Рассмотрев проект федерального закона N 1256381-7 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай отмечает, что проект федерального закона подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
В целом поддерживая принятие данного проекта федерального закона Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай предлагает дополнить его положениями, наделяющими депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации при осуществлении им депутатских полномочий следующими правами:
1) беспрепятственно посещать государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, присутствовать на заседаниях коллегиальных органов указанных организаций, а также беспрепятственно посещать иные организации на территории субъекта Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, или имеющие в качестве учредителей (соучредителей) органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, либо обладающие льготами по налогам и иным обязательным платежам в бюджет субъекта Российской Федерации или местные бюджеты, за исключением тех организаций, на которые распространяется особый режим посещения в соответствии с федеральным законодательством;
2) права депутата на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных организаций субъекта Российской Федерации и муниципальных организаций, иных организаций на территории субъекта Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В настоящее время сложилась ситуация, когда отсутствие законодательного закрепления указанных прав на федеральном уровне стало основанием для оспаривания в судебном порядке положений регионального законодательства, которыми установлены права депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации на беспрепятственное посещение государственных и муниципальных органов и организаций, на прием в первоочередном порядке их руководителями. В частности, определением Верховного Суда РФ от 13 марта 2013 года N 25-АПГ13-1, были признаны недействующими положения Закона Астраханской области от 22 июля 2003 года N 35/2003-03 "О статусе депутата Думы Астраханской области", устанавливающие соответствующие права депутата Думы Астраханской области, в связи с тем, что установление данных прав депутатов является прерогативой федерального законодателя.
Аналогичная позиция Верховного Суда Российской Федерации содержится в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2018 года N 60-АПГ18-8, Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2019 года N 46-АПА19-26.
При этом Верховный Суд в своих решениях обосновывает свою позицию тем, что установление указанных гарантий депутатской деятельности нарушает принципы гражданского законодательства, так как является вмешательством в деятельность участников гражданского оборота.
Применение принципов гражданского права, регулирующих имущественные, связанные и не связанные с ними личные неимущественные и корпоративные отношения, складывающиеся по поводу материальных и нематериальных благ, к отношениям, возникающим между представителями органа публичной власти и хозяйствующими субъектами в связи с осуществлением органами власти своих полномочий, является некорректным.
Наделение депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации правами на беспрепятственное посещение указанных государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, а также право депутата на приём в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами обусловлено спецификой работы депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, которая связана с исполнением наказов и обращением избирателей и участием в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением законодательства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, а также за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью.
Сложившаяся ситуация существенно ограничивает права региональных депутатов на осуществление своих полномочий и, по сути, лишает их возможности оперативно реагировать на обращения своих избирателей.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 39, статьей 40 проекта федерального закона предлагается установить законодательному органу субъекта Российской Федерации пятнадцатидневный срок для предоставления им в Государственную Думу отзывов и поправок на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения и после их принятия в первом чтении.
Вместе с тем, принятие данной нормы в предлагаемой редакции повлечет невозможность рассмотрения законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации поступивших из Государственной Думы проектов федеральных законов, поскольку в силу требований части 3 статьи 11 рассматриваемого проекта закона правомочное заседание законодательного органа Российской Федерации проводится не реже одного раза в три месяца.
На основании изложенного Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай постановляет:
1. Поддержать проект федерального закона N 1256381-7 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" с учетом предлагаемых поправок.
2. Предложить депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Птицыну Роману Викторовичу представлять данные поправки на заседании Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.
3. Направить настоящее Постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
А.П. Кохоев |
Таблица
поправок к проекту федерального закона N 1256381-7 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
N п/п |
Текст, к которому предлагается поправка |
Автор поправки |
Содержание поправки |
Новая редакция текста законопроекта с предлагаемой поправкой |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Статья 17. Осуществление депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации своих полномочий Дополнить новыми частями 9-10. |
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай |
Внести в статью 17 Законопроекта изменения (дополнить частями 9-10) в части установления права депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации беспрепятственно посещать государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, присутствовать на заседаниях коллегиальных органов указанных организаций, а также беспрепятственно посещать иные организации на территории субъекта Российской Федерации, а также установления права депутата на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных организаций субъекта Российской Федерации и муниципальных организаций, иных организаций на территории субъекта Российской Федерации в связи с осуществлением депутатских полномочий. |
Статья 17. Осуществление депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации своих полномочий 1. Депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности. 2. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Число депутатов, работающих на профессиональной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. 3. Депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации замещает государственную должность субъекта Российской Федерации вне зависимости от условий осуществления им депутатской деятельности. 4. Если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном органе этого субъекта Российской Федерации, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной основе. 5. Встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения. 6. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления. 7. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. 8. Воспрепятствование организации или проведению встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, определяемого законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. Депутат по предъявлению своего удостоверения по вопросам депутатской деятельности имеет право беспрепятственно посещать государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, присутствовать на заседаниях коллегиальных органов указанных организаций, а также беспрепятственно посещать иные организации на территории субъекта Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, или имеющие в качестве учредителей (соучредителей) органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, либо обладающие льготами по налогам и иным обязательным платежам в бюджет субъекта Российской Федерации или местные бюджеты, за исключением тех организаций, на которые распространяется особый режим посещения в соответствии с федеральным законодательством. 10. По вопросам своей деятельности депутат имеет право на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных организаций субъекта Российской Федерации и муниципальных организаций, иных организаций на территории субъекта Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. |
2 |
"2. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу направляются в законодательный орган субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации для представления ими в Государственную Думу в пятнадцатидневный срок отзывов на указанные проекты федеральных законов.". |
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай |
Внести в часть 2 статьи 39 Законопроекта изменение в части увеличения до 30 дней срока внесения отзывов на проекты федеральных законов законодательным органом субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Часть 2 статьи 39 Законопроекта изложить в следующей редакции: "2. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу направляются в законодательный орган субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации для представления ими в Государственную Думу в тридцатидневный срок отзывов на указанные проекты федеральных законов.". |
"2. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу направляются в законодательный орган субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации для представления ими в Государственную Думу в тридцатидневный срок отзывов на указанные проекты федеральных законов.". |
3 |
Статья 40. Порядок представления поправок к проектам федеральных законов по предметам совместного ведения, принятых Государственной Думой в первом чтении Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в законодательные органы субъектов Российской Федерации для представления ими в Государственную Думу в соответствии с Регламентом Государственной Думы поправок к указанным законопроектам в пятнадцатидневный срок. |
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай |
Внести в статью 40 Законопроекта изменение в части увеличения до 30 дней срока внесения законодательным органом субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации поправок к проектам федеральных законов, принятых Государственной Думой в первом чтении. Статью 40 Законопроекта изложить в следующей редакции:
Статья 40. Порядок представления поправок к проектам федеральных законов по предметам совместного ведения, принятых Государственной Думой в первом чтении Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в законодательные органы субъектов Российской Федерации для представления ими в Государственную Думу в соответствии с Регламентом Государственной Думы поправок к указанным законопроектам в тридцатидневный срок. |
Статья 40. Порядок представления поправок к проектам федеральных законов по предметам совместного ведения, принятых Государственной Думой в первом чтении Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в законодательные органы субъектов Российской Федерации для представления ими в Государственную Думу в соответствии с Регламентом Государственной Думы поправок к указанным законопроектам в тридцатидневный срок. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 17 ноября 2021 г. N 22-39 "О проекте федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Вступает в силу с 17 ноября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном портале Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 22 ноября 2021 г., в Сборнике законодательства Республики Алтай, ноябрь 2021 г. N 193, ч. 1, с.72