В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить Обзор обобщения практики осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 1-е полугодие 2021 года (прилагается).
2. Начальнику отдела связи и информатизации Госадмтехнадзора Московской области Егорову В.В. обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Госадмтехнадзора Московской области - заместителя главного государственного административно-технического инспектора Московской области Гирко С.Г.
Заместитель начальника Госадмтехнадзора |
С.Е. Орлов |
Утвержден
приказом начальника
Госадмтехнадзора
Московской области
от 04.10.2021 N 139-ПР-О
Обзор
обобщения практики осуществления регионального государственного надзора в области защиты населении и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 1-е полугодие 2021 года
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
2. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области
Обзор правоприменительной практики подготовлен за 1-е полугодие 2021 года по результатам регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
I. Общие положения
Государственный контроль (надзор) - функция государства, осуществляемая в целях контроля исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
Основной формой контрольно-надзорной деятельности являются проверки - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
Деятельность Госадмтехнадзора Московской области в рамках контроля (надзора) направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 847/28, Госадмтехнадзор Московской области осуществляет региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области.
При осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются:
до 01.07.2021 положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
с 01.07.2021 положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации",
с учетом положений Порядка организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 16.12.2016 N 947/44, Административного регламента по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области, утвержденный Распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 г. N 532-р.
С 01.07.2021 вступил в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" применяются в рамках осуществления плановых проверок в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
С 14.09.2021 действует Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 14.09.2021 N 907/32.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Московской области вместо "14.09.2021" следует читать "21.09.2021". Названное постановление вступает в силу с 30 сентября 2021 г.
Реализация надзорных полномочий осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:
- плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры (далее - План проверок);
- внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в открытом доступе на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области размещены Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, еженедельная и иная информация о результатах проверок. В Единый реестр проверок своевременно вносится информация о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. С 01.07.2021 года информация о плановых и внеплановых проверках вносится в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а с 01.07.2021 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" регулирует общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимателями, в том числе в области организации и осуществления контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных властей.
Действие указанных федеральных законов распространяется на юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов.
В Госадмтехнадзоре Московской области распоряжениями от 30.10.2020 N 167-р и от 30.10.2020 N 166-р утверждены Планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и органов местного самоуправления на 2021 год. Планы согласованы с Прокуратурой Московской области, размещены в Едином реестре проверок, опубликованы на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области.
Внеплановые проверки, проводимые Госадмтехнадзором Московской области
В 1-м полугодии 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в Единый реестр проверок своевременно вносилась информация о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Внеплановые проверки осуществляются Госадмтехнадзором Московской области:
до 01.07.2021 - в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
с 01.07.2021 - в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
С 01.07.2021 информация о внеплановых проверках вносится в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, принимаются контрольным (надзорным) органом к рассмотрению:
1) при подаче таких обращений (заявлений) гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в контрольный (надзорный) орган либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документа, подтверждающего его полномочия;
2) при подаче таких обращений (заявлений) граждан и организаций после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети "Интернет", а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов;
3) при иных способах подачи таких обращений (заявлений) гражданами и организациями после принятия должностным лицом контрольного (надзорного) органа мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
2) получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
3) получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;
5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
Сроки и частота проведении проверок.
Ограничения сроков проведения проверок закреплены в ст. 70, 72, 73, 75 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В названном Федеральном законе отсутствуют статьи 70, 72, 73, 75
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
Средний срок проведения Госадмтехнадзором Московской области плановых выездных проверок составляет в 2021 году 2 - 3 дня, внеплановых выездных проверок - 2 дня.
На период с 2017 по 2022 год запрещены плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
Условия для отнесения юридического лица к субъектам малого предпринимательства содержит статья 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Документы, подтверждающие право на проведение проверки. Цели, задачи, предмет проверки, правовые основания ее проведения, а также перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, определяются исходя из тех фактов, которые послужили основанием для проведения проверки.
Распоряжение о проведении проверки, о продлении срока проведения проверки вправе подписывать руководитель органа контроля (надзора), его заместитель.
Проведение проверки без распоряжения о ее проведении относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
В распоряжении о проведении проверки указываются:
1) наименование органа контроля (надзора);
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц органа контроля (надзора), уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, технического регулирования;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Указанные выше сведения (информация) в распоряжении о проведении проверки являются обязательными.
Типовая форма распоряжения (приказа) утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 (далее - Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами органа контроля (надзора), которые указаны в распоряжении о проведении проверки.
Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки должна быть, в том числе вручена должностным лицом органа контроля (надзора), проводящим проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
По требованию руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (их представителей) должностные лица органа контроля (надзора) обязаны представить информацию об органе контроля (надзора), а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения их полномочий.
Ограничения, накладываемые на контрольно-надзорные органы при проведении проверок. При проведении проверки должностные лица Госадмтехнадзора Московской области не вправе:
1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа;
2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
5) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
6) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
8) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
9) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
10) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
Оформление результатов проверки. По результатам проверки должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области, проводившим проверку, составляется акт по установленной форме.
Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.
В акте проверки должны быть отражены установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, обязательным требованиям законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области.
В случае устранения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем выявленного нарушения в ходе проверки, запись об этом также следует сделать в акте проверки.
В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа, проводившего проверку; дата и номер распоряжения о проведении проверки; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки. При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки необходимо указать даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки); сведения о результатах проверки, в том числе информация о фактах соответствия деятельности проверенного лица обязательным требованиям либо о выявленных нарушениях обязательных требований законодательства, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются связанные с результатами проверки документы или их копии, в том числе объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований; предписания об устранении выявленных нарушений; иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле.
В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица Госадмтехнадзора Московской области, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Привлечение к административной ответственности (процедура привлечения к административной ответственности, порядок, исполнения постановлений о наложении административного взыскания) осуществляется в рамках КоАП РФ.
II. Нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области
Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области находятся в свободном доступе на официальном сайте gatn.mosreg.ru Госадмтехнадзора Московской области (далее - Госадмтехнадзор Московской области) Интернет-портала Правительства Московской области.
Перечень нормативных правовых актов, предусматривающих обязательные требования в сфере регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области:
1) Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ);
2) Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
3) Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" вместе с Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6) постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
7) постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
8) постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
9) постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя";
10) постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
11) постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий но предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";
12) постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов";
13) постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
14) приказ МЧС России от 28.02.2003 N 105 "Об утверждении требований но предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения";
15) приказ МЧС России от 04.11.2004 N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта";
16) приказ МПР России от 03.03.2003 N 156 "Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации";
17) совместный приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25.07.2006 N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения";
18) приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты";
19) приказ МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля";
20) приказ МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";
21) Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований";
22) Приказ МЧС России от 24.04.2013 N 284 "Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";
23) Закон Московской области N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
24) постановление Правительства Московской области от 16.12.2016 N 947/44 "Об утверждении Порядка организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области";
25) Перечень поручений Президента Российской Федерации от 06.07.2016 N Пр-1300.
Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области осуществляется в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
3. Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
4. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Указанным Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
5. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Указанным Федеральным законом регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
С 01.07.2021 вступил в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6. Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции.
7. Постановления Правительства Московской области от 16.12.2016 N 947/44 "Об утверждении Порядка организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области" Госадмтехнадзор Московской области определен уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области.
8. Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 847/28 утверждено Положение о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области".
Положение определяет основные цели и задачи, а также полномочия Госадмтехнадзора Московской области.
9. Административного регламента по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области, утвержденный Распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 г. N 532-р.
С 14.09.2021 действует Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 14.09.2021 N 907/32.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Московской области вместо "14.09.2021" следует читать "21.09.2021". Названное постановление вступает в силу с 30 сентября 2021 г.
III. Правоприменительная практика Госадмтехнадзора Московской области за 1-е полугодие 2021 года
Сведения о проведенных Госадмтехнадзором Московской области мероприятий по надзору за 1-е полугодие 2021 года:
Наименование показателей |
Ед. |
Региональный надзор в сфере ЧС |
Итого за 1-е полугодие 2021 г. | ||
1 |
2 |
3 |
Контрольные мероприятия |
|
|
Проведено плановых проверок |
ед. |
47 |
Проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям: |
ед. |
11 |
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки |
ед. |
11 |
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах |
ед. |
0 |
по требованию прокуратуры |
ед. |
0 |
Результаты контрольно-надзорной деятельности |
|
|
Количество проверок, в ходе которых выявлены нарушения |
ед. |
8 |
Количество выявленных нарушений |
ед. |
34 |
Протоколы |
ед. |
6 |
Предписания |
|
|
Выдано Предписаний |
ед. |
7 |
Выполнено Предписаний |
ед. |
2 |
Не выполнено Предписаний |
ед. |
2 |
Предписаний на контроле |
ед. |
3 |
Отменено Предписаний |
ед. |
0 |
Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области в 1-м полугодии 2021 года
Наиболее характерными правонарушениями, выявленными в результате надзорных мероприятий, являются:
- не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций председатель КЧС и члены КЧС учреждения (8 нарушений);
- не создан резерв средств индивидуальной защиты (СИЗ) (4 нарушения);
отсутствуют в учреждении резервы материальных и финансовых ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций (4 нарушения).
- отсутствует в учреждении резерв средств индивидуальной защиты для работников и пациентов учреждения (4 нарушения).
IV. Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Госадмтехнадзором Московской области осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утвержденной распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 03.12.2020 N 173-р Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Госадмтехнадзора Московской области в сфере регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области на период 2021 - 2023 годы.
Кроме того, Госадмтехнадзором Московской области осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Целями Программы профилактики являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемых законом ценностям; - предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышение уровня защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области;
- предотвращение угрозы безопасности жизни и здоровья людей;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований, установленных законодательством в сфере защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области.
В 1-м полугодии 2021 года Госадмтехнадзором Московской области проведена следующая работа:
на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области на Интернет-портале Правительства Московской области размещены нормативные документы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Московской области (в том числе чек-листы), а также перечни соответствующих НПА в указанных сферах;
размещены итоги проведения плановых проверок юридических лиц на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области на Интернет-портале Правительства Московской области;
на заседаниях (совещаниях) глав муниципальных образований и административных комиссиях муниципальных районов (городских округов) поднимались проблемные вопросы;
в целях предупреждения нарушений обязательных требований по вопросам соблюдения обязательных требований в области сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Московской области в интернете, на телевидении, печатных изданиях федерального, областного и муниципального значения размещались соответствующие информационное сообщения;
проводилось ежеквартальное рейтингование юридических лиц и
органов местного самоуправления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области, рейтинги размещены на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области на Интернет-портале Правительства Московской области;
Анализ обращений, поступивших в Госадмтехнадзор Московской области в 1-м полугодии 2021 года
В 1-м полугодии 2021 года в Госадмтехнадзор Московской области обращения, касающиеся вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области, не поступали.
Анализ правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях. Обзор судебной практики
Проведенные должностными лицами Госадмтехнадзора Московской области плановые и внеплановые проверки в 1-м полугодии 2021 года в судебном порядке не оспаривались.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ начальника Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области от 4 октября 2021 г. N 139-ПР-О "Об утверждении обзора обобщения практики осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 1-е полугодие 2021 года"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (http://gatn.mosreg.ru) 4 октября 2021 г.