Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Л.М. Нурисламова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Л.М. Нурисламов оспаривает конституционность следующих положений:
части первой статьи 1 Федерального закона от 30 сентября 1997 года N 127-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 году" (признан утратившим силу Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 109-ФЗ), которой был установлен минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с 1 октября 1997 года и с 1 декабря 1997 года;
пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 года N 573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров" (признан утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2002 года N 648), согласно которому минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с учетом компенсационной выплаты, предусмотренной законодательством Российской Федерации, начиная с 1 января 1998 года не мог быть менее 80 процентов прожиточного минимума пенсионера, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 года N 135 "Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации" (признан утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2002 года N 648), согласно которому с 1 марта 2001 года минимальный размер совокупной выплаты, включающей сумму государственной пенсии с учетом надбавок, повышений и соответствующего районного коэффициента, а также компенсационной выплаты с применением соответствующего районного коэффициента, установленной на основании законодательства Российской Федерации, для пенсионеров, имеющих полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, а также инвалидов с детства I и II группы и детей-инвалидов составлял 600 рублей в месяц, а в случае, когда минимальный размер совокупной выплаты не достигал названной величины, осуществлялось соответствующее увеличение компенсационной выплаты.
Как следует из представленных документов, с 22 сентября 1998 года в соответствии с законами Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" заявителю была назначена пенсия по старости в максимальном размере, который устанавливался на уровне трех минимальных размеров пенсии по старости (статьи 17 и 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), с последующим перерасчетом после введения в действие федеральных законов от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2002 года) и от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с 1 января 2015 года).
Полагая, что размер пенсии оказался заниженным вследствие неверного исчисления, Л.М. Нурисламов предъявил к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации требование о перерасчете пенсии исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" на момент вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В обоснование иска он указал на то, что размер пенсии исчислен согласно Федеральному закону "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 году", не подлежавшему применению в 1998 году, а закрепленные в указах Президента Российской Федерации требования, касающиеся минимального размера пенсии по старости и совокупной выплаты пенсионерам, не были исполнены.
Суды общей юрисдикции, проверив правильность расчета размера установленной Л.М. Нурисламову пенсии, в удовлетворении иска отказали, поскольку пришли к выводу о том, что размер пенсии, исчисленный на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", оказался бы ниже по сравнению с определенным в соответствии с действующим законодательством.
По мнению заявителя, применение в его деле Федерального закона "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 году" наряду с игнорированием указов Президента Российской Федерации "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров" и "Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации" привело к нарушению его прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 39 (часть 2), 55 (часть 2), 90 (часть 2) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статьи 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации, а также пункта 3 части первой статьи 3, статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод нормативными актами (указанными в пунктах "а", "б" части 2 той же статьи Конституции Российской Федерации) и такая жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя в результате применения оспариваемого нормативного акта в его конкретном деле.
Между тем применение оспариваемых положений в деле заявителя представленными судебными постановлениями не подтверждается. Само же по себе их упоминание судом апелляционной инстанции при анализе доводов апелляционной жалобы Л.М. Нурисламова не может рассматриваться для целей конституционного судопроизводства как применение оспариваемых норм в конкретном гражданском деле (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 24-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1774-О-О, от 24 апреля 2018 года N 956-О, от 23 апреля 2020 года N 1015-О, от 20 июля 2021 года N 1531-О и др.).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нурисламова Людвига Мансафовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 октября 2021 г. N 2193-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нурисламова Людвига Мансафовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 году", а также указами Президента Российской Федерации "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров" и "Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)