Республики Хакасия, руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия- Главный государственный санитарный врач по Республике Хакасия.
В соответствии с пунктом 2 Положения о рабочей группе (оперативном штабе) при Правительстве Республики Хакасия по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее- Штаб), утвержденного вышеуказанным Постановлением, задачами Штаба являются, в частности обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных органов государственной власти и организаций при осуществлении деятельности по профилактике и контролю за распространением коронавирусной инфекции в Республике Хакасия.
На официальном сайте Правительства Республики Хакасия (https://r-19.ru/) еженедельно размещаются сведения об итогах заседания оперативного штаба.
Так, 21 июня 2021 г. размещена информация о том, что на заседании регионального оперштаба Главный государственный санитарный врач по Республике Хакасия сообщила, что Управление Роспотребнадзора прорабатывает вопрос подготовки Постановления об обязательной вакцинации.
23 июня 2021 г. в адрес Главы Республики Хакасия- Председателя Правительства Республики Хакасия, являющегося Председателем Оперативного штаба при Правительстве Республики Хакасия направлено письмо Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия N 19-0000/23-10624-2021 "О дополнительных противоэпидемических мероприятиях", в пункте 6 которого предложила принять дополнительные меры по обеспечению массовой вакцинацией населения против COVID-19, в том числе вакцинации работников из групп риска (приложение) первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции в июле текущего года, вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции- в августе текущего года с охватом не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
В Приложении перечислены категории (группы) граждан повышенного риска инфицирования.
27 июня 2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Республике Хакасия принято Постановление N 8 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-COV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в пункте 1 которого постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), следующим категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации:
1.1 работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере: торговли; салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; общественного питания; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; транспорта общего пользования, транспорта для перевозки работников организаций и предприятий, такси; образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов); досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); детских игровых комнат, детских развлекательных центров, лагерей с дневным пребыванием, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; театров, кинотеатров, концертных залов; массовых физкультурных, спортивных мероприятий;
1.2 государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в Республике Хакасия, муниципальным служащим городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия, работникам органов власти Республики Хакасия и подведомственных им организаций.
В указанной части текст оспариваемого Постановления полностью соответствует Письму Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 23 июня 2021 г.
Письмом от 27 июня 2021 г. N 19-00-01/26-10920-2021 Постановление N 8 направлено в органы исполнительной власти Республики Хакасия, в том числе Министерство здравоохранения Республики Хакасия.
При таких обстоятельствах суд находит необоснованным довод представителя административного истца о том, что оспариваемое Постановление принято без участия органов исполнительной власти Республики Хакасия, в частности Министерства здравоохранения Республики Хакасия.
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление N 8 размещено на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия http://19.rospotrebnadzor.ru/, на сайте "Российской газеты" https://rg.ru/2021/06/27/hakasiya-post8-reg-dok.html, на официальном сайте Правительства Республики Хакасия https://r-19.ru/), в социальных сетях; направлено в органы исполнительной власти Республики Хакасия, главам городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия.
Поскольку постановления главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации законодательством Российской Федерации не отнесены к нормативным правовым актам, подлежащим обязательному опубликованию в средствах массовой информации и на официальном интернет-портале правовой информации, текст оспариваемого Постановления был размещен на официальном сайте Роспотребнадзора Республики Хакасия, в социальных сетях и направлен в органы исполнительной власти Республики Хакасия и органы местного самоуправления Республики Хакасия, то есть населению Республики Хакасия обеспечена возможность ознакомиться с содержанием Постановления N 8, суд приходит к выводу о том, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Нельзя согласиться и с доводом представителя административного истца о том, что в Постановление N 8 необоснованно включены категории (группы) лиц, отсутствующие в федеральных нормативных правовых актах, регламентирующих обязательную вакцинацию.
Административный истец ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", в котором не указаны работники жилищно-коммунального хозяйства.
Между тем, из буквального наименования названного Постановления видно, что в нем установлен перечень работ, требующих обязательного проведения профилактических прививок. Однако, как указано выше, в Российской Федерации существуют профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям; при этом прививки от коронавируса отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям.
Приведенное обстоятельство подтверждается также тем, что 8 июня 2021 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", которым внесены изменения в пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", он изложен в новой редакции: "Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции, гриппа и новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
См. ФЗ от 8 декабря 2010 г. N 341-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
Таким образом, вопрос отнесения прививки от коронавируса к профилактическим прививкам находится лишь в стадии рассмотрения законодательным органом проекта федерального закона.
Довод представителя административного истца о противоречии оспариваемого Постановления в части включения в категории лиц, подлежащих обязательной вакцинации работников жилищно-коммунального хозяйства Приказу Минздрава N 125н, основан на ошибочном толковании норм материального права.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в части прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 к приоритету 2 уровня отнесены в том числе, работники организаций сферы предоставления услуг.
Часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Шалагин А.В. на основании трудового договора в качестве директора осуществляет свою деятельность в ООО "Пригорск, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда.
В выписке из ЕГРЮЛ в качестве дополнительных видов деятельности названы: производство электромонтажных работа, производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, производство штукатурных работ, столярные и плотничные работы, производство малярных и стекольных работ, подметание улиц и уборка снега, деятельность по чистке и уборке.
В договорах управления многоквартирным домом, заключенных между собственниками помещений и ООО "Пригорск", размещенных на официальном сайте последнего http://oooprigorsk.ru/, указано, что целью договора является управление многоквартирным домом, а также предоставление гражданам коммунальных услуг надлежащего качества. В приложении 2 к договору установлен перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, в частности техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств (системы и сети отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализация, теплообменники, водозапорная и регулирующая арматура, сантехнические приборы, дымоходы и газоходы), внутренняя система отопления, водопровода и канализации.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что работники жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, управляющих компаний относятся к работникам организаций сферы предоставления услуг, в связи с чем правомерно включены в перечень (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
В силу пункта 1 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
С учетом предусмотренной законом возможности получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства, административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым Постановлением его прав и охраняемых законом интересов, в том числе, свидетельствующих о наличии препятствий для отказа от вакцинации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суд приход к выводу о том, что оспариваемое Постановление принято уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации, с соблюдением установленного порядка, не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, является определенным по своему содержанию, не допускает возможности для его произвольного толкования в процессе применения; не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Шалагина А.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шалагина Александра Викторовича о признании Постановления Главного Государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27 июня 2021 г. N 8 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" противоречащим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим со дня принятия в части отнесения работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, к категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
В окончательной форме решение изготовлено 12 августа 2021 г. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 5 августа 2021 г. N 3а-73/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Главного Государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27.06.2021 N 8 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям"
Текст решения опубликован не был