Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 ноября 2021 г. N 500
"О региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл"
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и подпунктом 4.2 статьи 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 марта 2015 г. N 114 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 11 марта 2015 г., N 11032015040079), кроме пункта 2;
пункт 29 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2016 г. N 602 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 29 декабря 2016 г., N 29122016040333);
постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 декабря 2017 г. N 465 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 марта 2015 г. N 114" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 25 декабря 2017 г., N 22122017040348).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением раздела VII Положения, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, который вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 25 ноября 2021 г. N 500
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл (далее - государственный контроль (надзор).
Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (далее - контролируемые лица).
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, защитных зон объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также исторических поселений (за исключением расположенных на их территориях отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая:
требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия;
требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель;
требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных региональными органами охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия;
требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению;
требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения либо требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ;
требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ЕГРОКН), выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, работ по использованию лесов и иных работ, в том числе меры, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - обязательные требования).
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее - Министерство).
4. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее - министр);
б) заместитель министра, в ведении которого находятся вопросы государственного контроля (надзора);
в) должностные лица Министерства, должностным регламентом которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора).
5. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются министр либо лицо, исполняющее обязанности министра.
6. Должностные лица Министерства, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - инспекторы) в соответствии с полномочиями, предусмотренными должностными регламентами, осуществляют права и несут обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ), а также статьей 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
7. Министерством в соответствии с частью 2 статьи 16 и частью 5 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ ведется учет объектов контроля, в том числе с использованием ведомственной информационной системы.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета Министерство использует информацию, содержащуюся в ЕГРОКН, информацию, получаемую в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
8. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
9. Министерство при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска:
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) низкий риск.
Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска согласно приложению к настоящему Положению и утверждается приказом Министерства.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
10. Профилактические мероприятия осуществляются инспекторами в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков).
Программа профилактики рисков ежегодно утверждается министром в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в течение 5 календарных дней со дня утверждения.
При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
Информирование
11. Министерством осуществляется информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Обобщение правоприменительной практики
12. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.
Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
13. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в течение 3 календарных дней со дня его утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Министерства о состоянии государственного контроля (надзора).
Объявление предостережения
14. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
15. Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
16. В возражении указываются:
а) наименование контролируемого лица;
б) дата и номер направленного предостережения;
в) обоснование своей позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействий) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
г) желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения.
17. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Министерство или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, или иными указанными в предостережении способами.
18. В течение 20 рабочих дней со дня получения возражения Министерство направляет контролируемому лицу ответ одним из способов, позволяющим подтвердить направление такого ответа.
Консультирование
19. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
20. Должностные лица Министерства осуществляют консультирование по следующим вопросам:
а) организация и осуществление государственного контроля (надзора);
б) предмет государственного контроля (надзора);
в) критерии отнесения объектов контроля к категориям рисков;
г) состав и порядок осуществления профилактических мероприятий;
д) соблюдение обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия;
е) порядок обжалования решений Министерства.
21. Консультирование осуществляется должностным лицом Министерства по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
22. Время консультирования по телефону посредством видеоконференцсвязи, при личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
23. По итогам консультирования информация в письменной форме не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа.
24. В случае поступления в Министерство 5 и более однотипных обращений от контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" письменных разъяснений, подписанных министром.
Профилактический визит
25. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
26. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемого лица, приступающего к осуществлению деятельности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом оно должно уведомить об отказе Министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения обязательного профилактического визита.
Министерство предлагает проведение обязательного профилактического визита контролируемым лицам не позднее чем в течение одного года с даты наступления обстоятельств, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом министру (заместителю министра) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
27. При осуществлении государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
28. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные статьей 56 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
Общие требования к проведению и организации контрольных (надзорных) мероприятий установлены статьями 65 и 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
29. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в порядке, предусмотренном статьями 70 - 75 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, для соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
30. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (за исключением документарной проверки) могут проводится# только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования в порядке, установленном приказом Генерального прокурора от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
31. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерство использует следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
а) неисполнение контролируемым лицом в установленные сроки отдельных пунктов состава (перечня) работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН;
б) непринятие контролируемым лицом мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, указанных в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований;
в) поступление в Министерство информации:
о фактах, указывающих на ненадлежащее содержание объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, выявленного объекта культурного наследия и его территории в соответствии с требованиями статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ при отсутствии подтвержденных данных о лице (лицах), ответственном за данные нарушения;
о фактах, указывающих на проведение работ, подготовку к проведению работ на объекте культурного наследия, включенном в ЕГРОКН, выявленном объекте культурного наследия при отсутствии в уполномоченном органе информации о выдаче предусмотренного статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ разрешения на проведение таких работ;
о нарушении требований, предусмотренных статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, выявленного объекта культурного наследия, в том числе требований о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на их проведение;
о нарушении требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия, включенному в ЕГРОКН;
о нарушении требований к обеспечению доступности для инвалидов объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, являющегося объектом социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, и предоставляющими услуги;
о нарушении требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения либо требований особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
о неисполнении требований статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, работ по использованию лесов и иных работ;
о фактах, указывающих на проведение, подготовку к проведению земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, работ по использованию лесов и иных работ на землях, расположенных в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, и в отношении которых у уполномоченного органа отсутствует информация о наличии (отсутствии) на данных землях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, без проведения в установленном порядке историко-культурной экспертизы таких земель.
32. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся инспекторами на основании заданий министра, включая задания, содержащиеся в планах работы Министерства, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Порядок выдачи и форма заданий, порядок оформления результатов контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия утверждаются приказом Министерства.
33. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок. Порядок формирования и изменения программы проверок установлен пунктами 45-51 настоящего Положения.
34. К проведению контрольных (надзорных) мероприятий могут при необходимости привлекаться специалисты, эксперты и экспертные организации в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
35. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство заявление о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
а) смерть близких родственников (родители, супруг, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки) или близких родственников супругов;
б) болезнь контролируемого лица или необходимость присмотра за больными супругом, детьми, родителями;
в) осуществление в отношении контролируемого лица уголовного преследования при избрании в отношении него меры пресечения, связанной с ограничением свободы передвижения;
г) исполнение контролируемым лицом решения суда о назначении ему административного или уголовного наказания, связанного с невозможностью его присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт наличия (наступления) обстоятельств, указанных в настоящем пункте.
При удовлетворении указанного заявления лица Министерством проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения указанных в заявлении контролируемого лица обстоятельств, препятствующих его присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
36. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предполагающего осуществление контрольных (надзорных) действий, связанных с посещением жилого помещения, занимаемого физическим лицом, дата и время такого посещения должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом.
Согласование даты и времени посещения жилого помещения осуществляется посредством направления занимающему его физическому лицу извещения о посещении (далее - извещение о посещении) не менее чем за три рабочих дня до дня посещения любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение адресатом указанного извещения.
Физическое лицо, которое занимает жилое помещение, при получении извещения о посещении обеспечивает инспектору и привлекаемым им для участия в контрольном (надзорном) мероприятии лицам беспрепятственный доступ в жилое помещение для осуществления контрольных (надзорных) действий в рамках такого мероприятия.
В случае несогласия с указанными в извещении датой и (или) временем посещения жилого помещения физическое лицо, занимающее данное жилое помещение, в течение одного рабочего дня со дня получения извещения о посещении уведомляет об этом Министерство любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение адресатом такого уведомления и предлагает иные дату и время посещения. Предлагаемые дата и время посещения жилого помещения должны соответствовать графику рабочего времени уполномоченного органа. Информация о возможности и порядке направления физическим лицом такого уведомления, а также о графике рабочего времени уполномоченного органа должна содержаться в извещении о посещении.
В случае, если занимающее жилое помещение физическое лицо, не являющееся собственником такого помещения, уклоняется от предоставления доступа в жилое помещение для осуществления контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор вправе требовать обеспечение доступа в жилое помещение у собственника такого помещения.
Контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые в рамках государственного контроля (надзора)
37. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать один рабочий день.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр в порядке, установленном статьей 76 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (далее - осмотр);
опрос в порядке, установленном статьей 78 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (далее - опрос);
получение письменных объяснений в порядке, установленном статьей 79 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (далее - получение письменных объяснений);
истребование документов в порядке, установленном статьей 80 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (далее - истребование документов);
инструментальное обследование в порядке, установленном статьей 82 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (далее - инструментальное обследование).
Контролируемое лицо обязано обеспечить беспрепятственный доступ инспектора на объекты контроля.
38. Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
Рейдовый осмотр может проводиться с участием специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
Взаимодействие с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра проводится в пределах одного рабочего дня.
При проведении рейдового осмотра инспекторы вправе взаимодействовать с находящимися на охраняемых объектах и территориях гражданами.
Правообладатели объектов культурного наследия и (или) контролируемые лица, находящиеся на охраняемых объектах и территориях, на которых проводится рейдовый осмотр, обязаны обеспечить инспекторам в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ к охраняемым объектам (включая все помещения, кроме жилых) и территориям, указанным в решении о проведении рейдового осмотра.
В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте составляет акт в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение.
39. Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Министерства.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
40. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Министерства или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
экспертиза.
Порядок проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи, применения иных способов фиксации доказательств
41. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми им к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, могут применяться персональные компьютеры, съемные электронные носители информации, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи), механические и электронные средства измерения (далее - технические средства).
Решение о применении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, использовании технических средств при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором самостоятельно, за исключением случаев, когда обязательное их применение (использование) предусмотрено Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и (или) настоящим Положением.
Видеозапись может осуществляться посредством любых технических средств, имеющихся в распоряжении инспектора и лиц, привлекаемых им к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
При отсутствии возможности осуществления видеозаписи применяется аудиозапись проводимого контрольного (надзорного) мероприятия.
42. Аудио- и (или) видеозапись осуществляется открыто, с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
43. Результаты фотосъемки, аудио- и видеозаписи, применения технических средств могут оформляться приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
44. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Порядок формирования программы проверок
45. Программа проверок формируется Министерством на основании:
а) разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданного Министерством;
б) на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
При возникновении одного из указанных в настоящем пункте оснований инспектор, в должностные обязанности которого входит осуществление государственного контроля (надзора) в отношении данного объекта, в течение 3 рабочих дней готовит программу проверки и представляет ее на утверждение министру в установленном порядке.
46. Программа проверок, а также изменения в нее утверждаются приказом Министерства. Программа проверок должна содержать следующие сведения:
а) наименование и регистрационный номер объекта культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения в соответствии с ЕГРОКН, наименование выявленного объекта культурного наследия в соответствии с перечнем выявленных объектов культурного наследия, формируемым Министерством в установленном порядке;
б) сведения о месте нахождения объекта культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), сведения о виде объекта;
в) сведения о правообладателе(лях) объекта культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия;
г) реквизиты разрешения(ний) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, получивших разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
д) вид контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в рамках программы проверок;
е) количество и (или) периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в рамках программы проверок.
Вид, количество и (или) периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных программой проверок, определяются исходя из срока действия разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, указанного в разрешении вида работ по сохранению объекта культурного наследия, а также в зависимости от состава работ по сохранению объекта культурного наследия, указанных в охранном обязательстве.
Форма программы проверок утверждается приказом Министерства.
47. На основании выданного разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия могут проводится# контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом:
рейдовый осмотр;
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка.
На основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством, могут проводиться как контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом (рейдовый осмотр, инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка), так и мероприятия без взаимодействия (выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований).
48. В случае осуществления на объекте культурного наследия, включенном в ЕГРОКН, выявленном объекте культурного наследия работ по сохранению несколькими лицами составляется единая программа проверок, включающая в себя сведения обо всех данных лицах.
49. Программа проверок в течение 1 рабочего дня после утверждения подлежит размещению на официальном сайте Министерства в сети "Интернет". Копия приказа об утверждении программы проверок, а также копия приказа о внесении изменений в него в течение 3 рабочих дней со дня утверждения подлежит направлению контролируемому лицу по адресу электронной почты или почтовым отправлением (в случае направления на бумажном носителе).
50. В случае, если в отношении объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, выявленного объекта культурного наследия Министерством утверждена программа проверок по основанию выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и выдано новое разрешение на проведение работ по сохранению того же объекта, в том числе лицу, ранее в программе проверки не указанному, в программу проверки вносятся соответствующие изменения (дополнения) в части сведений об этом разрешении (лице).
В случае если по разрешению(ям) на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, послужившему(им) основанием для формирования программы проверок осуществлена приемка работ в соответствии с пунктом 10 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, последующие разрешения на проведение работ по сохранению, выданные в отношении того же объекта, являются основанием для формирования новой программы проверок.
51. Основаниями для внесения изменений в программу проверок также являются:
а) изменение сведений о правообладателях объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, выявленных объектах культурного наследия, о лицах, получивших разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
б) приостановка работ по сохранению объектов культурного наследия;
в) иные обстоятельства, в результате которых проведение проверок в соответствии с ранее утвержденной программой является невозможным.
Внесение изменений в программу проверок и информирование заинтересованных лиц о внесенных изменениях осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения программы проверок.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
52. Инспектором по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
53. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
54. В случае, если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
55. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
56. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
57. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом инспектор в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учитывая права, установленные частью 6 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ, обязан принять меры, указанные в части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
VI. Досудебный порядок подачи жалобы
58. Подача жалобы в досудебном порядке осуществляется в соответствии главой 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
59. При обжаловании решений, принятых должностными лицами Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства жалоба рассматривается министром.
60. При обжаловании решений Министерства, действий (бездействия) министра жалоба рассматривается Правительством Республики Марий Эл.
61. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
62. Рассмотрение жлобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны, на бумажном носителе.
Раздел VII Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VII. Ключевые и индикативные показатели государственного контроля (надзора)
63. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) и его целевым значением является доля объектов культурного наследия, которым причинен ущерб, от общего количества объектов культурного наследия, находящихся на территории Республики Марий Эл, за отчетный период - не более 10%. Снижение данного показателя характеризует повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.
64. К индикативным показателям государственного контроля (надзора) относятся:
а) доля выданных предостережений;
б) доля заявлений Министерства, направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано;
в) доля контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых были признаны недействительными;
г) доля выполнения утвержденного плана проведения профилактических мероприятий.
Приложение
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
за состоянием, содержанием,
сохранением, использованием,
популяризацией и государственной
охраной объектов культурного
наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской
Федерации регионального значения,
объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации
местного (муниципального) значения,
выявленных объектов культурного
наследия на территории
Республики Марий Эл
Критерии
отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл к категориям риска
1. Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл в целях осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл (далее - государственный контроль (надзор) относит объекты контроля к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска).
При определении критериев риска учитываются оценка тяжести вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также потенциальный риск наступления негативных событий, связанных с неисполнением контролируемым лицом обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования).
Основными критериями оценки являются задачи государственной охраны объектов культурного наследия, установленные Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
2. Объекты контроля могут быть отнесены к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
категория высокого риска;
категория значительного риска;
категория низкого риска.
С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая государственному контролю (надзору), разделяется на группы тяжести (далее - группы тяжести).
3. К группе тяжести "А" относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по соблюдению обязательных требований в отношении объектов культурного наследия регионального значения.
4. К группе тяжести "Б" деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по соблюдению обязательных требований в защитных зонах объектов культурного наследия регионального значения, в зонах охраны объектов культурного наследия регионального значения, в исторических поселениях.
5. К группе тяжести "В" деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по соблюдению обязательных требований в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в зонах охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в защитных зонах объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
6. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая государственному контролю (надзору), разделяется на группы вероятности "1", "2" и "3" (далее - группы вероятности).
7. К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии 2 и более вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания, за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.13 и 7.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение 12 месяцев, предшествовавших дате принятия решения о присвоении или об изменении категории риска.
8. К группе вероятности "2" относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц при наличии предписания об устранении нарушений обязательных требований, не связанных с привлечением к административной ответственности, выданного в течение 36 месяцев, предшествовавших дате принятия решения о присвоении или об изменении категории риска.
9. К группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых лиц при отсутствии признаков, установленных пунктами 7 и 8.
10. Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно таблице.
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Высокий риск |
А Б |
1 1 |
Значительный риск |
А Б В В |
2 2 1 2 |
Низкий риск |
А Б В |
3 3 3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 ноября 2021 г. N 500 "О региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Марий Эл"
Вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением раздела VII Положения, который вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 25 ноября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 ноября 2021 г. N 1200202111260001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 июля 2023 г. N 347
Изменения вступают в силу с 1 августа 2023 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 декабря 2022 г. N 584
Изменения вступают в силу с 9 января 2023 г.