Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния регионального контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, описание текущего развития профилактической деятельности Главного управления, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в рамках осуществления в 2022 году Главным управлением регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Омской области.
Программа и информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, размещена в разделе "Профилактика обязательных требований" официального сайта Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://gsn.omskportal.ru/.
1.1. Описание типов и видов контролируемых лиц
Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - государственный контроль в области долевого строительства), за истекший период 2021 года осуществлялся Главным управлением по 66 объектам в отношении 31 контролируемого лица, в том числе:
1) застройщиков - хозяйственных обществ:
- которые или основные общества которых либо любое из дочерних хозяйственных обществ основных обществ имеют опыт (не менее трех лет)
участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее пяти тысяч квадратных метров в совокупности, при наличии полученных в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщиков, и (или) технических заказчиков, и (или) генеральных подрядчиков в соответствии с договорами строительного подряда;
- которые имеют в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекают денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство;
- наименование которых содержит слова "специализированные застройщики";
2) застройщика - некоммерческой организации, созданной в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", или публично-правовой компании, указанной в части 1 статьи 23.2 и пункте 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) Фонда субъекта Российской Федерации, юридического лица, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории.
1.2. Описание ключевых, наиболее значимых рисков для охраняемых законом ценностей
Для контролируемых лиц, привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее также - участники долевого строительства), наиболее значимыми рисками являются нарушения обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, градостроительного законодательства, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивались при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов, утвержден приказом Главного управления от 5 июля 2017 года N 31-п и размещен на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в разделе "Отраслевая информация".
По результатам проведенного анализа допущенных контролируемыми лицами нарушений обязательных требований установлено, что в отношении нарушителей за истекший период 2021 года вынесено 66 постановлений по делам об административных правонарушениях, в том числе:
1) за нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства (ст. 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ))-42;
2) за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 14.28 КоАП РФ) - 19;
3) за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ) - 5.
1.3. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
Состояние подконтрольной сферы определяется количеством контролируемых лиц, динамикой данного показателя и социально-экономической ситуацией в регионе.
Анализ количества многоквартирных домов, строящихся с привлечением средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, приведен на диаграмме N 1.
Диаграмма N 1
На территории Омской области третий год сохраняется тенденция увеличения строительства многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ.
При описании текущих и ожидаемых тенденций необходимо учесть меры, принимаемые по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики.
По состоянию на 01.09.2021 эпидемиологическая обстановка в Омской области постепенно стабилизируется, но остаётся напряжённой из-за числа выявляемых новых случаев инфицирования. Оперативным штабом по борьбе с коронавирусом до 30 сентября 2021 года включительно сохранены действующие в регионе ограничения, санитарные предписания и масочный режим.
Текущими тенденциями, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы, являются:
- действие системных факторов, обусловленных распространением COVID-19:
- ограничительные меры по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, которые приводят к снижению деловой активности, а также к затруднениям трансграничных поставок (могут способствовать переносу срока завершения строительства, увеличению цены договора участия в долевом строительстве);
- возможное падение курса рубля приведет к росту цен на строительные материалы и комплектующие, что может способствовать увеличению цены договора участия в долевом строительстве либо привести к изменению проектных решений в сторону упрощения, ухудшения потребительских качеств, в целях сохранения цены договора участия в долевом строительстве);
- вынужденные изменения условий, на которых были заключены договоры строительного подряда, в связи с ростом стоимости строительства и вынужденных переносов сроков производства некоторых строительных работ (может способствовать переносу срока завершения строительства);
применение в отношении застройщиков процедуры банкротства (может привести к увеличению количества правонарушений в области долевого строительства);
изменение нормативной правовой базы в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (изменение/отмена обязательных требований способствует увеличению/снижению количества правонарушений в области долевого строительства);
ужесточение санкций за отдельные виды правонарушений в области долевого строительства (может способствовать снижению количества правонарушений в области долевого строительства).
С учетом существующей социально-экономической ситуации в строительной отрасли очевидно, что указанные тенденции сохранятся и будут оказывать влияние на осуществление контрольной (надзорной) деятельности и профилактическую работу Главного управления в будущем.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в сфере долевого строительства, стимулирование их к добросовестному осуществлению обязанностей должно способствовать улучшению ситуации в целом и снижению выявляемых в ходе осуществления контрольных (надзорных) мероприятий нарушений.
1.4. Аналитические показатели состояния подконтрольной сферы
Государственный контроль в области долевого строительства на территории Омской области осуществлялся в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ.
При организации и проведении государственного контроля в области долевого строительства применяются требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2020 N 1336 "Об утверждении требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости".
Государственный контроль в области долевого строительства осуществлялся посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований и мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (далее - надзорные мероприятия) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом государственного контроля в области долевого строительства является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязательных требований, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По состоянию на 01.07.2021 государственный контроль в области долевого строительства осуществлялся Главным управлением в отношении 31 застройщика по 66 объектам капитального строительства (многоквартирные дома и иные объекты недвижимости).
За отчетный период 2021 года при осуществлении Главным управлением государственного контроля в области долевого строительства проведено 188 мероприятий по контролю за соблюдением законодательства в области долевого строительства, в том числе:
- 31 проверка застройщиков;
- 157 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, из них: проанализировано 28 ежеквартальных отчетностей застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства; осуществлено 129 наблюдений за размещением застройщиками информации в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренной статьей 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ (далее - ЕИСЖС).
В ходе проведенных надзорных мероприятий в первом полугодии 2021 года выявлено 85 нарушений обязательных требований, оценка соответствия которых являлась предметом государственного контроля в области долевого строительства. Среднее количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении государственного контроля в области долевого строительства на 1 контрольное мероприятие в отчетном периоде составляет 0,45 = (85/(157+31).
Аналитические данные по количеству выявленных нарушений Главным управлением при осуществлении государственного контроля в области долевого строительства за первое полугодие 2021 - 2020 годов приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование показателя |
Период |
||
1 полугодие 2021 года |
1 полугодие 2020 года |
2020 год |
|
Количество выявленных нарушений обязательных требований |
85 |
40 |
109 |
Количество надзорных мероприятий |
188 |
43 |
122 |
Среднее количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении надзорных мероприятий в отчетном году 1 |
0,45 |
0,93 |
0,89 |
Уменьшение среднего количества выявленных нарушений обязательных требований на одно надзорное мероприятие в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года связано с реализацией одного из основных направлений реформы контрольно-надзорной деятельности - проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в подконтрольной Главному управлению сфере государственного контроля в области долевого строительства, стимулирование их к добросовестному выполнению своих функций.
Так в рамках информирования контролируемых лиц в новостной ленте официального сайта Главного управления в телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация для застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с привлечением средств участников долевого строительства, по вопросу размещения информации в ЕИСЖС, где застройщикам даны разъяснения о порядке и сроках размещения информации в данной системе, а также обращено внимание на административную ответственность субъектов информации в случае допущения нарушений.
В целях стимулирования застройщиков, нарушающих обязательные требования части 4 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ (размещение информации в ЕИСЖС) и неоднократно привлекаемых по статье 13.19.3 КоАП РФ к добросовестному выполнению своих функций, Главным управлением информация о названных фактах направлялась в саморегулируемые организации профессиональных арбитражных управляющих, членами которых являются арбитражные управляющие данных застройщиков.
При осуществлении государственного контроля в области долевого строительства Главным управлением за истекший период 2021 года выдано 22 предписания об устранении нарушений.
При выборе вида наказания и меры ответственности за совершенные административные правонарушения учитываются смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением в соответствии с положениями КоАП РФ.
В отчетном периоде 2021 года Главным управлением для 11 субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля в области долевого строительства, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Ко АП РФ, административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
1.5 Текущий уровень развития профилактических мероприятий
По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики за истекший период 2021 года в рамках осуществления государственного контроля в области долевого строительства Главным управлением выявлен ряд наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, а именно:
- нарушения части 3 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ в части непредоставления в установленный срок отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно предоставление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или предоставление отчетности не в полном объеме. Данные факты выявлены в деятельности 17 застройщиков;
- нарушения части 4 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ в части неразмещения застройщиками соответствующей информации в ЕИСЖС. Данные факты выявлены в деятельности 44 застройщиков;
- невыполнение в установленный срок законного предписания Главного управления, осуществляющего государственный контроль в области долевого строительства, выявлено в деятельности 5 застройщиков.
Совершенствование механизмов осуществления контрольно-надзорной деятельности является одной из основных задач Главного управления.
В целях реализации целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", направленной на установление единых и четких правил организации контроля (надзора), обеспечение конкурентных и равных условий развития бизнеса, повышение качества и эффективности контроля (надзора), Главным управлением разработаны программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Главного управления на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов (далее - Программы профилактики) с учетом положений Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2.
Программы профилактики утверждены приказом Главного управления от 14 декабря 2020 года N 41-п и размещены на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
Цели Программ профилактики определяются приоритетными направлениями государственной политики, обозначенными в Целевой модели осуществления контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации на период до 2023 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р.
Достижение данных целей в отчетном периоде 2021 года Главным управлением достигнуто за счет осуществления следующих мероприятий:
1. На официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в подразделе "Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора)" раздела "Государственный контроль (надзор)" вкладки "Отраслевая информация" размещен перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих требования законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также строительства многоквартирных домов ЖСК, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля в области долевого строительства, государственного контроля за деятельностью ЖСК. Актуализация перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей осуществляется посредством своевременного внесения в него изменений и дополнений в связи с вновь выявленными обязательными требованиями или изменениями нормативного правового регулирования. По результатам постоянного учета выявленных и вновь принимаемых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере государственного контроля в области долевого строительства, государственного контроля за деятельностью ЖСК, в первом полугодии 2021 года изменения в перечень нормативных правовых актов внесены приказом Главного управления от 09.03.2021 N 16-п "О внесении изменений в приказ Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 5 июля 2017 года N 31-п".
2. Должностными лицами Главного управления в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок", пополняется информационный ресурс на сайте Федеральной государственной информационной системы о проводимых проверках и их результатах.
3. На официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" размещена и актуализирована информация по государственному контролю в области долевого строительства:
- реестр многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, строящихся с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
- реестр застройщиков, привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Федерального закона N 214-ФЗ;
- о проведенных проверках и их результатах, выданных предписаниях в подразделе "Результаты проверок";
- о привлечении лиц, в отношении которых были возбуждены дела об административных правонарушениях, к административной ответственности в разделе "Сведения о вступивших в законную силу постановлениях Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о привлечении застройщика, его должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ и ЖК РФ";
- о приближении срока предоставления ежеквартальной отчетности в новостной ленте;
- об изменениях в действующем законодательстве в подразделе "Информация для застройщиков, привлекающих денежные средства граждан" раздела "Информация по контролю в области долевого строительства".
4. 06.02.2020 разработано и утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается Главным управлением при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства (далее - Руководство). 14.12.2020 утверждено актуализированное Руководство. Руководство по соблюдению обязательных требований подлежит актуализации с учетом изменений обязательных требований, размещается в подразделе "Руководства по соблюдению обязательных требований" раздела "Профилактика нарушений обязательных требований" официального сайта Главного управления.
5. В рамках межведомственного взаимодействия Главным управлением:
- 05.04.2021 принято участие в заседании Попечительского совета некоммерческой организации "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Омской области", проведенным Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области;
- 21.04.2021 принято участие в заседании рабочей группы Администрации города Омска по рассмотрению вопросов участия граждан в строительстве многоквартирных домов на территории города Омска в режиме видео-конференц-связь;
- осуществляется ежеквартальный обмен информацией с органами прокуратуры Омской области, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Омской области в целях координации работы по возмещению ущерба, нанесенного действиями недобросовестных застройщиков, и профилактике появления новых проблемных объектов.
6. Осуществляется постоянный сбор и мониторинг выявленных нарушений обязательных требований в целях организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на их снижение.
7. Осуществляется консультирование юридических лиц:
- при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится разъяснительная работа "как делать нельзя";
- оказывается адресное консультирование контролируемых лиц по вопросам долевого строительства посредством работы Консультационного пункта, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42, каб. N 412 и телефона "Горячей Линии" +7 (3812) 241-237, 236-183.
8. 25 февраля 2021 года Главным управлением проведено совещание с застройщиками, осуществляющими строительство многоквартирных домов с привлечением средств участников долевого строительства, по вопросу размещения информации в ЕИСЖС, где застройщикам даны разъяснения о порядке и сроках размещения информации в данной системе, а также обращено внимание на административную ответственность субъектов информации в случае допущения нарушений.
9. Ежеквартально проводятся публичные (заочные) обсуждения результатов правоприменительной практики с обобщением практики осуществления государственного контроля в области долевого строительства:
- 18.02.2021 за 2020 год;
- 29.04.2021 за первый квартал 2021 года;
- 29.07.2021 за 2 квартал 2021 года.
Результаты соответствующих обобщений (доклады, презентации, протоколы и пресс-релизы) размещаются на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
10. Обеспечивается ежегодное обобщение практики осуществления Главным управлением государственного контроля в области долевого строительства, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами в целях недопущения таких нарушений. Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления за 2020 год, утвержденный приказом Главного управления от 19.02.2021 N 11-п, размещен в подразделе "Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности" раздела "Профилактика нарушений обязательных требований".
Информация о реализации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований Программы, размещается на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
1.6 Возможные варианты решения проблемы с помощью профилактических мероприятий Программы
Главным управлением в целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля в области долевого строительства, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определен перечень профилактических мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач и достижение поставленных целей Программы.
Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статей 45 - 47, 49, 50, 52 Федерального закона N 248-ФЗ и включают в себя мероприятия по следующим направлениям:
1) информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах;
2) обобщение правоприменительной практики. По итогам обобщения правоприменительной практики Главное управление не реже одного раза в год обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) осуществление консультирования по обращениям контролируемых лиц и их представителей (Главное управление дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля в области долевого строительства;
5) проведение должностным лицом Главного управления профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
При осуществлении государственного контроля за долевым участием проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации Программы, является низкий уровень правовой грамотности контролируемых лиц, который может привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Проведение профилактических мероприятий в виде информирования, консультаций, выдачи предостережений предполагает отсутствие мер административного воздействия, является мерой, способствующей снижению административных и финансовых издержек контролируемых лиц.
В 2021 году важное значение приобрело увеличение количества консультаций, рекомендаций по соблюдению обязательных требований.
Продолжение практики проведения профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля в области долевого строительства в 2022 году позволит закрепить сложившийся положительный эффект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.