Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Омской области
от 24 ноября 2021 г. N 556-п
Положение
об осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Омской области
22 марта 2022 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Омской области, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанного надзора (далее - государственный надзор).
Пункт 2 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
2. Государственный надзор осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о контроле) с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), общими требованиями к организации и осуществлению государственного надзора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года N 2161.
3. Государственный надзор осуществляется Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Главное управление).
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора (далее - должностные лица Главного управления), являются:
1) начальник Главного управления;
2) заместитель начальника Главного управления;
3) начальники территориальных отделов государственного строительного надзора Главного управления;
4) лица Главного управления, в должностные обязанности которых в соответствии с настоящим Положением, должностным регламентом или должностной инструкцией входят полномочия по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспекторы).
Уполномоченными должностными лицами на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного надзора в соответствии со статьей 64 Федерального закона о контроле являются начальник Главного управления, заместитель начальника Главного управления.
Должностные лица Главного управления пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона о контроле, статьей 54 ГрК РФ.
Пункт 5 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
5. К совершению отдельных контрольных (надзорных) действий Главное управление в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом о контроле, может привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для совершения указанных действий.
Главным управлением в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом о контроле, к осуществлению экспертизы могут быть привлечены эксперты и (или) экспертные организации.
6. Главное управление при осуществлении государственного надзора взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также с физическими лицами.
Пункт 7 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
7. Объектами государственного надзора являются:
1) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ;
2) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ.
Главное управление осуществляет учет объектов государственного надзора в порядке, установленном пунктом 26 настоящего Положения.
При осуществлении учета объектов государственного надзора на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
Пункт 8 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
8. Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 ГрК РФ.
Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных частью 4 статьи 54 ГрК РФ.
9. Информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами Главного управления и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу осуществляется в соответствии со статьей 98 Федерального закона о контроле.
10. Государственный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Пункт 11 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
11. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий инспекторами, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, и лицами, привлекаемыми к совершению отдельных контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио и видеозапись.
Фотографии, аудио и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
12. Проверочные листы в рамках государственного надзора не применяются.
13. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Главное управление информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, его участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Главным управлением на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
14. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, Главное управление не позднее чем за 24 часа до его проведения обязано направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении соответствующего контролируемого лица, являющегося ее членом, по электронной почте либо, в случае отсутствия адреса электронной почты, любым иным доступным способом связи в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
II. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении государственного надзора
15. Главное управление при осуществлении государственного надзора может проводить следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
Подпункт 3 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение);
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
16. Информирование осуществляется посредством размещения Главным управлением предусмотренных статьей 46 Федерального закона о контроле сведений на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу gsn.omskportal.ru (далее - официальный сайт Главного управления). Сведения, указанные в настоящем пункте, также могут размещаться в средствах массовой информации или иными способами.
17. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона о контроле.
Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора готовится 1 раз в год, утверждается приказом начальника Главного управления и размещается на официальном сайте Главного управления не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Главное управление обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Пункт 18 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
18. В случае наличия у Главного управления сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Главное управление объявляет контролируемому лицу в соответствии со статьей 49 Федерального закона о контроле предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
19. Решение о направлении предостережения принимает начальник (заместитель начальника) Главного управления на основании предложений инспектора при наличии указанных в пункте 18 настоящего Положения сведений, не позднее 30 дней со дня их получения.
Форма предостережения утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Сведения о предостережении вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Инспектор регистрирует предостережение в журнале учета объявленных предостережений с присвоением регистрационного номера.
Предостережение направляется в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для контролируемого лица способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе по адресу электронной почты контролируемого лица, указанному соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо размещенному на официальном сайте юридического лица, индивидуального предпринимателя в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (gosuslugi.ru) (далее - Единый портал) и (или) через государственную информационную систему Омской области "Портал государственных и муниципальных услуг Омской области" (pgu.omskportal.ru) (далее - Портал Омской области).
20. Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней с даты получения предостережения вправе подать в Главное управление возражения в отношении предостережения. Возражение подается в письменной форме посредством почтового отправления или в форме электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении, или иными указанными в таком предостережении способами в произвольной форме и содержит:
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - застройщика;
идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, являющихся контролируемыми лицами;
дату и номер полученного предостережения;
обоснование позиции, возражения в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
Главное управление осуществляет рассмотрение указанного возражения, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в срок не более 30 дней со дня получения возражения ответ в порядке, установленном пунктом 19 Положения.
21. Объявленные Главным управлением предостережения подлежат учету, соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
22. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона о контроле инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического визита, контрольного (надзорного) мероприятия в виде устных разъяснений (консультаций) контролируемым лицам и их представителям по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора, а также письменного консультирования.
В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Главного управления письменного разъяснения, подписанного начальником (заместителем начальника) Главного управления.
Контролируемым лицам и их представителям, направившим такие обращения, в течение 30 дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта Главного управления, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении.
Пункт 23 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
23. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
организация и осуществление государственного надзора;
порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением;
обязательные требования;
исполнение обязательных требований;
порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Главного управления.
По итогам консультирования предоставляется ответ в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в следующих случаях:
контролируемое лицо представило письменный запрос о предоставлении письменного ответа на вопросы;
за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.
Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Личный прием контролируемых лиц и их представителей проводит начальник (заместитель начальника) Главного управления.
Информация о месте личного приема, об установленных для приема днях и часах размещена на официальном сайте Главного управления.
Главное управление осуществляет учет консультирований в журнале консультирования.
Пункт 24 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
24. Профилактический визит проводится инспектором в соответствии со статьей 52 Федерального закона о контроле в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Сведения о профилактическом визите вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц не позднее 3 месяцев со дня поступления в Главное управление от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ (далее - извещение о начале работ).
О проведении профилактического визита, в том числе обязательного профилактического визита, контролируемое лицо должно быть уведомлено с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, в том числе обязательного профилактического визита, уведомив об этом Главное управление с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Продолжительность проведения профилактического визита не должна превышать 1 рабочий день.
Главное управление ведет учет профилактических визитов в соответствии со статьей 19 Федерального закона о контроле.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объект контроля представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом начальнику (заместителю начальника) Главного управления для принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
При проведении профилактического визита инспекторами, уполномоченными на проведение такого профилактического мероприятия, для фиксации доказательств, что объект контроля представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, могут использоваться фотосъемка, аудио и видеозапись.
III. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ
Пункт 25 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
25. Государственный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, проводится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле.
Пункт 26 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
26. Главное управление ведет реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в отношении которых осуществляется государственный надзор (далее соответственно - реестр, объекты капитального строительства).
Распоряжением начальника (заместителя начальника) Главного управления назначаются ответственные инспекторы за ведение реестра.
Ведение реестра осуществляется посредством размещения информации о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства на официальном сайте Главного управления, включающей:
- наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
- реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
- полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - застройщика;
- полное наименование юридического лица - технического заказчика (при наличии);
- полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющего строительный контроль на основании договора с застройщиком (техническим заказчиком) (при наличии).
Объект капитального строительства, при строительстве, реконструкции которого осуществляется государственный надзор, включается в реестр на основании приказа (распоряжения) начальника (заместителя начальника) Главного управления в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Главное управление извещения о начале работ.
Изменения в реестр вносятся не позднее 5 рабочих дней со дня поступления информации, являющейся основанием для внесения соответствующих сведений в реестр.
Объект капитального строительства не включается в реестр, если при приеме извещения о начале работ будет установлено следующее:
1) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется государственный надзор;
2) извещение о начале работ и приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка, установленного частью 5 статьи 52 ГрК РФ;
3) извещение о начале работ подано ненадлежащим лицом;
4) извещение о начале работ подано без приложения документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 5 статьи 52 ГрК РФ.
В указанных случаях извещение о начале работ и прилагаемые к нему документы подлежат возврату подавшему их лицу.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется государственный надзор, такой объект капитального строительства исключается из реестра.
Пункт 27 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
27. В соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного надзора проводятся на основании программы проверок.
Распоряжением начальника (заместителя начальника) Главного управления назначаются ответственные инспекторы за организацию осуществления государственного надзора в отношении объекта капитального строительства (далее - ответственный инспектор).
Программа проверок формируется ответственным инспектором не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается информация, предусмотренная пунктами 1 - 3 части 14 статьи 54 ГрК РФ.
Пункт 28 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
28. К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с программой проверок, относятся:
1) завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;
2) завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
О наступлении события, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, свидетельствует поступление от контролируемого лица извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а в случае непоступления такого извещения - истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке.
Пункт 29 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
29. Программа проверок формируется в электронном виде, утверждается начальником (заместителем начальника) Главного управления и не позднее чем через 3 рабочих дня со дня утверждения направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, в форме электронного документа, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона о контроле, - на бумажном носителе.
30. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.
Категории рисков в отношении объектов капитального строительства не устанавливаются.
Пункт 31 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
31. Ответственный инспектор вносит изменения в программу проверок в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица:
1) изменений, внесенных в проектную документацию (в том числе изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации), направленных в Главное управление в соответствии с частью 5.2 статьи 52 ГрК РФ (в случае если такие изменения влекут за собой изменение состава событий, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) сроков наступления таких событий);
2) извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Утверждение и направление (вручение) контролируемому лицу программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 29 настоящего Положения.
Пункт 32 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
32. Государственный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка;
3) инспекционный визит;
4) рейдовый осмотр;
5) выборочный контроль;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
7) выездное обследование.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, указанные в подпунктах 6, 7 настоящего пункта, проводятся должностными лицами Главного управления на основании заданий уполномоченных должностных лиц Главного управления.
33. Инспекционный визит, рейдовый осмотр проводятся на территории строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
34. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) испытание;
8) экспертиза.
35. Документарная проверка проводится по месту нахождения Главного управления без согласования с органами прокуратуры. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Главным управлением контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Главное управление, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Главного управления о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Главного управления документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Главное управление.
В ходе документарной проверки инспектор совершает следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
Пункт 36 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
36. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона о контроле по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении 1 субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) испытание;
8) экспертиза.
В случае получения Главным управлением от контролируемого лица изменений, внесенных в рабочую документацию, являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью проектной документации, Главное управление оценивает соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям измененной рабочей документации в части, в которой такая измененная рабочая документация является частью проектной документации.
37. При проведении документарной, выездной проверки должностное лицо Главного управления:
1) совершает действия, предусмотренные частью 2 статьи 29 Федерального закона о контроле;
2) принимает решения, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона о контроле.
38. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен начальником (заместителем начальника) Главного управления на основании мотивированного представления должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.
39. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
40. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемое лицо информируется должностным лицом Главного управления не позднее чем за 24 часа до начала контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 21 Федерального закона о контроле.
Пункт 41 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
41. В целях оценки риска при принятии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия применяются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
1) наличие на земельном участке, на котором планируется осуществить строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, указанного в части 1 статьи 54 ГрК РФ, работающей строительной техники для производства сваебойных, свайных работ, работающей стационарной техники для изготовления и применения бетонных смесей при отсутствии направленного застройщиком или техническим заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ;
2) непоступление от застройщика или технического заказчика в Главное управление извещения о начале работ в течение 90 календарных дней со дня получения копии разрешения на строительство, направленной в соответствии с частью 15 статьи 51 ГрК РФ;
3) получение от застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного программой проверок, по причине прекращения или приостановления контролируемым лицом работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства на период более чем шесть месяцев с даты поступления указанного извещения.
Порядок выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований включает в себя сбор, обработку, анализ, учет и систематизацию сведений о деятельности, действиях (бездействии) контролируемых лиц по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ (далее - сведения), имеющихся в Главном управлении и полученных без взаимодействия с этими лицами.
Главное управление в целях выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований использует сведения, полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведений, содержащихся в информационных ресурсах.
Пункт 42 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
42. Внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
Порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения установлен приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2021 года N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Главное управление для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона о контроле. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
43. Выборочный контроль осуществляется в соответствии с требованиями статьи 69 Федерального закона о контроле.
В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) получение письменных объяснений;
3) истребование документов;
4) инструментальное обследование.
44. По окончании контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 ГрК РФ, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона о контроле должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
Инспектор, осуществивший контрольное (надзорное) мероприятие, в пределах полномочий принимает меры, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона о контроле.
45. Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
В случае представления в Главное управление контролируемым лицом, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее 3 рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения, аргументированного ходатайства о продлении по уважительным причинам срока исполнения предписания с приложением документов, обосновывающих продление срока, а также подтверждающих принятие организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на объекте капитального строительства до устранения нарушений, указанных в предписании, Главное управление обязано рассмотреть такое ходатайство и в течение 5 рабочих дней со дня его получения уведомить контролируемое лицо, направившее ходатайство, о принятом решении.
Пункт 46 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
46. Акт, выданное на основании акта предписание, а также приложенные к акту, составленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) не позднее 3 рабочих дней со дня составления направляются контролируемому лицу в форме электронного документа посредством электронной почты, информационных систем, Единого портала, Портала Омской области или на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае, предусмотренном пунктом 9 настоящего Положения.
Пункт 47 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
47. В случае если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является истечение срока исполнения контролируемым лицом предписания, предметом такого контрольного (надзорного) мероприятия является исключительно исполнение выданного Главным управлением предписания.
Пункт 48 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
48. Документы, составляемые в рамках осуществления государственного надзора, в том числе при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, документы, их копии, полученные от контролируемого лица и иных источников, в том числе в порядке межведомственного взаимодействия, а также материалы, полученные по итогам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, подлежат учету и хранятся Главным управлением в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле. Указанные документы хранятся в том числе в автоматизированной информационной системе Омской области "Единая система электронного документооборота Омской области", на сервере Главного управления для хранения данных на файловом уровне.
Пункт 49 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
49. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Главным управлением проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле (далее - итоговая проверка), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 ГрК РФ (далее - заключение о соответствии), либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Главное управление выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, либо такие нарушения были устранены до дня окончания итоговой проверки.
Главное управление отказывает в выдаче заключения о соответствии в следующих случаях:
1) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, и такие нарушения не устранены до дня окончания итоговой проверки;
2) при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В таком случае Главное управление по согласованию с застройщиком или техническим заказчиком вносит изменение в программу проверок в части срока наступления события, указанного в подпункте 2 пункта 28 настоящего Положения.
50. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляется в форме электронного документа, подписывается инспектором (инспекторами), осуществлявшим выездную проверку, утверждается распоряжением Главного управления, и направляется застройщику (техническому заказчику) по адресу, указанному в извещении о начале работ либо посредством Единого портала и Портала Омской области, на которых размещена информация о предоставлении услуги или посредством почтового отправления в случае, предусмотренном пунктом 9 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней с даты завершения итоговой проверки.
51. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
52. Документы, составляемые и полученные при осуществлении государственного надзора, подлежат хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле.
IV. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ
53. Государственный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ не осуществляется.
Пункт 54 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
54. При получении Главным управлением сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, наличие которых является основанием проведения государственного надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле, инспектор последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58 и статьей 60 Федерального закона о контроле.
Пункт 55 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
55. Государственный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) выездная проверка;
3) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
4) выездное обследование.
56. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий инспектор совершает одно (или несколько) из следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
5) инструментальное обследование;
6) экспертиза.
57. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, принимается начальником (заместителем начальника) Главного управления.
Пункт 58 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
58. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт в соответствии со статьей 87 Федерального закона о контроле.
Акт, а также приложенные к акту подготовленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) не позднее 3 рабочих дней со дня составления направляются (вручаются) контролируемому лицу в форме электронного документа посредством электронной почты, информационных систем или на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае, предусмотренном пунктом 9 настоящего Положения.
Пункт 59 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
59. В случае если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия Главным управлением выявлено нарушение обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, Главным управлением после оформления акта предпринимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 ГрК РФ.
V. Обжалование решений Главного управления, действий (бездействия) его должностных лиц
60. Контролируемое лицо вправе обжаловать решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, акт, предписание, выданное по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, а также действия (бездействие) должностных лиц Главного управления в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьями 39 - 43 Федерального закона о контроле.
61. Жалоба подается контролируемым лицом на имя начальника Главного управления в электронном виде с использованием Единого портала либо Портала Омской области. Жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом на имя начальника Главного управления без использования Единого портала и (или) Портала Омской области посредством личного обращения в Главное управление либо заказным почтовым отправлением с уведомлением.
Прием жалоб в указанном случае осуществляется специалистами общего отдела Главного управления в соответствии с правилами делопроизводства, установленными в Главном управлении.
62. Жалоба на решения Главного управления, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Главным управлением.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
63. Жалоба подлежит рассмотрению Главным управлением в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы продляется на 20 рабочих дней в следующих случаях:
1) проведение в отношении должностного лица Главного управления, осуществившего контрольное (надзорное) мероприятие, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствие должностного лица Главного управления, осуществившего контрольное (надзорное) мероприятие, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка);
3) направление запроса в иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения жалобы.
64. По результатам рассмотрения жалобы начальником Главного управления принимается обоснованное решение, содержащее срок и порядок его исполнения.
Указанное решение размещается в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале либо Портале Омской области в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
В случае рассмотрения жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, решение по жалобе в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале либо Портале Омской области не размещается, но в течение одного рабочего дня со дня его принятия направляется заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением.
VI. Оценка результативности и эффективности деятельности Главного управления при осуществлении государственного надзора
65. Оценка результативности и эффективности деятельности Главного управления по государственному надзору осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона о контроле.
В систему показателей результативности и эффективности деятельности Главного управления при осуществлении государственного надзора входят:
ключевые показатели результативности, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в области строительства, по которым устанавливаются целевое (плановое) значение и достижение которых должно обеспечить Главное управление (далее - ключевые показатели);
индикативные показатели государственного надзора, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц (далее - индикативные показатели).
66. Ключевыми показателями являются:
1) доля пострадавших работников строительной сферы (далее - работники) в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в расчете на 1000 работников, где целевое значение показателя - 0,04;
2) доля объектов капитального строительства, получивших деформации или обрушение строительной конструкции всего здания, сооружения в целом по причине осуществления ненадлежащего государственного надзора, от общего количества поднадзорных объектов, находящихся в реестре Главного управления Омской области, на конец отчетного периода, где целевое значение показателя - 0.
Пункт 67 изменен с 24 марта 2022 г. - Постановление Правительства Омской области от 22 марта 2022 г. N 138-п
67. Индикативными показателями являются:
1) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
3) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
4) количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
5) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
6) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
7) количество предостережений, объявленных за отчетный период;
8) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
10) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
11) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
13) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
14) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
15) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия на конец отчетного периода;
16) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период;
17) количество жалоб, в отношении которых Главным управлением был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
18) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Главного управления либо о признании действий (бездействия) должностных лиц Главного управления недействительными, за отчетный период;
19) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Главного управления, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
20) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Главного управления, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
21) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного надзора и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
68. Главное управление ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном надзоре с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
Сведения об организации и осуществлении государственного надзора, доклад о государственном надзоре подписываются начальником (заместителям начальника) Главного управления, ответственным за их подготовку, и представляются в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - информационная система "Управление") с учетом методических рекомендаций, издаваемых Министерством экономического развития Российской Федерации, - до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Доклад о государственном надзоре подлежит размещению на официальном сайте Главного управления в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня представления такого доклада посредством информационной системы "Управление".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.