В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123 (далее - Правила отмены решений), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом ФАС России от 21 августа 2020 г. N 769/20 (далее - Административный регламент), Федеральная антимонопольная служба провела анализ постановлений Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (также далее - РСТ Республики Дагестан, РСТ РД, орган регулирования) от 27 июля 2021 г. N 18 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - постановление РСТ РД N 18) и от 27 июля 2021 г. N 19 "О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам РД от 26 декабря 2014 г. N 140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" (далее - постановление РСТ РД N 19), материалов, представленных органом регулирования посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России, в том числе отчет о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Республике Дагестан на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.М2021", протокол заседания правления РСТ Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. N 12 (далее - Протокол N 12) и экспертные заключения в отношении территориальных сетевых организаций (также далее - ТСО) Республики Дагестан в формате шаблона "EE.LOSS.TARIFF.2021", а также дополнительных первичных документов, послуживших основанием для определения величины расходов и представленных письмами от 4 октября 2021 г. N 30-952-04А/21, от 12 октября 2021 г. N 30-1023-04А/21 в рамках рассмотрения жалоб, поступивших от территориальных сетевых организаций, функционирующих на территории Республики Дагестан (далее - первичные учетные документы).
По результатам анализа указанных материалов ФАС России установлено следующее.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила госрегулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования установлено, что расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
Объекты электросетевого хозяйства ТСО, принадлежащие ей на праве собственности или на ином законном основании, должны учитываться на соответствующем уровне напряжения согласно условным единицам оборудования (у.е.), что закреплено в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Порядок расчета количества условных единиц на соответствующий расчетный год долгосрочного периода регулирования определен Приложением N 2 к Методическим указаниям N 20-э/2.
Постановления РСТ РД N 18 и N 19 приняты во исполнение приказа ФАС России от 23 июня 2021 г. N 626/21 (далее - приказ ФАС России N 626/21).
Приказ ФАС России N 626/21 содержал требование о проведении повторного анализа количества условных единиц оборудования ТСО Республики Дагестан в соответствии с приложением N 2 к Методическим указаниям N 20-э/2 и отражении результатов анализа в заключении на 2021 г.
ФАС России проанализированы первичные учетные документы, принятые РСТ РД при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Анализ Протокола N 12, экспертных заключений в отношении ТСО Республики Дагестан, а также первичных учетных документов, представленных органом регулирования, показал, что вышеуказанное требование ФАС России, содержащееся в приказе ФАС России N 626/21, надлежащим образом не исполнено.
1. Аренда имущества ОАО "Махачкалагорэлектросети"
РСТ Республики Дагестан при расчете необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) на содержание электрических сетей филиала ПАО "Россети Северный Кавказ"-"Дагэнерго" (субарендатор) учтены объекты электросетевого,# принадлежащие филиалу на основании договора субаренды имущества от 24 июня 2020 г. N 110/2020 (далее - договор субаренды N 110/2020), заключенного с АО "Дагестанская сетевая компания" (АО "ДСК", арендатор). Основанием для субаренды является договор аренды АО "ДСК" (арендатор) с ОАО "Махачкалагорэлектросети" (арендодатель) от 1 июля 2015 г. N 02-ЮР (далее - договор аренды N 02-ЮР).
Из Протокола N 12 следует, что объем условных единиц оборудования для филиала ПАО "Россети Северный Кавказ"-"Дагэнерго" на основании договора субаренды N 110/2020 составляет 26 970,8 у.е.
Анализ положений договора аренды N 02-ЮР и договора субаренды N 110/2020 показал следующее:
- в договорах аренды N 02-ЮР и субаренды N 110/2020 указано, что в случае проведения реконструкции за счет собственных средств арендатора арендодатель возмещает арендатору стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества;
- в перечне переданного имущества по договору субаренды N 110/2020 (годовая сумма оплаты без НДС - 7 627,12 тыс. руб.) отсутствуют информация об износе имущества и расчет амортизационных отчислений по каждому объекту;
- заключенный договор субаренды имущества N 110/2020 между АО "ДСК" и ПАО "Россети Северный Кавказ" закреплен печатями ПАО "Россети Северный Кавказ" и ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Дагестанская сетевая компания", печать АО "ДСК" отсутствует;
- письмом от 22 июня 2020 г. N 120 ОАО "Махачкалагорэлектросети" информировала ПАО "МРСК Северного Кавказа" о готовности снизить арендную плату по договору аренды N 2-ЮР на 5%. Результаты рассмотрения данного предложения отсутствуют.
2. Аренда имущества АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (АО "ДВЭУК")
РСТ Республики Дагестан при расчете НВВ на содержание электрических сетей филиала ПАО "Россети Северный Кавказ"-"Дагэнерго" (субарендатор) учтены объекты электросетевого,# принадлежащие филиалу на основании договора субаренды имущества от 24 июня 2020 г. N 112/2020 (далее - договор субаренды N 112/2020), заключенного с АО "ДСК". Основанием для субаренды является договор аренды АО "ДСК" (арендатор) с АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (арендодатель) от 1 января 2019 г. N 99-33-2019.
Из Протокола N 12 следует, что объем условных единиц оборудования на основании договора субаренды N 112/2020 составляет 435,2 у.е.
Анализ положений договора аренды N 99-33-2019 и договора субаренды N 112/2020 показал следующее:
- в соответствии с пунктом 7.1 договора аренды N 99-33-2019 годовая плата составляет 66 673,58 тыс. руб. без НДС. При этом, данный расчет предусматривает затраты по объектам, у которых по состоянию на дату заключения договора аренды N 99-33-2019 амортизация полностью осуществлена. Кроме того, в перечне арендованного имущества без обоснования учтены объекты, в том числе подъездная и внутриплощадные дороги;
- положения договора аренды N 99-33-2019 и субаренды N 112/2020 предусматривают возмещение арендодателем стоимость неотделимых улучшений арендованных объектов.
- договор субаренды N 112/2020 с филиалом ПАО "Россети Северный Кавказ"-"Дагэнерго" заключен 24 июня 2020 г. Информация и доп. Соглашение на аренду имущества на период 26 декабря 2019 г. по 23 июня 2020 г. в представленных материалах РСТ Республики Дагестан отсутствуют.
Согласно пункту 6.2 договора субаренды N 112/2020:
"Срок окончания договора субаренды: до истечения срока Договора аренды имущества N 99-33-2019 от 01.01.2019, заключенного между АО "ДСК" и АО "ДВЭУК".
Договор аренды N 99-33-2019 с АО "ДСК" заключен на 360 календарных дней. В Протоколе N 12 указано, что срок действия договора установлен без пролонгации.
Согласно пункту 6.1 договора аренды N 99-33-2019:
"Настоящий Договор заключен сроком на 360 календарный дней. После государственной регистрации права собственности Арендодателя на недвижимое имущество в составе Объектов срок действия договора устанавливается по 31.12.2023".
В Протоколе N 12 указан срок действия договора субаренды N 112/2020 до 31 декабря 2023 г.
В соответствии со статьей 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации.
Анализ первичных учетных документов показал, что заявление на государственную регистрацию договора субаренды N 112/2020 было подано 13 ноября 2020 г. Сведения о результатах рассмотрения заявления отсутствуют.
При этом на основании соглашения от 28 декабря 2020 г. N 240/2020 о замене стороны по договору аренды (далее - соглашение N 240/2020) филиалом ПАО "Россети Северный Кавказ"-"Дагэнерго" приняты обязанности АО "ДСК" по договору аренды N 99-33-2019.
Соглашение N 240/2020 вступает в силу с даты государственной регистрации, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 1 июля 2020 г. (п. 4.2 соглашения N 240/2020).
Сведения о государственной регистрации соглашения N 240/2020 отсутствуют.
Кроме того, договор субаренды имущества N 112/2020 (АО "ДСК" - ПАО "Россети Северный Кавказ") и соглашение N 240/2020 (АО "ДСК" - ПАО "Россети Северный Кавказ") закреплены печатями ПАО "Россети Северный Кавказ" и ПАО "Россети Северный Кавказ"-"Дагестанская сетевая компания", печать АО "ДСК" отсутствует.
Обоснование учета объектов электросетевого хозяйства по договору субаренды N 112/2020 при расчете необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей филиала ПАО "Россети Северный Кавказ"-"Дагэнерго" на 2021 год отсутствует.
3. В отношении муниципального имущества Управления имущественных отношений администрации г.о. "Город Каспийск", закрепленного на праве хозяйственного ведения
РСТ Республики Дагестан при расчете НВВ на содержание электрических сетей МУП "Каспийские электрические сети "Каспэнерго" (далее - "Каспэнерго") учтены объекты электросетевого,# принадлежащие "Каспэнерго" на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 5 декабря 2016 г. (б/н) (далее - договор о закреплении имущества). Арендодателем является Управление имущественных отношений администрации г.о. "Город Каспийск".
Как следует из Протокола N 12, объем условных единиц оборудования, принадлежащего "Каспэнерго" на основании договора о закреплении имущества, составляет 2 181,83 у.е.
Согласно пункту 4.1 договора о закреплении имущества, срок его действия установлен на период с 5 декабря 2016 г. по 4 декабря 2021 г., то есть на срок более одного года. Анализ представленных материалов свидетельствует, что договор о закреплении имущества в установленном порядке не зарегистрирован.
С учетом всего вышеизложенного, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год РСТ Республики Дагестан необходимо:
1) Провести анализ всех договоров аренды, заявляемых ТСО, в том числе провести проверку наличия государственной регистрации договоров аренды в соответствии с требованиями статей 608-610 и 651 ГК РФ.
2) По результатам исполнения пункта 1) исключить из расчета НВВ ТСО на содержание электрических сетей объекты электросетевого хозяйства, которые не подлежат учету в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3) Повторно провести анализ количества условных единиц оборудования по всем ТСО Республики Дагестан в соответствии с приложением N 2 к Методическим указаниям N 20-э/2.
4) Внести корректировку в расчет амортизационных отчислений по всем ТСО Республики Дагестан, исключить экономически необоснованные расходы с учетом положений пунктов 7, 16, 27, 28, 29 Основ ценообразования и отразить расчеты амортизационных отчислений с указанием учтенной величины амортизации (пообъектно) основных средств в экспертных заключениях на 2021 год.
Результаты анализа необходимо отразить в экспертных заключениях на 2021 год по каждой ТСО в соответствии с требованиями пункта 23 Правил госрегулирования.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, органом регулирования единые (котловые) тарифы установлены с нарушением требований пунктов 7, 16, 27, 28, 29 Основ ценообразования, пункта 23 Правил госрегулирования, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений, пунктом 1.11 Административного регламента, приказываю:
1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан нарушившей пункты 7, 16, 27, 28, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Республики Дагестан.
2. Отменить постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 27 июля 2021 г. N 18 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" и от 27 июля 2021 г. N 19 "О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам РД от 26 декабря 2014 г. N 140 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" с 1 декабря 2021 года.
3. Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан установить и ввести в действие с 1 декабря 2021 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан в течение семи рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседания правления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 ноября 2021 г. N 1261/21 "Об отмене постановлений Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан"
Текст приказа опубликован не был