Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 12 ноября 2021 г. N 682
Стандарт
деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
Стандарт деятельности государственных образовательных организаций по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации рекомендаций, содержащихся в заключении Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы (далее - ЦПМПК г. Москвы), по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) в государственных образовательных организациях города Москвы.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием (на уровне дошкольного образования), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), с задержкой психического развития (ЗПР), с расстройствами аутистического спектра (РАС), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), со сложными дефектами (тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)).
Стандарт предлагает алгоритм взаимодействия государственных образовательных организаций, центральных городских учреждений, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, и родителей при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ (в том числе детьми-инвалидами) в соответствии с заключением ЦПМПК г. Москвы.
Образовательная организация предоставляет специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ в целях получения ими без дискриминации качественного образования в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе специально созданной образовательной среды, специальных педагогических подходов, а также наиболее подходящих для этих лиц методов и технологий организации образовательного процесса, отвечающих в полной мере их особым образовательным потребностям.
Родители не вносят дополнительной платы на создание специальных условий обучения для ребенка в образовательной организации.
2. Законодательные основы получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс получения образования обучающимися с ОВЗ в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273), регламентирующий право обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создавать необходимые условия для получения качественного образования лицами названных категорий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 1 Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.
------------------------------
1Согласно части 16 статьи 2 ФЗ N 273
------------------------------
Обучающийся с инвалидностью - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (нуждающийся в создании специальных условий для получения образования, имеющий справку медико-социальной экспертизы и заключение ПМПК).
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- использование специальных учебников. учебных пособий и дидактических материалов,
- применение специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ 2.
------------------------------
2Согласно части 3 статьи 79 ФЗ N 273
------------------------------
Необходимость создания образовательных условий для обучающегося с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК. 3
------------------------------
3Согласно приказу Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
------------------------------
Основанием для создания специальных условий в образовательных организациях города Москвы является заключение ЦПМПК г. Москвы.
Зачисление в образовательные организации обучающихся с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 15.05.2020 N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"), образовательным программам общего образования (приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"), осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) обучающегося и заключения ПМПК.
Заключение ПМПК на обучающегося с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации и абилитации обучающегося с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер (они имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
Минобрнауки России утвержден порядок организации и осуществления образовательной деятельности и установлены требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным образовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по образовательным программам дошкольного образования; 4
- по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования 5.
------------------------------
4Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
5Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
------------------------------
Особенности организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ установлены разделом III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373.
Особенности организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ установлены разделом III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования 6.
------------------------------
6Согласно части 13 статьи 60 ФЗ N 273
------------------------------
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеющие государственную аккредитацию по образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ 7.
------------------------------
7Согласно части 7 статьи 12 ФЗ N 273
------------------------------
Основные образовательные программы адаптируются образовательными организациями с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС размещены на электронном ресурсе http://fgosreestr.ru.
Также на электронном ресурсе http://fgosreestr.ru размещены комплекты примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ разных нозологических категорий и классов.
В законодательстве предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. 8 Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
------------------------------
8Согласно статье 16 ФЗ N 273
------------------------------
В приложении 1 представлен Перечень документов, регламентирующих деятельность образовательной организации по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Локальные нормативные акты образовательной организации
Важнейшим моментом в деятельности образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, является разработка локальных нормативных актов, которые регламентируют создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ, позволяют детализировать, а иногда и дополнить правовое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ применительно к конкретной образовательной организации. В соответствии со ст. 28. ФЗ N 273 определена автономность образовательной организации в части разработки локальных нормативных правовых актов. Вместе с тем в целях стандартизации предоставления специальных условий обучения в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, соблюдения прав обучающихся с особыми образовательными потребностями на получение качественного доступного образования Стандарт содержит пакет проектов локальных нормативных актов образовательной организации по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ (приложение 2):
- Положение о Службе психолого-педагогического и социального сопровождения;
- Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированные основные общеобразовательные программы;
- Положение о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью);
- Положение о порядке разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью);
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме;
- Положение о предоставлении обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) специальных условий получения образования;
- Положение об ассистенте (помощнике) по оказанию технической помощи в образовательной организации;
- Положение об оказании логопедической помощи;
- Положение о тьюторе, сопровождающем образование обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в образовательной организации;
- Положение об индивидуальном учебном плане;
- Положение об организации обучения на дому обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать Школу.
В действующие локальные нормативные акты образовательной организации вносятся изменения, дополнения, касающиеся специфики обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в образовательной организации, с учетом примерного пакета проектов локальных нормативных актов.
3. Создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных организациях города Москвы
Функции определения специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, инвалидностью регулируется приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - Положение) и возложены на ПМПК.
Согласно пункту 3 Положения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, создается Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ЦПМПК), которая осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.
В городе Москве функции ПМПК возложены на ЦПМПК г. Москвы. 9
------------------------------
9Приказ Департамента образования города Москвы от 01.12.2014 N 897 "Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы".
------------------------------
Алгоритм деятельности образовательной организации г. Москвы по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ
Шаг 1. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации (далее - ППк):
- выявляет обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных образовательных программ, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, рекомендует обращение в ЦПМПК г. Москвы для уточнения/изменения образовательного маршрута;
- выявляет обучающегося с трудностями в освоении АООП, нуждающегося в уточнении образовательного маршрута и специальных условий обучения и воспитания, рекомендует обращение в ЦПМПК г. Москвы для уточнения или изменения образовательного маршрута;
- дает рекомендацию по обращению в ЦПМПК г. Москвы для подтверждения образовательного маршрута обучающемуся с ОВЗ при переходе обучающегося с одного уровня образования на другой.
Шаг 2. Директор образовательной организации (уполномоченное директором лицо) информирует родителя (законного представителя) ребенка о необходимости обращения в ЦПМПК г. Москвы:
- для проведения психолого-педагогического обследования ребенка и получения заключения ЦПМПК г. Москвы в случае стойкого неосвоения основной образовательной программы для определения сотрудниками ЦПМПК г. Москвы необходимости создания для обучающегося специальных условий обучения и воспитания как для обучающегося с ОВЗ или изменения образовательного маршрута обучающемуся с ОВЗ;
- для проведения психолого-педагогического обследования и получения заключения ЦПМПК г. Москвы обучающимся, имеющим заключение ПМПК/ЦПМПК другого субъекта Российской Федерации и прибывшим в Москву для проживания и продолжения обучения в образовательной организации г. Москвы.
Шаг 3. Директор образовательной организации (уполномоченное директором лицо) информирует родителя (законного представителя) ребенка об официальных сайтах в сети Интернет, содержащих информацию о деятельности ЦПМПК г. Москвы:
- официальный портал Мэра и Правительства Москвы (mos.ru);
- сайт Московского центра качества образования (mcko.ru), раздел "ЦПМПК г. Москвы".
Шаг 4. Директор образовательной организации (уполномоченное директором лицо) информирует родителя (законного представителя) обучающегося об этапах прохождения процедуры обследования ребенка в ЦПМПК г. Москвы и алгоритме действий образовательной организации в случае предоставления родителями (законными представителями) заключения о необходимости создания специальных условий обучения (приложение 3).
Шаг 5. Директор образовательной организации (уполномоченное директором лицо) принимает у родителя (законного представителя) пакет документов, подтверждающих право обучающегося на создание специальных условий образования в образовательной организации г. Москвы:
- заключение ЦПМПК г. Москвы с рекомендациями по созданию специальных условий для получения образования;
- письменное заявление родителя (законного представителя) о создании специальных условий для получения образования в соответствии с заключением ЦПМПК г. Москвы (приложение 4) (после модернизации "МЭШ" "ЭЖД" подача заявления будет доступна для родителя (законного представителя) обучающегося в электронном виде в "Личном деле" обучающегося в "МЭШ" "ЭЖД");
- копию справки об установлении инвалидности и ИПРА ребенка-инвалида, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (для обучающегося, имеющего инвалидность);
- письменное согласие родителя (законного представителя) на психолого-педагогическое сопровождение обучающегося (приложение 5).
Шаг 6. Директор образовательной организации издает распорядительный акт об обучении ребенка по АООП.
Шаг 7. Ответственный сотрудник Школы вносит в "Личное дело" обучающегося в системе КИС ГУСОЭВ (комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде") данные о ребенке в соответствии с заключением ЦПМПК г. Москвы (приложение 6) (при модернизации и интеграции АИС "Зачисление в ОУ", АИС "Зачисление в Профтех", АИС "ЦПМПК", "МЭШ" "ЭЖД" (алгоритм внесения данных описан в приложении 7).
Шаг 8. Проводится заседание ППк в целях определения стратегии, содержания и объема комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося в рамках рекомендованной АООП.
Рекомендации в заключении ЦПМПК г. Москвы
В рекомендациях ЦПМПК г. Москвы определены:
- образовательная программа (адаптированная основная (обще)образовательная программа с указанием кода программы и нозологической категории обучающегося);
- уровень образования;
- вариант и сроки реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- специальные методы обучения;
- специальные учебники;
- специальные учебные пособия;
- специальные технические средства обучения;
- организация пространства;
- тьюторское сопровождение реализации АООП;
- сопровождение ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;
- организация коррекционной работы педагогами-психологами, учителями-логопедами, специальными психологами, учителями-дефектологами (олигофренопедагогами, сурдопедагогами, тифлопедагогами);
- сроки проведения повторного обследования обучающегося.
Наличие тех или иных рекомендаций в заключении ЦПМПК г. Москвы зависит от уровня образования, на который выдано заключение, от рекомендованной АООП, варианта АООП, индивидуальных психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающегося.
Шаг 9. Проектируется АООП, включающая Программу коррекционной работы и программы курсов коррекционно-развивающей области (при модернизации и интеграции АИС "Зачисление в ОУ", АИС "Зачисление в Профтех", АИС "ЦПМПК", "МЭШ" "ЭЖД" в "Личное дело" обучающегося в "ЭЖД" из "МЭШ" будет производиться автоматическая загрузка стандартизированного пакета специальных условий в соответствии с рекомендациями в заключении ЦПМПК г. Москвы - алгоритм загрузки данных описан в приложении 5).
Шаг 10. Разрабатывается система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося:
- составляется индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) и (или) индивидуальный учебный план (далее - ИУП) (при необходимости);
- согласовывается деятельность образовательной организации по реализации АООП, направлениям коррекционно-развивающей работы;
- определяются содержание, объем, интенсивность и продолжительность коррекционно-развивающих занятий, коррекционно-развивающих курсов;
- производится адаптация учебных и контрольно-измерительных материалов (при необходимости);
- организуется предоставление услуг тьютора, в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации/ учебную четверть/ полугодие/ учебный год или на постоянной основе (при необходимости);
- организуется предоставление услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации/ учебную четверть/ полугодие/ учебный год или на постоянной основе (при необходимости);
- организуются другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции образовательной организации (при необходимости).
Шаг 11. Оценка кадровых и материально-технических ресурсов образовательной организации с целью создания специальных условий для получения образования обучающимся. В случае отсутствия в образовательной организации ресурса, обеспечивающего предоставление необходимых специальных условий для получения образования (кадрового, материально-технического, методического), образовательная организация может предоставить их посредством заключения договора с иными учреждениями города Москвы при реализации АООП (приложение 8).
Шаг 12. Реализация рекомендаций, данных в заключении ЦПМПК г. Москвы, ППк (АООП, ИОМ и (или) ИУП).
Шаг 13. Контроль за выполнением рекомендаций ППк (в соответствии с заключением ЦПМПК г. Москвы). На период реализации рекомендаций обучающемуся назначается тьютор, который контролирует выполнение образовательной организацией рекомендаций по реализации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, динамику обучения и развития обучающегося, при необходимости выходит с инициативой повторных заседаний ППк.
Шаг 14. Проведение плановых и внеплановых заседаний ППк Школы.
На плановых заседаниях ППк:
- обсуждается текущая образовательная ситуация обучающегося;
- курирующий сотрудник образовательной организации доводит до сведения присутствующих обобщенную информацию об обучающемся;
- выслушиваются мнения членов консилиума;
- проводится анализ причин трудностей в обучении, уровня развития учебных навыков и компетенций обучающегося, результатов ВСОКО и независимой диагностики, освоения коррекционно-развивающих курсов, оптимальности созданных специальных образовательных условий, достижений обучающегося и др.;
- рекомендуется обращение в ЦПМПК г. Москвы для уточнения/ изменения образовательного маршрута в случае выявления у обучающегося выраженных трудностей в освоении АООП;
- при необходимости вносятся изменения в образовательную траекторию обучающегося;
- обучающимся с ОВЗ (за исключением обучающихся по АООП для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) рекомендуется обращение в ЦПМПК г. Москвы для получения заключения ЦПМПК г. Москвы о создании условий при проведении государственной итоговой аттестации (далее - ГИА);
- инициируется организация психолого-педагогического обследования обучающихся сотрудниками ЦПМПК г. Москвы по месту обучения на основании электронной заявки директора образовательной организации на проведение процедуры психолого-педагогического обследования обучающихся с ОВЗ, посещающих образовательную организацию, для подтверждения образовательного маршрута при переходе с одного уровня образования на другой/ определения специальных условий при проведении ГИА-9, ГИА-11.
Внеплановые заседания ППк проводятся в случаях:
- отрицательной (положительной) динамики обучения и развития обучающегося;
- возникновения новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося (на основании запросов родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников образовательной организации);
- возникновения конфликтных ситуаций.
Шаг 15. Проводится итоговая психолого-педагогическая диагностика обучающегося с оценкой результата эффективности созданных условий.
Образовательная организация несет ответственность за обеспечение требований ФГОС соответствующего уровня и создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Федеральными государственными образовательными стандартами определены группы требований к их реализации. Это требования к кадровым, материально-техническим, организационно-педагогическим и психолого-педагогическим условиям реализации адаптированных программ.
Требования к кадровым условиям реализации АООП
К педагогическим работникам, обеспечивающим организацию обучения при реализации АООП/ любого варианта АООП, относятся руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, которые должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, в том числе педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог) в зависимости от АООП.
В процессе реализации АООП при необходимости возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ЦПМПК г. Москвы для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, рекомендуемого ЦПМПК г. Москвы и (или) Бюро МСЭ. В случае отсутствия в заключении ЦПМПК г. Москвы таких рекомендаций ППк образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника): на период адаптации обучающегося в образовательной организации, на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год), на постоянной основе; индивидуальное сопровождение или сопровождение группы/ класса.
При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
Таким образом, требования к кадровым условиям реализации АООП включают следующие положения:
- укомплектованность Школы педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- необходимый уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации в области образования обучающихся с ОВЗ;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии, которая обеспечивает освоение работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной педагогики в достаточном объеме не реже чем каждые три года.
Требования к материально-техническим условиям реализации АООП
ФГОС ОВЗ определены требования к материально-техническим условиям в соответствии с реализуемой АООП:
- к организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП, включая его архитектурную доступность и универсальный дизайн;
- организации временного режима обучения;
- техническим средствам обучения:
- специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранную АООП/ выбранный вариант АООП.
Образовательная организация вправе применять дистанционные образовательные технологии в случаях, если ребенок обучается на дому, по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию, проходит лечение и т.д. при отсутствии медицинских противопоказаний.
При организации дистанционного обучения дети обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.
Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, в том числе флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видеоматериалов и других, обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в области:
- соблюдения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
- обеспечения санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);
- обеспечения социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
- соблюдения пожарной и электробезопасности;
- соблюдения требований охраны труда;
- соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и другого;
- обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Образовательная организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Организационно-педагогическое обеспечение реализации АООП
Организационно-педагогические условия ориентированы на качественное получение образования всеми обучающимися образовательных организаций, в том числе с ОВЗ. В образовательной организации в обязательном порядке должны быть разработаны и размещены на официальном сайте учреждения:
- программа коррекционной работы как часть общеобразовательной программы;
- адаптированные основные общеобразовательные программы по уровням образования и нозологиям:
- адаптированные рабочие программы по предметам в рамках АООП;
- адаптированные дополнительные общеобразовательные программы.
Для реализации АООП образовательная организация должна быть обеспечена учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам с целью удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Библиотека образовательной организации, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и электронными образовательными материалами, позволяющими формировать "академические" знания и жизненную компетенцию ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной образовательной организации.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации, включающее:
- введение в штатное расписание необходимых должностей для предоставления психолого-педагогического сопровождения, обозначенных в заключении ЦПМПК г. Москвы; в случае отсутствия в образовательной организации кадрового ресурса, обеспечивающего предоставление специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, Школа или учреждение среднего профессионального образования предоставляет обучающемуся специальные условия посредством сетевой формы реализации образовательной программы;
- организацию деятельности ППк образовательной организации;
- реализацию индивидуальных учебных планов или индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ, включающих при необходимости индивидуальные учебные планы, с целью максимальной индивидуализации образовательного процесса;
- организацию предоставления необходимого количества часов психолого-педагогического сопровождения АООП (приложения 9, 10).
4. Организация выявления и сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, проявивших выдающиеся способности
Дети с ОВЗ принимают участие в мероприятиях по развитию талантов и способностей, проводимых в системе Департамента образования и науки города Москвы.
Ответственным за реализацию данного направления является Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ЦПМ). ЦПМ обеспечивает доступность системы развития талантов и способностей в городе Москве для детей с ОВЗ.
Образовательная организация должна обеспечить возможность развития талантов и способностей каждого ребенка, в том числе обучающегося с ОВЗ. Обязательными действиями образовательной организации по данному направлению являются:
- информирование обучающихся с ОВЗ о городских олимпиадах (в том числе о Московской олимпиаде школьников);
- обеспечение возможности посещения программ дополнительного образования. В случае желания ребенка с ОВЗ посещать занятия и выездные школы ЦПМ, образовательная организация, для обеспечения необходимых условий, информирует об этом ЦПМ по электронной почте inclusive@cpm77.ru. Обучающиеся с ОВЗ проходят общий отбор на участие в занятиях и выездных школах, но с обеспечением необходимых специальных условий;
- обеспечение без дискриминации возможности участия обучающихся с ОВЗ в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по любым предметам, создав при этом необходимые условия. К данным условиям относятся: обеспечение ассистентом (если обучающийся с ОВЗ не может сам вносить свои ответы в бланк), увеличение времени выполнения заданий на 30%;
- в случае выхода обучающегося с ОВЗ в муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников образовательная организация заранее (не менее чем за неделю) связывается с организатором муниципального этапа для обеспечения необходимых условий (безбарьерная среда, ассистент, увеличенный шрифт, увеличенное время выполнения заданий на 30% и т.п.). Для решения технических возможностей необходимо связаться с ЦПМ по электронной почте inclusive@cpm77.ru.
Обучающиеся с ОВЗ включаются в систему подготовки команды Москвы к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. ЦПМ обеспечивает создание условий для участия обучающихся с ОВЗ в олимпиадах и в системе подготовки к ним:
- адаптирует (в том числе тифлокомментирование иллюстраций) и печатает материалы шрифтом Брайля или в электронном виде (по выбору обучающегося и в зависимости от специфики предмета) для слепых и слабовидящих обучающихся;
- предоставляет обучающимся возможность писать шрифтом Брайля и обеспечивает перевод таких работ в плоскопечатный формат;
- предоставляет увеличенные материалы для слепых и слабовидящих;
- предоставляет возможность набирать текст на компьютере обучающимся с ОВЗ, испытывающим затруднения при письме (обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, слепые и слабовидящие обучающиеся);
- предоставляет дополнительное время (увеличенное на 30%) обучающимися с ОВЗ, у которых чтение условий и запись решений олимпиадных задач занимает больше времени (обучающиеся с нарушениями зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д.);
- разрешает родителю или законному представителю сопровождать ребенка с ОВЗ на сборах по подготовке к олимпиадам и на выездных заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников, в том числе обеспечивает совместное проживание (в случае если обучающемуся с ОВЗ необходима постоянная помощь в быту);
- обеспечивает участие педагогов-психологов на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, заключительных этапах Московской олимпиады школьников в целях психологического сопровождения детей с ОВЗ (дети с расстройствами аутистического спектра и др.).
5. Финансово-экономическое описание реализации Стандарта
Финансовое обеспечение государственных гарантий получения обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования регулируется следующими нормативными и правовыми актами Минпросвещения России и города Москвы:
- постановлением правительства Москвы от 18.12.2019 N 1763-пп "О внесении изменений в правовые акты города Москвы";
- постановлением Правительства Москвы от 14.09.2010 N 789-ПП "Об утверждении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- постановлением Правительства Москвы от 22.03.2011 N 86-ПП "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве";
- постановлением Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве";
- приказом Минпросвещения России от 20.11.2018 N АН-25/11вн "Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения".
6. Результаты реализации Стандарта
- достижение предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО - предметных результатов) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы обучающимися с ОВЗ;
- расширение спектра образовательных услуг (увеличение количества адаптированных образовательных программ, реализуемых в образовательной организации);
- увеличение доли обучающихся с особыми образовательными потребностями, показывающих положительную динамику при освоении адаптированных образовательных программ и/или переведенных на обучение по основной общеобразовательной программе (участие в независимых диагностиках);
- увеличение доли воспитанников, получающих дошкольное образование по адаптированным программам, продолживших обучение в школе по общеобразовательным программам;
- увеличение доли обучающихся с особыми образовательными потребностями - победителей и призеров предметных олимпиад, творческих и интеллектуальных конкурсов;
- уменьшение доли детей с ОВЗ, обучающихся на дому;
- увеличение процента детей-инвалидов и детей с ОВЗ, успешно прошедших итоговую аттестацию в виде ЕГЭ, ГВЭ;
- увеличение доли обучающихся с ОВЗ, выбравших формат проведения государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах в формате ОГЭ/ЕГЭ, а не ГВЭ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.