Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
постановлением
администрации Кирсановского района
от 13.10.2021 N 605
Порядок
проведения анализа финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого в соответствии с абзацем третьим пункта 1.1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при предоставлении муниципальной гарантии Кирсановского района Тамбовской области, а также мониторинга финансового состояния принципала, контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления муниципальной гарантии Кирсановского района Тамбовской области (далее - Порядок)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения анализа финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого в соответствии с абзацем третьим пункта 1.1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при предоставлении муниципальной гарантии Кирсановского района Тамбовской области (далее - муниципальная гарантия), процедуру контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления муниципальной гарантии, а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии.
1.2. Муниципальные гарантии предоставляются муниципальным образованиям Кирсановского района Тамбовской области (далее - публично-правовое образование), а также юридическим лицам, зарегистрированным на территории Кирсановского района Тамбовской области, при соблюдении условий, установленных пунктом 1.1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из необходимости реализации основных задач социально-экономического развития Кирсановского района Тамбовской области для поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых по приоритетным направлениям инвестиционной деятельности и включенных в муниципальный реестр инвестиционных проектов Кирсановского района Тамбовской области.
Муниципальные гарантии не предоставляются для обеспечения исполнения обязательств хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, муниципальных унитарных предприятий (за исключением муниципальных унитарных предприятий, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и находится в муниципальной собственности Кирсановского района Тамбовской области, по обязательствам таких муниципальных унитарных предприятий), некоммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
1.3. Анализ финансового состояния принципала, проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого в соответствии с абзацем третьим пункта 1.1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при предоставлении муниципальной гарантии, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления муниципальной гарантии, а также мониторинг финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии проводится финансовым управлением администрации Кирсановского района Тамбовской области (далее - Управление) либо агентом, привлеченным администрацией Кирсановского района Тамбовской области в соответствии с пунктом 5 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.4. В отношении претендентов на получение муниципальной гарантии проводится анализ финансового состояния принципала, проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении муниципальной гарантии на основании документов, указанных в Перечне документов, представляемых принципалами в целях получения муниципальных гарантий Кирсановского района Тамбовской области, а также заключения договора о предоставлении муниципальной гарантии Кирсановского района Тамбовской области (далее - Перечень).
2. Анализ финансового состояния принципала при предоставлении муниципальной гарантии
2.1. При предоставлении муниципальной гарантии проводится анализ финансового состояния принципала - юридического лица и анализ финансового состояния принципала - публично-правового образования.
На основе проведенного анализа финансовое состояние принципала оценивается как хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное.
2.2. Анализ финансового состояния принципала - юридического лица включает:
проверку финансовых показателей деятельности;
расчет стоимости чистых активов.
2.3. Проверка финансовых показателей деятельности юридического лица проводится путем расчета следующих оценочных показателей:
коэффициентов ликвидности (К1, К2, К3);
коэффициента соотношения собственных и заемных средств (К4);
показателя рентабельности (К5).
2.4. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств:
2.4.1. коэффициент абсолютной ликвидности (К1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и определяется как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам юридического лица (итог раздела V бухгалтерского баланса за вычетом кодов строк 1530 - "Доходы будущих периодов", 1540 - "Резервы предстоящих расходов"):
К1 = (код стр. 1250 + код стр. 1240) / (код стр. 1500 - (код стр. 1530 + код стр. 1540)).
В целях Порядка к краткосрочным финансовым вложениям относятся ценные бумаги и депозитные вклады со сроком до одного года;
2.4.2. коэффициент быстрой ликвидности (К2) характеризует способность юридического лица оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства. К2 определяется как отношение суммы денежных средств, финансовых вложений и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам (итог раздела V бухгалтерского баланса за вычетом кодов строк 1530 - "Доходы будущих периодов", 1540 - "Резервы предстоящих расходов"):
К2 = (код стр. 1250 + код стр. 1240 + код стр. 1230) / (код стр. 1500 - (код стр. 1530 + код стр. 1540));
2.4.3. коэффициент текущей ликвидности (К3) является обобщающим показателем платежеспособности юридического лица, для расчета которого рассчитывается отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам (итог раздела V бухгалтерского баланса за вычетом кодов строк 1530 - "Доходы будущих периодов", 1540 - Резервы предстоящих расходов"):
КЗ = (код стр. 1200) / (код стр. 1500 - (код стр. 1530 + код стр. 1540)).
2.5. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) является одной из характеристик финансовой устойчивости юридического лица и определяется как отношение собственных средств (итог раздела III бухгалтерского баланса) ко всей сумме обязательств по привлеченным заемным средствам ("Итого" разделов IV и V бухгалтерского баланса) за вычетом кодов строк 1530 - "Доходы будущих периодов", 1540 - "Резервы предстоящих расходов":
К4 = (код стр. 1300) / (код стр. 1400 + код стр. 1500 - (код стр. 1530 + код стр. 1540)).
2.6. Показатель рентабельности (К5) предназначен для оценки общей эффективности инвестирования средств и является одним из наиболее важных показателей при оценке деятельности юридического лица.
Показатель рентабельности определяется как отношение прибыли от реализации (код стр. 2200 отчета о финансовых результатах) к выручке от реализации (код стр. 2110 отчета о финансовых результатах).
2.7. После расчета оценочных показателей (К1, К2, К3, К4, К5) определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весом. Вес каждого оценочного показателя представлен в следующей таблице:
N |
Оценочный показатель |
Вес оценочного показателя |
1 |
2 |
3 |
1. |
К1 |
0,11 |
2. |
К2 |
0,05 |
3. |
К3 |
0,42 |
4. |
К4 |
0,21 |
5. |
К5 |
0,21 |
|
Итого |
1 |
Расчет суммы баллов (S) осуществляется по следующей формуле:
S = К1 x 0,11 + К2 x 0,05 + КЗ x 0,42 + К4 x 0,21 + К5 x 0,21.
Проверка состояния расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации проводится на основании:
документа, предусмотренного подпунктом 1.5.1 пункта 1.5 Перечня;
сведений, имеющихся в Управлении об отсутствии (наличии) у юридического лица просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Кирсановским районом Тамбовской области.
2.8. Расчет стоимости чистых активов осуществляется в соответствии с Порядком определения стоимости чистых активов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.08.2014 N 84н.
2.9. Финансовое состояние юридического лица оценивается как хорошее при одновременном соблюдении следующих требований:
если сумма баллов S превышает 2,0;
стоимость чистых активов юридического лица превышает его уставный фонд (уставный капитал).
2.10. Финансовое состояние юридического лица оценивается как удовлетворительное при одновременном соблюдении следующих требований:
сумма баллов S превышает 1,45;
стоимость чистых активов юридического лица превышает его уставный фонд (уставный капитал).
2.11. В случае если финансовое состояние юридического лица не может быть оценено как хорошее или удовлетворительное, оно оценивается как неудовлетворительное.
Результаты анализа финансового состояния юридического лица оформляются в форме заключения согласно приложению N 1 к Порядку.
2.12. Анализ финансового состояния принципала - публично-правового образования (далее - публично-правовое образование) включает:
проверку соблюдения публично-правовым образованием ограничений, установленных статьями 92.1, 103, 106, 107, 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
оценку исполнения бюджета публично-правового образования (оценку ожидаемого исполнения бюджета публично-правового образования по доходам и расходам);
проверку отсутствия просроченной (неурегулированной) задолженности публично-правового образования по муниципальной гарантии, ранее предоставленной в пользу публично-правового образования.
2.13. Финансовое состояние публично-правового образования признается хорошим, если:
по результатам исполнения за последний отчетный финансовый год и последний отчетный период текущего финансового года бюджет публично - правового образования исполнен без дефицита;
объем муниципального долга публично-правового образования составляет менее 30% общего объема доходов бюджета публично-правового образования без учета безвозмездных поступлений;
отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность публично-правового образования по муниципальной гарантии, ранее предоставленной в пользу публично-правового образования;
отсутствует просроченная задолженность по долговым обязательствам;
отсутствует просроченная кредиторская задолженность.
2.14. Финансовое состояние публично-правового образования признается удовлетворительным, если:
дефицит соответствующего бюджета не превышает ограничения, установленные статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
объем муниципального долга составляет от 30% до 50% общего объема доходов бюджета публично-правового образования без учета безвозмездных поступлений;
отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность публично-правового образования по муниципальной гарантии, ранее предоставленной в пользу публично-правового образования;
отсутствует просроченная задолженность по долговым обязательствам;
отсутствует просроченная кредиторская задолженность.
2.15. Финансовое состояние публично-правового образования оценивается как неудовлетворительное в случае, если оно не может быть оценено как хорошее или удовлетворительное и (или) в случае несоблюдения требований, установленных статьями 92.1, 103, 106, 107, 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.16. Результаты анализа финансового состояния публично-правового образования оформляются в форме заключения согласно приложению N 2 к Порядку.
2.17. Анализ финансового состояния принципала при предоставлении муниципальной гарантии проводится в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления принципала о намерении получить муниципальную гарантию.
3. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении муниципальной гарантии
3.1. Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении муниципальной гарантии проводится до ее предоставления на основании документов, указанных в Перечне.
Проверка достаточности предоставляемого принципалом обеспечения заключается в определении соответствия его размера минимальному объему (сумме) обеспечения, определяемому в соответствии с Порядком определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала (далее - Порядок определения суммы обеспечения).
Проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении муниципальной гарантии осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления принципала о намерении получить муниципальную гарантию.
3.2. Способами обеспечения могут быть муниципальные гарантии, государственные гарантии иностранных государств, банковские гарантии, поручительства юридических лиц, залог имущества.
3.3. Предоставляемая муниципальная гарантия признается достаточной, надежной и ликвидной и подлежит принятию в качестве обеспечения, если публично-правовое образование, выдавшее данную гарантию, отвечает одновременно следующим критериям:
параметры бюджета на очередной финансовый год и плановый период соответствуют требованиям статьей 92.1, 103, 106, 107, 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
предоставление принципалу муниципальной гарантии, а также наличие бюджетных ассигнований на возможное исполнение выданных муниципальных гарантий предусмотрено решением о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В случае если публично-правовое образование не отвечает хотя бы одному из критериев, указанных в настоящем пункте, муниципальная гарантия признается недостаточной, ненадежной и неликвидной и не подлежит принятию в качестве обеспечения по муниципальной гарантии.
3.4. Предоставляемая государственная гарантия иностранного государства признается достаточной, надежной и ликвидной, если:
у иностранного государства отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Кирсановским районом Тамбовской области;
уровень кредитного рейтинга, присвоенного иностранному государству одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по международной рейтинговой шкале не ниже уровня кредитного рейтинга Российской Федерации, присвоенного теми же рейтинговыми агентствами.
В случае если иностранное государство не соответствует хотя бы одному из требований настоящего пункта, государственная гарантия такого иностранного государства не подлежит принятию в качестве обеспечения обязательств по муниципальной гарантии.
3.5. Предоставляемая банковская гарантия признается достаточной, надежной и ликвидной и подлежит принятию в качестве обеспечения, если кредитная организация, выдавшая банковскую гарантию (далее - гарант), соответствует одновременно следующим требованиям:
размер собственных средств (капитала) гаранта в четыре и более раз превышает сумму предоставляемой банковской гарантии;
размер банковской гарантии соответствует минимальному объему (сумме) обеспечения принципала, определенному в соответствии с Порядком определения суммы обеспечения;
наличие генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации";
наличие у гаранта кредитного рейтинга не ниже уровня "B (RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruB" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА";
гарант выполняет обязательные резервные требования, установленные Центральным банком Российской Федерации;
у гаранта отсутствует просроченная задолженность перед Центральным банком Российской Федерации;
в отношении гаранта отсутствуют примененные Центральным банком Российской Федерации меры за нарушение обязательных нормативов, предусмотренные Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В случае если гарант не отвечает хотя бы одному из вышеуказанных требований, банковская гарантия не подлежит принятию в качестве обеспечения исполнения обязательств по муниципальной гарантии.
3.6. Предоставляемое поручительство юридического лица признается достаточным, надежным и ликвидным, если поручитель соответствует одновременно следующим требованиям:
не находится в состоянии ликвидации, реорганизации, банкротства и не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности;
не имеет просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, подлежащим уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
не имеет просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Кирсановским районом Тамбовской области;
объем (сумма) поручительства соответствует минимальному объему (сумме) обеспечения принципала, определенному в соответствии с Порядком определения суммы обеспечения.
В случае если поручитель не отвечает хотя бы одному из вышеуказанных требований, поручительство не подлежит принятию в качестве обеспечения обязательств по муниципальной гарантии.
3.7. Имущество, передаваемое в залог, признается достаточным, надежным и ликвидным, если:
рыночная стоимость имущества не ниже минимального объема (суммы) обеспечения принципала, определенной в соответствии с Порядком определения суммы обеспечения;
имущество застраховано принципалом от всех рисков его утраты и повреждения на полную оценочную стоимость в пользу Кирсановского района Тамбовской области;
передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам.
Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог, не допускается.
3.8. На основании проведенной проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения составляется заключение о достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, которое отражает результаты соответствия (несоответствия) обеспечения требованиям, установленным пунктами 3.3 - 3.7 Порядка, и содержит выводы о возможности (невозможности) его принятия.
4. Мониторинг финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии
4.1. В период срока действия муниципальной гарантии не реже одного раза в полугодие проводится мониторинг финансового состояния юридического лица, публично-правового образования (далее - мониторинг).
4.2. Для проведения мониторинга принципалом представляются следующие документы:
4.2.1. в случае если принципал является юридическим лицом:
годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность - по формам бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний отчетный год по утвержденным Министерством финансов Российской Федерации формам с пояснительными записками к ним, с отметкой налогового органа об их принятии и с приложением копий приказов или иных актов об учетной политике принципала на каждый год и расшифровок статей баланса об основных средствах, а также информация о дебиторской и кредиторской задолженности;
промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность - по формам бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний отчетный период по утвержденным Министерством финансов Российской Федерации формам
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.