В соответствии с пунктом 2 статьи 172, статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 13, статьей 16 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе Усольском районном муниципальном образовании, утвержденного решением Думы муниципального района Усольского районного муниципального образования от 28 января 2020 года N 120, руководствуясь статьями 22, 46, 56, 61 Устава Усольского муниципального района Иркутской области, администрация Усольского муниципального района Иркутской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Усольского муниципального района Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Комитету по экономике и финансам администрации Усольского муниципального района Иркутской области руководствоваться настоящим постановлением при формировании бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
3. Отделу по организационной работе аппарата администрации Усольского муниципального района Иркутской области (Пономарева С.В.) опубликовать настоящее постановление в газете "Официальный вестник Усольского района" и в сетевом издании "Официальный сайт администрации Усольского района" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.usolie-raion.ru).
4. Настоящее постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра - председателя комитета по экономике и финансам (Касимовская Н.А.).
Мэр Усольского муниципального района Иркутской области |
В.И.Матюха |
Утверждено
Постановлением администрации
Усольского муниципального района
Иркутской области
от 09.11.2021 г. N 639
Основные направления бюджетной и налоговой политики Усольского муниципального района Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
I. Основные положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Усольского муниципального района Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) определены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 13, 16 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе Усольском районном муниципальном образовании, утвержденного решением Думы муниципального района Усольского районного муниципального образования от 28 января 2020 года N 120 с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, бюджетного прогноза Иркутской области на 2017-2030 годы, муниципальных программ Усольского муниципального района Иркутской области (далее - муниципальные программы) на 2020-2025 годы.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета Усольского муниципального района Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров.
В Усольском муниципальном районе Иркутской области определены следующие приоритеты политики в сфере управления муниципальными финансами:
- создание условий для устойчивого исполнения бюджета Усольского муниципального района Иркутской области, в том числе для повышения бюджетной обеспеченности;
- совершенствование программного метода планирования расходов бюджета Усольского муниципального района Иркутской области с целью повышения эффективности расходов и их увязка с программными целями и задачами;
- создание условий для равных финансовых возможностей оказания гражданам муниципальных услуг на всей территории Усольского муниципального района Иркутской области;
- повышение качества управления муниципальными финансами в общественном секторе;
- проведение мониторинга качества управления муниципальными финансами;
- эффективное регулирование муниципального долга.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной и налоговой политики, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Усольского муниципального района Иркутской области обеспечат экономическую стабильность и необходимые условия для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Усольского муниципального района Иркутской области по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах на территории Усольского муниципального района Иркутской области, увеличению их доступности и качества.
II. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Усольского муниципального района Иркутской области в 2020 году и истекшем периоде 2021 года
В 2020 - 2021 годах основной акцент социально-экономического развития Усольского муниципального района Иркутской области сделан на наращивание темпов устойчивого экономического роста, реализацию мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности.
Основными итогами реализации бюджетной и налоговой политики являются:
- повышение сбалансированности и устойчивости бюджета Усольского муниципального района Иркутской области;
- проведение мероприятий, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Усольского муниципального района Иркутской области. По информации Межрайонной ИФНС России N 18 по Иркутской области сумма задолженности по состоянию на 1 января 2021 года составила 7,5 млн. рублей (рост на 127,3 % в сравнении с 1 января 2020 года). Однако за истекший период 2021 года происходит снижение данного показателя на 48 % (3,9 млн. рублей) в сравнении с уровнем начала года;
- привлечение в бюджет Усольского муниципального района Иркутской области дополнительных межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов для софинансирования расходных обязательств (за 2020 год сумма межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов составила 1 112 200,82 тыс. рублей);
- проведение мероприятий, направленных на легализацию трудовых отношений на территории Усольского муниципального района Иркутской области;
- оптимизация расходной части бюджета Усольского муниципального района Иркутской области и направление расходов на обязательства приоритетного характера. В полном объеме осуществлялось финансирование расходных обязательств, связанных с оплатой труда, предоставлением мер социальной поддержки, иных социальных обязательств, кроме того, в приоритетном порядке реализовывались мероприятия, софинансируемые из вышестоящих бюджетов. В целях выполнения Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" обеспечено повышение фонда оплаты труда отдельным категориям работников, в результате чего средняя заработная плата составила:
- по педагогическим работникам дошкольного образования (без учета внешних совместителей) - 33 668 рублей, при рекомендуемых целевых показателях, согласно дорожной карте - 33 668 рублей;
- по педагогическим работникам общего образования - 40 964 рубля, при рекомендуемых - 38 537 рублей;
- по педагогическим работникам дополнительного образования - 39 278 рублей, при рекомендуемых - 39 278 рублей;
- по педагогическим работникам ДШИ - 39 277,90 рубля, при рекомендуемых 39 278 рублей;
- по работникам учреждений культуры - 36 440,03 рублей, при рекомендуемых 36 440 рублей.
В бюджет Усольского муниципального района Иркутской области в 2020 году поступило 1 506 486,35 тыс. рублей доходов, что составляет 98,72 % от утвержденного плана - 1 526 040,22 тыс. рублей. Из общей суммы поступлений налоговые и неналоговые доходы составили 386 072,13 тыс. рублей.
Объем доходов бюджета Усольского муниципального района Иркутской области за последние пять лет увеличился на 63 % с 924 146,64 тыс. рублей в 2016 году до 1 506 486,35 тыс. рублей в 2020 году.
Расходы бюджета Усольского муниципального района Иркутской области в 2020 году составили 1 515 827,99 тыс. рублей при годовом плане 1 543 631,14 тыс. рублей план исполнен на 98,20 %.
Объем расходов бюджета Усольского муниципального района Иркутской области за последние пять лет увеличился почти на 64,5 %: с 921 455,40 тыс. рублей в 2016 году до 1 515 827,99 тыс. рублей в 2020 году.
Бюджет Усольского муниципального района Иркутской области по расходам в 2020 году сформирован и исполнен на основе 12 муниципальных программ, которые повышают эффективность расходования средств за счет выполнения количественных и качественных целевых показателей, характеризующих достижение целей и решение задач, утвержденных в муниципальных программах. При этом программные расходы бюджета Усольского муниципального района Иркутской области составили 99,11 %.
Формирование бюджета Усольского муниципального района Иркутской области на основе муниципальных программ позволяет гарантированно обеспечить финансовыми ресурсами действующие расходные обязательства, прозрачно и конкурентно распределять имеющиеся средства.
В 2020 году муниципальная долговая политика Усольского муниципального района Иркутской области исходила из целей сбалансированности бюджета Усольского муниципального района Иркутской области. По состоянию на 1 января 2021 года долговых обязательств в Усольском муниципальном районе Иркутской области нет.
Формирование и исполнение бюджета Усольского муниципального района Иркутской области проведено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
III. Основные направления налоговой политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления налоговой политики подготовлены с учетом материалов Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В 2022 - 2024 годах будет продолжена реализация основных целей и задач налоговой политики Усольского муниципального района Иркутской области, предусмотренных в предыдущие годы.
В трехлетней перспективе 2022 - 2024 годов основной целью налоговой политики Усольского муниципального района Иркутской области является обеспечение баланса интересов муниципального образования и бизнеса: муниципального образования - с точки зрения обеспечения социальных обязательств перед населением района, бизнеса - с точки зрения возможности его дальнейшего развития.
Основными направлениями налоговой политики Усольского муниципального района Иркутской области в предстоящий трехлетний период являются:
1. создание благоприятных условий для устойчивого развития экономики;
2. повышение уровня и улучшение качества жизни незащищенных слоев населения;
3. обеспечение условий для полного и стабильного поступления в бюджет Усольского муниципального района Иркутской области закрепленных налогов и сборов;
4. совершенствование методов налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнением плановых показателей поступления доходов в бюджет Усольского муниципального района Иркутской области;
5. создание условий для стимулирования инвестиционной активности участников экономической деятельности;
6. осуществление содействия среднему и малому бизнесу для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности.
Политика управления муниципальной собственностью Усольского муниципального района Иркутской области будет ориентирована на повышение эффективности ее использования.
Развитие доходного потенциала от управления муниципальной собственностью Усольского муниципального района Иркутской области будет решаться путем:
1. обеспечения сохранности муниципального имущества;
2. проведения инвентаризации недвижимого муниципального имущества и внесения предложений по результатам инвентаризации в части дальнейшего использования имущества;
3. совершенствования системы эффективного управления муниципальными активами путем обеспечения качественного учета имущества, контроля сохранности и прибыльного использования имущества, входящего в состав муниципальной казны, осуществления постоянного контроля за использованием объектов муниципальной собственности;
4. проведения мониторинга задолженности по платежам от использования муниципального имущества и земельных участков, активизации претензионно-исковой работы по взысканию задолженности в судебном порядке;
5. создания благоприятных условий для привлечения инвесторов путем проведения торгов по передаче муниципального имущества в долгосрочную аренду;
6. активизации продажи объектов муниципальной собственности, не задействованных в решении вопросов местного значения.
Основную задачу по увеличению доходов следует решать за счет улучшения администрирования уже существующих видов платежей в бюджет Усольского муниципального района Иркутской области. Необходимо продолжение совместной работы с налоговыми органами с целью обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет Усольского муниципального района Иркутской области, увеличения налогооблагаемой базы, стабилизации финансового состояния организаций, выявления и пресечения схем минимизации налогов, совершенствования методов контроля за легализацией "теневой" заработной платы.
В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц продолжится работа по координации действий администрации Усольского муниципального района Иркутской области и федеральных служб по борьбе с "теневыми оборотами" в экономике, выявлению и пресечению нелегальной выплаты заработной платы посредством:
- проведения заседаний Межведомственной комиссии по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд в Усольском муниципальном районе Иркутской области по снижению неформальной занятости, в целях контроля за хозяйствующими субъектами, у которых наблюдается снижение численности работников или сумм начисленных страховых взносов, а также уплачивающих страховые взносы с сумм заработной платы, начисленной ниже минимального размера оплаты труда;
- проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах организаций о последствиях сокрытия доходов - отсутствие для работников социальных гарантий (отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, пенсионного обеспечения);
- организации работы "горячей линии" для сообщения жителями Усольского муниципального района Иркутской области о недобросовестных работодателях.
Необходимо продолжить работу с органами государственной власти Иркутской области в сфере межбюджетных отношений, в частности, по увеличению установленных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов для обеспечения повышения собственного доходного потенциала Усольского муниципального района Иркутской области.
Ключевым остается вопрос сбалансированности бюджета Усольского муниципального района Иркутской области на планируемый период. В этой связи администрации Усольского муниципального района Иркутской области следует продолжить работу по привлечению в бюджет Усольского муниципального района Иркутской области безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
IV. Основные направления бюджетной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Бюджетная политика определяет основные направления социально-экономического развития Усольского муниципального района Иркутской области в трехлетнем периоде и призвана способствовать дальнейшему росту уровня жизни населения, обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Усольского муниципального района Иркутской области.
В связи с этим формирование и исполнение бюджета Усольского муниципального района Иркутской области будет осуществляться с учетом решения следующих основных задач:
1. Повышение эффективности планирования и использования средств бюджета Усольского муниципального района Иркутской области.
Решение данной задачи будет осуществляться по следующим направлениям:
- использование внедренного программного принципа при формировании и исполнении бюджета Усольского муниципального района Иркутской области (исполнение расходов в рамках муниципальных программ с привязкой ресурсного обеспечения к целевым показателям, характеризующим достижение цели и решение задач муниципальной программы);
- обеспечение наличия в бюджете Усольского муниципального района Иркутской области бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации. В 2022 году на обеспечение софинансирования (14 %) необходимо 43 313,00 тыс. рублей. Также, учитывая вышеуказанное условие и то, что бюджет Усольского муниципального района Иркутской области является получателем средств субсидии на выплату денежного содержания с начислениями на него главам, муниципальным служащим органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Иркутской области, а также заработной платы с начислениями на нее техническому и вспомогательному персоналу органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Иркутской области, расходы на выплату заработной платы с начислениями на нее требуется предусмотреть в необходимом годовом объеме в первоначальном бюджете Усольского муниципального района Иркутской области, при этом учесть рост минимального размера оплаты труда с 1 января 2022 года, обеспечить достижение целевых показателей по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных в "майских" указах Президента Российской Федерации 2012 года;
- обеспечение наличия в бюджете Усольского муниципального района Иркутской области бюджетных ассигнований на проведение выборной кампании в 2022 году 8 903,00 тыс. рублей;
- реализация положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- расходные обязательства, возникшие в связи с осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов, источников покрытия дефицита бюджета Усольского муниципального района Иркутской области и соответствующих межбюджетных трансфертов;
- расходные обязательства, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления Усольского муниципального района Иркутской области отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами и законами Иркутской области, а также полномочий органов местного самоуправления, входящих в состав Усольского муниципального района Иркутской области, исполняются за счет межбюджетных трансфертов бюджета соответствующего уровня;
- обеспечение исполнения действующих расходных обязательств, принятие решений по увеличению действующих и (или) установлению новых расходных обязательств должно производиться только в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов;
- осуществление на постоянной основе контроля за соблюдением нормативов численности работников органов местного самоуправления, нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления;
- бережливость и максимальная отдача, снижение неэффективных трат бюджета Усольского муниципального района Иркутской области;
- недопущение образования несанкционированной кредиторской задолженности муниципальных учреждений и сокращение существующей задолженности;
- контроль за потреблением топливно-энергетических ресурсов согласно утвержденных лимитов казенными и бюджетными учреждениями;
- недопущение роста дебиторской задолженности;
- усиление контроля за соблюдением бюджетополучателями ограничений, установленных доведенными бюджетными ассигнованиями;
- повышение ответственности бюджетополучателей в сфере использования бюджетных средств;
- внедрение муниципальных заданий, задающих конкретные, измеримые результаты использования бюджетных средств;
- применение показателей качества предоставления муниципальных услуг, оценки качества и доступности предоставления услуг;
- осуществление закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд Усольского муниципального района Иркутской области на основе реализации муниципального заказа, повышение эффективности механизма конкурсных закупок;
- обеспечение адресной социальной поддержки населения;
- совершенствование механизмов казначейского исполнения бюджета Усольского муниципального района Иркутской области.
2. Обеспечение реалистичности формирования дефицита бюджета Усольского муниципального района Иркутской области.
Ограничение объемов расходов бюджета Усольского муниципального района Иркутской области и дефицита бюджета Усольского муниципального района Иркутской области - это не только вопрос устойчивости бюджета Усольского муниципального района Иркутской области, это вопрос общего экономического равновесия.
В целях снижения нагрузки на бюджет Усольского муниципального района Иркутской области и исключения нереальности планирования расходной части бюджета Усольского муниципального района Иркутской области дефицит бюджета Усольского муниципального района Иркутской области планируется устанавливать в размере не более 10,0 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета Усольского муниципального района Иркутской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
3. Формирование межбюджетных отношений с учетом необходимости создания стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов получателями межбюджетных трансфертов - муниципальными образованиями, входящими в состав Усольского муниципального района Иркутской области.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений должна быть ориентирована на повышение прозрачности межбюджетных отношений и муниципальных финансов, стимулирование муниципальных образований Усольского муниципального района Иркутской области к самостоятельным действиям по увеличению собственных доходов и оптимизации расходов:
- укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований, входящих в состав Усольского муниципального района Иркутской области, и повышения их ответственности за результаты деятельности;
- организации мониторинга финансового положения муниципальных образований, изменений основных параметров их бюджетов, муниципального долга.
4. Исполнение бюджета Усольского муниципального района Иркутской области осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации, в соответствии с Положением о бюджетном процессе, сводной бюджетной росписью, кассовым планом на основе казначейской системы исполнения бюджета.
5. Поддержанию финансовой стабильности Усольского муниципального района Иркутской области будет способствовать реализация долговой политики. Разумная заемная политика создаст условия для роста возможностей обеспечения инвестиционной привлекательности экономики Усольского муниципального района Иркутской области в целом.
Долговая политика Усольского муниципального района Иркутской области должна выстраиваться из принципа финансовой устойчивости бюджета Усольского муниципального района Иркутской области, которая основана на принципах безусловного и своевременного исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств Усольского муниципального района Иркутской области, а также поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне.
Реализация долговой политики направлена на обеспечение выполнения принятых долговых обязательств Усольским муниципальным районом Иркутской области при наименьших затратах и разумной степени риска.
Основными задачами управления муниципальным долгом при реализации долговой политики являются:
- повышение эффективности муниципальных заимствований;
- оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с учетом реальных потребностей бюджета Усольского муниципального района Иркутской области в привлечении заемных средств;
- обеспечение прозрачности управления муниципальным долгом;
- разработка программы внутренних заимствований с учетом оптимальной структуры и объема муниципального долга в целях обеспечения сбалансированности и платежеспособности бюджета Усольского муниципального района Иркутской области;
- приоритетное исполнение обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга.
V. Заключительные положения
Эффективное, ответственное и прозрачное управление бюджетными средствами Усольского муниципального района Иркутской области является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития района. В целях повышения открытости бюджетных данных важной задачей является исполнение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации".
Обеспечение полного и доступного информирования населения Усольского муниципального района Иркутской области о бюджете Усольского муниципального района Иркутской области и отчетах о его исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении бюджетными средствами Усольского муниципального района Иркутской области должно найти отражение в регулярной публикации "Бюджета для граждан" в сетевом издании "Официальный сайт администрации Усольского района" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.usolie-raion.ru).
Заместитель мэра - председатель комитета по экономике и |
Н.А.Касимовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Усольского муниципального района Иркутской области от 9 ноября 2021 г. N 639 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики Усольского муниципального района Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу после дня официального опубликования
Текст постановления опубликован не был