Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 15. Инвестиционное развитие
173. Создание благоприятного инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной деятельности являются основой достижения высоких показателей социально-экономического развития региона.
174. К проблемам инвестиционной деятельности Костромской области в настоящее время относятся:
инфраструктурные ограничения (состояние транспортной инфраструктуры, характеризующейся неразвитостью железнодорожного сообщения внутри региона, неудовлетворительным состоянием значительной части автодорожной сети, отсутствием речного порта как одного из основных элементов логистики доставки грузов для нужд региональных предприятий в различных сферах экономики, значительной нагрузкой на действующий автопешеходный мост через реку Волгу в городе Костроме (свыше 35 тыс. автомобилей в сутки), недостаточными темпами газификации региона (по состоянию на 1 января 2021 года уровень газификации в регионе составляет 62,9%, при среднероссийском уровне 71,4%), а также высокая стоимость подключения к инженерным сетям и сооружениям для открытия новых производств, в особенности энергоемких);
усиление конкуренции среди субъектов Российской Федерации за привлечение инвестиционных ресурсов. По итогам 2020 года объем инвестиций на душу населения в Костромской области составил 41,4 тыс. рублей, что значительно ниже среднероссийского уровня (137 тыс. рублей) и среднего значения по Центральному федеральному округу (160 тыс. рублей);
отсутствие свободных бюджетных средств ввиду предельной ограниченности областного и местных бюджетов для реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства и, как следствие, развития института государственно-частного партнерства в регионе как такового;
неконкурентоспособность мер государственной поддержки бизнеса по сравнению с действующими инструментами в других регионах Центрального федерального округа и Российской Федерации, что является существенным сдерживающим фактором для привлечения инвестиций и стимулирования предпринимательской активности;
существенный уровень административной нагрузки на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
175. Основной целью инвестиционного развития является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Костромской области.
176. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
развитие приоритетных отраслей и производственных комплексов, обладающих значительным потенциалом развития в долгосрочной перспективе;
создание новых высокотехнологичных производств, модернизация и расширение имеющейся технической базы, выпуск новой конкурентоспособной продукции;
повышение инвестиционной привлекательности Костромской области, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
177. К приоритетным отраслям инвестиционного развития Костромской области в период реализации Стратегии относятся агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс, обрабатывающие производства, электроэнергетика, туризм.
При этом акцент должен быть сделан на муниципальные образования, обладающие сырьевыми и инфраструктурными преимуществами (городские округа Костромской области, а также Костромской, Галичский, Буйский районы, муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район). Развитие других муниципальных образований предполагается осуществить по базовому сценарию, основываясь на сложившуюся отраслевую специализацию, ориентированную на малый и средний бизнес. Развитие туризма должно стать точкой роста в Макарьевском, Красносельском, Кадыйском, Судиславском, Сусанинском, Островском, Галичском районах, Кологривском муниципальном округе.
178. К точкам роста и основным векторам развития инвестиционной деятельности можно отнести:
реализацию проектов по снятию инфраструктурных ограничений и повышению инфраструктурной обеспеченности районов Костромской области, создание территорий интенсивного развития (индустриальные, технологические и инновационные парки, промышленные округа), развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, реализация проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства;
развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, что предполагает выстраивание современной системы обслуживания грузопотоков, удовлетворение потребностей в грузовых и пассажирских перевозках, повышение надежности и качества энергообеспечения потребителей и, в конечном итоге, улучшение качества жизни населения;
развитие регионального рынка трудовых ресурсов, что включает в себя повышение обеспеченности потребностей экономики области трудовыми ресурсами в оптимальной профессионально-квалификационной структуре, повышение качества профессионального образования;
развитие конкуренции, конкурентных рынков и малого предпринимательства в целях обеспечения занятости населения, расширения номенклатуры производимых товаров и оказываемых услуг;
повышение комфортности делового и инвестиционного климата в регионе на основе внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р, планом "Трансформация делового климата", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 года N 20-р.
179. Для решения поставленных задач и достижения цели предполагается реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности в Костромской области:
формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, предусматривающей эффективный комплекс мер поддержки инвестиционной деятельности, сопровождение проектов по принципу "одного окна";
создание инфраструктурно подготовленных площадок, развитие зон интенсивного развития с учетом специализаций, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации для Костромской области: развитие действующих и создание новых индустриальных парков, промышленных технопарков (многофункциональный парк "Индустриальный", индустриальный парк "Волгореченский"), промышленных кластеров (на территории города Костромы, города Волгореченска, Красносельского муниципального района), территории социально-экономического развития (ТОР "Галич");
реализация мероприятий по сокращению сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг ресурсоснабжающих организаций в сфере инвестиционной деятельности, в том числе путем межведомственного электронного взаимодействия и цифровизации услуг, предоставляемых субъектам инвестиционной деятельности;
развитие финансовых и нефинансовых институтов государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, в том числе с привлечением средств, планируемых к созданию регионального фонда развития промышленности Костромской области, а также поддержки по линии Фонда развития промышленности;
создание и развитие эффективных механизмов инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов (Инвестиционный фонд Костромской области, областная адресная инвестиционная программа Костромской области, Дорожный фонд Костромской области и иные бюджетные инструменты);
создание условий обеспечения субъектов нового бизнеса профессионально подготовленными кадрами;
создание инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности (инвестиционный портал Костромской области, система обратной связи, база свободных инвестиционных площадок, инвестиционные предложения с просчитанным технико-экономическим обоснованием);
развитие института государственно-частного партнерства на территории региона;
взаимодействие с институтами развития (Фондом развития моногородов, Фондом развития промышленности, Корпорацией малого и среднего предпринимательства и другими);
в целях снижения административной нагрузки на бизнес будут приняты меры по повышению эффективности и результативности регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
реализация плана "Трансформация делового климата" предусматривает:
1) снижение количества этапов технологического присоединения к электросетям, сроков технологического присоединения к сетям газораспределения, получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для подготовки проектной документации на строительство жилых объектов, сроков импорта товаров участниками внешнеэкономической деятельности;
2) повышение качества государственных услуг в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью;
3) внедрение цифровых технологий;
4) повышение достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости, внедрение электронного оборота недвижимости на базе цифровых технологий;
5) снижение количества административных барьеров предпринимательской деятельности;
6) обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний с государственным участием и финансовым ресурсам;
7) развитие человеческого капитала;
8) совершенствование корпоративного управления и налогового администрирования;
9) совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
реализация целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р.
180. Правительством Российской Федерации определены следующие целевые модели:
1) "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование";
2) "Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества";
3) "Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества";
4) "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации";
5) "Поддержка малого и среднего предпринимательства";
6) "Технологическое присоединение к электрическим сетям";
7) "Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения";
8) "Подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения".
По каждому из этих направлений осуществляются мероприятия в целях создания благоприятных условий для ведения бизнеса в регионе, развития конкуренции и улучшения инвестиционного климата.
181. По направлению "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование":
основные мероприятия направлены на сокращение количества и сроков процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, на обеспечение наличия в регионе генеральных планов поселений и городских округов.
В том числе по направлению "территориальное планирование":
в федеральной государственной информационной системе территориального планирования размещены нормативы градостроительного проектирования;
разработаны и приняты документы территориального планирования;
подготовлены программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур местного значения на основании генеральных планов поселений, городских округов;
установлены территориальные зоны и градостроительные регламенты.
182. По направлению "Получение разрешений на строительство":
сокращены сроки предоставления и обеспечен рост доли услуг, предоставленных в электронном виде;
обеспечено предоставление услуг в электронном виде, а также по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;
сокращено количество сведений, которые заявитель обязан представлять для прохождения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий путем организации межведомственного электронного взаимодействия;
разработан и принят административный регламент предоставления услуг;
оптимизировано количество дополнительных процедур;
разработаны и внедрены информационные интерактивно-аналитические сервисы, демонстрирующие последовательность прохождения процедур в зависимости от типа, вида и особенностей строительного проекта ("калькулятор процедур"), информационная система обеспечения градостроительной деятельности в электронной форме, интегрированной с региональным порталом государственных и муниципальных услуг, позволяющая перейти к межведомственному и межуровневому взаимодействию.
183. По направлению "Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества":
сокращение сроков предоставления услуг;
повышение качества регистрационного процесса;
расширение предоставления услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
совершенствование межведомственного электронного взаимодействия, в том числе за счет предоставления сведений в электронном виде.
184. По направлению "Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества":
сокращение сроков предоставления и рост доли услуг, предоставленных в электронном виде;
формирование документов территориального планирования в муниципальных образованиях;
уточнение данных на объекты в государственном реестре недвижимости;
учет границ в государственном реестре недвижимости;
сокращение сроков утверждения схемы расположения земельных участков;
совершенствование межведомственного электронного взаимодействия, в том числе за счет предоставления сведений в электронном виде;
развитие электронной системы по постановке участков на кадастровый учет.
185. По направлению "Осуществление контрольно-надзорной деятельности".
В Костромской области осуществляется 21 вид регионального государственного контроля (надзора), 5 видов государственного контроля (надзора) по переданным полномочиям, 9 видов муниципального контроля.
Снижение административного давления на бизнес является неотъемлемым условием повышения эффективности системы государственного и муниципального управления в Костромской области и уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти Костромской области.
Совершенствование механизмов осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предполагается путем:
совершенствования нормативного правового регулирования организации и проведения регионального государственного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, исключения избыточных, устаревших и дублирующих требований, являющихся предметом проверок, проводимых контрольно-надзорными органами. В частности, планируется разработка закона Костромской области о видах регионального государственного контроля (надзора), порядков осуществления государственных функций по региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю, признание утратившими силу регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
продолжения внедрения стандарта профилактики правонарушений, в том числе проведения профилактических мероприятий на основании ежегодно утверждаемых программ профилактики правонарушений, разработки и публикации руководств по соблюдению обязательных требований, обобщения и публикации правоприменительной практики, проведения ежеквартальных публичных мероприятий для подконтрольных субъектов;
расширения практики применения риск-ориентированного подхода, формирования планов проверок с учетом категорий риска (классов опасности). В настоящее время 16 видов регионального государственного контроля (надзора) из 21 осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утверждены критерии отнесения деятельности подконтрольных субъектов к определенным категориям риска (классам опасности). По одному виду регионального государственного контроля (надзора) отменены плановые проверки;
проведения оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности органов регионального государственного контроля (надзора);
утверждения порядка (методики) оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Костромской области с показателями эффективности;
внедрения информационных решений (ресурсов), направленных на совершенствование контрольно-надзорной деятельности, в том числе государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности 2.0";
ежегодной оценки влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в Костромской области;
продолжения использования "реестровой модели" при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности;
перехода на полное электронное взаимодействие при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля на территории Костромской области.
186. По направлению "Поддержка малого и среднего предпринимательства" в целях содействия формированию благоприятной среды для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития предпринимательства будут решаться следующие задачи:
формирование системы государственного управления в сфере поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
реализация мер, направленных на обучение субъектов малого и среднего предпринимательства;
организация оказания финансовой, инфраструктурной и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
стимулирование спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства;
формирование системы налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства;
предоставление услуг по принципу "одного окна" для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности;
развитие сельскохозяйственной кооперации;
развитие системы информационных сервисов, которые предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности, через портал информационных ресурсов для предпринимателей, создание и ведение которого осуществляется акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".
187. По направлению "Технологическое присоединение к электрическим сетям" основные мероприятия по регулированию технологического присоединения к электросетям:
расширение практики подачи заявок на технологическое присоединение в электронном виде;
создание и функционирование "личных кабинетов" на сайтах сетевых организаций;
прозрачность расчета платы за технологическое присоединение для заявителя;
упрощение системы закупок;
упрощение проведения работ по строительству и реконструкции сетей;
упрощение процедуры размещения объектов электросетевого хозяйства;
оптимизация процедуры получения разрешения на проведение работ.
188. По направлению "Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения" предполагается урегулирование вопросов, связанных с доступностью услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям:
обеспечение возможности подачи заявки о заключении договора о подключении в электронном виде;
обеспечение реализации механизма внесения платы по стадиям выполнения договора о подключении (по срокам);
реализация мероприятий, направленных на упрощение процедуры получения технических условий;
упрощение процедуры получения разрешения на строительство газопроводов;
оптимизация мероприятий заявителя по подключению к сетям газораспределения в границах земельного участка;
сокращение количества этапов и документов при подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения.
189. По направлению "Подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения" необходимо:
унифицировать правила и процедуры предоставления технических условий и подключения к различным видам сетей инженерно-технического обеспечения;
унифицировать формы документов, связанных с выдачей технических условий подключения и подключением к различным сетям инженерно-технического обеспечения;
исключить избыточные и дублирующие процедуры, требования по представлению заявителем исходных материалов и информации;
оптимизировать порядок установления стоимости работ по технологическому подключению, исключив экономически необоснованное определение стоимости работ и сложности процедур, связанных с определением стоимости;
расширение информационного обеспечения о доступности по порядку и условиям технологического присоединения, а также о наличии мощностей к подключению;
оптимизация процедур подачи заявления, в том числе в электронном виде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.