Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона 1077050-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения оснований пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
В редакции проекта, подготовленного ко второму чтению, предлагается изменить такое основание для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта, как новое обстоятельство (пункт 3 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 4 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункт 3 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При этом представленная редакция отличается от той, что была у проекта, подготовленного к первому чтению.
В связи с этим сообщаем следующее.
Проект был разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.06.2020 N 30-П, которым федеральному законодателю было предписано: "внести в правовое регулирование необходимые изменения, направленные на установление правового механизма пересмотра судебных постановлений, основанных на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными (или получивших в нем конституционное истолкование), не исполненных (либо исполненных частично) на момент вынесения такого постановления Конституционного Суда Российской Федерации".
При этом согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (далее - КС), равно как и формулировке основания для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам, содержащейся в проекте, подготовленном к первому чтению, такой пересмотр был возможен как по заявлению лица, ранее обращавшегося в КС, так и по заявлению лица, не обращавшегося в КС.
В соответствии с рассматриваемым проектом к новому обстоятельству предлагается отнести признание постановлением КС не соответствующим Конституции Российской Федерации или применение в истолковании, расходящимся с толкованием, данным КС в постановлении, примененного судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон), в связи с обращением иного лица, независимо от обращения заявителя в КС.
Вместе с тем исходя из содержания пункта 10.1 статьи 75, пункта 7 части 3 статьи 79 и части 2 статьи 100 Федерального конституционного закона под иным лицом понимается лицо, в отношении которого в постановлении КС прямо указано на возможность пересмотра им судебного акта, основанного на нормативном правовом акте, признанным неконституционным либо примененным в истолковании, расходящимся с толкованием, данным КС в этом постановлении.
Таким образом, в редакции проекта, подготовленного ко второму чтению, произошло сужение круга лиц, имеющих право обратиться за пересмотром судебного акта по новым основаниям по сравнению с тем, как это определялось проектом в первом чтении и как следует из указанного постановления КС.
Лингвистическая и юридико-техническая правки переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.