Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2021 г. N 69-КГ21-11-К7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 октября 2021 г. кассационную жалобу Сбоевой Олеси Владимировны на решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 г.
по делу Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 2-245/2020 по иску казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" к Сбоевой Олесе Владимировне о взыскании излишне выплаченной суммы единовременной денежной выплаты.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" (далее также - Центр социальных выплат) 11 февраля 2020 г. обратилось в суд с иском к Сбоевой О.В. о взыскании излишне выплаченной суммы единовременной денежной выплаты.
В обоснование заявленных требований Центр социальных выплат ссылался на то, что Сбоева О.В. состояла на учёте в Центре социальных выплат в качестве получателя мер социальной поддержки по категории "многодетная семья".
Приказом начальника филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - филиал Центра социальных выплат в г. Мегионе) от 28 октября 2019 г. на основании постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 339-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие" и личного заявления Сбоевой О.В. от 24 октября 2019 г. ей была предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющегося единственным для семьи, в счёт погашения части остатка основного долга по одному ипотечному жилищному кредиту (займу) (далее также - единовременная денежная выплата) в размере 460 650 руб.
Письмом департамента муниципальной собственности администрации г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2019 г. начальнику филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе сообщено, что распоряжением главы г. Мегиона от 8 августа 2007 г. N 626 в целях обеспечения жилым помещением семье Сбоева Игоря Владимировича (супруг Сбоевой О.В.) была перечислена субсидия из средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в размере 583 549 руб. 92 коп.
26 декабря 2019 г. начальником филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе Сбоева О.В. уведомлена о том, что у неё отсутствовало право на получение единовременной денежной выплаты ввиду того, что ранее её семье уже предоставлялась субсидия на аналогичные цели, в результате чего образовалась переплата Сбоевой О.В. единовременной денежной выплаты в размере 460 650 руб., подлежащая возврату. Однако полученную сумму переплаты Сбоева О.В. в добровольном порядке не возвратила, в связи с чем Центр социальных выплат, ссылаясь на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился в суд с данным иском, в котором просил взыскать со Сбоевой О.В. излишне выплаченную ей сумму единовременной денежной выплаты в размере 460 650 руб. в бюджет филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе.
Ответчик Сбоева О.В. в суде первой инстанции исковые требования не признала.
Решением Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июля 2020 г. исковые требования казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" удовлетворены. С Сбоевой О.В. в пользу казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" - филиала в городе Мегионе взыскана излишне выплаченная сумма единовременной денежной выплаты в размере 460 650 руб., а также в бюджет муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры взыскана государственная пошлина в размере 7 806 руб. 50 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 г. решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2020 г. оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Сбоевой О.В. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 4 июня 2021 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 22 сентября 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны и третье лицо - Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не явились, сведений о причинах неявки в судебное заседание суда кассационной инстанции не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 390 11, частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (далее также - ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при разрешении исковых требований о взыскании с Сбоевой О.В. в пользу казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры судами первой и апелляционной инстанций, а также кассационным судом общей юрисдикции были допущены такого рода существенные нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Сбоева О.В. состояла на учёте в Центре социальных выплат как получатель мер социальной поддержки по категории "многодетная семья".
Распоряжением главы г. Мегиона от 8 августа 2007 г. N 626 "О перечислении денежных средств" семье Сбоевой О.В. была предоставлена субсидия в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в размере 583 549 руб. 92 коп.
24 сентября 2019 г. от Сбоевой О.В. посредством единого портала предоставления государственных и муниципальных услуг в Центр социальных выплат поступило заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты на основании постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 339-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие".
8 октября 2019 г. Департамент муниципальной собственности администрации г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в ответ на запрос от 1 октября 2019 г. направил в адрес Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письменную информацию о том, что Сбоева О.В. состоит в списке граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на основании постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 339-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие", с составом семьи из 4-х человек (Сбоева О.В. и трое её несовершеннолетних детей).
11 октября 2019 г. Департамент муниципальной собственности администрации г. Мегиона в ответ на запрос от 4 октября 2019 г. направил в адрес Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информацию о том, что Сбоева О.В. состоит в списке граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на основании постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 339-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие", с составом семьи из 5-и человек (Сбоева О.В., её супруг Сбоев И.В. и трое несовершеннолетних детей), с указанием на то, что факт предоставления Сбоевой О.В. государственной поддержки не выявлен.
21 октября 2019 г. Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в ответ на запрос от 4 октября 2019 г. письменно сообщил Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что Сбоева О.В. является получателем государственной поддержки в виде компенсации части процентной ставки по кредитному договору. Размер предоставленной государственной поддержки за период с 2007 года по 16 октября 2019 г. составил 776 807 руб. 45 коп.
21 октября 2019 г. начальник филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе уведомил Сбоеву О.В. об отказе в предоставлении ей единовременной денежной выплаты, так как ранее на аналогичные цели Сбоевой О.В. и членам её семьи была оказана государственная поддержка за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.
24 октября 2019 г. Сбоева О.В. повторно обратилась в Центр социальных выплат с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты (данного документа нет в материалах дела).
28 октября 2019 г. начальником филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе издан приказ N 84 о предоставлении Сбоевой О.В. единовременной денежной выплаты в размере 460 650 руб. Данная выплата была направлена на ссудный счёт Сбоевой О.В., открытый в публичном акционерном обществе банке "Финансовая корпорация Открытие" для обслуживания ипотечного жилищного кредита.
24 декабря 2019 г. начальник филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе направил в адрес Западно-Сибирского филиала публичного акционерного общества банка "Финансовая корпорация Открытие" письмо, в котором просил произвести возврат суммы в размере 460 650 руб. В письме указано, что при формировании документов для предоставления Сбоевой О.В. единовременной денежной выплаты специалистом допущена ошибка, такая выплата Сбоевой О.В. не положена ввиду отсутствия у неё права на её получение. Банком денежные средства Центру социальных выплат возвращены не были, поскольку кредитный договор был закрыт 30 октября 2019 г.
26 декабря 2019 г. начальник филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе уведомил Сбоеву О.В. о том, что у нее отсутствовало право на получение единовременной денежной выплаты в размере 460 650 руб. ввиду предоставления ей ранее субсидии на аналогичные цели. В уведомлении содержалась просьба о возврате денежных средств в размере 460 650 руб. в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
30 декабря 2019 г. Департамент муниципальной собственности администрации г. Мегиона направил в адрес филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе в ответ на запрос от 25 декабря 2019 г. информацию о том, что распоряжением главы г. Мегиона от 8 августа 2007 г. N 626 "О перечислении денежных средств" в целях обеспечения жилым помещением семье Сбоева Игоря Владимировича была перечислена субсидия из средств бюджета автономного округа в размере 583 549 руб. 92 коп.
Денежные средства в размере 460 650 руб. (единовременная денежная выплата, предоставленная Сбоевой О.В. на основании приказа начальника филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе от 28 октября 2019 г. N 84) Центру социальных выплат Сбоевой О.В. не возвращены.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Центра социальных выплат о взыскании с Сбоевой О.В. излишне выплаченной суммы единовременной денежной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что Сбоева О.В. не имела права на получение спорной выплаты, так как ранее распоряжением главы г. Мегиона от 8 августа 2007 г. N 626 "О перечислении денежных средств" в целях обеспечения жилым помещением из средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры семье Сбоевой О.В. была предоставлена субсидия в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в размере 583 549 руб. 92 коп.
Сославшись на пункт 1 Порядка предоставления в 2019 году единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющегося единственным для семьи, в счёт погашения части остатка основного долга по одному ипотечному жилищному кредиту (займу) отдельным категориям многодетных семей, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 339-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие", согласно которому предоставление единовременной денежной выплаты в целях обеспечения права на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется отдельным категориям многодетных семей, не получавшим средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на приобретение (строительство) жилых помещений на основании иных правовых актов на аналогичные цели, суд первой инстанции возложил на Сбоеву О.В. обязанность возвратить Центру социальных выплат излишне выплаченную ей сумму единовременной денежной выплаты в размере 460 650 руб., так как Сбоевой О.В. ранее было реализовано право на получение мер государственной поддержки, связанных с обеспечением жилым помещением.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьёй 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, при которых полученная Сбоевой О.В. денежная выплата не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения, указав со ссылкой на подпункт 4 указанной нормы, что в ходе судебного разбирательства не были представлены доказательства, подтверждающие факт получения денежных средств в дар.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Центра социальных выплат, также указав на отсутствие предусмотренных статьёй 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, при которых полученная Сбоевой О.В. сумма единовременной денежной выплаты не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, признала содержащиеся в них выводы законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причём органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашённым статьёй 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвёртого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой").
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учётом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 339-п с целью создания условий для устойчивого естественного роста численности населения автономного округа, снижения уровня бедности, повышения качества жизни жителей утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие".
В рамках названной государственной программы постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 339-п утверждён Порядок предоставления в 2019 году единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющегося единственным для семьи, в счёт погашения части остатка основного долга по одному ипотечному жилищному кредиту (займу) отдельным категориям многодетных семей (далее также - Порядок).
Пунктом 1 Порядка предусмотрено предоставление многодетным семьям единовременной денежной выплаты в целях обеспечения их прав на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющегося единственным для семьи, ранее не получавшим средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на приобретение (строительство) жилых помещений на основании иных правовых актов на аналогичные цели (за исключением получения из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры компенсации части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (займу), использования на улучшение жилищных условий материнского (семейного) капитала и Югорского семейного капитала) (норма приведена в редакции, действующей на дату подачи Сбоевой О.В. заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты - 24 октября 2019 г.)
Согласно положениям пунктов 3, 4 Порядка единовременная денежная выплата предоставляется однократно гражданину Российской Федерации - родителю (далее - заявитель), который в период с 15 сентября 2019 года по 30 ноября 2019 года включительно подает заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или региональную информационную систему Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", приложив к заявлению о предоставлении единовременной денежной выплаты скан-образы следующих документов: свидетельство о заключении брака (в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению (строительству) жилого помещения является супруг (супруга) заявителя); справка кредитора (заимодавца) о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом) с указанием ссудного счёта и реквизитами договора об ипотечном жилищном кредите (займе) на дату подачи заявления; свидетельство о рождении членов семьи (по подпункту 1.1.2 пункта 1 Порядка).
Пунктами 5, 7 Порядка определено, что единовременную денежную выплату предоставляет Центр социальных выплат по месту жительства заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации. Центр социальных выплат в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации запрашивает все необходимые сведения, в том числе в органах местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сведения о неполучении заявителем мер государственной поддержки, указанных в пункте 1 Порядка (по запросу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). Факт получения мер государственной поддержки, указанных в пункте 1 Порядка, Центр социальных выплат устанавливает на основании сведений, содержащихся в региональном реестре получателей мер социальной поддержки.
Таким образом, во исполнение предписаний статьи 40 Конституции Российской Федерации о праве на жилище, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами на уровне субъектов Российской Федерации устанавливаются условия и порядок представления нуждающимся в обеспечении жильем гражданам мер социальной поддержки в целях содействия улучшению их жилищных условий.
Так, одной из форм обеспечения жилым помещением многодетных семей, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является предоставление им за счёт бюджетных средств социальной выплаты, направленной на погашение ими части остатка основного долга по одному ипотечному жилищному кредиту (займу). Одним из условий предоставления социальной выплаты названной категории граждан является факт не получения ими ранее средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на приобретение (строительство) жилых помещений на основании иных правовых актов на аналогичные цели. Проверка соблюдения заявителем данного условия в соответствии с Порядком предоставления в 2019 году единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена на предоставляющий данную государственную услугу Центр социальных выплат по месту жительства заявителя.
Как установлено судом, на основании приказа начальника филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе от 28 октября 2019 г. ив соответствии с постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 339-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие" Сбоевой О.В. была предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющегося единственным для семьи, в счёт погашения части остатка основного долга по одному ипотечному жилищному кредиту (займу) в размере 460 650 руб.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, принципы правовой определённости и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретённых прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учёта всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Суды первой и апелляционной инстанций не применили к спорным отношениям положения подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не приняли во внимание социально-значимый характер полученной Сбоевой О.В. в рамках действовавшей государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие" денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, а также отсутствие, как следует из обжалуемых судебных постановлений, недобросовестного, противоправного поведения со стороны Сбоевой О.В. при реализации права на получение указанной меры государственной поддержки.
Исходя из характера и предназначения предоставленной семье Сбоевой О.В., имеющей троих несовершеннолетних детей и относящейся к категории многодетных, единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющегося единственным для семьи, данная мера государственной поддержки многодетных семей представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки таких семей, не имеющих жилья в регионе их постоянного проживания, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения, направлена на погашение ими части остатка основного долга по одному ипотечному жилищному кредиту (займу), в связи с чем данная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счётной ошибки, в связи с чем вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для взыскания с Сбоевой О.В. в пользу Центра социальных выплат излишне выплаченной суммы единовременной денежной выплаты, не применивших к спорным отношениям положения подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделан без учёта правовой природы названной выплаты, не соответствует приведённому правовому регулированию.
Взыскивая с Сбоевой О.В. денежные средства в размере полученной единовременной денежной выплаты в сумме 460 650 руб., суды первой и апелляционной инстанций не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве денежной выплаты на строительство (приобретение) жилья, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, что нарушило право Сбоевой О.В. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьёй 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Разрешая исковые требования Центра социальных выплат, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание конкретные обстоятельства предоставления Сбоевой О.В. единовременной денежной выплаты в отсутствие одного из условий, предусмотренных Порядком предоставления в 2019 году единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (о неполучении ранее средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на приобретение (строительство) жилых помещений на основании иных правовых актов на аналогичные цели), возложив бремя неблагоприятных последствий выявленного нарушения на гражданина, тем самым допустив формальный подход к разрешению настоящего спора.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что единовременная денежная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения произведена Сбоевой О.В. в установленном порядке, на основании предоставленных ею документов и в соответствии с приказом начальника филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе от 28 октября 2019 г., и только из содержания письма начальника филиала Центра социальных выплат в г. Мегионе, направленного 24 декабря 2019 г. в адрес Западно-Сибирского филиала публичного акционерного общества банка "Финансовая корпорация Открытие", следует, что единовременная денежная выплата осуществлена Сбоевой О.В. в результате ошибки специалиста, допущенной им при формировании документов.
Полученная Сбоевой О.В. единовременная денежная выплата использована по целевому назначению: денежные средства направлены на ссудный счёт Сбоевой О.В. для обслуживания ипотечного жилищного кредита, который 30 октября 2019 г. был закрыт.
В процессе реализации права на единовременную денежную выплату Сбоевой О.В. согласно материалам дела не было совершено недобросовестных, противоправных действий. Напротив, Сбоева О.В. на основании постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. N 339-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие" состояла в списке граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющегося единственным для семьи, в счёт погашения части остатка основного долга по одному ипотечному жилищному кредиту (займу) отдельным категориям многодетных семей (с составом семьи из 4-х человек: супруг Сбоев И.В. и трое несовершеннолетних детей), в установленном порядке подала все необходимые для получения указанной меры социальной поддержки документы, заявление Сбоевой О.В. о предоставлении денежной выплаты рассмотрено компетентными органами, прошло соответствующие проверки и было удовлетворено.
Лишение в сложившейся ситуации многодетной матери Сбоевой О.В., проживающей семьёй с тремя несовершеннолетними детьми на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, права на денежную выплату на строительство (приобретение) единственного для этой семьи жилья, не допустившей недобросовестных, противоправных действий при обращении в уполномоченные органы за реализацией права на такую выплату, использовавшей полученные денежные средства по целевому назначению, не будет отвечать целям государственной политики в области поддержки семей, не имеющих жилья и достаточных собственных средств для его приобретения. При подобном подходе предоставление выплаты на строительство (приобретение) жилья, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки данной категории лиц, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан.
Ввиду изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о взыскании с Сбоевой О.В. в пользу казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" выплаченной суммы единовременной денежной выплаты в размере 460 650 руб. на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющегося единственным для семьи, в счёт погашения части остатка основного долга по одному ипотечному жилищному кредиту (займу), нельзя признать соответствующим целям и задачам правового регулирования отношений по обеспечению жильём отдельных категорий многодетных семей.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Сбоевой О.В. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального права не выявил и не устранил, не принял во внимание необходимость применения к спорным отношениям норм Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со специальными нормами права, регулирующими отношения по предоставлению мер государственной поддержки многодетным семьям, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Сбоевой О.В., что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведённое выше и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14 - 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 г. по делу Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 2-245/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2021 г. N 69-КГ21-11-К7
Текст определения опубликован не был