Решение Верховного Суда Республики Адыгея
от 5 сентября 2019 г. N 3а-47/2019
Верховный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего Тхагапсовой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Бендюк-Черной Г.А.,
с участием прокурора Аутлева А.М.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Берзегова ФИО12 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея, Администрация муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея об оспаривании решения органа государственной власти, установил:
Берзегов А.Ш., являясь собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер N обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта 524 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2018 года N 364.
В обоснование своей позиции пояснил, что данный объект не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а включение этого помещения в Перечень объектов недвижимого имущества противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Зехов А.Н. поддержал заявленные требования, просил признать пункт 524 Перечня недействующим с 01 января 2019 года.
Представитель административного ответчика - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Матыжев Х.А. в удовлетворении заявленных требований просил отказать, пояснив, что, в соответствии с технической документацией, сведениями в Едином государственном реестре недвижимости, спорное нежилое помещение имеет назначение - "магазин смешанной торговли". По мнению ответчика, спорное помещение законно включено в Перечень объектов недвижимого имущества как магазин смешанной торговли.
Представители заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея Михайлова О.Н., Копысова Н.Ю. разрешение административного иска оставляли на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея Демидюк А.Н. против удовлетворения административного иска возражал, указав, что оспариваемый Перечень оформлялся на основании данных технической документации, в соответствии с которыми, спорное нежилое помещение имеет назначение "Магазин смешанных товаров". Также обращал внимание суда на то, что с заявлениями об изменении назначения данного нежилого помещения истец ранее не обращался.
Представитель заинтересованного лица администрации МО "Город Майкоп" Республики Адыгея Скобеева Т.И. просила административный иск оставить без удовлетворения.
Прокурор Аутлев А.М. в своем заключении полагал административный иск Берзегова А.Ш. не подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 N 401-ФЗ):
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нежилые помещения признаются объектами налогообложения, налоговая база которых определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, если их назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо они фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из системного толкования приведенных норм следует, что для включения нежилого помещения в Перечень в качестве объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, достаточно одного из перечисленные выше критериев.
Из материалов дела и представленных доказательств следует, что Берзегов А.Ш. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер N.
В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 16.06.2007 (л.д. 10-14), Свидетельством о государственной регистрации права от 26.10.2007 (запись регистрации в ЕГРН NN - л.д. 8), указанное нежилое помещение имеет назначение: "Магазин смешанных товаров", которое не изменялось.
Нежилое торговое помещение с кадастровым номером N размещено в здании с кадастровым номером N с назначением "Многоквартирный дом", которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "Для размещения 9-ти этажного жилого дома".
Актом обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 01.04.2019, составленным специалистами ответчика, нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью <данные изъяты> кв. м, с назначением "Магазин смешанных товаров" фактически не используется (л.д. 15).
При таких обстоятельствах, спорное помещение, являющееся нежилым, общей площадью <данные изъяты> кв. м, имеющее назначение "Магазин смешанных товаров", правомерно внесено приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2018 N 364 в пункт 524 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, поскольку подпадает под критерии объектов, включаемых в перечни объектов недвижимости, подлежащих налогообложению от кадастровой стоимости применительно к статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Утверждение административного истца о необоснованном включении в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества принадлежащего ему нежилого помещения по причине отсутствия его фактического использования по назначению основано на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не имеет юридического значения для разрешения административного спора, поскольку назначение указанного нежилого помещения является самостоятельным основанием для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества.
На основании изложенного, требования административного истца о признании недействующим с 01 января 2019 года пункта 524 Перечня объектов недвижимого имущества суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, решил:
административное исковое заявление Берзегова ФИО13 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея, Администрация муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея об оспаривании решения органа государственной власти - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда |
Тхагапсова Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 5 сентября 2019 г. N 3а-47/2019
Текст решения опубликован не был