Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1143311-7 "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 года N 41-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 3.7, статей 25.1 - 25.5.1 и части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой иностранной компании "Majena Shipping Company Limited".
Указанным постановлением положения части 4 статьи 3.7 и части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в которой допускают ограничение права частной собственности, а также права на судебную защиту данного права по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в случаях конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения - товаров и (или) транспортных средств у лиц, не являющихся собственниками соответствующего имущества, когда товар или транспортное средство законно перемещены через таможенную границу и находятся на таможенной территории ЕАЭС, где таможенные органы и суды Российской Федерации имеют эффективные средства контроля и законного принуждения, при достоверно известном составе участников таможенных и связанных с ними правоотношений, включая собственника имущества, который не уклоняется от осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией. Таким образом Конституционный Суд Российской Федерации обозначил, что собственник вправе обжаловать конфискацию своего имущества только при условии его законного перемещения через таможенную границу ЕАЭС и нахождения на таможенной территории ЕАЭС.
Для реализации указанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, законопроектом предлагается дополнить статью 30.12 Кодекса положением, предусматривающим возможность обжалования, вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (о нарушении таможенных правил), предусмотренном главой 16 Кодекса, в части назначения административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения лицом, которому орудие совершения или предмет административного правонарушения принадлежит на праве собственности, и которое не привлечено к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признано в судебном порядке виновным в его совершении. При этом указывается, что данному обжалованию не подлежат случаи, "если административное правонарушения связано с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза".
Замечаний концептуального характера по проекту федерального закона не имеется. Вместе с тем представляется целесообразным дополнить законопроект положениями, предусматривающими направление копии постановления по делу об административном правонарушении, в случае назначения в качестве административного наказания конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения у лица, не являющегося его собственником, соответствующему собственнику данного имущества.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.