Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Главного управления, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также соблюдение обязательных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в рамках осуществления в 2022 году Главным управлением регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов на территории Омской области.
Программа и информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, размещена в разделе "Профилактика обязательных требований" официального сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://gsn.omskportal.ru/.
1.1. Описание типов и видов контролируемых лиц
Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства
многоквартирных домов (далее - государственный контроль за деятельностью ЖСК), за истекший период 2021 года осуществлялся Главным управлением по 14 объектам (1673 договора) в отношении 14 контролируемых лиц - ЖСК (добровольных объединений граждан и в установленных ЖК РФ и другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье).
1.2. Описание ключевых, наиболее значимых рисков для охраняемых законом ценностей
Для контролируемых лиц, привлекающих средства членов ЖСК для строительства многоквартирных домов, наиболее значимыми рисками являются нарушения обязательных требований градостроительного законодательства, требований ЖК РФ, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивалось при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, утвержден приказом Главного управления от 5 июля 2017 года N 31-п и размещен на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в разделе "Отраслевая информация".
По результатам проведенного анализа допущенных контролируемыми лицами нарушений обязательных требований установлено, что в отношении нарушителей за истекший период 2021 года вынесено 31 постановление по делам об административных правонарушениях, в том числе:
1) за нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства (ст. 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)) - 30;
2) за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ) - 1.
1.3. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
Состояние подконтрольной сферы определяется количеством контролируемых лиц, динамикой данного показателя и социально-экономической ситуацией в регионе.
Анализ количества многоквартирных домов, строящихся на территории Омской области с привлечением средства членов ЖСК за 1 полугодия 2021 - 2019 годов, приведен на диаграмме N 1.
Анализ количество заключенных договоров паевого взноса и обеспечения жилым помещением членов ЖСК за первые полугодия 2021 - 2019 годов, приведен на диаграмме N 2.
На территории Омской области третий год сохраняется тенденция уменьшения строительства многоквартирных домов с привлечением средств членов ЖСК. Это обусловлено в первую очередь внесением изменений в действующее законодательство - так с 1 июля 2018 года привлечение денежных средств граждан допускается только ЖСК, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", или созданы в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Однако в первом полугодии 2020 года по сравнению с 1 полугодием 2019 года можно увидеть незначительный рост количества договоров паевого взноса и обеспечения жилым помещением членов ЖСК, что объясняется возможностью реализации квартир ЖСК, получившими разрешение на строительство до вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2018 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего ограничения привлечения денежных средств ЖСК.
Так, в первом полугодии 2020 года по сравнению с 1 полугодием 2019 года количество строящихся многоквартирных домов с привлечением средства членов ЖСК сократилось с 21 до 18, при этом количество договоров было увеличено с 1831 до 1928 единиц.
При описании текущих и ожидаемых тенденций необходимо учесть меры, принимаемые по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики.
По состоянию на 1 сентября 2021 года эпидемиологическая обстановка в Омской области постепенно стабилизируется, но остаётся напряжённой из-за числа выявляемых новых случаев инфицирования. Оперативным штабом по борьбе с коронавирусом до 30 сентября 2021 года включительно сохранены действующие в регионе ограничения, санитарные предписания и масочный режим.
Текущими тенденциями, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы, являются:
- действие системных факторов, обусловленных распространением COVID-19:
- ограничительные меры по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, которые приводят к снижению деловой активности, а также к затруднениям трансграничных поставок (могут способствовать переносу срока завершения строительства, увеличению цены договора паевого взноса и обеспечения жилым помещением членов ЖСК);
- возможное падение курса рубля приведет к росту цен на строительные материалы и комплектующие, что может способствовать увеличению цены договора паевого взноса и обеспечения жилым помещением членов ЖСК либо привести к изменению проектных решений в сторону упрощения, ухудшения потребительских качеств, в целях сохранения цены договора паевого взноса и обеспечения жилым помещением членов ЖСК);
- вынужденные изменения условий, на которых были заключены договоры строительного подряда, в связи с ростом стоимости строительства и вынужденных переносов сроков производства некоторых строительных работ (может способствовать переносу срока завершения строительства);
применение в отношении ЖСК процедуры банкротства (может привести к увеличению количества правонарушений в области строительства многоквартирных домов ЖСК);
изменение нормативной правовой базы в области строительства многоквартирных домов ЖСК (изменение/отмена обязательных требований способствует увеличению/снижению количества правонарушений в области строительства многоквартирных домов ЖСК);
С учетом существующей социально-экономической ситуации в строительной отрасли очевидно, что указанные тенденции сохранятся и будут оказывать влияние на осуществление контрольной (надзорной) деятельности и профилактическую работу Главного управления в будущем.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований при строительстве многоквартирных домов ЖСК, стимулирование их к добросовестному осуществлению обязанностей должно способствовать улучшению ситуации в целом и снижению выявляемых в ходе осуществления контрольных (надзорных) мероприятий нарушений.
1.4. Аналитические показатели состояния подконтрольной сферы
Государственный контроль за деятельностью ЖСК осуществлялся в соответствии с ЖК РФ, посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований и мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (далее - надзорные мероприятия) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом государственного контроля за деятельностью ЖСК является соблюдение ЖСК обязательных требований, установленных частью 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьей 123.1 ЖК РФ.
По состоянию на 01.07.2021 государственный контроль за деятельностью ЖСК осуществлялся Главным управлением в отношении 14 ЖСК по 14 многоквартирным домам (1673 договорам).
За отчетный период 2021 года при осуществлении Главным управлением государственного контроля за деятельностью ЖСК проведено 41 надзорное мероприятие за соблюдением требований ЖК РФ, в том числе:
- 7 проверок;
- 34 мероприятия по контролю без взаимодействия с ЖСК, из них: проанализированы 22 ежеквартальные отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств членов ЖСК; осуществлено 12 наблюдений за размещением информации в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренной статьей 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ (далее - также ЕИСЖС).
В ходе проведенных надзорных мероприятий в первом полугодии 2021 года выявлено 32 нарушения обязательных требований, оценка соответствия которых являлась предметом государственного контроля за деятельностью ЖСК.
Среднее количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении государственного контроля за деятельностью ЖСК на 1 контрольное мероприятие в отчетном периоде составляет 0,78 = (32/(34+7).
Аналитические данные по количеству выявленных нарушений Главным управлением при осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК за первое полугодие 2021 - 2020 годов приведены в таблице N 1.
Уменьшение среднего количества выявленных нарушений обязательных требований на одно надзорное мероприятие в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года связано с реализацией одного из основных направлений реформы контрольно-надзорной деятельности - проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в подконтрольной Главному управлению сфере государственного контроля за деятельностью ЖСК, стимулирование их к добросовестному выполнению своих функций.
Таблица N 1
Наименование показателя |
Период |
||
1 полугодие 2021 года |
1 полугодие 2020 года |
2020 год |
|
Количество выявленных нарушений обязательных требований |
32 |
27 |
52 |
Количество надзорных мероприятий |
41 |
29 |
72 |
Среднее количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении надзорных мероприятий в отчетном году 1 |
0,78 |
0,93 |
0,72 |
Так в рамках информирования контролируемых лиц в новостной ленте официального сайта Главного управления в телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация для застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов с привлечением средств членов ЖСК, по вопросу размещения информации в ЕИСЖС, где застройщикам даны разъяснения о порядке и сроках размещения информации в данной системе, а также обращено внимание на административную ответственность субъектов информации в случае допущения нарушений.
В целях защиты прав граждан-участников долевого строительства, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на основании договоров участия в долевом строительстве и ЖСК, возмещению ущерба от противоправной деятельности и профилактике появления новых проблемных объектов, в соответствии с пунктом 2 протокола заседания президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М. Ш. Хуснуллина, организовано взаимодействие Главного управления с органами прокуратуры Омской области, МВД России по Омской области, Следственным комитетом Российской Федерации по Омской области, ФСБ России по Омской области, Публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства". По результатам взаимодействия 27.01.2021 вторым отделом по ОВД СУ СК РФ по Омской области возбуждено уголовное дело в отношении ЖСК "Волгоградский" по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК Главным управлением за истекший период 2021 года выдано 7 предписаний об устранении нарушений.
При выборе вида наказания и меры ответственности за совершенные административные правонарушения учитываются смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением в соответствии с положениями КоАП РФ.
В отчетном периоде 2021 года Главным управлением для 4 ЖСК как субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля за деятельностью ЖСК, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
1.5 Текущий уровень развития профилактических мероприятий
По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики за истекший период 2021 года в рамках осуществления государственного контроля за деятельностью ЖСК Главным управлением выявлен ряд наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, а именно:
- нарушение статьи 123.2 ЖК РФ в части непредоставления ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности ЖСК, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства ЖСК многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким ЖСК своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами. Данные факты выявлены в деятельности 30 ЖСК;
- невыполнение в установленный срок законного предписания Главного управления, осуществляющего государственный контроль за деятельностью ЖСК, выявлено в деятельности 1 ЖСК.
Совершенствование механизмов осуществления контрольно-надзорной деятельности является одной из основных задач Главного управления.
В целях реализации целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", направленной на установление единых и четких правил организации контроля (надзора), обеспечение конкурентных и равных условий развития бизнеса, повышение качества и эффективности контроля (надзора), Главным управлением разработаны программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Главного управления на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов (далее - Программы профилактики) с учетом положений Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2.
Программы профилактики утверждены приказом Главного управления от 14 декабря 2020 года N 41-п и размещены на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
Цели Программ профилактики определяются приоритетными направлениями государственной политики, обозначенными в Целевой модели осуществления контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации на период до 2023 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р.
Достижение данных целей в отчетном периоде 2021 года Главным управлением достигнуто за счет следующих мероприятий:
1. На официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в подразделе "Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора)" раздела "Государственный контроль (надзор)" вкладки "Отраслевая информация" размещен перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих требования законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также строительства многоквартирных домов ЖСК, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля в области долевого строительства, государственного контроля за деятельностью ЖСК. Актуализация перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей осуществляется посредством своевременного внесения в него изменений и дополнений в связи с вновь выявленными обязательными требованиями или изменениями нормативного правового регулирования. По результатам постоянного учета выявленных и вновь принимаемых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере государственного контроля в области долевого строительства, государственного контроля за деятельностью ЖСК, в первом полугодии 2021 года изменения в перечень нормативных правовых актов внесены приказом Главного управления от 09.03.2021 N 16-п "О внесении изменений в приказ Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 5 июля 2017 года N 31-п".
2. Должностными лицами Главного управления в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок", пополняется информационный ресурс на сайте Федеральной государственной информационной системы о проводимых проверках и их результатах.
3. На официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" размещена и актуализирована информация по государственному контролю за деятельностью ЖСК:
- о планируемых проверках в разделе "План проведения проверок организаций" вкладки "Отраслевая информация";
- о проведенных проверках и их результатах, выданных предписаниях в подразделе "Результаты проверок";
- о привлечении лиц, в отношении которых были возбуждены дела об административных правонарушениях, к административной ответственности в разделе "Сведения о вступивших в законную силу постановлениях Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о привлечении застройщика, его должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ и ЖК РФ";
- о приближении срока предоставления ежеквартальной отчетности в
новостной ленте;
- об изменениях в действующем законодательстве в подразделе "Информация для застройщиков, привлекающих денежные средства граждан" раздела "Информация по контролю в области долевого строительства".
4. 14.12.2020 разработано и утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается Главным управлением при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства, а также за деятельностью ЖСК, связанной со строительством многоквартирных домов (далее - Руководство). Руководство подлежит актуализации с учетом изменений обязательных требований, размещается в подразделе "Руководства по соблюдению обязательных требований" раздела "Профилактика нарушений обязательных требований" официального сайта Главного управления.
5. В рамках межведомственного взаимодействия Главным управлением:
- 21.04.2021 принято участие в заседании рабочей группы Администрации города Омска по рассмотрению вопросов участия граждан в строительстве многоквартирных домов на территории города Омска в режиме видео-конференц-связь;
- осуществляется ежеквартальный обмен информацией с органами прокуратуры Омской области, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Омской области в целях координации работы по возмещению ущерба, нанесенного действиями недобросовестных застройщиков, и профилактике появления новых проблемных объектов.
6. Осуществляется постоянный сбор и мониторинг выявленных нарушений обязательных требований в целях организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на их снижение.
7. Осуществляется консультирование контролируемых лиц:
- при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится разъяснительная работа "как делать нельзя";
- оказывается адресное консультирование контролируемых лиц посредством работы Консультационного пункта, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42, каб. N 412 и телефона "Горячей Линии" +7 (3812) 241-237, 236-183.
8. 25 февраля 2021 года Главным управлением проведено совещание по вопросу размещения информации в ЕИСЖС, где ЖСК даны разъяснения о порядке и сроках размещения информации в данной системе, а также обращено внимание на административную ответственность субъектов информации в случае допущения нарушений.
9. Ежеквартально проводятся публичные (заочные) обсуждения результатов правоприменительной практики с обобщением практики осуществления государственного контроля за деятельностью ЖСК:
- 18.02.2021 за 2020 год;
- 29.04.2021 за первый квартал 2021 года;
- 29.07.2021 за 2 квартал 2021 года.
Результаты соответствующих обобщений (доклады, презентации, протоколы и пресс-релизы) размещаются на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
10. Обеспечивается ежегодное обобщение практики осуществления Главным управлением государственного контроля за деятельностью ЖСК, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами в целях недопущения таких нарушений. Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления за 2020 год, утвержденный приказом Главного управления от 19.02.2021 N 11-п, размещен в подразделе "Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности" раздела "Профилактика нарушений обязательных требований".
Информация о реализации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований Программы, размещается на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
1.6 Возможные варианты решения проблемы с помощью профилактических мероприятий Программы
Главным управлением в целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля за деятельностью ЖСК, устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определен перечень профилактических мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач и достижение поставленных целей Программы.
Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статей 45 - 47, 49, 50, 52 Федерального закона N 248-ФЗ и включают в себя мероприятия по следующим направлениям:
1) информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах;
2) обобщение правоприменительной практики. По итогам обобщения правоприменительной практики Главное управление не реже одного раза в год обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) осуществление консультирования по обращениям контролируемых лиц и их представителей (Главное управление дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля за деятельностью ЖСК);
5) проведение должностным лицом Главного управления профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
При осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению надзорных мероприятий.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации Программы, является низкий уровень правовой грамотности контролируемых лиц, который может привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Проведение профилактических мероприятий в виде информирования, консультаций, выдачи предостережений предполагает отсутствие мер административного воздействия, является мерой, способствующей снижению административных и финансовых издержек контролируемых лиц.
В 2021 году важное значение приобрело увеличение количества консультаций, рекомендаций по разъяснению обязательных требований.
Продолжение практики проведения профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК в 2022 году позволит закрепить сложившийся положительный эффект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.