Решение Самарского областного суда от 16 августа 2021 г. N 3а-1/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "П." о признании недействующим нормативного правового акта в части, с участием прокурора Г.А.Н., представителя общества с ограниченной ответственностью "П." М.Я.А., представителя Думы городского округа Самары К.П.А., ООО СБД "Э." П.А.С., установил:
общество с ограниченной ответственностью "П." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия пункт 5.1 Приложения к Решению Думы г.о. Самары от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность за которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов" (в редакции, действовавшей в период с 1 октября 2017 по 6 мая 2020 года включительно) в части установления коэффициента вида использования земельных участков с видом разрешенного использования "Спорт" в Промышленном внутригородском районе города Самара.
В обоснование требований административный истец указал, что он является собственником нежилого здания - Дворец спорта с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N. Арбитражный суд Самарской области при рассмотрении дела NN пришел к выводу о том, что ООО "П." является арендатором указанного земельного участка по договору аренды земельного участка N 719, заключенного между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары и АООТ "А.". Размер арендной платы за земельный участок исчисляется на основании постановления Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N 308 "Об утверждении Порядка определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов" по формуле с использованием кадастровой стоимости, коэффициента вида использования земельного участка, утверждаемого правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, коэффициента инфляции расчетного года, определяемого исходя из минимального уровня инфляции, устанавливаемого в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области. Оспариваемым нормативным правовым актом, действовавшим до внесения в него изменений Решением Думы г.о. Самары от 30 апреля 2020 года N 521, вступившим в силу с 7 мая 2020 года, для расчетов арендной платы за земельные участки под объектами физкультуры и спорта в Промышленном районе г. Самары применялся коэффициент вида использования земельного участка, равный 0,0733271. Полагает, что применяемый коэффициент не имеет экономического обоснования с учетом факторов доходного земельного участка, коэффициенты вида использования земельных участков под спорт в два раза выше, чем под магазинами, в Промышленном районе коэффициент для объектов спорта в два раза выше, чем в Куйбышевском районе, что создает преимущества одним хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность, перед другими и может повлечь ограничение конкуренции и нарушает права административного истца по оплате арендной платы в размерах, определенных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности М.Я.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Думы г.о. Самары К.П.А. в судебном заседании исковые требования не признал, полагает, что оспариваемое в части решение Думы принято компетентным органом в пределах полномочий с соблюдением процедуры его принятия, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, экономическое обоснование коэффициентов видов использования земельных участков имеется, оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца, на дату обращения в суд с заявленными требованиями оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу в связи с внесением в него изменений, поэтому производство по делу должно быть прекращено.
Представитель заинтересованного лица ООО "СБД "Э." П.А.С. заявленные требования не признал, указал, что с заключением судебной экспертизы не согласен, представил на него письменные возражения.
Глава городского округа Самары, Департамент управления имуществом г.о. Самары, привлеченные по делу в качестве заинтересованных лиц, не направили в суд своих представителей.
Относительно заявленных требований Дума г.о. Самары, Департамент управления имуществом г.о. Самары, Глава г.о. Самары представили письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, в частности: принцип экономической обоснованности, который предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляемым деятельность на таком земельном участке.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Пунктом 5.1 Приложения к Решению Думы городского округа Самары от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность за которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов" установлен коэффициент вида использования земельных участков с видом разрешенного использования "Спорт" в Промышленном внутригородском районе города Самара в размере 0,0733271.
Решение Думы г.о. Самары от 25 июля 2017 года N 219 официально опубликовано в издании "Самарская Газета" N 109 (5851), 29.07.2017 года.
Решением Думы г.о. Самары от 30 апреля 2020 года N 521 "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самары от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов", пункт 5.1 Приложения к Решению Думы N 218 от 25 июля 2017 изложен в новой реакции согласно приложению к настоящему Решению.
Решение Думы г.о. Самары от 30 апреля 2020 года N 521 вступило в законную силу 7 мая 2020 года.
Несмотря на то, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт был изменен, он применяется и затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку в настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда Самарской области находится иск Департамента управления имуществом г.о. Самары к ООО "П." о взыскании задолженности за неосновательное пользование земельным участком за период с 1 октября 2017 года по 6 мая 2020 года с применением коэффициента, установленного оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с положениями пункта 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Применяя вышеуказанную норму закона, суд определением от 11 июня 2020 года отклонил ходатайство Думы г.о. Самары о прекращении производства по делу.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "П." является собственником нежилого здания - Дворца спорта с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, и в связи с этим является плательщиком арендной платы за используемый им земельный участок.
Размер арендной платы за земельный участок исчисляется на основании постановления Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N 308 "Об утверждении Порядка определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов" по формуле с использованием кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января расчетного года, коэффициента вида использования земельного участка, утверждаемого оспариваемым нормативным правовым актом, в размере 0,0733271.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
По заданию Департамента управления имуществом г.о. Самары ООО "СБД "Э." 16 июня 2017 года выполнено Аналитическое исследование, объектом исследования которого явился анализ факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков в зависимости от места расположения земельного участка с экономическим обоснованием применения коэффициентов для определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Промышленного внутригородского района городского округа Самары.
На страницах 153, 157 Аналитического исследования применительно к Промышленному внутригородскому району городского округа Самара приведено обоснование величин коэффициента вида использования земельного участка, применяемого для исчисления арендной платы за землю на территориях внутригородских районов г.о. Самары, под спорт в размере 0,0733271.
Для обоснования величины указанного коэффициента использовались следующие показатели: рыночная стоимость 1 кв. м земельного участка с наименованием вида разрешенного использования земельного участка "Спорт" в размере 1075,20 руб., коэффициент капитализации вида разрешенного использования земельного участка "Спорт" в размере 5,106%, кадастровая стоимость земельного участка вида разрешенного использования земельного участка "Спорт" в размере 635,24 руб., коэффициент инфляции в размере 1,1786.
На страницах 22, 23 Аналитического исследования приведены средние значения соотношения удельных рыночных цен с различными видами разрешенного использования земельных участков, аналогичных по остальным параметрам, при этом для обоснования рыночной стоимости 1 кв. м земельного участка с наименованием вида разрешенного использования "Спорт" вместо вида разрешенного использования "размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины), в том числе водным (причалы и сооружения. необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря") ошибочно был использован вид разрешенного использования земельного участка "размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий", что привело к некорректному обоснованию коэффициента вида использования земельного участка (Кв), применяемого для исчисления арендной платы за землю.
На страницах 36-41, 134, 140 Аналитического исследования приведено обоснование коэффициента капитализации для земельного участка с наименованием вида разрешенного использования "Спорт" в размере 5,11%.
На страницах 42, 43 этого исследования приведена сводная ведомость расчетов средних удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в г.о. Самаре в разрезе районов города.
Для обоснования кадастровой стоимости 1 кв. земельного участка с наименованием вида разрешенного использования "Спорт" вместо вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" в Аналитическом исследовании ошибочно использован вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения", что также привело к некорректному обоснованию коэффициента вида использования земельного участка (Кв), применяемого для исчисления арендной платы за землю.
В Аналитическом исследовании коэффициент инфляции указан в размере 1,1786, между тем его расчетное обоснование в нем отсутствует.
Ки - коэффициент инфляции расчетного периода, определяемый исходя из максимального уровня инфляции (потребительских цен), устанавливаемого в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области. Коэффициент инфляции на расчетный год определяется как произведение соответствующих максимальных планируемых ежегодных показателей инфляции (индекс потребительских цен, декабрь в декабрю) по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом утверждения государственной кадастровой оценки для соответствующей категории земель, по расчетный год.
По состоянию на 16.06.2017 года коэффициент инфляции расчетного года должен был определяться на основании размеров индексов инфляции, установленных Постановлениями Правительства Самарской области от 30.10.2013 N 580, от 29.10.2014 N 661, от 22.10.2015 N 666, от 26.10.2016 N 614: на 2014 год (105,0%), на 2015 год (105,5%), на 2016 год (106,4%), на 2017 год (104,0%) и составлять 1,2258 (1,050 х 1,055 х 1,064 х 1,040).
Некорректное значение коэффициента инфляции также привело к необоснованному коэффициенту вида использования земельного участка, применяемого при исчислении арендной платы за землю.
Указанные обстоятельства подтверждены заключением судебной экспертизы N от 19 июля 2021 года, выполненной обществом с ограниченной ответственностью "Территориальное агентство оценки", в котором содержится вывод том, что коэффициент вида использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в размере 0,0733271 на основании Аналитического исследования, выполненного ООО СБД "Э." от 16 июня 2017 года, не является экономически обоснованным; экономическое обоснование коэффициента вида разрешенного использования земельных участков с видом разрешенного использования "Спорт" в Промышленном внутригородском районе г. Самары по состоянию на 16 июня 2017 года составляет 0,02159.
Эксперт С.А.В. подтвердил выводы выполненного им экспертного заключения в судебном заседании и указал, что выявленные им три грубые ошибки в Аналитическом исследовании привели к искажению коэффициента вида использования земельных участков с разрешенным использованием "Спорт" в три раза.
То обстоятельство, что эксперт в своем заключении сослался на то, что коэффициент вида использования земельных участков в размере 0,0733271 нарушает принцип учета необходимости поддержки социально-значимых видов деятельности, учитывать который не входит в компетенцию Думы, не опровергает ошибки, допущенные в Аналитическом исследовании и выявленные экспертом.
Также не могут быть приняты во внимание ссылки Думы городского округа Самары на заключение экспертизы от 27 марта 2020 года, которым установлено, что в Аналитическом исследовании содержится многофакторный анализ оценки характеристик, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Заключением эксперта, выполненным 27 марта 2020 года Союзом "Торгово-промышленная палата Самарской области" в рамках рассмотрения Арбитражным судом дела N сделан вывод о том, что аналитические исследования, выполненные специалистами ООО "И.", ООО АФ "С.", ООО "СБД "Э.", содержат по каждому из 9 внутригородских районов городского округа Самара анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, позволяющие установить коэффициенты видов использования земельных участков по определению размера арендной платы за использование земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков.
Однако, экспертом Союза "Т." не были выявлены в Аналитических исследованиях факты использования недостоверных данных и арифметических ошибок, установленных экспертом ООО "Т.", которые существенно повлияли на определение коэффициента использования земельных участков с разрешенным использованием "Спорт".
Вопреки доводам представителя ООО "СБД "Э." в экспертном заключении приведено обоснование и подробный расчет коэффициента инфляции на дату 16.06.2017 года, по годам начиная с 2014 года (года, следующего за принятием Правительством Самарской области постановления N 610 от 13.11.2013 года об утверждении кадастровой стоимости земель населенных пунктов).
Доводы ООО "СБД "Э." о том, что при ответе на второй вопрос в связи с использованием экспертом при измерении доходности земельных участков им использованы средние показатели рыночной стоимости земли только в трех районах города: Советском, Кировском и Октябрьском районах, а среднее значение - по всему городскому округу Самары, не свидетельствуют об ошибочности выводов эксперта.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установление коэффициента вида целевого использования земельного участка не отвечает принципу экономической обоснованности.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требование административного истца о признании недействующим пункта 5.1 Приложения к Решению Думы г.о. Самары от 25 июля 2017 года N 218 в части установления коэффициента вида разрешенного использования земельных участков 0,0733271 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "Спорт" в Промышленном внутригородском районе г. Самары подлежит удовлетворению.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Оспариваемый нормативный правовой акт применялся длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, физических лиц, поэтому признание его недействующим со дня принятия, как об этом просит административный истец, не будет отвечать интересам лиц, в отношении которых он применялся.
С 7 мая 2020 года в оспариваемый нормативный правовой акт внесены изменения, в связи с этим недействующим его следует признать с 6 мая 2020 года.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что решение суда состоялось в пользу административного истца, уплаченная при подаче административного иска государственная пошлина в размере 4500 руб. подлежит взысканию административного ответчика - Думы городского округа Самары.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "П." удовлетворить частично.
Признать недействующим с 6 мая 2020 года пункт 5.1 Приложения к Решению Думы городского округа Самара от 25 июля 2017 года N 218 "Об утверждении коэффициентов видов утверждении коэффициентов видов использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность за которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в аренду без торгов" в части установления коэффициента вида использования земельных участков с видом разрешенного использования "Спорт" в Промышленном внутригородском районе г. Самары в размере 0,0733271.
Взыскать с Думы городского округа Самары в пользу общества с ограниченной ответственностью "П." государственную пошлину в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 16 августа 2021 г. N 3а-1/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании