г. Калуга |
|
11 сентября 2024 г. |
Дело N А14-23345/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2024.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Морозова А.П., судей Егоровой С.Г., Захарова К.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Альянс-С" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 по делу N А14-23345/2022,
при участии в судебном заседании представителя ООО "РВК-Воронеж" - Саласиной И.У. (дов. от 09.01.2024),
в отсутствии в судебном заседании представителей ответчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - истец, ООО "РВК-Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Альянс - С" (далее - ответчик, ООО "Альянс-С") о взыскании 108 010 руб. 28 коп. задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ) по Договору N 995 от 29.08.2014 за период с 01.07.2022 по 31.07.2022.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2023 по делу N А14-23345/2022 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 108 010 руб. 28 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 240 руб.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2023 по настоящему делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба ЗАО "Альянс-С" - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, ЗАО "Альянс-С" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обосновании доводов жалобы кассатор ссылаясь на составленные сторонами акты от 26.04.2024 г. указал на то, что отбор проб сточных вод был произведен не из контрольного канализационного колодца.
Подробно доводы отражены в кассационной жалобе.
Одновременно к кассационной жалобе заявителем были приложены копии актов от 26.04.2024 г., составленные между ООО "РВК-Воронеж" и ЗАО "Альянс-С", а также схема расположения канализационных колодцев ЗАО "Альянс-С", составленная представителем кассатора.
Ознакомившись с указанными документами, судебная коллегия отмечает следующее.
Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями ст. 286 АПК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу, а также по исследованию ранее не представлявшихся доказательств.
В связи с этим представленные ЗАО "Альянс-С" новые доказательства суд округа не может принять и оценить.
Как разъяснено в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде кассационной инстанции" (далее - Постановление Пленума N 13), новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются. Если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, в том числе вместе с отзывом на кассационную жалобу, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются.
При этом, доводы лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, которые не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, не принимаются во внимание и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, приложенные к кассационной жалобе дополнительные доказательства подлежат возвращению кассатору.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы. Одновременно указал, что заявленные кассатором доводы, ранее ответчиком при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялись.
Ответчик, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "РВК-Воронеж" (Организация ВКХ) и ЗАО "Альянс-С" (абонент) 29.08.2014 был заключен единый Договор холодного водоснабжения и водоотведения N 995 (далее - Договор), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную питьевую воду, а абонент обязуется оплачивать холодную питьевую воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором.
Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (п. 1 Договора).
В соответствии с п. 2 Договора граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении N 1.
В силу п. 3 Договора граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 2.
Тарифы, сроки и порядок оплаты согласованы сторонами в разделе III Договора.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 11 Договора).
В соответствии с подпунктами "п", "р", "с" п. 12 Договора, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:
- требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов абонента, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, а также соблюдения требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;
- осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;
- осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктами "г", "д", "ж" п. 13 Договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе:
- иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды;
- взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;
- осуществлять контроль за соблюдением нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В соответствии с подпунктами "е", "ж" п. 14 Договора абонент обязан:
- производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту;
- обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и в порядке, которые предусмотрены разделом VI настоящего договора.
В соответствии с подпунктами "а", "д" п. 14 Договора абонент вправе:
- получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию о результатах производственного контроля качества питьевой воды, состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и производственного контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации;
- осуществлять в целях контроля качества холодной воды, состава и свойств сточных вод отбор проб холодной воды и сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб холодной воды и сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В разделах VI, VII, VIII, IX Договора стороны согласовали: Порядок обеспечения абонентом доступа организации водопроводно-канализационного хозяйства к водопроводным и канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды и сточных вод, приборам учета холодной воды и сточных вод; Порядок контроля качества питьевой воды; Контроль состава и свойств сточных вод, места и порядок отбора проб сточных вод; Порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод, нормативов по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, с учетом норм действующего законодательства.
Нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу отводимых сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и городского округа нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 7 (п. 31 Договора).
Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8 (п. 32 Договора).
Договор вступает в силу с 01.09.2014 и заключен на срок по 31.12.2014 с условием о пролонгации (пункты 69, 70, 71 Договора).
Как указал истец, 19.05.2022 специалистом ООО "РВК-Воронеж" в присутствии представителя ЗАО "Альянс-С" был произведен отбор проб сточных вод из канализационного колодца абонента, о чем составлен Акт N 264 отбора проб, подписанный представителем абонента без возражений и замечаний, как по месту отбора проб, так и по процедуре отбора проб.
В результате лабораторного анализа проб, проведенного лабораторией очистных сооружений ООО "РВК-Воронеж" (Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) N РОСС RU.0001.519078), выявлен факт нарушения состава и качества сточных вод, отводимых в ЦСВ, что зафиксировано Протоколом испытаний N 192/1 от 25.05.2022.
На основании данного протокола испытаний, истцом начислена ответчику плата за негативное воздействие на работу ЦСВ, в том числе за июль 2022 в размере 122 367 руб. 62 коп. (расчет платы представлен в материалы дела) и выставлен УПД N 24367 от 31.07.2022.
Ответчик плату за июль 2022 произвел частично, в сумме 14 357 руб. 34 коп., в связи с чем на стороне ответчика возникла задолженность в размере 108 010 руб. 28 коп. за период с 01.07.2022 по 31.07.2022.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств, наличие задолженности, оставление без удовлетворения и ответа претензионных требований, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 ГК РФ, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения", утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, положенные в основание обжалуемых судебных актов, являются законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 ГК РФ).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Как верно отмечено судами, отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются, в том числе: Законом N 416-ФЗ, Правилами N 644, Правилами N728.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона N 416-ФЗ в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно ст. 2 Закона N 416-ФЗ, водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (ч. 1 ст. 14 Закона N 416-ФЗ).
В п. 1 ст. 30.2 Закона N 416-ФЗ определено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Требования к составу и свойствам сточных вод абонентов и порядок начисления платы, направленные на предотвращение негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, установлены Правилами N 644.
Согласно подп. "и" п. 35 Правил N 644 (в редакции, действующей в спорный период) абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В соответствии с подп. "ж" указанного пункта абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право: осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пунктом 111 Правил N 644 определено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В силу п. 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1); значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 Правил
Частью 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ, п. 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
За негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведение начисление производится на основании раздела VII Правил N 644.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета (п. 119 Правил N 644).
Дополнительно судебная коллегия отмечает, что согласно правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, выраженным в решении от 04.04.2018 N АКПИ18-73, плата за негативное воздействие на ЦСВ имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу ЦСВ, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу ЦСВ.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2020 N 308-ЭС19-20827, от 08.06.2020 N 308-ЭС19-27992, указано, что плата за негативное воздействие на ЦСВ должна квалифицироваться как возникающая из оказания услуг по водоотведению.
Таким образом, расходы, связанные с негативным воздействием загрязняющих веществ на работу ЦСВ, как на это прямо указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2015 N АКПИ15-167, возмещаются организации ВКХ в рамках договорных отношений посредством механизма компенсации, установленного Правилами N 644.
По существу, правовая природа платы, связанной с негативным воздействием на ЦСВ, представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды.
Как верно указано судами, отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами N 728.
В силу п. 2 Правил N 728 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - фактические показатели состава и свойств сточных вод), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - декларация), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами N 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (далее - требования, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения).
Согласно п. 10 Правил N 728, абонент обязан обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с настоящими Правилами) и идентификацию таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования.
Абонент также имеет право принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ, в том числе осуществлять параллельный отбор проб (подп. "б" п. 37 Правил N 644).
Согласно п. 9 Правил N 728 визуальный контроль осуществляется представителями организации, осуществляющей водоотведение.
При этом подпунктами "а" и "д" п. 10 Правил N 728 на абонентов возложена обязанность обеспечить возможность проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном настоящими Правилами, а также обеспечить присутствие представителя абонента при проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (в случае предварительного уведомления абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящих Правил.
Согласно пунктам 12, 15, 22 Правил N 728 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцев. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N 2.
Пунктом 25 Правил N 728 предусмотрено, что при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения. Акт отбора проб сточных вод и (или) акт обнаружения запрещенного сброса в случае отказа представителя абонента от его подписания подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".
Согласно п. 27 Правил N 728 один экземпляр акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса остается у организации, осуществляющей водоотведение, второй - передается представителю абонента на месте после его составления. В случае отсутствия представителя абонента при осуществлении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод направление абоненту акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса осуществляется в соответствии с пунктом 51 настоящих Правил.
Данные нормы предусматривают императивную обязанность лиц, несогласных с процедурой отбора проб, представить свои замечания к акту отбора проб, и направлена на исключение возможных будущих разногласий и спорных ситуаций.
В силу пунктов 33 - 34 Правил N 728, при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, представитель абонента вправе заявить о необходимости осуществить параллельный отбор проб сточных вод, при этом абонент обязан обеспечить наличие емкостей для параллельной пробы, соответствующих требованиям нормативных документов, регулирующих методы определения конкретных показателей, и осуществить анализ параллельной пробы в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Как установлено судами, следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, параллельный отбор проб сточных вод, абонентом не производился.
Пробы сточных вод пломбируются одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение, либо осуществляется общая пломбировка тары, в которую складируются емкости с отобранными пробами (п. 29 Правил N 728).
Как установлено судами, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривалось ответчиком, 19.05.2022 сотрудником ООО "РВК-Воронеж" в присутствии представителя ЗАО "Альянс-С", из согласованного сторонами канализационного колодца, был произведен отбор проб сточных вод абонента. По факту отбора проб составлен Акт отбора проб сточных вод N 264 от 19.05.2022, который подписан заместителем генерального директора ЗАО "Альянс-С" Застрожновым С.А. без возражений и замечаний, экземпляр получен им на руки.
Указанный акт содержит необходимую информацию о месте отбора проб, дате, времени, методе отбора, климатических условиях окружающей среды при отборе, цели исследования, данных исполнителей, а также ссылку на то, что отобранные пробы были помещены в стеклянные емкости и опечатаны.
Замечания со стороны ответчика относительно правильности проведения истцом процедуры отбора проб отсутствовали, возражений при проведении отбора проб сточных вод по поводу места отбора не заявлено.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Также, при разрешении спора судами учтено, что наряду с отбором параллельных проб эффективным средством защиты абонента являются и предоставленное ему п. 21 Правил N 728 право осуществлять фото- и (или) видеофиксацию процедуры визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод.
Однако ответчиком фото- и видеофиксация отбора проб не осуществлялась, доказательств обратного не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
С учетом вышеизложенного, судами правомерно отклонены доводы ответчика о том, что со стороны истца был нарушен порядок отбора проб.
Материалами дела подтверждено и не оспаривалось ответчиком, что 19.05.2022 опечатанные пробы направлены для анализа в аккредитованную лабораторию очистных сооружений ООО "РВК-Воронеж", имеющую аттестат аккредитации N РАЛ РОСС RU.0001.519078.
В силу п. 30 Правил N 728 протокол исследований отобранной пробы сточных вод, составленный аккредитованной лабораторией, является документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом декларации, нормативов состава сточных вод, требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно протоколу испытаний N 192/1 от 25.05.2022, зафиксировано сбрасывание в централизованную систему водоотведения ООО "РВК-Воронеж" сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Результаты лабораторного исследования спорных проб, зафиксированные в протоколе испытаний N 192/1 от 25.05.2022, ответчиком документально не опровергнуты в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Правом на проведение самостоятельного исследования в аккредитованной лаборатории параллельных проб сточных вод, ответчик не воспользовался.
Данный факт ответчиком не оспаривался.
На предмет возможности проведения отбора проб сточных вод для определения их состава и свойств, наличия условий для соблюдения нормативных документов Российской Федерации, определяющих порядок отбора проб, нормирования сброса загрязняющих веществ со сточными водами и взимание платы за загрязнение, уполномоченным органом была произведена аккредитация лаборатории очистных сооружений ООО "РВК-Воронеж", выдан Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) N РОСС RU.0001.519078.
Данный Аттестат указывает на техническую компетентность, наличие специалистов, условий для выполнения процедуры отбора проб сточных вод и их анализа согласно утвержденной ФГИС Росаккредитации области аккредитации лаборатории очистных сооружений ООО "РВК-Воронеж".
Подтверждением законности испытаний является выписка из реестра аккредитованных лиц, которая формируется датой выдачи протокола испытаний (Постановление Правительства РФ N 728 от 22.05.2020).
Таким образом, отсутствуют какие-либо сомнения в отношении компетентности, независимости лаборатории, проводимой исследование.
Доводы ответчика о нарушении лабораторией процедуры проведения испытаний в отношении показателей, поскольку протокол испытаний датирован 25.05.2022, в то время как отбор проб осуществлялся 19.05.2022, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, и получив надлежащую правовую оценку, были обоснованно отклонены, как основанные на неправильном толковании норм права.
Отсутствие в протоколе испытаний N 192/1 от 25.05.2022 сведений об исследовании проб в сроки, указанные в ГОСТ 31861-2012, о длительности и условиях хранения пробы не свидетельствует о том, что указанный протокол является ненадлежащим доказательством.
Так, в процессе рассмотрения иска в суде первой инстанции истец приобщил к материалам дела выписки из журнала проведения в отношении каждого показателя, где указано время проведения испытаний. Тем самым подтверждено, что методика проведения испытаний соответствует всем ГОСТам и стандартам проведения исследований.
Оснований считать оценку указанных доводов, данную судами нижестоящих инстанций, несоответствующей представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассатора о том, что отбор проб был произведен из несогласованного колодца, отклоняется судом округа, поскольку ранее данный довод при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялся.
Как разъяснено в абз. 4 п. 30 Постановления Пленума N 13, доводы лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, которые не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, не принимаются во внимание и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что указанный довод ответчика являлся предметом оценки суда кассационной инстанции при рассмотрении дела N А14-9540/2023 с аналогичными обстоятельствами между теми же сторонами, но за иной период.
В рамках указанного дела, судом округа отмечено следующее.
Действительно, Договором N 995 от 29.08.2014 и приложением N 5.1 установлен контрольный колодец с отметкой 157.20/155.47, однако в данном колодце происходит смешение стоков от сторонних организаций, что было известно ответчику и при отборе проб возражений относительно отбора проб в колодце с отметкой 158.46/156.95/156.44 им не заявлялось. Акты отбора проб N 474 от 30.08.2022 и N 621 от 22.11.2022 подписаны заместителем генерального директора Застрожновым С.А.
При этом представителем не выражено замечаний и возражений в ходе процедуры отбора проб, по результатам отбора проб в установленной форме составлен акт контрольного отбора проб сточных вод.
Кроме того, отборы сточных вод в последующие периоды (Акт отбора N 71 от 09.02.2023, Акт отбора N 296 от 29.05.2023, Акт отбора от N 438 от 07.08.2023, Акт отбора N 667 от 23.11.2023) проводились также в колодце с отметкой 158.46/156.95/156.44.
Более того, 09.02.2023, 29.05.2023, 07.08.2023 ответчиком проводился параллельный отбор проб филиалом ЦЛАТИ по Воронежской области, что также подтверждает отсутствие каких-либо возражений и несогласий.
Согласно абз. 6 п. 2 Правил N 644 "контрольная проба - проба сточных вод, сбрасываемых абонентами (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная организацией, осуществляющей водоотведение, или иным уполномоченным ею лицом, в контрольном канализационном колодце или ином канализационном колодце (сооружении, устройстве), определяемом в соответствии с Правилами N 728, с целью определения состава и свойств таких сточных вод в аккредитованной лаборатории по заказу организации, осуществляющей водоотведение.
В соответствии с абз. 7 п. 2 Правил N 644 контрольный канализационный колодец - колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод.
Подпунктом "в" п. 10 Правил N 728 предусмотрено, что абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев).
Согласно п. 15 Правил N 728 визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26.03.2020 N 618-0, содержащееся в пункте 2 Правил N 644 понятие "контрольный канализационный колодец", применяемое во взаимосвязи с другими нормами действующего законодательства, в частности с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (были утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525, далее (действующие Правила) Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728), будучи направленным на соблюдение баланса интересов организаций, осуществляющих водоснабжение (водоотведение) и их абонентов, не предполагает определение в качестве контрольного такого канализационного колодца, через который осуществляется сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод от нескольких абонентов, а потому не может расцениваться как нарушающее в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права и свободы заявителя.
Согласно п. 16 Правил N 728 в случае невозможности осуществления визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в канализационных колодцах, указанных в пункте 15, в связи с неисполнением абонентом обязанностей, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 10 данных Правил, визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются в любых иных доступных канализационных колодцах на канализационных сетях, по которым осуществляется транспортировка сточных вод абонента. В этом случае результаты визуального контроля и (или) анализов проб сточных вод, отобранных организацией, осуществляющей водоотведение, являются результатами контроля состава и свойств сточных вод абонента. Таким образом, на случай отсутствия возможности отбора проб сточных вод в конкретном канализационном колодце предусмотрена возможность отбора проб в последнем канализационном колодце до врезки абонента в централизованную канализационную сеть.
Судом округа при рассмотрении дела N А14-9540/2023 также отмечено, что Актом от 26.04.2024 ООО "РВК-Воронеж" совместно с ЗАО "Альянс-С" установили новый контрольный колодец, для отбора сточных вод с отметкой стр/156.05, данный колодец находится на проезжей части и предыдущий колодец по сетям абонента с отметкой 158.46/156.95/156.44, в котором будет производиться отбор проб сточных вод при невозможности отбора проб из колодца с отметкой стр/156.05.
В связи с изложенными обстоятельствами, является очевидным, почему отборы осуществлялись в колодце с отметкой 158.46/156.95/156.44, и поэтому со стороны абонента на протяжении длительного времени возражения не заявлялись.
Согласно п. 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
В силу п. 123 Правил N 644 в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подп. "б" п. 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле:
П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) + Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр, где:
Макс(Кi1) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод (далее - кратность превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, при этом кратность превышения (Кi) определяется по формуле, предусмотренной пунктом 123(1) настоящих Правил;
Сумм(Кi2) - суммарные значения кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Макс(Кi3) - максимальные из всех значений кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Сумм(Кi4) - суммарные значения кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
КipH - значение кратности превышения (Кi) по водородному показателю (pH), которое принимается равным коэффициенту воздействия водородного показателя (pH) согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, на основании значения водородного показателя (pH), заявленного абонентом в декларации либо зафиксированного в контрольной пробе сточных вод абонента, если оно отличается от значения, заявленного абонентом в декларации;
КiТ, Кiлос, Кiжиры, Кiпхб - значения кратностей превышения (Кi) соответственно по температуре, летучим органическим соединениям, жирам, полихлорированным бифенилам;
Макс(Кi5) - максимальные из значений кратностей превышения (Кi) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента зафиксировано нарушение требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий отбор проб был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение) (куб. метров). При расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если по веществам (показателям), отнесенным к группам 1, 3 и 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, указаны абонентом в декларации либо установлены в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод 2 и более равные максимальные значения кратностей превышения (Кi) по веществам, относящимся к одной группе, для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по веществам (показателям), отнесенным к данной группе, используется одно из равных максимальных значений кратностей превышения (Кi).
На основании сведений протокола испытаний N 192/1 от 25.05.2022 и вышеуказанной формулы, истцом была рассчитана плата ответчику за негативное воздействие на работу ЦСВ, в том числе за период с 01.07.2022 по 31.07.2022 в размере 122 367 руб. 62 коп. (расчет платы представлен в материалы дела). Ответчик плату за июль 2022 произвел частично, в сумме 14 357 руб. 34 коп., в связи с чем на стороне ответчика возникла задолженность в размере 108 010 руб. 28 коп. за период с 01.07.2022 по 31.07.2022.
Доказательств оплаты в большем размере, как и контррасчет платы ответчиком в материалы дела не представлено.
Представленный истцом расчет платы за негативное воздействие сточных вод на централизованную систему водоотведения за спорный период, проверен судами и признан арифметически верным.
На основании изложенного, дав надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, проверив произведенный истцом расчет платы за негативное воздействие сточных вод на централизованную систему водоотведения за спорный период и признав его соответствующим положениям действующего законодательства и арифметически правильным, учитывая отсутствие доказательств внесения полной оплаты, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения исковых требований истца в заявленном размере.
Оснований считать выводы судов несоответствующими положениям действующего законодательства и представленным в материалы дела доказательствам, у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы проверены кассационным судом и оставлены без удовлетворения как неподтвержденные материалами дела и основанные на неправильном толковании норм материального права.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Статьей 286 АПК РФ предусмотрены пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, согласно которым арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд округа не вправе иначе оценивать доказательственное значение имеющихся в деле документов.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых актов не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 по делу N А14-23345/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.П. Морозов |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность взыскания задолженности за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, установив, что ответчик не выполнил условия договора и не оплатил начисленную сумму. Доводы ответчика о нарушении процедуры отбора проб сточных вод были отклонены, так как они не были представлены в предыдущих инстанциях. Суд кассационной инстанции оставил решения нижестоящих судов без изменения.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 сентября 2024 г. N Ф10-3603/24 по делу N А14-23345/2022