В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 172 и абзацем вторым статьи 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь подпунктом 2 пункта 2 статьи 53 Устава Полевского городского округа, в целях реализации статьи 6 Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734, постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики Полевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (прилагаются).
2. Признать утратившим силу постановление Главы Полевского городского округа от 14.10.2020 N 1009 "Об утверждении основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики Полевского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящее постановление на Официальном интернет-портале правовой информации Полевского городского округа (полевской-право.рф).
Глава Полевского городского округа |
К.С. Поспелов |
Утверждены
постановлением Главы
Полевского городского округа
от 12 октября 2021 г. N 956
Основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики Полевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Раздел 1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Полевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Полевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач.
В соответствии с Соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов от 19.01.2021 N 05-01-26/62 Полевскому городскому округу необходимо осуществлять меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, направленные на рост налоговых и неналоговых доходов, принятие муниципальных правовых актов по оценке налоговых расходов с учетом общих требований к оценке налоговых расходов, установленных Правительством Российской Федерации, и проведение оценки эффективности налоговых расходов (льгот, пониженных ставок по налогам), предоставляемых органами местного самоуправления, соблюдение требований к предельным значениям дефицита местного бюджета, к предельному объему муниципального долга, своевременному погашению и обслуживанию долговых обязательств Полевского городского округа, в соответствии со сроками заключенных муниципальных контрактов, договоров и соглашений.
В 2022 - 2024 годах будет продолжено осуществление мероприятий, направленных на финансовое оздоровление Полевского городского округа. Данные мероприятия представлены в Плане по оздоровлению муниципальных финансов Полевского городского округа на 2020 - 2022 годы, утвержденном постановлением Администрации Полевского городского округа от 20.03.2020 N 166-ПА.
Раздел 2. Основные направления бюджетной политики Полевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления бюджетной политики Полевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов должны быть ориентированы на обеспечение стабильной работы органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений, а также на обеспечение условий для дальнейшего социально-экономического развития Полевского городского округа - продолжение реализации начатых в 2021 году проектов в соответствии со стратегическими целями и задачами, определенными в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в региональных проектах и в Стратегии социально-экономического развития Полевского городского округа на период до 2035 года.
В результате принимаемых на протяжении ряда лет мер по мобилизации доходов и повышению эффективности расходов достигнута достаточная устойчивость бюджета Полевского городского округа, которая в условиях проявления кризисных явлений в экономике в 2020 году должна обеспечить выполнение действующих обязательств в 2021 году и формирование оптимальной и сбалансированной структуры местного бюджета на 2022 - 2024 годы с необходимой долей инвестиций и расходов на развитие Полевского городского округа.
Основной целью бюджетной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Полевского городского округа с учетом текущей экономической ситуации.
Основные направления содержат задачи и приоритетные направления бюджетной политики в области расходов.
Глава 1. Итоги реализации бюджетной политики Полевского городского округа
Бюджетная политика Полевского городского округа в 2020 году, как и в предыдущие годы, была ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Полевского городского округа, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, сдерживание роста долговых обязательств, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, указах Президента Российской Федерации.
Основными итогами реализации бюджетной политики в Полевском городском округе в 2020 году стали:
решение задач по сокращению задолженности и недоимки по доходам, повышению собираемости платежей в бюджет Полевского городского округа в рамках реализации мероприятий всеми участниками межведомственной комиссии
по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет Полевского городского округа;
оптимизация бюджетных расходов за счет повышения их эффективности в результате перераспределения средств на первоочередные расходы, а также в пользу приоритетных направлений и проектов, с целью сохранения социальной и финансовой стабильности, снижение неэффективных затрат;
недопущение образования кредиторской задолженности муниципальными учреждениями Полевского городского округа;
проведение взвешенной долговой политики, обеспечение полного и своевременного исполнения долговых обязательств Полевского городского округа при безусловном соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, снижение объема муниципального долга, минимизация расходов на его обслуживание;
совершенствование и дальнейшее развитие программно-целевых инструментов бюджетного планирования; исполнение бюджета в программном формате на основании 15 муниципальных программ Полевского городского округа, доля расходов которых составляет 98,3% от общего объема расходов;
привлечение дополнительных средств федерального и областного бюджетов благодаря участию в различных государственных программах для софинансирования расходных обязательств Полевского городского округа;
повышение качества и доступности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
осуществление муниципального финансового контроля в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов Полевского городского округа;
работа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", повышение уровня открытости и прозрачности информации о муниципальных финансах.
Сбалансированная политика Полевского городского округа в 2020 году обеспечила исполнение местного бюджета за 2020 год по доходам в объеме 2 663,4 млн. руб (при плане - 2 675,3 млн. руб) или на 99,6% к плановым показателям, по расходам исполнение составило - 2 595,4 млн. руб (при плане - 2 718,9 млн. руб) или 95,4%.
В ходе исполнения бюджета Полевского городского округа сохранена его социальная направленность. В целом расходы социального характера составили 76,6%. В приоритетном порядке обеспечено финансирование таких социально значимых направлений, как образование (99,4%), развитие культуры, кинематографии (99,4%), здравоохранение (90,0%), физическая культура и спорт (99,1%), социальная политика (98,2%).
Основной задачей при исполнении расходной части бюджета являлось обеспечение в полном объеме социально-значимых расходов: заработная плата и начисления на нее, выплаты социального характера, коммунальные услуги, уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Все социально-значимые и первоочередные обязательства, заложенные в бюджете, были обеспечены финансированием.
Для повышения качества управления бюджетным процессом созданы стимулы к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом. Для этого предусмотрена система мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом.
По результатам мониторинга оценки качества управления бюджетным процессом, проводимым Министерством финансов Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 25.05.2011 N 596-ПП (в редакции от 26.03.2020 N 170-ПП), за 2019 и 2020 годы Полевскому городскому округу присвоена II степень качества управления бюджетным процессом.
Важной задачей проведения ежегодного мониторинга является повышение эффективности расходов, качества бюджетного планирования и управления средствами бюджета Полевского городского округа.
Одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов является улучшение качества работы контрольных органов, в том числе в части осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Глава 2. Цели и задачи бюджетной политики Полевского городского округа на 2022 - 2024 годы
В 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов бюджетная политика Полевского городского округа сохранит социальную направленность и будет ориентирована на последовательное повышение качества жизни населения Полевского городского округа и решение неотложных социально-экономических задач:
соблюдение требований по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в муниципальных учреждениях образования, культуры и спорта;
ремонт и модернизация инженерных сетей коммунальной инфраструктуры;
ремонт детских садов и школ, учреждений культуры, дополнительного образования, спортивных объектов, в том числе обеспечение безопасных условий пребывания в них занимающихся и сотрудников;
переселение граждан из аварийного жилья; благоустройство общественных территорий;
ремонт автомобильных дорог и совершенствование транспортного обслуживания населения;
внедрение цифровых технологий в управление системами жизнеобеспечения Полевского городского округа.
Основными целями бюджетной политики Полевского городского округа остаются: обеспечение качественного администрирования доходов участниками бюджетного процесса;
повышение эффективности бюджетных расходов и открытости бюджетных данных Полевского городского округа;
повышение уровня и улучшение качества жизни населения Полевского городского округа;
обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Полевского городского округа;
создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического и инвестиционного развития Полевского городского округа.
Для достижения указанных целей необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:
мобилизация доходов бюджета за счет эффективного администрирования местных налогов и минимизации задолженности по налогам, поступающим в местный бюджет, в том числе и за счет постоянной работы межведомственной комиссии по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет Полевского городского округа;
повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов Полевского городского округа, определение предельных возможностей финансового обеспечения муниципальных программ;
снижение рисков неисполнения первоочередных обязательств, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
укрепление кассовой дисциплины, использование таких ограничительных инструментов, как предельный объем финансирования и санкционирование всех расходов бюджета;
повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок, увеличение суммы экономии от проведения муниципальных закупок с последующим направлением ее на снижение дефицита бюджета и (или) обеспечение приоритетных расходов;
эффективное управление долгом для поддержания его на экономически безопасном уровне с сохранением среднего уровня долговой устойчивости (уровень муниципального долга должен составлять не более 50% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета), минимизируя стоимость его обслуживания и формирования структуры долга в оптимальных пропорциях по видам и срокам заимствований;
осуществление муниципального финансового контроля за расходованием бюджетных средств Полевского городского округа;
расширение электронного взаимодействия в бюджетном процессе с применением государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", повышение степени прозрачности бюджетного процесса;
осуществление казначейского контроля закупок с помощью автоматизации контрольных процедур, начиная с планирования и до включения в реестр контрактов данных о соответствующем контракте, автоматизация деятельности участников закупочного процесса при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), расширение возможности участия в закупках товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реализация целей и задач бюджетной политики основывается на усовершенствованной системе социально-экономического и бюджетного планирования Полевского городского округа, обеспечивающей в том числе повышение качества прогноза социально-экономического развития Полевского городского округа.
Глава 3. Основные направления бюджетной политики Полевского городского округа на 2022 - 2024 годы
Основные направления бюджетной политики Полевского городского округа сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации и необходимости реализации первоочередных задач.
Основным приоритетом бюджетной политики Полевского городского округа является достижение пяти национальных целей развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474, и стратегических задач социально-экономического развития.
Развитие основных направлений бюджетной политики Полевского городского округа на 2022 - 2024 годы предполагается за счет реализации следующих мер:
1) эффективное использование бюджетных ресурсов для обеспечения динамичного развития экономики Полевского городского округа, создание условий для обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации, повышение уровня жизни населения и формирование благоприятных условий жизнедеятельности в Полевском городском округе;
2) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности местного бюджета, в том числе с учетом взвешенного подхода к управлению бюджетными средствами, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов, первоочередного финансирования расходных обязательств социально значимого характера;
3) обеспечение дальнейшего повышения качества планирования муниципальных программ Полевского городского округа и эффективности их реализации исходя из необходимости достижения национальных целей развития Российской Федерации с закреплением персональной ответственности.
Обязательное отражение в муниципальных программах Полевского городского округа показателей стратегических документов регионального и федерального уровней и их целевых значений должно обеспечить полное соответствие муниципальных программ Полевского городского округа приоритетам государственной и региональной политики;
4) обеспечение открытости бюджетного процесса и вовлечение в него граждан, проживающих на территории Полевского городского округа, в том числе путем развития инициативных проектов и инициативного бюджетирования на территории Полевского городского округа;
5) совершенствование бюджетного планирования с использованием муниципальных программ Полевского городского округа и бюджетного прогноза Полевского городского округа на долгосрочный период.
Глава 4. Основные направления бюджетной политики в области муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере Полевского городского округа на 2022 - 2024 годы
Бюджетная политика Полевского городского округа на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов в области муниципального контроля направлена на совершенствование муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере с целью его ориентации на оценку эффективности расходов местного бюджета.
Основными направлениями бюджетной политики в области муниципального финансового контроля останутся:
совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля с учетом бюджетного законодательства;
усиление контроля за деятельностью получателей средств бюджета Полевского городского округа в целях определения результативности использования бюджетных средств для выполнения возложенных на них функций и реализации поставленных перед ними задач;
усиление контроля в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности, поступлением в бюджет Полевского городского округа средств от его использования;
обеспечение контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ Полевского городского округа, отчетности об исполнении муниципальных заданий, отчетности о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
обеспечение контроля за соблюдением условий соглашений, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении средств из бюджета, а также условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения муниципальных контрактов;
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета Полевского городского округа, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями и получателями бюджетных средств Полевского городского округа;
обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов при расходовании бюджетных средств.
Также следует продолжить проведение информационной работы по предупреждению нарушений бюджетного и трудового законодательства, законодательства о контрактной системе закупок.
Раздел 3. Основные направления налоговой политики Полевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления налоговой политики на территории Полевского городского округа подготовлены в соответствии с приоритетными направлениями развития налоговой системы Российской Федерации, которые будут направлены на укрепление и развитие собственного налогового потенциала, повышение собираемости налогов и неналоговых платежей, с учётом изменений налогового и бюджетного законодательства, а также сложившейся экономической ситуацией в России в связи с распространением COVID-19 и принятием мер по устранению последствий коронавирусной инфекции, которые окажут влияние на формирование доходной части бюджета Полевского городского округа.
Глава 1. Итоги реализации налоговой политики Полевского городского округа
В 2020 году проводимая в Полевском городском округе налоговая политика способствовала продолжению работы по увеличению налогового потенциала за счет сокращения теневого сектора, совершенствования и оптимизации системы налогового администрирования, сохранения всех предоставляемых эффективных налоговых льгот по местным налогам.
В бюджет Полевского городского округа в 2020 году поступило доходов в сумме 2 663,4 млн. руб. В общем объеме доходов бюджета налоговые и неналоговые доходы составили 902,3 млн. руб, или 33,9%, а безвозмездные поступления в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов составили 1 761,1 млн. руб, или 66,1%.
По сравнению с предыдущим годом отмечено увеличение доходов на 8,8% или на 214,4 млн. руб. Основными причинами являлись:
увеличение выплат по налогу на доходы физических лиц ряда предприятий и учреждений, связанное с ростом фонда заработной платы; увеличение количества выданных патентов;
увеличение количества налогоплательщиков - физических лиц по уплате земельного налога, обусловленное налоговой дисциплиной налогоплательщиков;
погашение задолженности по заключенным договорам арендной платы за муниципальное имущество.
Одним из направлений работы Полевского городского округа по росту доходного потенциала является реализация мер по повышению эффективности налогового администрирования.
В городском округе принимались меры по легализации "теневой" заработной платы, снижению задолженности по налоговым и неналоговым доходам, выявлению и постановке на налоговый учет земельных участков и объектов недвижимости.
Постановлением Главы Полевского городского округа от 06.05.2019 N 652 утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по повышению доходного потенциала Полевского городского округа на 2019 - 2021 годы (в редакции от 01.07.2021 N 604) (далее - План).
В целях реализации Плана в 2020 году проведено 18 заседаний межведомственных комиссий, в том числе 10 - по вопросам укрепления финансовой самостоятельности бюджета Полевского городского округа.
По результатам работы комиссий организациями произведена оплата задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет 19,0 млн. руб. (в местный бюджет - 9,3 млн. руб).
Глава 2. Цели и задачи налоговой политики Полевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Налоговая политика Полевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов ориентирована на обеспечение долгосрочной стабильности и сбалансированности бюджета Полевского городского округа, повышение эффективности муниципального управления, точность бюджетного планирования, преемственность целей и задач.
Основными задачами налоговой политики Полевского городского округа остаются: создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности как основных источников наполняемости бюджета Полевского городского округа налоговыми и неналоговыми доходами;
обеспечение роста доходов бюджета за счет повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов и легализации налоговой базы;
обеспечение стабильной доходной базы с учетом изменений федерального и регионального законодательства;
выявление резервов роста доходов от эффективного использования земельных ресурсов и муниципального имущества;
усиление муниципального земельного контроля.
В трехлетней перспективе 2022 - 2024 годов приоритеты в области налоговой политики остаются такими же, как и раньше:
разработка и реализация приоритетных инвестиционных проектов, предусматривающих модернизацию действующих, введение новых производственных мощностей и создание дополнительных рабочих мест;
проведение совместно с территориальными органами федеральных и региональных органов исполнительной власти мероприятий по легализации налогооблагаемой базы и обеспечения поступлений в консолидированный бюджет, борьбе с "теневыми оборотами" в экономике, выявлению и пресечению нелегальной выплаты заработной платы работающего населения;
обеспечение качественного администрирования доходов бюджета Полевского городского округа путем проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами доходов бюджета Полевского городского округа;
обеспечение исполнения мероприятий, предусмотренных Планом ("дорожной картой") по повышению доходного потенциала Полевского городского округа;
продолжение работы межведомственной комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет и увеличению наполняемости доходной части бюджета;
активизация деятельности административной комиссии в части рассмотрения административных правонарушений за несоблюдение муниципальных правовых актов;
повышение результативности налоговых расходов, включая осуществление мероприятий по оценке объемов и оценке эффективности налоговых расходов в соответствии с постановлением Администрации Полевского городского округа от 13.01.2021 N 3-ПА "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки эффективности налоговых расходов Полевского городского округа"; выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости; определение (уточнение) характеристик и сведений о правообладателях объектов недвижимого имущества;
повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками, собственность на которые не разграничена, посредством повышения качества контроля за его использованием, выявления неиспользуемого имущества и принятия мер, направленных на его реализацию или передачу в аренду;
ежегодное осуществление инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности;
направление материалов, сформированных в рамках муниципального земельного контроля, в территориальные органы государственной регистрации, кадастра и картографии для возбуждения дел об административных правонарушениях.
Кроме того, необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы и повышение эффективности работы с дебиторской задолженностью, способствующих увеличению собираемости поступлений неналоговых доходов в бюджет, путем:
1) активизации работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджета;
2) формирования единого информационного пространства администрирования доходов;
3) эффективного контроля и повышения качества управления дебиторской задолженностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Полевского городского округа Свердловской области от 12 октября 2021 г. N 956 "Об утверждении основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики Полевского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов"
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Полевского городского округа Свердловской области (http://полевской-право.рф) 13 октября 2021 г.